Представлен на НОУ 2016. Школьный очный этап- 2 место. Заочный муниципальный этап-2 место,очный -ожидаются результаты
Вложение | Размер |
---|---|
slet_nou_proekt_zhen_trad_kost_-_kopiya.docx | 1.4 МБ |
2_proekt_trad_zhen_kost_him_vosstanovlen.pptx | 1.76 МБ |
Слайд 1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ общеОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 25» ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. Образ ЖЕНСКого КОСТЮМа ХАНТЫ И МАНСИ В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУР. ( на примере изготовления национального костюма для школьного музея и театральной деятельности). Выполнили: Мурадова Кристина – 7А кл ., Гвоздева Арина - 7А кл ., Балаева Диана- 7А кл . Руководитель: Гильманова Лариса Ивановна, педагог ДО 2016 г. НижневартовскСлайд 2
« Как отдельные человеческие личности, так и целые нации стоят перед задачей гармонически восполнять друг друга, не утрачивая своего оригинального своеобразия, а наоборот, выявляя его в предельной полноте» (Соловьев В.С.) ХХI век – век культуры мира. Переход в третье тысячелетие ознаменован глобальными переменами в экономической, политической, духовной, социо -культурной сферах человеческого бытия. Человечество стоит перед важнейшим вопросом сохранения мира, нахождение путей прекращения межнациональных и межгосударственных конфликтов. Поэтому прогрессивные международные организации (ООН, ЮНЭСКО) выступают с новыми инициативами по сохранению мира, разработав программу-концепцию ХХI века – века Культуры Мира.
Слайд 3
Цель культуры мира – построение такого общества, в котором все богатое разнообразие культур существовало бы в атмосфере взаимопонимания, терпимости и солидарности. Цели мероприятий, связанных с культурой мира могут быть сформулированы как: 1.Признание культуры мерой развития личности и общества в целом. 2.Укрепление своеобразия национальных культур и их обогащение. 3.Приобщение к культуре широких слоев населения. 4.Развитие международного сотрудничества в области культуры
Слайд 4
Вопросам возрождения и сохранения национальных культур посвящена культурная политика России . В связи с этим, все ощутимее становится интерес к традиционной материальной культуре малых народов и, в немалой степени, к этнокультуре коренных народов Севера. Важными культурно-историческими свидетельствами правил гармоничного взаимоотношения с природой, норм социальной жизни, нравственных и эстетических координат человеческой жизни являются подлинные произведения народного искусства. Яркий тому пример – костюм Ханты и Манси – самобытное явление национальной и мировой культуры, сконцентрировавший многовековой опыт народа. Народный костюм является системой, комплексом элементов, характерной для определенной местности и отражающий все аспекты культуры этноса. Он отличается своеобразием кроя, композиционно-пластических решений, цветовой гаммы, декора, составом костюма, характером ношения, целостностью восприятия. Отражение его характерных черт определили одно из перспективных направлений в моде – этностиль , воплощающий в себе единство взаимодействия традиционного костюма и современной моды.
Слайд 5
Исторические сведения об этнокультуре коренных народов Севера Как этнос Манси сложились в результате слияния местных племен уральской неолитической культуры и угорских племен, двигавшихся во втором-первом тысячелетии до н.э. с юга через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана. Двухкомпонентность (сочетание культур таежных охотников и рыболовов и степных кочевников-скотоводов) в культуре народа сохраняется и поныне. Первоначально Манси жили на Урале и его западных склонах, но с появлением в тех местах коми и русских, в XI-XIV вв. переселились в Зауралье. В XVIII в. манси формально были обращены в христианство. Традиционная культура носит типично таежный облик, хозяйство комплексное.
Слайд 6
Традиционная женская одежда - платье на кокетке, халат хлопчатобумажный или суконный, зимой сахи - двойная меховая шуба. Одежда была богато орнаментирована бисером, аппликацией, цветным сукном и меховой мозаикой. Большой платок с широкой каймой и бахромой, сложенный неравным треугольником, носили наброшенным на голову и плечи, со свободно свисающими концами на груди. Концом платка женщина (как и у Хантов) закрывала лицо в присутствии мужчин - старших родственников мужа (свекре, старшем брате, дяде и др.) или зяте (обычай избегания). Мужчины надевали рубахи, по покрою похожие на женские платья, штаны и пояса, к которым подвешивали мешочки и футляры с охотничьим снаряжением. Верхняя одежда из сукна или оленьих шкур - глухая с капюшоном (малица, гусь). Женские рубахи южных групп Хантов и Манси были туникообразного покроя, из крапивного и льняного холста; их вышивали крестом синей и красной шерстью. Рубахи у северных групп Хантов и Манси были русского покроя; их шили из различных тканей, с прямым разрезом на груди. Бытовавшие у них платья были татарского покроя, с кокеткой и широким воланом. У рубах восточных Хантов широкий отложной воротник, обшлага и ластовицы делались из иного материала, чем вся рубаха. С прекращением производства крапивного холста южные ханты стали шить платья, кофты и юбки такие же, как и местные русские крестьяне, причем юбки делали очень широкие.
Слайд 7
Основные аспекты проектного исследования Для работы над проектом по созданию современного сценического костюма на основе традиционного, необходимо определить следующие задачи: - проанализировать и систематизировать данные искусствоведческих, этнографических и культурологических источников в отношении традиционного костюма Ханты и Манси; - выявить художественные традиции национального костюма;
Слайд 8
Цель исследования осуществление проектного синтеза традиционной и универсальной культур в дизайне одежды. в ыявление взаимодействия традиционного костюма и современной моды в области сценического костюма .
Слайд 9
Задачи исследования: - рассмотреть костюм в контексте традиционной культуры народов Ханты и Манси; - изучить феномены традиционного костюма Ханты и Манси; - осуществить проектный синтез культур, применив методику реализации дизайн-проекта по созданию сценического костюма для школьной постановочной деятельности, экспоната школьного музея; -провести апробацию проектной деятельности в практической ее части; - доказать важность применения результатов разработанной проектной деятельности как процесса синтеза культур .
Слайд 10
Объект исследования - традиционная одежда, как уникальное поликультурное явление «соприкасающееся» с человеком и его компоненты, принадлежащие разным культурам - традиционного костюма и современной моды.
Слайд 11
Работа над исследовательским проектом ВЕЛАСЬ на основе алгоритма принятых международных творческих проектов по схеме: 1. Студия - участниками проекта была собрана, проанализирована и предложена концепция проектной деятельности в режиме «мозговой штурм». Путем дискуссий, голосования, адаптации к конкретным целям проекта и условиям деятельности выбраны идеи для реализации творческого воплощения. 2. Мастерская – деятельность, направленная на воплощение проекта в итоговый продукт исследовательской, проектной, творческой деятельности, в результате которой идея (концепция, гипотеза) воплощается в конкретный творческий, социо - культурной продукт .
Слайд 12
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ЭЛЕМЕНТОВ ЖЕНСКОГО КОСТЮМА НАРОДОВ ХАНТЫ И МАНСИ № п/п Элементы костюма Манси Ханты 1. Края кокетки. Скошены к груди. Прямые. 2. Ластовица. Выкраивают меньше. Выкраивают крупнее. 3. Воротничок. Стоечкой. Отложной. 4. На манжетах узоры в виде полосок- Чаще всего по 3. До 10, расположены по две,по три. 5. Цвета полосок. Нашивают одного цвета. Предпочитают чередовать белый с красным или др. контрастными цветами. 6. Промежутки между полосками. Промежутки больше, чем ширина полоски. Равны ширине полоски. 7. Любимый узор. Пакпал - Треугольник . Вон шовр пал- Лапки взрослого зайца Сюканы - Змейка; Аси вой ох- Головка небесной гусеницы; Айшоврпаль - ушки молодого зайчика. 8. Украшение орнаментом. Подол, манжеты, воротник. Воротник, как правило, не расшивают.
Слайд 13
Результат ( экспозиция, сцена, подиум ) процесс демонстрации результатов проектной деятельности; а налитическая деятельность, корректировка и дополнение элементов костюма в процессе апробационно - демонстрационной деятельности.
Слайд 14
Заключение. В результате научно-исследовательской, аналитической деятельности, творческой переработки первоисточника – традиционного женского костюма коренных народов Севера выполнен образ синтезированного костюма (платья-рубахи, головного убора, съемного нагрудного украшения) для просветительской, воспитательной, образовательной деятельности учреждения, применимого в качестве экспоната школьного музея, а также сценического костюма для школьных театрализованных и культурно-массовых мероприятий.
Слайд 15
Результатом работы над проектом так же можно считать: - мотивацию участников проектной деятельности на дальнейшую исследовательскую деятельность, направленную на изучение традиционных культур коренных народов Севера, культур народов, населяющих регион, что соответствует направлению деятельности пилотных площадок учебного учреждения; - мотивацию проектной, творческой деятельности в рамках дополнительного образования, как расширение и углубления рамок предпрофильной подготовки ; - изготовление непосредственного предмета материальной культуры , как синтеза взаимодействия традиционной и европейской культур, образа традиции и современности, применимого в качестве музейного экспоната и предмета общественно-просветительской, социальной, культурно-массовой деятельности; - заинтересованность участников в продолжении творческой доработки костюма- трансформера путем дополнения в виде аксессуаров, фурнитуры, съемных элементов костюма, на основании потребности.
Слайд 16
Список использованной литературы и интернет ресурсов. 1 . Айпин Еремей, Кровавый лед. Сага о Хантах Югры, кинофильм по произведениям Еремея Айпина . Х-М, 2000 г. 2. Богордаева А.А., Традиционный костюм обских угров , - Новосибирск: Наука, 2006. 3. Ерныхова Е., Декоративно-прикладное искусство хантов и манси в школе., Комитет по образованию Администрации Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа — Лаборатория этнического мониторинга, Березово, 1997. 4. Мальцева В.А., Народный костюм как источник творчества в современном дизайне одежды, Материалы научно-практической конференции «Мода Урала-2009», Екатеринбург, 2009. 5. Пармон Ф.М., Композиция костюма. Одежда, обувь, аксессуары, 2002. 6. Скульмовская Л.Г., Регион как субъект функционирования и развития культуры, 7. Стар И.А., Дизайн-аспекты взаимодействия феноменов традиционного костюма и современной моды, 2004. 8. Соловьев В.С., Оправдание добра, Соч.: в 2 т.М , 1988.Т.1, с.275. 9. Сязи А.М., Орнамент и вещь в культуре хантов Нижнего Приобья ._ Томск: Изд-во Томского ун-та, 2000. 10. Сподина В.И., Методическое пособие по этнографии коренных народов Западной Сибири (ханты), Х.Мансийск , 1992/., Монография. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2005.-299 с.
Слайд 17
БЛАГОДАРИМ за участие в создании проекта учащихся творческой группы моды и дизайна « НижнеАРТовск »! А ЗРИТЕЛЕЙ ЗА ВНИМАНИЕ !
Слайд 18
Желаем Всем творческих успехов!
Марши для детей в классической музыке
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Рисуем домики зимой
Рисуют дети водопад
Голубая лягушка