Представлен образовательный проект, секция Мировая художественная культура, который принимал участие в Окружном конкурсе проектных и исследовательских работ "Будущее Северо - Запада" Конкурс "Совята" и занял 3 место.
Вложение | Размер |
---|---|
biser.doc | 105.5 КБ |
Департамент образования города Москвы
Северо-Западное окружное управление образования
Государственное образовательное учреждение
Средняя образовательная школа № 1056
Окружной конкурс проектных и исследовательских работ
«Будущее Северо-Запада»
Конкурс «Совята»
Тема: Использование бисера и жемчуга в художественно-прикладном
искусстве с древних времен и до наших дней.
Секция: Мировая художественная культура. Образовательный проект.
Автор: Митрофанова Екатерина Михайловна
ученица ГОУ СОШ № 1056 4 класс «В»
г. Москва, ул. Фомичевой, д.3, стр.1, кв.475
телефон: 492-27-24
Руководитель работы: Антипова Алла Викторовна
учитель ГОУ СОШ № 1056
Консультант работы: Малеев Михаил Анатольевич
Член Союза Художников РФ, заслуженный
Художник России, член-корреспондент
Международной Академии культуры и искусства,
член Союза Писателей России.
Москва
2008 г
Аннотация.
В своей работе я хотела собрать как можно больше информации об истории возникновения, развития производства бисера в России, познакомиться и познакомить других с историей происхождения бисера, показать значимую роль многих ученых-исследователей в развитии бисерного производства.
С этой целью я подбирала в соответствии с заданной темой научную литературу, из которой, как мне кажется, выбрала самое главное, этот материал старалась систематизировать и обобщить.
Так как развитие производства бисера тесно связано с декоративно-прикладным искусством, я затронула тему использования жемчуга и бисера при создании народной одежды. В первую очередь именно там он и использовался.
В практической части я постаралась выполнить свои художественные изделия с использованием жемчуга и бисера.
Отзыв на проектную работу.
1._Фамилия, имя автора (авторов), №ОУ и класс_____________________
Митрофанова Екатерина Михайловна, ученица 4 «В» класса, средней____
школы № 1056.
2. Тип проекта:
Образовательный проект.
3. Тема проекта:
Использование жемчуга и бисера в художественно-прикладном искусстве
с древних времен и до наших дней.
4. Проблемность, практическая значимость проекта:
Интерес к народным промыслам никогда не угасал. Сохранение этих тра-
диций одна из целей проекта. Такие изделия актуальны всегда.
В результате практической деятельности получен конечный результат. Изделие сделанное своими руками имеет практическое применение._____
5. Полученные результаты (продукт проекта):
В результате выполнения работы был собран теоретический материал по бисероплетению и было создано изделие из бисера и жемчуга, которое
имеет практическое применение.
6. Степень участия каждого учащегося в работе:
В выполнении работы участвовал один ученик - Митрофанова Екатерина Михайловна.
7. Достижение поставленных целей:
Цели проекта достигнуты полностью.
Руководитель работы (ФИО полностью): Антипова Алла Викторовна
__________________________________________________________
Содержание:
1. Введение. Причина выбора темы.
2. Основная часть. Бисер в истории народов.
1) Происхождение бисера.
2) Роль Марко Поло в расширении производства венецианского стекла.
3) Хранение секрета стекольного производства в Венецианской республике.
4) Богемское стекло.
5) Бисер на Руси.
6) Развитие стекольного производства в России в XVII веке.
7) Роль Андрея Кассинена в развитии бисерного производства.
8) Роль М.В.Ломоносова в производстве бисера и стекляруса.
9) Производство бисера в XIX веке.
10) Применением бисера и жемчуга в художественно-прикладном
искусстве.
11) Использование жемчужного шитья в народной одежде.
12) Подъем интереса к производству и использованию бисера в 60-е годы
ХХ столетия.
13) Техника работ с бисером.
3. Практическая часть. Самостоятельно выполненные работы из бисера и жемчуга.
4. Заключение. Подведение итогов проектной работы.
Использование жемчуга и бисера
в художественно-прикладном искусстве
с древнейших времен и до наших дней.
1. Введение.
Холодными зимними вечерами наша бабушка, Кузьмина Валентина Федоровна, сидя за столом, плетет невероятные украшения из бисера и жемчуга. Это ее увлечение. Семья у нас большая, и, когда ей хочется «уединиться, подумать о своем» (как она говорит), она берет в руки иголку, бисер и создает такие удивительные вещи! Мне очень нравилось наблюдать за ее работой. Быстро-быстро она перебирает руками, нанизывает, затягивает, что-то делает, а потом кладет на стол, а перед глазами – красота! Очень долго бабушка представлялась мне, как волшебница. И вот один раз я решила сама попробовать. Плести оказалось достаточно трудно и нудно. Нитка путалась, никак не хотела затягиваться так, как нужно, получалось криво, но я решила добиться красоты изделия. Достаточно долго бабушка объясняла мне, что в первую очередь нужно выработать терпение, так как желание научиться у меня было. Оказывается, самое трудное – доделать начатое изделие до конца. Много сил ушло на выработку этого качества, но я рада, что смогла это преодолеть.
Так как заниматься бисероплетением и шитьем я решила основательно, я решила узнать поподробнее всю историю создания бисера. Я считаю, что мне повезло с выбором темы моей проектной работы.
У меня есть мечта стать художником-модельером верхней одежды. Но для ее осуществления мне нужно еще закончить художественную школу.
Как здорово самой сшить платье и расшить его жемчугом и бисером, ведь это настолько необычно, а самое главное, очень красиво. В приложении вы можете увидеть изделия, которые я выполнила почти самостоятельно, под пристальным контролем бабушки и мамы.
2. Бисер в истории народов.
1) Происхождение бисера.
Как свидетельствуют исторические исследования, бисер известен с древних времен. Так повелось, что издревле он сопутствовал человеку с самого рождения и до самой смерти. В разных временных отрезках и географических точках планеты бисер выполнял разные функции:
- являлся амулетом от сглаза, оберегом;
- иногда выступал в роли современного паспорта – подтверждал принадлежность владельца к тому или иному сословию (польский бисер);
- играл роль денег (как средство оплаты);
- выступал в роли средства общения (бисерное письмо);
- применялся древними шаманами как инструмент их работы.
Название бисер возникло от арабского слова бусра, бусер – фальшивый жемчуг. История бисера уходит в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Бисер – очень древний материал. Его история начинается с IV тысячелетия до нашей эры, когда было изобретено стеклоделие. Древние египтяне, научившись делать стекло 4000 лет назад, стали применять его в качестве украшений. Разноцветными блестящими шариками они украшали одежду, шею, руки и ноги. Стеклянные бусины – непосредственные предшественники бисера – украшали одежду древнеегипетских фараонов. Сначала бусинки нанизывали на конский волос, затем на травинки, а позднее на нитки. Так постепенно зарождалось бисероплетение. Однако, существует легенда, что стеклоделие возникло 6 тысяч лет назад в Финикии: финикийские моряки, везя из Африки груз соды, высадились на ночлег и обложили костер не камнями, а кусками соды, и наутро они нашли в золе слиток, прозрачный и очень твердый. Это было стекло. Из стекла стали делать бусы, которые становились все мельче и мельче – так появился бисер.
Первоначально бисер выглядел не совсем привычно для современного человека: в роли бисерин и бусин выступали мелкие раковины, зубы, зернышки, мелкие кости, которые в руках мастера превращались в оригинальные украшения. Для декоративных целей использовались даже мелкие кусочки сталактитов из сумрачных пещер. Эти известковые образования сочетались с бусинами разной величины, разноцветными перьями птиц. Кроме того, самое примитивное сверло также появилось на заре цивилизации, что позволило обрабатывать и успешно использовать декоративные камни (агат), а за ним пришли навыки огранки, полировки граната и аметиста. В Египте и Месопотамии камень лазурит перерабатывался в бусинки, круглые и цилиндрические по форме. В то же время (примерно три тысячи лет до Рождества Христова) научились изготавливать бисер (фаянсовый) из обожженного песка с малыми добавками жирной глины.
Кочевые племена сарматов и скифов еще за несколько столетий до Рождества Христова носили одежду и обувь, отделанные бисером. Маленькие стеклянные шарики украшали ворот, края рукавов и нагрудную часть рубах, а также шаровары, пояса и головные уборы.
2) Роль Марко Поло в расширении производства
венецианского стекла
На протяжении нескольких столетий единственным центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. До этого его изготавливали в стеклодельных мастерских Германии и Галлии, из этих мест производство перекочевало в Византию, а уж из Византии пришло в Венецию. Центром производства венецианского стекла стал остров Мурано. Там изготовляли различного вида сосуды (в основном надувные), зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее. Если на начальном этапе создания промысла в мастерских делали различные типы стеклянных изделий, то несколько позже они стали специализироваться на каком-либо одном виде продукции. Венецианское стекло, в том числе и бисер, приносили республике колоссальные доходы. Страны Восточной Африки, европейские государства, а затем и Америка – такова география торговли стеклянными изделиями.
Интересно отметить, что знаменитый путешественник и мореплаватель Марко Поло был сыном известного в то время бисерного мастера. Возвратившись на родину из своего долгого путешествия, Марко Поло поведал о большой популярности стеклянных украшений в заморских странах, что в свою очередь способствовало расширению производства венецианского стекла.
3) Хранение секрета стекольного производства
В Венецианской республике
Значительные прибыли Венецианской республики, являвшейся монополистом в стеклоделии, вызывали зависть у жителей окрестных государств, которые пытались разузнать секреты стекольного производства. Стремясь сохранить монополию в торговле стеклом, правительство республики в 1275 году издало указ, запрещавший вывоз за ее пределы сырья, необработанного стекла и даже его осколков. Сделано это было для того, чтобы конкуренты не смогли определить состав стекольной массы. Жестокое наказание ждало мастеров, вывозивших секреты производства стекла за границу, - их объявляли государственными изменниками, брали в заложники родственников, добиваясь возвращения беглецов, убивали. Но правительство Венецианской республики стремилось удержать стеклоделов не только силой. Им давалась исключительная привилегия – дочери мастеров могли выходить замуж за патрициев. Мало того, власти закрывали глаза на разбойные нравы, царившие в Мурано. А ведь стеклоделы, помимо своей основной профессии, не брезговали и грабежами. В своих «Мемуарах» Д. Казанова вспоминал, что приезжие, заночевавшие в Мурано, могли поплатиться за такую неосторожность не только кошельком, но и жизнью. Главным, наиболее тщательно скрываемым секретом стеклоделия было производство соды – обязательной добавки в песку, из которого варилась стекольная масса.
4) Богемское стекло.
До конца XVII века Венеции удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла. Однако вскоре у нее появились опасные конкуренты. Мастера Богемии разработали технологию получения так называемого «лесного стекла», заменив соду древесной золой (поташем). По своим характеристикам богемское стекло значительно отличалось от венецианского. Поташ придавал ему тугоплавкость и великолепные оптические свойства. Но из-за высокой температуры плавления работать с ним было труднее: богемское стекло, в отличие от венецианского не поддавалось обработке в нагретом состоянии, однако его можно было подвергать огранке, усиливающей игру света в изделии. Помимо толстостенных стеклянных сосудов с глубокой огранкой, принесших славу богемским мастерам, гранились также бусины и бисер. Постепенно на мировом рынке богемский бисер потеснил венецианский.
К XVIII веку Венеция уже не могла препятствовать появлению новых мастерских за ее пределами. Их открывали беглые мастера из Мурано. Производство венецианского бисера постепенно приходило в упадок.
5) Бисер на Руси.
Любой народ хранит свое наследие прежде всего в своем сердце, или, говоря более современным или научным языком, в своем «генетическом коде», который в сфере искусства обозначается таким простым и всем известным понятием, как ТРАДИЦИЯ.
Издавна было известно стеклоделие и в нашей стране, о чем свидетельствуют раскопки древних курганов и городищ, а также письменные источники. Как пишет академик Н.Н.Качалов, «…древнекиевским ювелирам были известны секреты изготовления разноцветных эмалей, которые являются определенной категорией легкоплавких прозрачных или заглушенных стекол».
На огромных просторах бывшего Киевского государства, раскинувшегося от Черного моря до Ладожского озера, от Карпат до верхнего течения Волги, всюду на городищах, в курганах и захоронениях археологи находят множество стеклянных бус, браслетов, перстней, осколков битой посуды. Недавно на территории Сумской области в захоронениях III-IV веков найдены коралловые, сердоликовые и стеклянные бусы. Остатки стеклоплавильных мастерских с разрушенными горнами, черепками тиглей, облитых разноцветными расплавами, обломки тонкостенных сосудов из стекла, кусков эмалей и цветных смальт, найденные при раскопках, свидетельствуют о том, что наши предки знали стекло не только благодаря торговле со странами Востока, Азии и Византии. Уже с IX века в Киеве существовали небольшие мастерские по изготовлению стеклянной посуды, предметов быта и украшений, мозаичных смальт и цветных эмалей. Позднее из Киева стеклоделие распространилось в Чернигов, во Владимир, в Рязань, Галич, Полоцк и другие русские города.
Если при раскопках курганов VII-XI веков встречаются изделия из глухого цветного стекла, похожего на металл, иногда расписанные эмалевыми красками в виде простых геометрических узоров, то в XII веке для их изготовления применяли полупрозрачное стекло разных цветов. Стеклянные бусы были самые разнообразные по величине, форме, расцветке и художественной обработке. По цвету они были зеленые, синие, желтые, фиолетовые, черные, серебряные и золоченые; по форме – круглые, цилиндрические, бочонко- и винтообразные. Переливаясь на солнце всеми цветами радуги, издавая мелодичный звон при ношении, эти украшения делали женский костюм еще наряднее и красочнее.
6) Развитие стекольного производства в России в ХVII веке.
Развитие стеклоделия на Руси надолго было прервано татаро-монгольским нашествием. Только в XVI веке началось возрождение стеклоделия в небольших сельских мастерских-гутах на западе и юго-западе страны, на Украине. Предметы гутного стекла – простая выдувная посуда и потешные сосуды в виде зверей и птиц, расписанные масляными красками и украшенные лепными узорами, - вывозились во многие города России и в Турцию. В начале XVII века, в 1635 году, начал работать первый русский стекольный завод в селе Духанино, под Москвой, на котором работали и украинские мастера-гутники. В Италию, затем в Голландию отправляется Иван Гебдон, чтобы нанять на царскую службу «добрых искусных людей», в том числе «мастеров стеклянишного дела». Поиски мастеров увенчались успехом, и в 1668 году строится второй, Измайловский завод, принадлежащий царю Алексею Михайловичу. Здесь изготовляли столовую и аптекарскую посуду, подсвечники и различные потешные (фигурные) предметы. Стекло изготовляли как бесцветное, так и окрашенное, прозрачное и заглушенное, а также хрусталь. Здесь работали немецкие, русские и венецианские мастера.
7). Роль Андрея Кассинена в развитии бисерного производства.
Известно, что в 1724 году советник Коммерц-коллегии Андрей Кассинен имел проекты по организации в России собственного бисерного производства. Он предложил отправить в Италию молодых людей, а также пригласить итальянских мастеров «для заведения в России шелковых и парчовых мануфактур и бисерного производства». Кассинен предлагал пригласить для организации бисерного производства венецианских мастеров, мотивируя это тем, что «наипаче Венецкие зеркалы, велиною и добротою чрезвычайныя, и маргарит то есть круглые всяких разных колеров стеклянные бисеры, кроме Венеции, нигде не делаются…».
8) Роль М.В.Ломоносова в производстве бисера и стекляруса.
Следующей по времени попыткой организации собственного производства бисера и стекляруса связано с деятельностью М.В.Ломоносова. Его исследования в области теории цвета и многочисленные опыты по получению цветных стекол послужили основой для строительства фабрики по изготовлению смальт, бусин и других стеклянных поделок. Доказывая необходимость создания в России собственного завода по выпуску бисера и стекляруса, М.В.Ломоносов в своих докладах приводил статистические данные о ввозе в Россию этих материалов, который к середине XVIII столетия значительно увеличился. Через Санкт-Петербургский порт в 1748 году было привезено 472 пуда бисера и более 2 пудов стекляруса, а в 1752 году – 2124 пуда бисера и 28 пудов стекляруса. Указывая, что бисер и стеклярус «еще поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество ценою на многие тысячи», Ломоносов просил у правительства разрешения на постройку фабрики «для делания изобретенных им разноцветных стекол и из них бисеру, пронизок, стеклярусу и всяких других галантерейных вещей и уборов». В соответствии с этим прошением в 1753 году началось строительство Усть-Рудицкой фабрики под Петербургом, а уже в 1755 году фабрика выпустила свою первую продукцию: «бисеру около 1 пуда, затем что еще ученики не привыкли скоро делать, стеклярусу 20 фунтов».
На Усть–Рудицком заводе в большой, малой и трех финифтяных печах варилась стекольная масса, из которой вытягивали трубочки разного диаметра. При помощи специального приспособления трубочки разламывались на куски – так получался стеклярус. Стеклярус, модификацию бисера удлиненной формы, изобрели во Франции.
Для изготовления бисера требовалась дальнейшая доработка полученных мелких бусин: их перемешивали с углем, каолином, ссыпали в металлические сосуды и помещали в специально сконструированную Ломоносовым «бисерную печь», оставаясь в которой под воздействием высоких температур бисер оплавлялся.
В первые годы работы фабрики там отсутствовали машины и механизмы, позволяющие получить хорошо обработанные бусины. В течение 5 лет Ломоносов лично занимался изобретением и усовершенствованием техники и технологии бисерного производства, и в 1760 году смог доложить Мануфактур-конторе о «сыскании надежного способа делать бисер, чтобы он был ровен, чист и окатист». Но стекольная фабрика в Усть-Рудицах просуществовала лишь до 1765 года, а после смерти М.В.Ломоносова производство было свернуто, и фабрика закрылась. Потребность в бисере продолжала удовлетворяться за счет поставок из Богемии и Венеции.
9) Производство бисера в ХIХ веке.
Во второй половине XIX века, в основном на территории Подмосковья (около города Дмитрова) и Владимирской губернии (пос. Верхутиха и Кузнечиха) возникло множество мелких стеклодельных кустарных мастерских, в которых изготавливали бисер. Но продукция кустарей была низкого качества, она не могла удовлетворить спрос на этот материал. Только в 1883 году в Одессе открылась стеклярусная фабрика Я.Б. Ронигера, где было налажено изготовление качественной, конкурентоспособной продукции. Однако вытеснить иностранных производителей бисера с российского рынка не удалось и на этот раз.
10) Применение бисера и жемчуга
в художественно-прикладном искусстве.
Бисер и стеклярус обычно воспринимаются как материал для женских украшений, мелких изделий бытового и декоративного назначения. Но стеклянные зерна использовали и для отделки интерьеров. Так, по свидетельству известного русского историка И. Е. Забелина, в некоторых покоях Московского Кремля «стены клейстеровали мукой или клеем и по этому грунту насыпали стеклярусом. В 1689 году в комнате царицы Натальи Кирилловны стены обиты полотном и выгрунтованы мелом… и насыпаны стеклярусом по зеленой земле». В описании обивки стен, созданных по царскому заказу работавшим в 1760-х годах в России Иоганном Форшем, сказано, что это были обои из белого атласа с кубами и цветами. В бордюре обоев использовались стеклярус и синель разных цветов – для этих обоев Форш покупал стеклярус алого, голубого и пальмового цветов из запасов, имевшихся на фабрике в Усть-Рудице у вдовы М.В.Ломоносова. Стеклярус не только насыпался на клеевую поверхность, но и пришивался на ткань. Основой подобных настенных панно служил холст. На него углем наносился рисунок, по которому выкладывались одноцветные стеклярусные нити, набранные на прочную нитку или проволоку. Снизки стекляруса нашивались к основе рабочей нитью при помощи стежков-перехватов, располагавшихся в промежутках между несколькими бусинками стеклярусной снизки. Такой вид вышивки получил название шитья «вприкреп». Расположение стеклярусных нитей подчеркивало форму элементов изображения, а контуры рисунка обводились снизками черного цвета. Эти несложные приемы придавали настенному панно большую выразительность. Черный цвет контура усиливал яркость и сочность красок, различное расположение цилиндриков стекляруса подчеркивало игру света в изделии. Сюжетные композиции, украшавшие, как правило, дворцовые интерьеры, получили название «французские обои». Этими обоями был отделан китайский кабинет дворца в Ораниенбауме, названный впоследствии стеклярусным. Интересно, что в создании композиции настенных панно принимала участие сама Екатерина II.
11) Использование жемчужного шитья в народной одежде.
Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма. Женская одежда юга России существенно отличалась друг от друга. В северных и центральных губерниях основу костюма составляли рубаха, сарафан и кокошник – сарафанный комплекс одежды, а в южных был распространен более архаичный – поневный, состоящий из рубахи, поневы и «сороки». К кокошнику приделывалась ажурная сетка из жемчуга, сколотых ракушек и белого бисера. Называли такую сетку по-разному: поднизь, налобник, рясна. «Сороку» украшали позатыленем (позатыльником) – плетеной из разноцветного бисера прямоугольной сеткой. Во всех типах народного костюма разнообразием и богатством отделки выделялись женские и девичьи головные уборы. Женские уборы отличались от девичьих тем, что полностью скрывали волосы, так как, по древнему обычаю, женщина не должна была появляться на людях простоволосой. Плели также подвески, серьги, накосники, пояса и многое другое. Разных размеров, форм, однотонные и многоцветные, эти украшения придавали праздничность одежде, подчеркивали неповторимость каждого костюма. Ярко выраженные региональные особенности женского костюма проявлялись не только в покрое, но и в способе его отделки. Кокошник и другие элементы женской крестьянской одежды северных губерний были богато украшены мелким речным жемчугом, золотным шитьем, стеклами в металлических оправах. Очень распространены были ажурные воротники – «ошейник», «сетка», «подгорлок» (теперь их называют «старорусские).
Широкому распространению жемчужного шитья способствовала относительная доступность материала. Жемчужное шитье известно на Руси еще с Х века. Пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии водились в северных реках и озере Ильмень, а более крупный жемчуг привозили из Кафы (Феодосия). Добытый из быстрых и чистых речек Севера, жемчуг именовался «скатень». Русский пресноводный жемчуг, добывавшийся на реке Варзуге (Архангельская губерния), называли варзужским. Его же, вероятно, в начале XVI века, называли новгородским. Не случайно на гербе беломорского города Кеми, известного в прошлом своими жемчужными промыслами, находилось жемчужное ожерелье на голубом водяном поле. Мелкий речной жемчуг на Руси называли «жемчужной зернью». Крупные жемчужины овальной формы именовали «жемчужными огурцами». Любопытно, что на Руси мелкий речной жемчуг с массой каждой жемчужины менее 50 мг и диаметром менее 3 мм называли бисером (от арабского busro – поддельный жемчуг). На протяжении нескольких столетий жемчугом отделывались церковные облачения, обувь и одежда, головные уборы и украшения. С середины XVIII века в народном костюме появляется наряду с жемчугом и бисер. Технические приемы работы с бисером, применяемые в народном искусстве русского Севера и Поволжья, практически не отличались от традиционных приемов жемчужного шитья. При декорировании изделия жемчужины, как правило, укладывались либо поверх навитого ранее хлопчатобумажного шнура (шитье по шнуру), либо поверх пеньковой или хлопчатобумажной нити белого цвета (шитье по бели), тем самым поднимаясь над плоскостью ткани. Соединение в одной композиции больших и малых жемчужных зерен подчеркивало рельефность изображения. Промысел речного жемчуга в России просуществовал до конца XIX столетия. В своей книге «Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях», И.Е.Забелин пишет о достоинствах жемчуга: «Лучшим, а, следовательно, и более дорогим почитался жемчуг гурмыцкий или бурмицкий, …вывозимый из Ормуза ли Гурмыза (Персидский залив). Затем следовал жемчуг кафимский, вывозимый из Кафы, много жемчуга вывозили из западной границы через Архангельск».
XIX и ХХ века являются последним этапом в истории жемчужного шитья. Его можно разделить на два периода. Первый связан с кризисом крепостнической системы, а второй – с развитием и уничтожением капитализма в России. В первой половине XIX века народное жемчужное шитье сохраняет свое прежнее значение. Церковное искусство становится менее роскошным и художественным, но еще имеет широкое применение. Во второй половине XIX и начале ХХ века в связи с изменением общественных отношений сильно меняется и народный быт. Городское платье все более проникает в деревню. С уходом народной одежды уходит и народное жемчужное шитье. Церковное шитье утрачивает прежнее значение, встречаются лишь единичные памятники, шитые настоящим жемчугом. Документальный материал почти утрачивает свое значение, так как жемчужное шитье уходит из частного и церковного быта.
Бисеру в России повезло чуть больше. С 30-х годов XIX века в городах увлечение бисером стало ослабевать, но русская провинция оставалась ему верна до 60-х годов – начала разрушения традиционного усадебного уклада жизни. На этом завершается «золотой век» бисера. Однако бисерное рукоделие не прекратилось. В конце XIX века в некоторых регионах европейской части страны (в Подмосковье, на Украине, Тамбовщине, под Тулой) были организованы кустарные бисерные производства.
12) Подъем интереса к производству бисера в 60-е годы
ХХ столетия.
Активный интерес к бисеру возрождается с 60-х годов ХХ столетия. Появляются новые элементы техники и приемы работы с использованием как старинных рисунков и орнаментов, так и вновь созданных. Мастера-энтузиасты этого времени расшифровывали, воспроизводили старые и изготавливали современные бисерные изделия, таким образом сохраняя и развивая традиции своих предшественников, обеспечивая преемственность в нашей культуре. Бисер по-прежнему используется привозной, в большинстве чешский.
13) Техника работ с бисером.
Техника работ с бисером разнообразна. Это – вышивка, вязание крючком и на спицах, низание, плетение, ткачество, мозаика на воске, наклеивание на кожу. На Руси наиболее популярной была вышивка. Мастерицы работали с мельчайшим бисером. Иглы использовали специальные, особо тонкие – немецкие или английские. Сейчас преобладают иглы из Индии. Если же и самая тонкая игла не проходит в бисеринку – конец щетинки (ворс из кисточки для рисования) расщепляют и вкладывают туда нитку. Низание и плетение использовалось для отделки крестьянского костюма. Получило распространение шитье бисером картин. Все эти техники используются до сих пор.
«Каждому народу достается наследство от предыдущих поколений, сделанное их руками, созданное их гениями и талантами. Громадно, обширно наследство русского народа, - пишет М.Н. Мерцалов в книге «Поэзия народного костюма». – Веками копилось оно, и вкладывали в него русские люди не только свой труд, но и свою душу, свои мечты, надежды, радости и горести. Уходило и терялось многое – время не щадило человека и его творения, но то, что сохранилось, что дошло до нас, открывает нам неповторимый, дивный лик народа-творца, очищенный от всего случайного, наносного, способного исказить истинный смысл созданного им». Мне хотелось бы учиться бисероплетению, чтобы этот прекрасный промысел не был забыт на Руси.
Список литературы:
1. Т. Манушина. «Художественное шитье Древней Руси в собрании Загорского музея», - Москва, «Советская Россия», 1983.
2. М.Я. Ануфриева. «Искусство бисерного плетения. Современная школа». - «Культура и традиции», Москва, 1999.
3. М.И. Якунина. «Русское шитье жемчугом». – Государственное издательство «Искусство», Москва, 1955.
4. Православная энциклопедия. Том «Русская православная церковь». Русское церковное искусство Х-ХХ вв. Церковное шитье. – ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2000-2005.
5. Золотное и лицевое шитье. – Журнал «Загородная жизнь», № 4, 2003 г.
6. Е.Артамонова. «Украшения и сувениры из бисера» - Москва, 2000 г.
7. А. Петракова. «Производство бисера и стекляруса в России XVIII-XIX веков». – «Русский антиквариатъ», 2003 г.
Заключение.
На изучение истории производства бисера, использования бисера и жемчуга я потратила много времени. Мне было удивительно, что этим искусством владели люди, которые жили много тысячелетий назад. Техника древнерусского шитья удивила меня еще больше. Оказалось, что для этого искусства нужна огромная подготовительная работа. Средневековое русское шитье по настилу требует усидчивости, аккуратности, большой практики.
Мне пока не доступны большие проекты. Я плету из бисера игрушки, украшения на проволоках и лесках, небольшие браслеты на нитках. Но мне нравится это занятие, надеюсь, что скоро я приобрету необходимый опыт и смогу сделать своими руками более сложные изделия.
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Машенька - ветреные косы
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
В Китае испытали "автобус будущего"