Творческий проект по технологии учащегося 9 класс с поэтапным описанием изготовления игрушки-сувенира "Конек - Оберег" из глины.
Приложение № 2: фотографии работ учащегося, представленных на VI Всероссийской выставке - смотре "Гончары России- 2011".
МОУ ЛСОШ№1
Проект по предмету: технология
тема: Основные тенденции развития глиняной игрушки России.
Подлинная аутентичная традиция и современность.
Выполнил: ученик 9 «А» класса
Пружинин Александр
Проверил:
Дуничев А.М.
Лихославль 2013г.
-2-
Содержание
Введение………………………………………………………………………………..стр.3
Глава первая.
Подлинная традиция и современность в глиняной игрушке. .……………….стр.4
Глава вторая. Технология изготовления игрушек………………………………………………………………………………..стр.6
Глава третья. Экономическая часть……………………………………………..стр.8
Заключение…………………………………………………………………………….стр.9
Список используемой литературы……………………………………………….стр. 11
Приложение 1
Приложение 2
-3-
Введение.
Русская глиняная игрушка, созданная многими поколениями народных мастеров России, в разных центрах гончарного и игрушечного промыслов, является важным видом народного творчества.
В наши дни возрастает интерес к народной культуре, художественным ремеслам, отечественной истории, широко используется воспитательная роль традиционной русской глиняной игрушки.
Несмотря на изменения исторических условий, усиление декоративного, а не функционального и символического значения, как это бывало прежде, на появление образцов массовой культуры, традиционное продолжает одерживать верх.
Традиция – это стержень народной художественной культуры, в игрушке это проявляется особенно отчетливо и наглядно.
Отшлифованные многими поколениями художественные особенности народного искусства – лаконизм, гармония формы с содержанием образа, точность и предельная выразительность деталей - черты, родственные поискам современного стиля в декоративно-прикладном искусстве.
Цель данного проекта:
- опираясь на опыт народных мастеров (традиционная глиняная игрушка)
- изучив технологию обработки глины
- используя передовые технологии (компьютерный дизайн, печать,
современные инструменты и материалы)
- учитывая экономические и эргономические затраты
создать объект декоративно-прикладного искусства, не противоречащий историко-культурным традициям России, для использования его (объекта) в осуществлении педагогической, социо-культурной а, также, в коммерческой деятельности в дальнейшем.
-4-
Задачи, поставленные для осуществления цели данной работы:
- изучение материала
(литературный, иллюстрационный)
- определение содержания
( основные направления развития и пролемы глиняной игрушки России)
- выбор формы
(комплект игрушек, выполненных в авторской манере традиционным способом (ручная лепка) из современного поделочного материала - Керапласта)
- определение области применения работы (игрушка, сувенир)
- подбор материалов и инструментов (самоотвердевающая керамическая масса, стик, деревянная и льняная фурнитура)
- выбор техник выполнения изделия (ручная лепка, декор)
- фиксирование этапов создания работы (от эскиза до готового изделия)
- составление сметы расходов
- преимущества поточного изготовления нескольких изделий по операциям.
Выводы:
- может ли данная работа использоваться в педагогической деятельности;
- отвечает ли данная работа эстетическим потребностям современности;
- сохраняет ли данная работа традиции русской глиняной игрушки;.
Глава первая.
Подлинная традиция и современность в глиняной игрушке.
-5-
Искусство глиняной игрушки – одно из древнейших. Его древние основы народ сохранил и пронес сквозь века в почти неизменных и, в то же время, всегда новых формах.
Сюжеты этих игрушек довольно разнообразны: традиционные кони, птицы-свистульки, бараны, шары - погремушки и созданные по живым впечатлениям фигурки медведей, скоморохов-гудошников, из которых составлялись игрушки-наборы.
Глина - материал хрупкий и недолговечный. Несмотря на очевидные даже по Москве 16-17 веков большие масштабы производства глиняных игрушек, их дошло до нас мало, так как они легко ломались, разбивались и уходили с поколениями людей. В собраниях музеев русская глиняная игрушка представлена главным образом произведениями второй половины 19 века - начала 20 века. По сравнению с деревянной игрушкой, коллекции эти не столь обширны и почти не изучены: интерес к глиняной пластике возник довольно поздно, а изучение затрудняют особая традиционность, известное однообразие и устойчивость форм и образов.
Игрушку делали почти везде, где были залежи глины и занимались гончарством. Она была попутным, второстепенным делом в гончарном производстве. И лепили ее, наряду с мисками, кувшинами и горшками, часто не гончары-мужчины, а женщины и дети. Лепили для себя, забавы ради, а со временем – на продажу, приурочивая к ярмаркам и веселым народным праздникам. Лишь в нескольких местах глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом, подверженным воздействиям моды и городских запросов. В глиняной игрушке сравнительно не много сюжетов. Это – женская фигура, конь, птица, всадник, олень, медведь в различных вариантах и фантастических или более правдоподобных сочетаниях. Характерные для искусства всех народов, они стали главными в русской глиняной игрушке и многократно варьировались в каждом центре ее изготовления, никогда не повторяясь буквально. Гончар-игрушечник мог видоизменять и интерпретировать каждую тему в меру своей фантазии, одаренности, мастерства, вкуса и представлений.
Игрушечные центры России.
Глиняная игрушка – одно из самых ярких явлений народного творчества. Трагическая история русского крестьянства ХХ столетия в полной мере отразилась на ее судьбе.
-6-
Сохранилось очень немного исторических центров глиняной игрушки и сегодня они приобретают особый статус. Эти центры следует рассматривать как исторические подлинники народной культуры:
- Абашевская глиняная игрушка
- Каргопольская глиняная игрушка
- Скопинская керамика и игрушка
- Чернышенская глиняная игрушка
- Филимоновская игрушка
- Плешковская игрушка
- Жбанниковская глиняная игрушка
- Дымковская игрушка
- Тульская глиняная игрушка.
Глава вторая
Технология изготовления игрушек
Технология изготовления игрушек, подготовка глины к работе по существу были везде одинаковы, хотя и имели местные особенности.
Красную, серую или белую глину смешивали с мелким просеянным песком и разводили водой, превращая в вязкое тесто. Из него и лепили игрушки. Сначала их просушивали на ветру, а через несколько дней обжигали. В зависимости от качества и состава местных глин и песка, поверхность игрушек приобретала определенный цвет и фактуру, которые играли немалую роль в их декоративных свойствах. Для украшения в разных центрах применяли цветные глазури или роспись.
В глиняной игрушке, может быть, больше, чем в любом другом виде народного творчества, очевидна нерасторжимая связь ремесла и искусства.
Между руками мастера и материалом не было посредника-инструмента: руки мяли, лепили, скатывали и разглаживали комочек глины, который тут же превращался в любую фигурку, сохранявшую в пластике любое движение руки, а на поверхности – следы пальцев.
-7-
Руки не только были орудием, инструментом, они же служили своеобразным эталоном пропорций – средний размер народных глиняных игрушек не превышает длины кисти, - а иногда и своеобразной формой (некоторые рязанские свистульки кажутся оттиснутыми в крепко сжатой ладони).
Известный исследователь русской глиняной игрушки Л.А. Динцес считал, что в глубокой древности она не была только забавой, а воплощала образы языческих верований. «Тематика игрушки, - писал он, - имеет более глубокие корни, которые таятся в древних дохристианских формах славянского культа». Женская фигура олицетворяла Мать сыру землю, Великую богиню – Природу; кони и олени – великое Светило, дарующее Земле свет, тепло, плодородие; птицы – стихию воздуха, связывающую небо и землю. В этих представлениях отражалась наивная вера крестьянина в добро и зло, поэтическое одушевление сил природы, от которых зависело благополучие крестьянского хозяйства, счастье и достаток семьи.
Студия «Мастерок», в которой я занимаюсь с 2004г., представляла свои работы на Всероссийской выставке – смотре «Гончары России».. На выставку были отобраны четыре моих работы, выполненные из самоотвердевающей глины. Работы выполнены в авторской манере по мотивам традиционной глиняной игрушки.
В работе «Конёк - оберёг» я использовал образ, традиционный для русского народного творчества, - образ Коня (символа солнца, богатст ва и процветания, символ наступающего 2014 года).
Эту работу я выполнил в технике ручной лепки. Отдельные элементы декора я выполнил из дерева и льна, что, также, является материалами, широко использующимися в русском декоративно-прикладном искусстве. Подробную фото- схему изготовления см. в приложении №1.
Поэтапное изготовление игрушки – сувенира «Конёк – Оберёг»
-8-
Глава третья
Экономическая часть.
Все затраты на материалы, использованные в изготовлении игрушки, инструменты, необходимые в работе, а, также, временные затраты на изготовление и оформление изделий приведены в сводной таблице, представленной ниже.
№ | инструмент | Кол-во | Цена за упаковку. | Реальнй расход |
1. | Деревянный стик (Палочка) | 1 штука | 25 рублей | 2.50. |
2. | ножницы | 1 штука | 50 рублей | 50.00. |
3. | Салфетка (ветошь) | 1 штука | - | - |
4. | Плошка (Б/у) | 1 штука | - | - |
5. | Клеенка (Б/У) | 1 штука | - | - |
6. | Кисть щетинка | 1 штука | 10 рублей | 10 рублей |
Итого инструментов: | 6 | 85 рублей | 62.50 |
№ | материал | Кол-во | Цена за ед.. | Реальнй расход |
1. | керапласт | 1 упаковка | 216 рублей | 36.00. |
2. | Шнуг вощеный | 1 метр | 2.50. | 2.50. |
3. | пуговица | 5 штук | 4.00 | 20.00. |
4. | Шпагат джутовый (2 нити) | 1 метр | 30.00. | 3.00 |
5. | Лак акриловый | 20 грамм | 260р. За 1000г. | 2.60. |
6. | бусины | 5 шт | 50 копеек за 1шт (100 – уп) | 2.50. |
Итого материалов: | 6 | 515 рублей | 68.60. |
-9-
На изготовление пяти игрушек потребовалось 131рубль 10копеек. 2 часа – на изготовление,
12 часов на сушку изделий (комнатная температура).
Из этого следует, что на изготовление одной игрушки потребуется 26 рублей 22 копейки, 30минут на изготовление, 12 часов на сушку.
Исходя из вышесказанного следует, что изготовление по операциям потока изделий (от 5 – 30 едениц) за шестичасовой рабочий день одним человеком экономически выгоднее по материальным и временным затратам.
К тому, для организации рабочего места не требуется промышленного оборудования и арендуемых помещений – изготавливать такие игрушки можно дома (при соблюдении определенных правил по технике безопасной работы с инструментами и материалами).
При устойчивом рынке сбыта и договорной цене ( от 90 р. За ед. (с учетом НДС)), а также реализации изделий на выставках - ярмарках (НДС не взимается). Одна, две игруши покроют расходы на изготовление пяти игрушек.
А лучше всего, не пожалеть затраченных средств, свободного времени, сделать своими руками подарки друзьям и близким. И преподнести в канун праздников от всей души и на добрую память!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Давно замечено, что игрушка – часть среды, которую создает вокруг себя человек. Это «развлечение» возникает как отражение в предметных формах элементов социальной структуры и духовного состояния общества. Глиняная игрушка оказалась самым массовым видом творчества. Ее изучают, собирают, охраняют, придумывают новую как придумывали наши предки.
Всероссийским Домом Народного Творчества традиционно проводится всероссийская выставка «Гончары России», где особое внимание отводится глиняной игрушке. В 2011 году я имел честь участвовать в Шестой Всероссийской выставке «Гончары России – 20011г.» в г. Твери. Мне посчастливилось увидеть творческие работы настоящих мастеров, побывать на
-10-
мастер-классах и пообщаться с людьми, для которых сохранение и развитие традиционной глиняной игрушки – не пустые слова, а дело всей жизни.
В своем проекте я попытался привлечь окружающих к проблемам развития и существования народной культуры в современном мире.
Постарался доказать, что традиционное прикладное искусство – ручная работа- способно конкурировать с штамповочным ширпотребом, изготовленного в
сомнительных мастерских, из сомнительных материалов «народными» китайскими мастерами.
- опираясь на опыт народных мастеров (традиционная глиняная игрушка)
- изучив технологию обработки глины
- используя передовые технологии (компьютерный дизайн, печать,
современные инструменты и материалы)
- учитывая экономические и эргономические затраты
Я постарался создать объект декоративно-прикладного искусства, не противоречащий историко-культурным традициям России, для использования его (объекта) в осуществлении педагогической, социо-культурной а, также, в коммерческой деятельности в дальнейшем.
-11-
Список используемой литературы
Приложение 1
Подлинная аутентичная традиция и современность глиняной игрушки. Игрушечные центры России.
АБАШЕВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА, свистулька, дудка изготавливалась гончарами села Абашево Наровчатского уезда пензенской губернии (ныне Беднодемьяновский район).
Время возникновения промысла – середина XIX века. Первоначально игрушка изготавливалась гончарами попутно для детских игр. К началу XX века «дудки» стали основной продукцией отдельных мастеров. Их делали в 12 дворах 16 человек.
Отличительной особенностью почерка наиболее талантливых мастеров являлся сатирический характер части традиционных изделий: городовой со взятками, городовой на свинье и так далее. Традиционный размер игрушки – в ладонь. «Дудки» раскрашивались масляной краской, «оживлялись» пятнами бронзы, «серебрянки». Основные мотивы изделий – домашние животные, офицеры, барыни-«дуры». В 1930-е годы в селе Абашево была организована гончарная артель. В 1962 году в Беднодемьяновске открылась керамическая фабрика, использовавшая абашевскую глину для литья бытовой скульптуры малых форм. промысла. В Беднодемьяновске организован музей народного творчества, в селе Абашево – керамическая Каргопольские глиняные игрушки
Производство игрушки сопутствовало старинному гончарному промыслу в Панфиловской волости Каргопольского уезда. В отличие от гончарного дела изготовление игрушки в XX в. не прервалось. В промысле сохраняются наиболее традиционные типы русской игрушки - женские фигуры, изображения животных. В последние десятилетия получили распространение жанровые сцены. Для каргопольской игрушки характерна красочная роспись по предварительно выбеленной поверхности фигур:
хоровод нарядных, подбоченившихся барышень в кокошниках с черными бусинками глаз, им лихо играет на гармони косолапый, на балалайке бренчит в такт ему молодой деревенский франт. Рядом - целый зоопарк: зайцы с морковками, козлы, олени, коровы, свистульки-утушки, столь любимая среди каргопольских народных гончаров, делающих знаменитую глиняную игрушку.
А еще мифическая птица счастья Сирин с женской головкой. Не менее любим здесь и другой фантастический персонаж - важно стоящий на четырех конских ногах бородатый крепыш в широкополой шляпе, сказочный получеловек-полуконь, таинственный русский
кентавр, а по-местному - Полкан. И у всех этих симпатичнейших существ на груди, на боках, на широких сарафанах - странные, загадочные знаки - символы: овалы, кресты, ромбики с точками внутри. Мастер - Семен Иванович Рябов - объяснить их значение не может. - Как в старину у нас фигурки расписывали, так и мы рисуем, - словно оправдывается один из немногих живущих ныне гончаров заповедного края русской старины. Когда и как зародилось это радостное художество в глухих северных лесах?
Скопинская керамика и игрушка
Среди очагов народного художественного гончарства уникален промысел декоративной керамики, находящийся в городе Скопине Рязанской области. До середины XIX в. глазури здесь не применяли, а делали обычные черные («синюшки») и обварные горшки. С освоением глазурования скопинские изделия стали значительно более яркими, декоративными. Обычная бытовая посуда скопинских гончаров XIX- начала XX в. выполнена из светлой глины, имеет мягкие очертания, края часто заканчивают фестончатые «оборочки». Рукомои, кувшины, глубокие миски, кружки, хлебницы и др. формовали на низких ручных гончарных кругах, украшали процарапкой, штампиками, налепами и потечными цветными глазурями. Примерно с середины XIX в. в промысле стали делать декоративную скульптурную керамику.
Кроме декоративных скульптурных сосудов, делали и просто скульптуру: драконов, львов. В 60-70-х гг. предпринимаются попытки создать особый тип сувенирной скопинской керамики. Это небольшие фигурки львов, птиц, сцены цирка и т.д. Наряду с этим создают мастера и традиционные для промысла квасники с птицами, подсвечники, вазы для фруктов.
Фантастические фигурные скопинские сосуды, покрытые коричневой или зеленой глазурью, занимают все более значительное место на выставках декоративного и прикладного искусства. Интерес к ним со стороны ценителей, коллекционеров и просто массового потребителя не ослабевает. Искусство скопинских гончаров вносит свой яркий штрих в общую картину современного развития русской народной декоративной керамики
Чернышенская глиняная игрушка
Деревня Чернышено — один из загадочных и малоизвестных игрушечных центров в России. Долго считалось, что промысел в Чернышено прекратил свое существование в тридцатых годах двадцатого века, на самом деле игрушки в деревне Чернышено лепили вплоть до конца пятидесятых годов.
Сюжеты чернышенских игрушек традиционны: женщины, коньки, птицы. Чернышевский игрушечный промысел тесно связан с верованиями и обрядами крестьян. Возможно, культ кукушки оказал влияние на роспись игрушек этого промысла — коньков — свистунъков, коровок, барашков, всадников, куклы — все они также обильно украшены чередующимися полосками.
Форма коньков — свистуньков (так называли всех животных) весьма условные: приземистые, неуклюжий вытянутый корпус, маленькие ножки — бугорки, вытянутые шеи и крошечные упрощенные головки, скорее напоминающие доисторических динозавров.
Особенно хороши Чернышенские куклы—барыни, кормилки. Головные уборы, роспись одежды напоминает костюмы XIX начала XX веков. В самом начале нашего столетия этим промыслом было занято в деревне Чернышено значительное количество женщин, но как только появилась фабричная игрушка, местное производство стало снижаться
Филимоновская игрушка
Филимоновская игрушка - д.Филимонова, г.Одоев Одоевского района Тульской области.
Промысел игрушки возник на основе местного гончарного промысла в середине XIX в. В начале XX в. угас и был восстановлен в 1960-е гг. с помощью старых мастериц. Основной тип изделий - свистульки традиционных форм (барыня, всадник, конь, медведь и др.). Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины "синики". При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись с характерными ритмичными полосками.
По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины. Эта игрушка меньше всего изменилась за последнее время. Искусство филимоновских мастериц (а именно женщины создают ее) было и остается крестьянским. Богатые залежи жирной, словно масло, глины-синики как нельзя лучше подходили для лепки игрушек. Именно особенности глины при дали столь необычный вид
фигуркам: у них вытянутые шеи, удлиненные пропорции. Дело в том, что жирная глина при сушке оседает и трескается, и мастеру приходится несколько раз ее поправлять, пока фигурка окончательно не просохнет. А поправляя, он ее невольно вытягивает — так и родился филимоновский стиль, который не спутаешь с другими.
У филимоновских игрушек мало деталей. У барыни — высокие юбки колоколом, с плавным пологим расширением книзу. Юбка кажется большой по отношению к верхней части туловища. Голова и шея почти одинаковой толщины, на ней шляпка или крестьянский головной убор — повойник.
Мужские фигурки (это чаще всего кавалеры или солдаты) — высокие, длинноногие, в характерных костюмах — мундире с погонами, шляпке с козырьком или полями, в сапогах с каблуком. Каблуки дают дополнительную опору фигурке. Под мышкой солдаты держат птиц.
Все филимоновские игрушки — свистульки, даже барыни и кавалеры. Но свисток никогда не делали в фигурке, а только в хвосте зверей или птиц, которых давали в руки персонажу.
Обожженная игрушка приобретает белый или чуть розоватый цвет. Роспись выполняется анилиновыми красителями, растертыми на яичном желтке или белке, куриным пером. Использовали три главные цвета — малиново-красный, желтый и зеленый. Иногда применяли синий или фиолетовый цвета. Каждому персонажу — свой цвет. Из-за того что роспись велась пером (вернее, верхней его частью, а все остальное очищалось), она кажется небрежной, неумелой, словно это детская работа.
Роспись очень проста: сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг — это солнце, треугольник — земля, елочки и ростки — символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают нам о связях человека и природы.
Игрушки из Филимонова жизнерадостны, в них сочетаются грубоватость и изящество, выразительность силуэта, юмор и добродушие.
Плешковская игрушка
Плешковский промысел — один из древнейших промыслов центра России. Плешково (Ливенский район Орловской области) известно с 17 века. .. Плешковская игрушка не просто детская забава, ей удалось сохранить архаичность, корни которой уходят в глубину истории, когда подобные изображения участвовали в магических обрядах и несли в себе знаки тотемов и богов.
Любимые сюжеты плешковских мастеров — домашние животные и птицы. Их образы хранят от полного забвения все знаки русского языческого пантеона, способствующие добру и благу.
Птица (петух, курица, утица) — главный древний смысл — оберег, олицетворяла весну, тепло, являлась знаком воскресения природы, пробуждения земли, рассвета, предвестником хорошего
урожая. “Где утка шла — там рожь густа”. Петух — представитель пламени, которым сжигает солнце.
Птица-русалка — загадочная птица-дева с человеческим лицом, у южнорусских племен — дух растительности. Она жила на деревьях и летала над полями. Вспомним у А. С. Пушкина: “...Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит...”
Олень был связан с образом неба, являлся знаком удачного брака, обильной жизни, а также символическим знаком славянских богинь Рожаниц, рожающих все живое.
“Русская троица” — между двумя оленями (знаками Рожаниц) расположена человеческая фигура — изображение верховного божества Рода, определяющего судьбу.
Конь, конник — знак неба и солнца, совершающего путь по небу на колеснице, знак плодородия и хорошей погоды.
Ладья — разновидность “русской троицы”, справа и слева кони — солнце восходящее и заходящее зари утренней и вечерней. Справа — весна-красна, слева — осень-матушка. В центре — фигура Великой Богини. Также по славянской легенде дочь Солнца — Богиня Сурья, жена братьев-близнецов Ашвинов (буквально “конников”). Главная функция — помощь людям.
Баран — знак богатства, жизненного успеха и знатности.
Корова, коза — знак плодородия, в них заключен хлебный дух поля. Отсюда поверье — при виде ржаного колосящегося поля, колеблющегося от ветра, считать, что бродит “ржаной” козел или корова.
Жбанниковская глиняная игрушка
Жбанниковская игрушка - деревни Жбанниково, Ромпино, Рыжухино и др. Городецкого района Нижегородской области.
Промысел возник в начале XX в. Местная свистулька получила известность в 1930-е гг., тогда же появились новые типы игрушки, помимо традиционных (например, всадники ) и сложился характер росписи, сохраняющийся и в современной игрушке. Причудливое сочетание красок в росписи создается использованием темной эмалевой краски в качестве фона, по которому наносятся пятна более светлых тонов. Отдельные детали фигур "серебрятся" с помощью алюминиевого порошка.
Особенность жбанниковской игрушки в том, что туловище всех фигурок напоминает глиняную пирамиду на трех ногах-основах.
Дымковская игрушка
Среди современных русских глиняных игрушек самой большой известностью и популярностью пользуется дымковская (в прошлом вятская) игрушка. Это обобщенная, декоративная глиняная скульптура, близкая к народному примитиву: фигурки высотой в среднем 15-25 см, разукрашенные по белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, горохов, полос, клеток, волнистых линий, яркими красками, часто с добавлением золота. Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской игрушке являются всадники, петухи, женские фигуры в расширяющихся книзу колоколообразных юбках и высоких головных уборах – кокошниках, именуемые няньками, кормилицами, барынями, водоносками. Дымковские индюки и кони реальны и фантастичны в одно и то же время. Индюк с пышным веерообразным хвостом, конь в ярко-синих яблоках-кругах, у козла красные с золотом рога. Во всех этих наивных и красочных образах так и видятся присущие русскому народу простодушие, удаль, оптимизм, склонность к сказочной, песенной интерпретации действительности. В женских фигурах большое значение имеют выразительные детали: нарядные прически, головные уборы, оборки на рукавах, передниках, пелеринки, муфты, зонтики, сумочки и т.п.
Роспись представляет собой, как правило, крупный геометрический узор, сочетающийся с гладкоокрашенными частями. С течением времени многоцветие и яркость росписи увеличились. Сохранившиеся от XIX- начала XX вв. дымковские игрушки не так интенсивно расцвечены.Для производства игрушки используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Значение дымковской игрушки давно уже не игровое. Это – народная декоративная скульптура.
Тульская глиняная игрушка Первое упоминание о них датируется 1912 годом. Но распространены игрушки здесь были задолго до начала XX века, о чем свидетельствуют последние находки археологов. Промысел, возникший в слободе Большие Гончары, просуществовал до революции. Гончарная артель же существовала вплоть до 1930-х гг. Затем игрушка была забыта. Уникальное мастерство, казалось, кануло в Лету.
Тульская городская игрушка не отличается многообразием сюжетов: это бары-и с зонтиками, гуляющие и танцующие пары, амазонки и наездники, доярка с коровой, пеленальщица.
У больших по размерам кукол способ изготовления лиц напоминает приём, применявшийся китайцами в XV—XVII вв. — оттиск готовой маски. К другому типу относятся круглые лица с выразительными глазами-колесиками и маленькими носиками.
Фигурки отличаются своеобразной пластикой. Их туловища вытянуты вверх. У них маленькие головки, широкие и высокие юбки-колоколы.
Уникальны по выразительности образа сюжеты с монахом и монахиней. Их широкие у основания юбки-колокола с высокой талией переходят в туловища с маленькими головками и головными уборами. В руках-ладошках, выглядывающих из широких рукавов, монах или монахиня держит раскрытую книжку. Различие между ними в головном уборе и бороде, налепленной на лицо монаха.
Тульская городская игрушка — более сложное, художественно утонченное ис-усство, вобравшее в себя городскую ультуру и профессионализм. Лишь двух сюжетах городской тульской 1грушки можно встретить свистки. Это Бсадник» и «Женщина доит корову», :оторые по стилю все же продолжают ульский игрушечный промысел.
Работы Пружинина Александра, представленные на VI Всероссийской выставке-смотре
«Гончары России – 2011».
Панно «Славушка» арома-лампа «Сова»
Сувенир «Кот с Мешком»
Почему Уран и Нептун разного цвета
Аэродинамика и воздушный шарик
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Рисуют дети водопад
Рисуем крокусы акварелью