Каждый год учащиеся в школе выполняют творческие проекты, которые отражают творческие способности, фантазию, умения, приобретенные на уроках технологии и в кружках прикладного творчества. Всё что окружает человека, за исключением самой природы, создано на протяжение тысячелетий руками человека. Наша планета похожа на гигантский фантастический музей вечности, главными экспонатами которого являются вдохновение, работа, мастерство. Никогда не уничтожить потребности человека в красоте. Надо стремиться к тому, чтобы окружающий нас мир был прекрасен. А для этого можно украсить дом, сделать что-нибудь своими руками. Например, вышить икону бисером.
Вложение | Размер |
---|---|
vyshivka_ikony.docx | 801.15 КБ |
МБОУ «СОШ №1» г. Белева Тульской области
Творческий проект по технологии
Выполнила: ученица 7 «б» класса
Булеева Анна
Руководитель: учитель технологии
Лаврова Н.В.
г. Белев 2015
СОДЕРЖАНИЕ
1.Обоснование выбора________________________________ стр. 3-4
2.Варианты идей и выбор оптимального варианта_________ стр. 4-5
3.Банк идей________________________________________ стр. 5-6
4.Выявление основных параметров и ограничений ________ стр. 6
5.Схема обдумывания________________________________ стр. 7
6.Об изготовлении икон ______________________________ стр. 7-8
7.Значение икон _____________________________________ стр. 8-9
8.Появление бисера __________________________________ стр. 10-11
9.История бисера в России ____________________________ стр. 11-12
10.Вечно живое искусство ________________________________ стр. 13
II. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП
1.Материалы и инструменты ___________________________ стр. 14-15
2.Технология вышивки бисером________________________ стр. 15-17
3.Цветоведение ________________________________________ стр. 17
4.Карта цветов _______________________________________ стр. 18-19
5.Инструкционная карта ________________________________ стр. 19
6.Правила техники безопасности _________________________ стр. 19-20
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1.Экологическое обоснование ___________________________ стр. 21
2.Экономическое обоснование ___________________________ стр. 21-22
3.Оценка проделанной работы ___________________________ стр. 22
4.Реклама _____________________________________________ стр.23
5.Библиографический список литературы __________________ стр.24
Истинная икона вдохновляет человека
молиться Богу в уверенности,
что Он близ, что Он слышит молитву,
что Он готов прийти на помощь
и исполнить прошение.
1.Обоснование выбора
В доме у моей бабушки Анны Васильевны, как и во всех крестьянских семьях, есть Красный угол. Ещё в раннем детстве меня привлекали иконы, которые стоят здесь. Я часто задавала бабушке вопросы, интересовавшие меня. Бабушка давала ответы. Я узнала от неё, что икона – явление совершенно уникальное. Икона в доме является окном в Царствие Божие. Красный угол с иконами – это место, где начинается и заканчивается день православного христианина: здесь читаются утренние и вечерние молитвы, и поэтому всё должно быть подчинено одной цели – сосредоточенной молитве Богу.
При размещении икон в Красном углу у моей бабушки соблюдаются те же принципы, что и в иконостасе церковном. Главное место занимает икона Спасителя. На полочке ниже стоят иконы Казанской Богоматери и Николая Чудотворца.
Именно поэтому темой своего творческого проекта в этом учебном году я выбрала вышивка икон бисером для домашнего иконостаса.
Иконостас – это центральная часть убранства храма, стена из икон, разделяющая алтарь и среднюю часть храма. Он состоит из икон, расположенных ярусами. Число ярусов бывает от трех до пяти. В домашнем иконостасе используют небольшое количество икон.
Икона — не просто семейная реликвия, передающаяся из поколения в поколение, а святыня; святыня, которая объединяет всех членов семьи. В прошлом веке во время гонений на церковь были утеряны и традиции совместной домашней молитвы, и смысл семейной иконы. Людям не разрешали крестить детей, иметь в доме иконы. В настоящее время, когда восстановлены многие разрушенные храмы, построены новые, у православного христианина возникают вопросы: какие иконы необходимо иметь в доме? Где и как правильно их разместить?
Вышивка икон бисером актуальна в наше время. Эта старинная русская традиция, почти совсем забытая, но, теперь переживающая свое второе рождение. Маленькие бисеринки впитывают в себя молитвы и настроение, молитвы с просьбой помогать, оберегать, духовно развивать того человека, для которого делается икона. Икона как бы оживает и превращается в друга, помощника и защитника человека для которого она сделана.
2.Варианты идей и выбор оптимального варианта
Перед тем, как начать свой творческий проект, я обдумывала несколько вариантов – откуда взять иконы?
Размышления:
1. Купить можно, но это будет стоить дорого.
2. Вышить крестиком, но трудно подобрать нитки.
3. Вышить бисером, это получится красиво, легче в выполнении.
Решение: буду вышивать бисером
Цель проекта:
Сделать подарок бабушке.
Задачи:
- Точно и четко выполнить технологические операции;
- Усовершенствовать свои возможности;
- Укрепить приобретенные знания;
- Аккуратно выполнить изделие;
- Оценить проделанную работу.
3.Банк идей
В качестве объекта творческого проекта я выбрала изделия, выполненные в технике вышивки бисером, для создания домашнего иконостаса.
В процессе сбора информации был рассмотрен ряд вариантов.
«Трелетствующая» «Спас Вседержитель» «Казанская Божья Матерь»
«Умиление» «Николай Чудотворец» «Анна»
Свой выбор я останавливаю на иконах: «Умиление», «Триленствующая», «Анна». Почему именно на них? «Умиление» я уже почти вышила. С иконой «Триленствующая» я принимала участие в выставке «Православные города России». Свою именную икону «Анна» я очень хочу иметь в домашнем иконостасе. Эти три иконы будут помощниками и защитниками в моем доме.
4.Выявление основных параметров и ограничений
Изделие должно отвечать следующим требованиям:
1. Должно быть выполнено аккуратно.
2. Соответствовать православным традициям.
3. Быть красивым.
4. Быть прочным.
5.Схема обдумывания
Прежде чем приступить к работе над проектом, необходимо четко представлять все основные этапы работы.
6.Об изготовлении икон
Прежде, чем выбрать схему для вышивания, я рассматривала фотографии вышитых икон в журналах, книгах, Интернете.
Невозможно удержаться от восхищения при виде узоров, вышитых бисером. Трудно поверить, что эти иконы не написаны кистью художника на холсте, а вышиты иглой опытной мастерицы-вышивальщицы. Игра красок завораживает, и хотелось скорее взять в руки иголку с ниткой и, подбирая бисеринку к бисеринке, создать нечто подобное.
До революции в каждой богатой и бедной семье в доме находился иконостас, в который входило минимум 3 иконы. Это - Иисус Христос, Богородица "Достойно Есть" и Николай Чудотворец. Лики, руки пишутся художником масляной краской, а одежда и фон вышиваются бисером.
Девочки в семье благословляются иконами Иисус Христос и Богородица "Достойно Есть", а мальчики иконой "Николай Чудотворец".
После революции в России уклад жизни резко изменился и бисер потерял свою былую популярность, став пережитком прошлого. "время бисера ушло безвозвратно",- как отмечали авторы книг о бисерных работах в 80-х годах ХХ века. К счастью, они ошиблись. Сейчас в России после длительного перерыва снова необычайно популярна работа с бисером.
И вновь, как раньше, в богатых семьях стали заказываться Мерные иконы. При рождении ребенка заказывается икона с него размером, с ликом того святого, ангела-хранителя, именем которого назван ребенок. Икона сопровождает получившего ее с момента рождения до смерти, является благословлением во всех его делах, в учебе, в создании семьи, советчиком и другом во всех вопросах. Икона удерживает человека от плохих поступков, вселяет уверенность в свои силы, защищает от злых людей и разных бедствий. Нужно только не забывать молиться перед иконой и ставить зажжённую свечу.
Сейчас в России полным ходом идет восстановление монастырей и церквей на пожертвования населения. Монахи - ангелы, посланные небесами молиться за людей на Земле, за мир и спокойствие. Они с радостью принимают подаренные им иконы, особенно, вышитые бисером.
Иконы, вышитые бисером, являются средством общения с Богом, Богородицей, со Святыми, обладают чудесными свойствами талисманов, способных уберечь от дурного глаза, болезней и разных опасностей.
7.Значение икон
Святая Анна – мать Богородицы, бабушка Иисуса Христа, жена святого Иоакима, родившая дочь чудесным образом после долгих лет бездетного брака. Прославляя святое супружество, Церковь тем самым воздает честь прежде всего Любви - благодатному (то есть не поддающемуся описаниям и толкованиям) чувству, которое продолжает длиться даже и тогда, когда, судя по всему, оно должно было бы уже иссякнуть.
Примером тому - житие святых и праведных Иоакима и Анны, родителей Пресвятой Богородицы. Согласно ветхозаветному мнению, брак получал оправдание лишь законом долга перед обществом, законом ставшего обязанностью деторождения, однако история любви Иоакима и Анны положила, по сути, предел этой суровой иудейской традиции, став историей безоглядного, безрассудного, в полной мере романтического чувства. Что и было проницательно подмечено и трогательно отображено православными иконописцами, создавшими удивительный и как бы совсем не религиозный образ супружеского единения и слияния - не только духовного, но и плотского; единственный раз за всю историю иконографии Церковь восславила в красках саму по себе Любовь - вне зависимости от ее влияния на судьбы Священной истории.
Икона Богоматери «Умиление» передает образ Богородицы до рождения Иисуса Христа, но уже после Благовещения, когда Дух Святой снизошел к Деве Марии. Поэтому образ светится особой нежностью и теплом. Икона считается «женской», так как она предназначена для обращения к Богоматери именно женщинам, затрагивая самые светлые романтично-невинные струны их души. Молитва перед образом Богородицы «Радуйся, Невесто Неневестная» помогает в появлении детей (зачатии и родах). Особенно хорошо иметь этот образ девочкам и девушкам начиная с 10 и до 30 лет. Перед ней молятся о благополучном «прохождении» трудностей подросткового возраста, о сохранении внутренней чистоты и целомудрия.
В три года Пресвятая Богородица и Приснодева Мария была посвящена Богу и введена во Храм, праздник этот мы празднуем 4 декабря.
Введение во храм Пресвятой Богородицы совершилось, по сохраненным Преданием рассказам, следующим образом. Родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении неплодства, дали обет, если родится дитя, посвятить его на служение Богу.
Икона «Трилетствующая». Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песней, с зажженными свечами в руках привели ее в Иерусалимский храм. Там встретил отроковицу первосвященник со множеством священников. В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Младенец Мария, казалось, не могла бы сама взойти по этой лестнице. Но как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, Она быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. Затем первосвященник, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву в Святое святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.
Написана эта икона была недавно, иконографическим прототипом для нее послужила открытка, привезенная из Иерусалима.
Уже из этих простых слов видно, что даже в трехлетнем возрасте Пресвятая Богородица – это для православного человека не просто большеглазое дитя с открытки.
8.Появление бисера
Прежде, чем начать вышивать, я решила узнать историю изобретения этой маленькой бусинки, которая называется бисер.
И с чего же она начиналась, эта самая история бисера?
Это очень давняя и загадочная история, и начиналась она около 4-го тысячелетия до нашей эры!
Существует легенда, что финикийские купцы, возвращаясь из Африки на корабле, груженном содой, причалили в Сирии, с целью заночевать на песчаном берегу. А заодно поужинать, согреться возле костра. Но не на что было поставить горшок над огнем. Не оказалось на берегу подходящего размера булыжников.
Однако предприимчивые купцы не растерялись и очень быстро решили проблему, используя, вместо булыжников крупные куски селитры (соединение натрия), притащив их с корабля. Утром, проснувшись и собираясь на корабль, они вдруг заметили слиток, необыкновенно поблескивающий в лучах утреннего солнца. Он был твердым, как камень и прозрачным как вода. К тому же он сверкал и переливался. Люди изобрели, сами того не ведая, стекло.
А существует другая версия, что родиной стекла был все же Древний Египет, веским аргументом данного утверждения является тот факт, что в гробницах, которые относятся к IV веку до нашей эры, находят посуду, бусы, амулеты из стекла. И не менее убедительным звучит тот факт, что самая древняя бусинка диаметром в 9мм зеленоватого стекла была найдена недалеко от древних Фив.
Трудно себе представить, что такая маленькая бусинка, называемая бисером, имеет такую древнюю историю. И докатилась она, эта бисеринка, до XXI века, и не потерялась, наоборот, до сих пор актуальна, интересна, не забываема и любима многими из нас.
Чем же так замечательна, она эта бисеринка, почему благополучно перекатывается из века в век, за что ее полюбили, чем она так ценна? Многогранностью. Неограниченными возможностями ее использования. Завораживающей красотой в любом ее качестве. Кроме того, многие народности считали изделия, изготовленные из бисера оберегом, амулетом. И в этом есть своя доля истины.
А почему ее зовут именно бисеринкой?
Есть гипотеза, что название бисер имеет свое происхождение от арабского слова «бусра» или «бусер», что в переводе означает фальшивый жемчуг. В дальнейшем название претерпело изменение, и появилась бусинка-бисеринка.
Когда Египет завоевали римляне, производство стекла и бисера быстро распространилось в Римской империи.
Маленькая бисеринка завоевывает мир. Венеция процветает.
Главным, наиболее тщательно скрываемым секретом стеклоделия было производство соды – обязательной добавки к песку, из которого варилась стекольная масса.
Во второй половине XVIII века появились машины для вытягивания трубок из стекла, что ускорило и удешевило производство бисера.
Конечно, в мире не сидели, сложа руки. Конечно, искали секрет изготовления бисера. Пытались его разгадать. И в XIV веке нашей эры в Богемии (Южная Чехия) был изобретен собственный способ изготовления бисера. Он отличался от венецианского тем, что вместо соды использовали древесную золу, (отсюда его название – «лесное» стекло). Стекло было более тугоплавким, зато его можно было гранить, что усиливало игру света.
В конце XVII и начале XVIII века уже богемский бисер находится на пике популярности.
В результате конкуренции между Венецией и Чехией в выигрыше оказалась все та же бисеринка. Бисер становился все более разнообразным по цвету, размеру и форме.
С давних времен стеклоделие было известно и на территории Древней Руси, это подтверждается археологическими находками. Большое количество стеклянных поделок и бус IX-XIII веков найдено при раскопках в Киеве, Новгороде, Чернигове, Старой Ладоге и ряде других центров. Найденные мелкие бусы, напоминающие бисер разнообразной цветовой гаммы вполне могли быть местного производства, об этом свидетельствуют раскопки мастерских по производству стекла с остатками сырья, полуфабрикатов, различных поделок, в том числе и бус. Однако период татаро-монгольского нашествия надолго прервал производство стекла и только, в XVI веке началось его возрождение.
В 1670-1680 годах в дворцовом селе Измайлово при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по его изготовлению. Однако массовый выпуск отечественного бисера все же не удалось наладить. Завод просуществовал до 1706 года.
По этой причине бисер продолжали ввозить из-за границы. Основными поставщиками бисера в ту пору были Венеция, Германия, Чехия. Закупки бисера постоянно росли.
Если в 1748 году только через Санкт-Петербургский порт, в страну было ввезено 472 пуда бисера, то спустя четыре года уже 2126 пудов. Однако даже этого количества не хватало перекрыть дефицит бисера. Поэтому М.В.Ломоносов, в совершенстве владевший техникой изготовления смальты – цветного не прозрачного стекла, применяемого для мозаичных панно, решил расширить в России еще одно направление – изготовление бисера.
Фабрика была организована в 1754году в Усть–Рудице. Спустя год, появилась первая продукция. Производство задерживало отсутствие квалифицированной рабочей силы. В 1765 году после смерти Ломоносова, фабрика была закрыта.
А вторую половину XVIII до середины XIX можно смело назвать «Золотым веком бисера» в России.
Увлечение бисером охватило все слои общества.
Монахини в монастырях широко применяли бисер для украшения одежды священнослужителей. А также для вышивки окладов и риз икон, для плетения четок и других культовых предметов.
Первая артель бисерниц была основана в 1891 г. в с. Воронцовка бывшей Тульской губернии. Не очень сложная техникa нанизывания распространилась в окружающие сёла – Бибинку, Ивaновское и соседние. Сельские женщины и девушки нанизывали цепочки из бисера – «ожерелькu». Изготовляя украшения, они использовали узоры старинных вышивок, кружев, шитья, тканых поясов, воссоздавая в бисере традиционные орнаменты: «лапы», «кресты», «круги», «окошечка», «ёлочки»…
В том же 1891 г. была создана вышивально-ткацкая мастерская в с. Соломенка бывшей Тамбовской губернии, где возродилось искусство вышивания бисером и нанизывание цепочек. Центры биcерных работ были также кое-где в Тульской губернии. В г. Усмaни Воронежской губернии в 1902 г. была основана вышивальная мастерская, где занимались и бисерным шитьём. В Cepгиевoм Посаде (теперь г. Загорск Московской области) в 1911 г. начала работать артель «кустарных одевальщиц», которые в одежде для кукол применяли биcерные украшения по образцу крестьянских. Много центров изготовления украшений из биcера было также в Поволжье и Приуралье.
Узоров, специально предназначенных для плетения бисером, в глубинке не было, поэтому использовались рисунки местных художников, узоры вышивок или тканых изделий.
Продавались изделия на местных ярмарках или пересылались в Москву, Петербург, Полтаву, Киев и другие города, где магазины кустарного производства превратились в своеобразные музеи народного искусства. Бисерные украшения пользовались большим успехом и спросом.
В советский период художественные изделия из бисера экспонировались на многочисленных выставках народного искусства. Эти украшения в разных уголках Советского Союза создавали народные мастера и рукодельницы. Их изделия выставлялись на областных, республиканских и всесоюзных выставках и вызывали искреннее заслуженное восхищение.
Работы из бисера и стекляруса хранятся в собраниях многих художественных и краеведческих музеев. Наиболее значительные вещи хранятся ныне в Эрмитаже, Государственном Историческом музее, Государственном музее этнографии народов СССР и Государственном Русском музее.
10.Вечно живое искусство
В конце XIX - начале XX в. к стеклянному бисеру обратились художники стиля модерн, например, Эмиль Галле и Тиффани. В двадцатые годы прошлого века бисер нашел широкое применение у модельеров в отделке женской одежды. Торговля бисером не прекращалась в течение всего XX столетия.
В 30-50-е годы 20 века искусство вышивки и бисероплетения начало возрождаться. В моде были расшитые стеклярусом платья, сумочки и кошельки. В 60-е годы были популярны феньки в движении хиппи, что нашло отражение даже в отечественной и зарубежной поэзии
В конце XX – начале XXI веков интерес к бисеру вновь захлестнул весь мир.
Современные модельеры используют бисер, стеклярус, бусины и для украшения одежды, и для изготовления аксессуаров. Валентин Юдашкин сплошь покрывает платья роскошной бисерной вышивкой. Многочисленные бисерные подвески делают платья от Эмануэля Унгаро и Бернара Перри похожими на водопады и языки пламени. Жан-Поль Готье украшает бисером и бусинками сумочки, а Осимар Версолато - пояса и воротники. Кристиан Лакруа создал из бусинок отдельные детали жакетов и брюк, а Пако Рабан - целое платье. Из бисерных сеток изготавливают шляпки и перчатки. Расшивают бусинами обувь. Роскошная бахрома из бисера и стекляруса покрывает не только платья, но и купальники, шубы. А разнообразие ожерелий, бус, браслетов и других украшений просто не поддается описанию.
Современные дизайнеры осваивают новые материалы, изобретают технологии, но в поисках совершенства все чаще обращаются к прошлому. Особенно приятно, что не только российские мастера, но и такие мэтры мировой моды, как Ив Сен-Лоран, Жан-Поль Готье, признаются, что их вдохновляют образцы русского искусства.
1.Материалы и инструменты
Характеристики бисера.
По виду бисер делят на:
- простой бисер;
- стеклярус;
- рубка;
- Богемский бисер или Шарлот.
Бисер по размеру делится на 8 номеров, из них наиболее распространенными являются № 6, 8, 9, 10, 11 .
1) Бисерины по оптическим свойствам делятся на:
- непрозрачные;
- прозрачные.
2) Цветовая гамма бисера отличается разнообразием и насчитывает более 200 оттенков.
3) В настоящее время используют массу эффектов для придания бисеру неповторимых оттенков и блеска.
Бисер по эффектам блеска делится на:
- матовый (без блеска);
- с блеском;
- с перламутровым блеском;
- с бензиновым блеском;
- с металлическим блеском.
4) По эффектам дополнительного окрашивания выделяют: - бисер, покрашенный изнутри цветной краской (цвет может быть любой, от черного до оранжевого, желтого и т.д.);
- бисер с серебряным (золотым) отверстием;
- бисер, окрашенный с наружной поверхности.
5) По отличию бисерин одного номера в размере друг от друга: - линованный;
- нелинованный.
Таким образом, сочетание вышеперечисленных особенностей друг с другом придает бисеру многообразие цветовой гаммы и формы.
Стеклярус - модификация бисера, представляет вытянутые трубочки с отверстием для нанизывания, они могут быть:
- гладкие;
- с гранями;
- с перекрученными гранями.
Размеры стекляруса: № 1 № 2 № 3 № 4 № 5, наиболее популярен стеклярус длиной 6-7 мм. Короткий стеклярус длиной 2-3 мм широко используется при плетении на станке или с помощью иглы (кирпичиками), то есть при, так называемом, бисерном тканье. Полученное из данного вида бисера изделие обладает ровной поверхностью, а стыки между отдельными бисеринами практически не видны.
Рубка - модификация бисера, представляет короткие трубочки с отверстием для нанизывания, они могут быть (наиболее распространенная длина 2-3 мм):
- гладкие;
- с гранями.
Бисер Граненый или Шарлотка, особый вид бисера с очень высокой светопреломляющей способностью, в результате чего сверкающий как бриллиант.
Для вышивки картин в основном используется бисер №10. При этом для определенного номера бисера подбирается нужный размер канвы. Для №10 подойдет канва размером 55 клеток на 10 см (Aida 14). Если при вышивке канва и размеры бисера не соответствуют друг другу, то в промежутках между бисеринами будет просматриваться канва. Для вышивки картин в основном применяется матовый бисер, так как переливающийся всеми цветами бисер может мешать единому восприятию картины.
2.Технология вышивки бисером
При вышивке бисером подбор бисера по цвету производится:
- непосредственно по каталогу бисерных цветов, если в инструкции к схеме для вышивки бисером имеется перечень необходимых номеров бисера.
Перед началом работы необходимо подготовить схему.
Одиночные бусинки закрепляют на поверхности, как пуговку, или с помощью меньшей бусинки.
Бисерную линию можно вышить разными способами. Некоторые из швов удобнее всего описывать, сравнивая с широко известными швами, применяемыми в вышивке нитями.
На каждом стежке шва, подобного строчному, располагается одна бусинка.
Бисерины в ряду должны располагаться плотно, но не тесниться, не налезать одна на другую. Ткань, украшенная такой вышивкой, не топорщится, легко складывается. Если необходимо, чтобы бусинки составляли ровную плотную линию и не отклонялись в разные стороны, то, закончив ряд, не отрезайте нить, а протяните ее через выполненный «строчной» шов. Вышивка при этом станет более жесткой.
Ровную плотную линию дает шов, напоминающий «стебельчатый». Выполняется этот шов справа налево следующим образом. В начальной точке вышивки закрепляется нить. На нее одеваются две бисерины, введите иглу в ткань слева за второй бисеринкой и выведите иглу между бисеринами. Проденьте иглу через вторую бисерину, на нить нанижите еще одну бисерину, введите иглу в ткань за новой бисериной и выведите между последней и предпоследней бисеринами. Проденьте иглу через последнюю бисерину, нанижите на нить одну бисерину. Так и продолжайте. Бисерины в ряду должны располагаться плотно. Вышивка получится жесткой, ткань будет плохо складываться.
Если не требуется плотное прилегание всех бусин к ткани, а, напротив, желательно дать им некоторую свободу, то воспользуйтесь «арочным» швом. В этом случае на каждый стежок с лицевой стороны нанизывается несколько бусин, но только одна из них, находящаяся на пересечении стежков, прикрепляется к ткани.
Существует два способа вышивки картин, панно, кошельков и шкатулок, при использовании которых поверхность сплошь покрывают бисером. При вышивке по свободному контуру ряды бусин располагаются вдоль линий рисунка. Последующие ряды нашивают вплотную к предыдущим, подчеркивая направлением шва рисунок предметов. Для такой вышивки годится любое изображение. Так можно, например, копировать живописные полотна. Этим способом часто вышивают оклады икон.
Второй способ – вышивка параллельными рядами. Ее выполняют по холсту, льну, любой достаточно грубой ткани с четким переплетением нитей или по канве. Выполняется вышивка вертикальными или горизонтальными рядами. Используются швы «стебельчатый» или «вприкреп».
При использовании шва «полукрест» бусинки располагаются по диагонали. Бусины в ряду и ряды обязательно должны плотно прилегать друг к другу, чтобы рисунок получился ровным. Этот шов иногда называют «монастырским».
Для вышивки параллельными рядами годятся рисунки, разбитые на клетки: для вышивок крестом, по сетке «гобеленовым» швом.
3.Цветоведение
Основными цветами являются желтый, синий и красный. Все остальные цвета можно получить из них.
Смешивая два разных основных цвета, получают: фиолетовый (красный плюс синий), оранжевый (красный плюс желтый) и зеленый (синий плюс желтый).
В зависимости от расположения цветов на круге цветовой гаммы, различают:
Дополнительные цвета (они расположены друг напротив друга). Например, красный и зеленый. Несмотря на то, что дополнительные цвета контрастны по отношению друг к другу, такие сочетания часто встречаются в природе (красная ягода и зеленые листья, цветки орхидеи в желто-фиолетовом оформлении.
Цвета, располагающие по соседству. Они отлично дополняют друг друга, не вызывая контраста.
В цветовой гамме различают теплые и холодные цвета и оттенки.
Желтый, оранжевый и красный несут в себе энергию движения, они, словно, "греют" созерцателя.
Синий, зеленый, фиолетовый имеют свойство психологически "охлаждать" все, к чему они "прикасаются".
Серый и коричневый славятся своей "нейтральностью". Они не имеют столь выраженной силы внушения, как остальные цвета.
4.Инструкционная карта
№ п/п | Последовательность | Эскизная проработка | Инструменты, оборудование, материалы | Техника |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Выбор модели | Книги, журналы, эскизы | ||
2 | Подготовка схемы | |||
3 | Выполнение вышивки по схеме швом «полукрест» | Схема, модель, ленты, нитки, игла | Будь внимателен при работе с иглой и ножницами | |
4 | Контроль качества | |||
5 | Чистка изделия | Ножницы | Будь внимателен при работе с ножницами | |
6 | ВТО | Утюг, гладильная доска | Будь внимателен при работе с утюгом | |
7 | Оформление изделия | Картон, рама, игла, нитки | Будь внимателен при работе с иглой и ножницами | |
9 | Конечный контроль качества изделия |
Закреплять нить в начале и конце работы, не делать грубых узелков. Изделие должно выглядеть аккуратно и с лицевой, и с изнаночной стороны. Нить лучше всего закреплять с лицевой стороны в том месте, которое будет закрыто бусинами. Существует несколько способов закрепления нити. Можно выполнить два-три мелких поперечных стежка в одном месте или ограничиться одним стежком, но проткнуть иглой нить стежка и прошить ее рабочей нитью.
5.Контроль качества.
Готовое изделие отвечает следующим требованиям:
1. Цветовое сочетание материалов гармонично.
2. Все элементы композиции выполнены ровно и аккуратно, в соответствии с технологией.
3. Работа оформлена в конечное изделие.
4. В целом изделие производит благоприятное впечатление.
6.Правила техники безопасности
Организация рабочего места
1.Принадлежности: бисер разного цвета, нитки, ткань, ножницы, иголки.
Бисер не должен быть смешан. Его необходимо высыпать в разные баночки, по цвету. Если бисер будет смешан, то во время работы придется выбирать нужный цвет и это затратит много времени.
2.Канву нужно подобрать такую, чтобы она подходила под бисер. Если взять канву крупного размера, то в промежутках между бисеринками будет просматриваться ткань-основа.
3. Иглы должны быть специальные, для бисера. Специальная игла для бисера намного тоньше обычной иглы для шитья. Через обычную иглу для шитья бисер будет проходить с трудом, что очень не удобно .
4.Нитки должны быть тонкими. Для того чтобы бисер легко скользил по нити, ее натирают свечой.
Безопасности во время работы.
1. До начала работы нужно посчитать количество иголок и булавок в игольнице; положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.
2. Во время работы ножницы должны лежать справа на столе с сомкнутыми лезвиями кольцами к себе, чтобы при движении не уколоться об острые концы.
3. Брать и передавать ножницы нужно сомкнутыми лезвиями к себе, кольцами вперед.
4. Иглы, булавки, ножницы, наперсток хранят в специальной шкатулке с крышкой.
5. Если игла не нужна, ее следует вколоть в подушечку.
6. Нельзя пользоваться ржавой иглой (такая игла может легко сломаться).
7. В процессе работы иглой необходимо пользоваться наперстком.
8. По окончании работы нужно посчитать количество иголок и булавок в игольнице - их должно быть столько, сколько было в начале работы; убрать рабочее место.
При работе с утюгом.
1. До начала работы необходимо проверить исправность электроприбора, исправность электрошнура.
2. Включать утюг надо сухими руками.
3. Нельзя оставлять включенный электроутюг в сети без присмотра.
4. Ставить утюг необходимо на асбестовую, мраморную или керамическую подставку.
5. Необходимо следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.
6. В помещениях с бетонными полами во время утюжки обязательно надо стоять на резиновом коврике.
7. По окончании работы надо отключить утюг за вилку сухими руками.
Санитарно-гигиенические требования.
1. Перед началом работы необходимо вымыть руки.
2. Источник света должен находиться слева.
3. Каждые 1–1,5 ч глазам необходим 30-минутный отдых. Перерыв и расслабление необходимы для восстановления функций глаз.
4. Для сохранения здоровья во время работы полезно делать разминку для рук, глаз и спины.
5. Нельзя перекусывать нить зубами; от этого портится эмаль зубов, кроме того, можно поранить губы, десны и язык.
1.Экологическое обоснование
Современное человечество, вооруженное техникой и использующее огромное количество энергии, представляет очень мощную силу, воздействующую на природу Земли. Если эти воздействия не учитывают природных законов и разрушают установившиеся за миллионы лет связи, возникают катастрофические последствия. Люди уже столкнулись с целым рядом природных катастроф, вызванных их деятельностью, и обеспокоены тенденцией нарастания неустойчивости природы.
Поэтому экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогающая найти пути выхода из возникающего кризиса.
В своей работе я использовала нитки хлопчатобумажные, канву льняную, и стеклянный бисер. В своей работе учла экологические вопросы, т. е. выполняла иконы из экологически чистых натуральных материалов, не причинив никакого вреда природе.
2.Экономическое обоснование
Себестоимость: С = С1 + С2.
Затраты | Стоимость | Количество | Общая стоимость, р. |
Стоимость материалов (С1) | |||
Набор для вышивания бисером иконы «Кристина» | 650 р. | 1 | 650р. |
Набор для вышивания бисером иконы «Треленствующая» | 650 р. | 1 | 650р. |
Основа для вышивания иконы «Умиление» | 200 р. | 1 | 250 р. |
Бисер | 7 р. | 19 пакетов | 119 р. |
Рамка | 350 р. | 2 | 700 р. |
Рамка | 80 | 1 | 80 |
Стоимость оборудования (С2) | |||
Игла | 5 р. | 4 шт. | 20 р. |
Ножницы | 30 р. | 1 шт. | 30 р. |
Пяльцы | 100 р. | 1 шт. | 100 р. |
Нитки | 20 р. | 1 шт. | 20 р. |
Итого: | 2619 р. |
На мой взгляд, изделия у меня получились красивыми, оригинальными, соответствующими православным традициям. С их помощью можно внести частичку радости, тепла и уюта в дом.
Работа не показалась мне сложной, наоборот, занимательной и интересной. Я теперь смогу и в других работах с бисером применить знания, полученные при подготовке к проекту, продемонстрировать своё умение.
Работая над данной темой, я узнала, что искусство бисероплетения известно человеку издавна. И теперь я могу с полным правом назвать его не стареющим: проходят годы, десятилетия, века, меняется мода, но бисер всегда носят. С каждым годом растет число поклонников бисероплетения, с удовольствием отдающих значительную часть своего досуга этому, пришедшему к нам из глубины веков, виду искусства. Не зря ведь наши предки дарили бисерные вещи самым близким людям, нарекая их оберегом или талисманом, надеясь, что те смогут уберечь и защитить от неприятностей. Приемы бисероплетения неизменны, техника проста и доступна, легко усваивается. Разработка узлов, схем, цветовых сочетаний - это непрекращающийся творческий процесс. Это процесс захватывает любого, но только терпеливый и усидчивый наслаждается всем ходом воплощения своей идеи.
Работая над этой темой, я решила создать домашний иконостас. Знания, которые я получила во внеурочное время, были необходимы для выполнения моей работы. Я довольна своим результатом и думаю, что многие захотят изготовить такие же изделия.
Нельзя не отметить психологическое и физиологическое воздействие. Вышивание прогоняет стресс и мрачные мысли. Успокаивается нервная система, улучшается настроение. Повышается, столь необходимое, внимательность, собранность, вырабатывается усидчивость и аккуратность.
4.Реклама
Я довольна своим результатом и думаю, что многие захотят вышить такую же икону, по крайней мере, иметь ее в своем доме.
Не сводит глаз с орудий пыток -
Судьбы своей Младенец Твой.
И, словно требуя защиты,
За Мать хватается рукой.
Но Ты, смиряясь благодатно,
И веря в Божью правоту,
Несешь младенца невозвратно
Навстречу пыткам и кресту.
|
Список литературы
1.Моисеенко Е.Ю., Фалеева В.А. Бисер и стеклярус в России XVIII - начала XX века. Л.: Художник РСФСР,1990.
2.Тимченко Э.А. Бисерное рукоделие. Смоленск: Русич, 2004.
3.Вирко Е.В. Иконы из бисера- М.: Эксмо, Донецк: СКИФ, 2008.
4.Рукоделие: популярная энциклопедия / гл. ред. И. А. Андреева. – М.: Большая Рос. энциклопедия, 1993.
Интернет-ресурсы:
http://iconkuznetsov.ru
В Китае испытали "автобус будущего"
Как зима кончилась
"Разделите так, как делили работу..."
3 загадки Солнечной системы
Тигрёнок на подсолнухе