История создания игрушки
Вложение | Размер |
---|---|
tayna_glinyanyh_igrushek_1.pptx | 1.56 МБ |
Слайд 1
Тайна глиняных игрушекСлайд 2
Цель работы 1) Введение 2) Виды народной глиняной игрушки: традиции изготовления и росписи 3)вывод
Слайд 3
Игрушка Игрушка — предмет детских забав и развлечений — служит целям умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания — разностороннего развития детей. Игрушка способствует познанию ребенком окружающей действительности , развивает его мышление и речь, пробуждает творческую инициативу
Слайд 4
Глиняная игрушка . Глиняную игрушку на Руси делали с незапамятных времён почти везде, где были залежи глины и занимались гончарством. Мужчины – гончары делали посуду, а женщины и дети лепили и расписывали игрушки. Самые обычные домашние животные превращались в руках мастеров в сказочные, фантастические существа: птицы – павы, уточки, веселые петухи – их лепят из оранжевой глины (терракоты) и расписывают яркими элементами(точки, капельки, овалы).
Слайд 5
Особенность глиняных игрушек Глиняные игрушки были самым ярким украшением ярмарок (в конце зимы-начале весны), на которых проходило праздничное народное гулянье с озорным и весёлым названием – Свистунья. На этом празднике на разные голоса звенел пересвист глиняных свистулек, и бросали друг в друга расписные глиняные шары.
Слайд 6
История народной игрушки История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка — одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со своей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.
Слайд 7
Материал изгтовления Основным материалом для изготовления игрушек были глина и дерево, а начиная с первой половины 19 века — папье-маше. Мастерили также игрушки и из саломы , мха, еловых шишек, льна. Как глиняные, так и деревянные игрушки изготавливались во многих местах России. Деревянную игрушку больше всего делали в Московской и Нижегородской губерниях, глиняную — в Туле, Каргополе. Наиболее крупным центром деревянной игрушки издавна был Сергиев Посад с прилегающими к нему селениями. В игрушках преобладали жанровые изображения, фигурки барынь, гусаров, монахов.
Слайд 8
глина Глина - материал хрупкий и недолговечный. Несмотря на очевидные даже по Москве 16-17 веков большие масштабы производства глиняных игрушек, их дошло до нас мало, так как они легко ломались, разбивались и уходили с поколениями людей.
Слайд 9
В народном искусстве обобщены В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические и духовные идеалы народа. Это традиции, обычаи, особенности жизни, быта, которые передаются из поколения в поколение.
Слайд 10
Каждый образ в народном творчестве имеет свое значение, символ. Птица — это символ радости, счастья, это душа предков. Конь — главный символ солнца и оберег. Медведь — символ могущества, пробуждение природы. Баран, корова — могущество, плодородие. Козел — добрая сила. Олень — символ изобилия.
Слайд 11
Русская народная игрушка Русская народная игрушка является особым видом народного творчества. Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе.
Слайд 12
Народно прикладное искусство Успешному развитию творческих способностей детей помогает умелое использование произведений народного прикладного искусства. Необходимо отобрать подлинные народные образцы, которые должны обладать образной художественной выразительностью , быть доступными восприятию детьми, иметь возможность для широкого использования в практике воспитательной работы детского сада.
Слайд 13
Кто лепил глиняные игрушки? Игрушку делали почти везде, где были залежи глины и занимались гончарством. Она была попутным, второстепенным делом в гончарном производстве. И лепили ее, наряду с мисками, кувшинами и горшками, часто не гончары-мужчины, а женщины и дети. Лепили для себя, забавы ради, а со временем – на продажу, приурочивая к ярмаркам и веселым народным праздникам. Лишь в нескольких местах глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом, подверженным воздействиям моды и городских запросов.
Слайд 14
Названия глиняных игрушек Названия глиняных игрушек происходили от названия деревни или города, где их лепили. Со временем сложились центры глиняной игрушки со своими особенностями лепки и росписи. Игрушки этих центров неповторимы, их нельзя спутать друг с другом.
Слайд 15
Виды народной глиняной игрушки: традиции изготовления и росписи Удивительно богата земля народными промыслами и рукоделиями. Из древне производили знаменитые белевские кружева, пастилу, отливали сталь и , конечно, лепили глиняную игрушку. В свое время громкую известность получили изделия белевских ремесленников. Неподалеку от города добывали в небольших количествах белевскую глину. Она была удивительно хороша и жаростойка. Из нее делали различные виды местных глиняных игрушек, популярных в Тульском крае.
Слайд 16
Дымковская игрушка Самой большой известностью пользуются глиняные игрушки из Дымковской слободы под Вяткой. Образцы игрушек просты, оригинальны и очень ярко выражают представления народных мастеров о мире, природе, людях.
Слайд 17
Глиняная игрушк а Дымковский промысел — уникальное явление русского народного искусства, пришедшее к нам из глубины веков. Считается, что возник он в XV–XVI веках в слободе Дымково на низком правом берегу реки Вятки возле города Хлынова-Вятки. Именно там развилась и сложилась потомственная традиция изготовления глиняной игрушки по женской линии, передаваемая от матери к дочери.
Слайд 18
изготовление Изготовляли игрушку в Дымкове целыми семьями. Летом копали и месили глину, толкли вручную и растирали в краскотерках комовой мел, с осени до весны лепили, сушили, обжигали изделия, ближе к «Свистунье» белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали.
Слайд 19
Абашевская игрушка Вот, например, абашевская игрушка. Промысел возник в Абашево Пензенской области – в селе, которое впервые упоминается в писцовых книгах 1616 года. Считается, что промысел возник в XIX веке, но гончары и умельцы жили в Абашево задолго до этого.
Слайд 20
Особенность игрушки Связывают промысел с народным праздником «Свистунья»: к этому празднику делали тысячи глиняных свистулек. Абашевские свистульки чаще всего изображали животных - козлов, оленей, баранов, нередко принимающих фантасмагорический сказочный облик. Свистульки раскрашивались яркими синими, зелеными, красными красками, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, расписывались серебром или золотом.
Слайд 21
Жбанниковская игрушка Промысел возник в начале XX в. Местная свистулька получила известность в 1930-е гг., тогда же появились новые типы игрушки, помимо традиционных (например, всадники) и сложился характер росписи, сохраняющийся и в современной игрушке.
Слайд 22
Особенность игрушки Причудливое сочетание красок в росписи создается использованием темной эмалевой краски в качестве фона, по которому наносятся пятна более светлых тонов. Отдельные детали фигур «серебрятся» с помощью алюминиевого порошка. Особенность жбанниковской игрушки в том, что туловище всех фигурок напоминает глиняную пирамиду на трёх ногах-основах
Слайд 23
Каргопольская игрушка Первоначально игрушки, как и посуда, были «обварными». После обжига раскалённое изделие погружали в «болтушку» — густой мучной раствор. Пригоревшая мука оставляла на светлой поверхности сосуда или игрушки чёрный кружевной узор.
Слайд 24
Особенность производства Украшенные процарапанным архаичным орнаментом , своей безыскусностью такие игрушки напоминали скорее произведения художников каменного века. Изготавливались и более дорогие поливные посуда и игрушки, покрытые глазурью.
Слайд 25
Филимоновская игрушка а внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины — « синики ». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.
Слайд 26
Старооскольские глиняные игрушки Промысел глиняной игрушки вероятно начинает формироваться в конце XVII — начале XVIII веков
Слайд 27
Происхождение игрушки Пока не установлены предпосылки возникновения промысла, возможно, идея глиняной игрушки была привезена переселенцами, и промысел органично лёг на местную основу. Об этом свидетельствуют находки простейших форм свистулек — окарин с 3-мя или 5-ю отверстиями, напоминающих очертаниями птицу. Такие свистульки находят практически во всех местах бытования центров традиционной глиняной игрушки, эту форму относят к наиболее древним
Слайд 28
Заключение Никто уже не помнит, когда впервые стали делать глиняные игрушки. Но и сегодня эти промыслы живут, а с ними продолжает жить прекрасное искусство народных умельцев. Оно превращает серый день в красочный, по детски волшебный Глиняная игрушка является неотъемлемой часть жизни и воспитания подрастающего поколения
Слайд 29
Используемые ресурсы ) http :// mirznanii.com/info/znakomstvo-s-narodnoy-glinyanoy-igrushkoy 2) https ://www.google.ru/search?q= история+глиняных+игрушек & newwindow =1&espv=2&biw=1366&bih=667&tbm= isch&source = lnms&sa = X&ved =0ahUKEwjC24OnnNTJAhVq9HIK
Слайд 30
Спасибо за внимание!
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Вокруг света за 80 дней
Интересные факты о мультфильме "Моана"
О путнике