Тема исследовательской работы: Народные художественные промыслы : роспись по дереву и история возникновения росписи в республике Татарстан
Цель: Анализ состояния и тенденций развития народных художественных промыслов республики Татарстан.
Задачи: 1. воспитывать чувство патриотизма через художественное наследие нашего края;
2. прививать любовь к народным традициям;
3. формировать навыки работы по сложившимся традиционным народным методам росписи по дереву.
Объект исследования: роспись по дереву
Предмет исследования: технология росписи
Участники исследования: учащиеся школы
Гипотеза: Побуждение интереса к народному искусству, и получение навыков и умений в этой области, возможно, только при тесном знакомстве, и погружении в исторические корни через самостоятельное творчество.
Актуальность: Народные художественные промыслы Республики Татарстан - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культуры татарского народа. Народные художественные промыслы нашей Родины являются одновременно и отраслью художественной промышленности, и областью народного искусства. Сочетание традиций, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма - характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов республики Татарстан.
Вложение | Размер |
---|---|
rospis_po_derevu.zip | 2.29 МБ |
III-я Международная научно-практическая конференция «Открытие»
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Юлдузская средняя общеобразовательная школа»
Чистопольского муниципального района РТ
Художественные ремесла Республики Татарстан: роспись по дереву
исследовательская работа
Работу выполнили
Андрианова Арина, Макарова Дарья
ученицы 5 класса
МБОУ «Юлдузская средняя
общеобразовательная школа»
Чистопольского муниципального района РТ
Руководитель работы
Андрианова Ирина Кабировна
учитель изобразительного искусства
Российская Федерация
Чистополь, РТ-2016
Полное название темы работы | Художественные ремесла Республики Татарстан: роспись по дереву |
Название секции | «Язык звуков и красок» |
Тип работы | Исследовательская работа |
Возрастная номинация | 10-12 лет |
Авторы работы | Андрианова Арина, Макарова Дарья |
Место учебы | МБОУ «Юлдузская средняя общеобразовательная школа» Чистопольского муниципального района РТ |
Класс | 5 |
Место выполнения работы | Кружок «Палитра» |
Руководитель работы | Андрианова Ирина Кабировна учитель изобразительного искусства МБОУ «Юлдузская средняя общеобразовательная школа» Чистопольского муниципального района РТ E-mail: irina_andrianova_72@mail.ru |
Содержание
I. Введение…………………………………………………………………4
II. Теоретическая часть
1. Особенности народного промысла нашего края………………………5
1.1. История возникновения росписи по дереву………………………….5
1.2. Особенности татарского орнамента ………………………………….7
III. Практическая часть
1. Практическая значимость народного промысла……………………… 10
Материал изделия ………………………………………. …………………10
IV. Выводы…………………………………………………………………..11
V. Источники………………………………………………………………..12
ВВЕДЕНИЕ
Тема исследовательской работы: Народные художественные промыслы : роспись по дереву и история возникновения росписи в республике Татарстан
Цель: Анализ состояния и тенденций развития народных художественных промыслов республики Татарстан.
Задачи: 1. воспитывать чувство патриотизма через художественное наследие нашего края;
2. прививать любовь к народным традициям;
3. формировать навыки работы по сложившимся традиционным народным методам росписи по дереву.
Методы: -метод композиционно-художественного анализа применялся при детальном изучении художественной росписи по дереву;
метод лонгитюдного исследования (проводимого на протяжении длительного времени) основывался на изучении литературы по искусству РТ, посещении краеведческих музеев, с целью ознакомления с татарскими промыслами; практические занятия на кружке изобразительного искусства.
Объект исследования: роспись по дереву
Предмет исследования: технология росписи
Участники исследования: учащиеся школы
Гипотеза: Побуждение интереса к народному искусству, и получение навыков и умений в этой области, возможно, только при тесном знакомстве, и погружении в исторические корни через самостоятельное творчество.
Актуальность: Народные художественные промыслы Республики Татарстан - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культуры татарского народа. Народные художественные промыслы нашей Родины являются одновременно и отраслью художественной промышленности, и областью народного искусства. Сочетание традиций, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма - характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов республики Татарстан.
Теоретическая часть.
История возникновения росписи по дереву
Одним из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении нескольких столетий являлись неотъемлемой частью повседневной жизни и самобытной культуры народа, является художественная роспись. Археологи утверждают, что зодчество казанских татар восходит к городским постройкам и усадьбам древних булгар. Одно из достоинств этого зодчества — искусство орнаментации в технике резьбы по дереву. Образцы такой орнаментации поры древней Булгарии до нашего времени не дошли. Однако о высоком мастерстве её резчиков свидетельствует найденная в селе Билярск на месте булгарского города Биляра дубовая облицовочная накладка от деревянного надгробия XII века (она хранится в Национальном музее Республики Татарстан). Лицевая сторона накладки украшена по бордюру резным орнаментом растительного характера, свидетельствующим об опыте и высоком художественном уровне обработки дерева.
Замечательный знаток татарского народного орнамента, первый в Поволжье доктор искусствоведения Фуад Валеев (1921—1984) писал, что орнаментика татарского жилища в различные исторические периоды выполнялась в разной технике: для конца XVIII — начала XIX века была характерна выемчатая и контурная резьба, в XIX веке особенно широкое распространение получила резьба "глухая" и контурная, с конца XIX столетия — пропильная европейского происхождения.
Основные средства декорирования татарских построек — стрельчатые и килевидные фронтонные ниши, пилястры, колонны, узоры в виде сетки прямоугольного или квадратного очертания, круглых розеток цветочного характера, треугольные или ромбические пирамидки, жгуты и т.д. Чудо художественной обработки дерева канне мора — создание за счёт за счёт мелкого и частого рельефа мягкой игры светотеней. Ещё одно — своеобразная полихромная (полосатая) раскраска.
Используя простейшие прямые и криволинейные геометрические, а также цветочные узоры и их комбинации, татарский мастер восхищает способностью создавать с помощью трафарета сложные и причудливые композиции в украшении дома, ограды, ворот.
Во второй половине XIX века широкое распространение получило цветное остекление нижних частей оконных переплётов на фасаде и на фронтоне, а в городе — балконов и террас. Наиболее предпочитаемые цвета — красный, жёлтый, фиолетовый, зелёный, голубой и их оттенки. Увлечение деревенских богатеев — роспись по дереву плоскости фронтонных ниш по фасаду; наиболее ходовые сюжеты росписи — "древо жизни" и пышные цветочные букеты. Впрочем, эта мода поры становления российского капитализма на самом деле была лишь возрождением искусства росписи, развитого во времена Золотой Орды.
Татарская орнаментация резьбой по дереву и другие способы украшения жилища в процессе своего развития испытывали влияния местных традиций народов тюркского и финно-угорского происхождения, а позднее и русских. Роспись по дереву развивалась в современном народном искусстве республики в некоем новом качестве – в виде татарской «хохломы», получившей распространение в создании сувенирной продукции.
Изделия отличались от традиционно хохломских, как по назначению, так и форме, цветовой гамме. Мастера при росписи изделий используют мотивы татарского орнамента и цветовую гамму, характерную для национального искусства. (см. приложение)
1.2. Особенности татарского орнамента
Татарский народный орнамент представляет яркую и своеобразную страницу художественного творчества народа. Являясь основным средством декоративно-прикладного искусства, он отражает в то же время сложную историю формирования и развития народа, его культуры и искусства. Прекрасные образцы татарского орнамента нашли яркое выражение в различных произведениях многовекового творчества народа: в тонких узорах ювелирных изделий, красочных вышивках и узорных тканях, резной пластике надгробных камней, головных уборах, разноцветной мозаике кожаной обуви, украшениях жилища. В мотивах и узорах различных бытовых изделий, как и орнаментике жилища, отражается богатство художественного мышления народа, тонкое чувство ритма, пропорции, понимания формы, силуэта, цвета, материала. Существует несколько разновидностей орнамента:
1. Цветочно–растительный орнамент. Богатейший мир растений всегда вдохновлял народных мастеров и мастериц в их творчестве. Растительный орнамент получает широкое распространение почти во всех видах искусства народа и поражает обилием цветочных мотивов, живописностью их трактовки, богатством цветовых сочетаний.
2. Зооморфный орнамент. Природа давала творцам народного искусства возможность широко наблюдать мир живых образов. Наиболее устойчиво сохранился в творчестве народа мотив птицы. С образом птицы связаны многие поверья, сказки и легенды. В представлении народа птица с древнейших времен являлась символом солнца и света, посредником между душой человека и небом. Еще в недавнем прошлом в обычае татар было гадание по птичьему крику. Можно встретить самые разнообразные вариации в основном контурных изображений птиц. Чаще всего они представлены с раскрытыми клювами и крыльями, двумя головами и разветвленными в стороны хвостами. Голуби обычно трактуются в парной геральдической композиции.
3. Геометрический орнамент. Среди многообразных мотивов и узоров татарского орнамента значительное место занимают геометрические. Правда, они уступают по своему распространению цветочно-растительным узорам, но тем не менее также широко применяются в украшении сельского жилища, ювелирных изделий и узорного ткачества.
Система построения узоров была знакома человеку с давних времен.
Композиция узоров основывалась на создании определенных ритмов, повторений, чередовании различных мотивов.
В орнаменте встречаются следующие композиции: ленточная композиция образуется из раппортов, имеющих параллельные направляющие, геральдическая (обратная) композиция, основывается на симметрии изображения по отношению к вертикальной, а в ряде случаев и к горизонтальной оси.
• Сетчатая (ковровая).
• Центрально-лучевая или радикальная, розетчатая композиция. В данной композиции рисунок узора основан на исходящих из одного центра осевых лучей.
• Композиция в виде цветочного букета.
Цвет:
Для татарского орнамента характерно многоцветие, которое начинается с основы. Предпочтение отдавалось ярким насыщенным цветам: зеленому, желтому, фиолетовому, синему, бардовому и красному. Цветной фон является обязательным в многоцветной вышивке. Он усиливает одну гамму цветов и смягчает другую. А в целом способствует созданию богатой цветовой гармонии. Благодаря цветному фону композиция орнамента становилась четкой, ритмичной и мягкой в цветовых переходах.
В расцветке растительных узоров и их элементов ощущается большая свобода: листья, цветы, бутоны даже на одной веточке выполнялись в разных цветах. И кроме того отдельные лепестки цветов, их прожилки отдельные элементы листьев выполнялись в нескольких тонах. Излюбленным приемом цветовой композиции является прием контрастного сопоставления «теплых» и «холодных» тонов. Фон обычно имеет красно-белую и красную цветовую гамму. В узорах обычно фигурируют от 4-х до 6-ти различных цветовых гамм. Преобладающее место занимают голубые, зеленые, желтые и красные тона. Несмотря на цветовую насыщенность и яркость узорных тканей они не кажутся излишне пестрыми, благодаря цветному фону, который погашает яркие соотношения цветов. Богатые узоры выделяются сочностью применяемых цветов: зеленого, голубого, желтого, синего, красного, фиолетового. Все эти цвета берутся в полные тона и имеют различные оттенки. В цветовых гаммах узоров характерно сочетание зеленого с красным, синего с фиолетовым. Обычно мастер или мастерица стремились создать яркие цветовые контрасты. При любых сочетаниях расцветок и их яркость, а общем цветовом колорите никогда не создается впечатление кричащей пестроты. Этому способствует цветной фон, который смягчает или наоборот выявляет отдельные цветовые пятна.
Практическая часть.
2.1. Практическая значимость росписи по дереву
Что необходимо мастеру:
Материалы. Основной материал для росписи — краски. При росписи древесины применяют те же краски, что и в живописи: масляные, темперные, гуашевые, акварельные, а так же анилиновые красители. Инструменты.
Основной инструмент мастера росписи — кисть. Чаще всего для росписи используют круглые беличьи и колонковые кисти разных размеров: - круглая колонковая № 1 и № 2 с ворсом средней длины (для контурной работы и обводки черной краской), - круглая беличья № 2 и № 3 для нанесения красной краски,
- плоская синтетическая или щетинная № 4,5,6 для нанесения грунта и для покрытия лаком. Идеальная кисть для росписи должна напоминать каплю, семечко, пламя свечи. Деревянный кончик кисточки тоже рабочий — он используется как “тычок” для нанесения точек: “семечек”, “росинок”. Палитра нужна, чтобы смешивать краски, снимать с кисти лишнюю краску.
Окончательная отделка расписанного изделия. Лаковое покрытие позволяет защитить роспись на дереве от воздействия внешней среды: влаги, перепадов температур, активных веществ. Кроме того, кроющие материалы-олифа, лак, мастика -придают изделию дополнительный декоративный эффект. Обработка изделия лаком — тоже своего рода искусство. Бывает, что красиво разрисованная вещь под неправильно подобранным или плохо нанесенным лаком теряет привлекательность. Не случайно на предприятиях художественных росписей есть профессия лачилы. Масляный лак ПФ-283 (4С) зарекомендовал себя с лучшей стороны и наиболее подходит для работы. Лучше всего положить полаченную вещь в чистую, протертую перед этим влажной тряпкой коробку с крышкой или просто накрыть сверху коробкой для того, чтобы меньше садилось пыли и не распространялся запах лака. При высыхании образуется глянцевая эластичная поверхность, которая имеет повышенные физико-механические свойства и устойчива при контактах с водой.
Вывод:
Итак, подводя итоги исследования, мы делаем вывод, что национальная роспись изменяет сам образ изделия. Он становится более выразительным на уровне цветовой гаммы, ритмичности линий и пропорциональности. Является неотъемлемой частью самобытности татарского народа. Роспись по дереву издавна привлекало внимание народных мастеров в архитектурном искусстве. К счастью, в республике Татарстан на сегодня сохранились и развиваются различные виды росписи по дереву, перекликаясь с народами России, и приобретая, свою национальную особенность в предметах быта.
Заключение
Мы убеждены, что следует, как можно раньше, приобщаться к народной культуре. Овладевая специальными навыками и особенно умениями, с увлечением включаешься в изготовление предметов декоративно-прикладного искусства. Это благоприятно сказывается на общем художественном развитии, формировании творческого начала, приучает к старательному, добросовестному труду.
В процессе выполнения работы мы расписывали декоративные доски, научилась приёмам росписи. Наша задача состояла в том, чтобы познакомиться с историей развития художественного промысла татарского народа, пробудить интерес у сверстников к народному искусству, подарить радость творчества, с чем мы успешно справились.
Список использованной литературы
1. Альбом "Народные художественные промыслы России" Сост. Антонов В.П. М., 1998.
2. Алфёров Л.Г. Технологии росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
3. Воронов В.С. Энциклопедия прикладного творчества. – М., 2000.
4. Валеев Ф.Х. Древнее искусство Татарстана. – Казань, 2002. – 104 с.
5.Культура народов Татарстана\авт.-сост. Л.А.Харисова. – Казань, 2005. – 367с.
6.Нурзия Сергеева «Эбиемнен сандыгы». - Казань, 1995
7.Народный промысел.: — Санкт-Петербург, Государственный Русский музей, Palace Editions, 2000 г.- 12 с.
8.Фуад Валеев. «Татарский народный орнамент». - Казань, 2002
Приложение
Рис.1
Примеры слияния геометрического и растительного орнаментов
Растительный орнамент
Рис.2
Примеры разновидностей татарского орнамента
Рис.3
Современные образцы росписи по дереву
Набор тарелок с татарским орнаментом
Набор тарелок с татарским орнаментом
Компас своими руками
У меня в портфеле
Голубая лягушка
Эта весёлая планета
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое