Сегодня валяние - популярный вид рукоделия. Целью занятий по валянию является создание изделий из шерсти, развитие мелкой моторики, воспитание художественного вкуса, развитие творческих сторон личности, развитие способностей к реализации замыслов по средствам использования изобразительных средств выражения (техника, приемы, материалы).
Вложение | Размер |
---|---|
zhirkova_proekt_valyanie_2.doc | 91 КБ |
valyanie_ispr._1.ppt | 2.17 МБ |
Городская научно-практическая конференция «Технопарк»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
на тему:
ВАЛЯНИЕ ШЕРСТИ
Выполнила: Жиркова Евгения
4 «В» класс ГБОУ СОШ № 1386
Консультанты:
Захарьян Тамара Рантиковна
Москва, 2015
Содержание
1.1. Тема проектной работы 3
1.2. Цели и задачи проектной работы 3
1.3. Актуальность темы 3
1.4. Объект исследования 3
2.1. История техники валяния 4
2.2. Как выбрать шерсть? 5
2.3. Необходимые инструменты 6
2.4. Две основные техники 8
2.5. Сухое валяние 8
2.6. Мокрое валяние 10
2.7. Изготовление картин из шерсти 12
2.8. Выкладывание 13
1.1. Тема проектной работы: Валяние шерсти.
1.2. Цели и задачи проектной работы: Исследовать технику валяния и рассмотреть на примерах. Для выполнения цели нужно выполнить следующие задачи: познакомиться с историей и изучить различные приемы техники валяния, расширить знания о таком материале, как шерсть, усовершенствовать навыки и умения изготавливать изделия из шерсти.
1.3. Актуальность темы. Сегодня валяние - популярный вид рукоделия. Целью занятий по валянию является создание изделий из шерсти, развитие мелкой моторики, воспитание художественного вкуса, развитие творческих сторон личности, развитие способностей к реализации замыслов по средствам использования изобразительных средств выражения (техника, приемы, материалы).
1.4. Объект исследования - процесс валяния шерсти, используемые материалы и инструменты, полученный результат.
Первым упоминанием о войлоке считается легенда о валяном ковре, найденном на Ноевом Ковчеге. На Ковчеге произошла удивительная вещь: шерсть с овец падала на пол, намокала, а потом овцы сбивали ее копытами, в результате получился первый ковер.
Войлок происходит от тюркского ojlyk – покрывало. Он представляет собой непряденый текстиль из натуральной шерсти.
Валять войлок люди научились в глубокой древности, примерно восемь тысяч лет назад. Однако техника валяния появилась лишь после одомашнивания овец. Люди пытались валять шерсть диких животных, но это было не так просто, так как у шерсти диких овец нет чешуйчатого слоя, за счет которого происходит сцепление волокон друг с другом. Тем более что с одной овцы можно получить немного шерсти (максимум 5 кг). А на то, чтобы изготовить юрту необходимо не менее100 кг шерсти. С этого момента в разных регионах (Кавказ, Памир, Тибет, Алтай, Передняя Азия (Афганистан, Иран), Балканы, Перу, Норвегия и Финляндия), независимо друг от друга, возникло и развивалось валяние войлока.
Валяние шерсти считается изобретением кочевников. Кочевники первыми оценили удивительные свойства войлока. Они изготавливали из шерсти одежду (головные уборы, бурки и др.), дома, предметы интерьера (подушки, ковры), утварь (мешки для различных целей), снаряжение для всадников (попоны для лошади, детали седла и др.). Войлок оберегал кочевников от вражеских стрел и злых духов, спасал от холода и жары. Люди использовали шерсть также в медицинских целях, в кузнечном и военном деле.
Самые древние войлочные изделия были обнаружены археологами в погребениях Горного Алтая, относящиеся к 4-5 векам до н.э. В этих погребениях нашли неповрежденные предметы конского убранства, одежду и мягкую утварь.
В европейских странах в производство войлока внесли свои модификации. Уже в эпоху античности войлок уплотняли прокатыванием его между валиками. В Европе использовался также еще один способ валяния. В больших воронкообразных чашах шерсть уплотняли с помощью завихряющегося потока воды. Гораздо позже появилось промышленное производство фетра, который представляет собой тонкий войлок. А уже в 20 в. появляется иглопробивной промышленный способ изготовления войлока. Последний способ позволил сваливать даже искусственное волокно.
В наше время валяние шерсти переживает новый виток в своем развитии, оно возрождается. Сегодня это уже не жизненно необходимое ремесло, а яркая форма художественного выражения. Современные художники по войлоку используют все приемы валяния предков, а также придумывают новые. Становятся модными войлочные игрушки и картины, одежда и аксессуары, украшения и различные предметы интерьера. Войлок начинают использовать в сочетании со стеклом, металлом, керамикой. Мы видим, как развивается технология валяния, становятся доступными материалы и инструменты для этого вида рукоделия.
2.2. Как выбрать шерсть?
Валять можно из любой натуральной шерсти – будь то овечья или шерсть ламы, верблюда и даже собаки. Только натуральная шерсть обладает способностью сваливаться. Другие натуральные волокна (например, лён, шёлк и т.п.) не сваливаются. Чаще всего для валяния используют овечью шерсть. В мире существует много пород овец, и шерсть каждой из них имеет свои особенности, толщину, длину и гладкость волокна. Выбор той или иной шерсти зависит от поставленной цели. Вот основные виды шерсти, используемые для валяния:
• Шерсть для валяния тонкая (непряденые волокна тонкой мериносовой шерсти, подходят для изготовления мягких, шелковистых на ощупь изделий: шарфов, одежды, она очень удобна для работы, так как волокна быстро переплетаются). Подходит для поверхностной отделки изделий, для украшений и декорирования;
• Шерсть для валяния полутонкая;
• Грубая шерсть для валяния ( используется для изготовления основы, на которую потом накладывают более тонкие волокна, декор;
• Шерсть для валяния «Мультиколор»( сочетает в себе волокна двух и более расцветок);
• Прочая шерсть, различные волокна, а также акрил для валяния.
С натуральной шерстью очень приятно работать, она тёплая, живая, мягкая, разноцветная. Неудивительно, что она заняла заметное место среди материалов для хобби.
2.3. Необходимые инструменты
Самый главный инструмент — это, конечно же, игла.
Ассортимент игл для валяния шерсти весьма широк и разнообразен.
В зависимости от толщины иглы для сухого валяния делятся на четыре типа:
- грубые,
- средние,
- тонкие,
- очень тонкие.
Толщина иглы влияет на скорость сваливания шерсти и степень детализации поверхности изделия.
При помощи толстых игл, как правило, шерсть сваливается значительно быстрее. Однако на поверхности войлочной поделки остаются отверстия от уколов иглы. Валяние тонкой иглой происходит намного медленнее, но дает возможность более детально проработать мелкие элементы изделия и сделать его более плотным.
Эффективно ускорить сухое валяние могут различные иглодержатели. Они удобны, бывают под разное количество иголок, иглы можно менять и использовать столько, сколько нужно.
Подложка, мочалка или щетка-мат, необходимы для валяния плоских и маленьких элементов.
Пуходерка пригодится для отрывания шерсти тонкими клочками от ленты или руна. А уже с помощью двух пуходерок можно шерсть смешивать. На одну накладывается шерсть разных цветов, немножко утаптывается в пуходерку. Другой сверху шерсть отрываем. Оторванное обратно лепится в первую пуходерку и так до полного смешивания шерсти (примерно 10 движений).
Пуходеркой удобно распушивать уже свалянные войлок. Свалянные хвостики для шарфиков после распушивания с легкостью приваливаются к шерсти. Неудавшееся изделие с помощью этого инструмента легкими движениями руки превращается опять в кучку шерсти.
Резиновые наперсточки защитят Ваши пальчики от уколов иглы. Бывают различного размера под каждый пальчик. Очень удобны, когда приходится валять объемные изделия в руках.
Для мокрого валяния нужна пупырчатая пленка – эту пленку обычно используют для упаковки хрупких вещей при транспортировке. Сеткой маскитной или сетчатой швейной тканью накрывают шерстяную раскладку, чтобы при смачивании и первых валяльных движениях кусочки пряжи не смещались (если используется два слоя пупырчатой пленки и шлифмашинка можно обойтись без сетки).
Хозяйственное мыло или жидкое мыло. Без мыла нет мокрого валяния. Хозяйственное мыло дешево, но с жидким мылом не так сильно страдают руки.
Пульверизатор для нанесения мыльного раствора на разложенную шерсть. Струя пульверизатора должна быть не сильной, чтобы шерстинки не разлетелись, надо промочить полностью весь слой шерсти. Можно промачивать слой шерсти и просто аккуратно наливая мыльный раствор.
2.4. Две основные техники валяния
Существует две основные техники – сухое и мокрое валяние.
Выбор техники зависит от того, какое изделие мы хотим сделать. В некоторых случаях необходимо использовать смешанную технику, соединяющую две основные.
2.5. Сухое валяние
Сухое валяние применяют для производства игрушек, памятных подарков, украшений. Техника сухого валяния игрушек из шерсти проста и доступна начинающим рукодельницам. При использовании сухого метода валяния шерсть много раз пронизывается специальной иглой до необходимой структуры. Иглы для валяния могут иметь зазубрины или звездчатое сечение. Шерстинки при этом соединяются друг с другом, и получается плотный комок.
На каждом этапе валяния игрушки из шерсти пользуются разными иглами:
Для валяния требуется непряденая шерсть, иглы и поролоновая губка, на которую закрепляется будущее изделие. Шерсти для изделия необходимо взять на треть больше, чем размер будущей поделки. Если она будет большая, то для экономии можно сделать синтепоновую основу, а из шерсти уже верхнюю часть. Из подготовленного материала надо создать силуэт будущей поделки, положить его на губку и начинайте протыкать вашу заготовку иголкой, немного поворачивая её. Игла своими зубцами цепляет волокна, шерсть сбивается все плотнее, а вы при этом формируете будущее изделие. Иглы довольно острые поэтому, чтобы не проколоть пальцы, не держите изделие на весу и прокалывайте его очень осторожно. Иглу необходимо держать точно перпендикулярно изделию, чтоб она не застряла и не сломалась.
Главные правила сухого валяния игрушек из шерсти:
• валяние должно производиться обязательно на основе;
• начинают работу толстой иглой, а заканчивают тонкой;
• игла входит в шерсть перпендикулярно изделию, равномерно и быстро;
• детали изделия в ходе работы нужно постоянно поворачивать;
• сердцевина детали должна быть плотной;
• формируйте шерсть пальцами, пока она еще мягкая, как при лепке пластилином;
• если часть валяной игрушки стала плотной и гладкой, не деформируется при нажатии на нее пальцем, значит, она готова;
• если в последующем вы будете соединять части изделия, то в месте скрепления оставьте свободными прядки шерсти.
Знакомиться с техникой валяния нужно с несложных вещей, к примеру, шаров или бусин, медленно переходя к сложным изделиям. Занятия сухим валянием игрушек из шерсти не требует много времени. Это можно делать за просмотром любимого кино или общаясь с друзьями. Занимаясь этим видом рукоделия можно реализовать любую свою фантазию, главное иметь больше свободного времени и разноцветной шерсти. Также валяние игрушек из шерсти является отличной борьбой со стрессом, а результат работы прекрасно поднимает настроение.
Техника сухого валяния игрушек хороша тем, что если в ходе работы на изделии образовалась неровность, то это можно запросто исправить, приваляв там немного шерсти. Изменить размеры можно, когда изделие ещё рыхлое, для этого просто добавьте в этих местах ещё шерсти. Если ваше изделие складывается из нескольких частей, то каждую часть необходимо делать отдельно, а затем приваливать друг к другу, используя маленький клочок шерсти. Следующим заключительным этапом, после соединения между собой всех деталей, является шлифовка. Поверхность фигурки должна быть гладкой, однородной и плотной. От мотка шерсти отделяются небольшие пёрышки, превращая их в лёгкое облачко. Такие пушистые облака накладываются внахлест друг на друга по всей поверхности изделия, и осторожно тонкой иголкой приваливаются к готовым деталям, пока их поверхность не станет совсем гладкой. Эта часть в технике валяния самая трудоёмкая, но обязательная. Без шлифовки изделие будет иметь незаконченный вид.
2.6. Мокрое валяние
Техника мокрого валяния позволяет изготавливать большие плоские полотна войлока, что затруднительно сделать, используя технику сухого валяния.
Мокрое валяние названо так, потому что для сваливания волокон шерсти используется вода, а точнее - мыльный раствор. Для мокрого валяния нужно: шерсть, вода, мыло и руки. Но таким минималистским набором обходились первые валяльщики, а вы можете себе облегчить работу при помощи дополнительных материалов и инструментов:
- подстилка под будущее изделие (рифленый резиновый коврик, бамбуковая скатерть, упаковочная пленка с пупырышками);
- пульверизатор с водой;
- сетка (противомоскитная, сетка под штукатурку или старый тюль);
- целлофановые перчатки для рук (необязательно, но если вы заботитесь о состоянии кожи рук, то желательно);
- деревянная скалка;
- скотч;
- махровое полотенце.
Мыльный раствор для мокрого валяния делается так: брусок мыла натирается на крупной терке и заливается двумя литрами кипятка. Затем он перемешивается, чтобы мыло полностью растворилось, настаивается около двух часов до загустения, и потом его можно использовать. Для мокрого валяния подходит и готовое жидкое мыло. Когда раствор готов, можно приступать к мокрому валянию. Расстелите на столе подстилку (лучше использовать пупырчатую пленку, она недорогая, многоразовая, в ней не застревают волокна шерсти). Пленку кладут пупырышками вверх. Определившись с размерами будущего войлочного полотна, наметьте бумажным скотчем очертания изделия. Учтите, что при валянии шерсть дает усадку на 20%, а то и больше.
На подстилку начинайте выкладывать шерсть. Сначала кладется основной, базовый слой, затем фон, а сверху - рисунок. Шерсть нужно укладывать тонкими прядями, внахлест, чтобы не было просветов, слои укладываются перпендикулярно друг другу. Толщина слоя шерсти на всех участках должна быть одинаковой. Опять же, из-за усадки толщина уложенной шерсти должна быть в 3-4 раза больше толщины предполагаемого полотна.
Когда шерсть разложена, аккуратно намочите ее из пульверизатора, чтобы не сдвинуть узор. Затем мокрая шерсть накрывается сеткой и смачивается мыльным раствором или жидким мылом. Промокните руками, чтобы шерсть пропиталась раствором, можете прогладить деревянной скалкой, но очень аккуратно, чтобы не сместить шерсть. Излишки воды можно промокнуть полотенцем.
Теперь можно начинать валять. Техника мокрого валяния очень проста: нужно всего лишь тереть полотно руками в разных направлениях. Если вы наденете целлофановые перчатки - руки будут легче скользить. Следите, чтобы шерсть постоянно была пропитана достаточным количеством мыльного раствора.
Сколько нужно тереть? Говорят, в мокром валянии есть золотое правило ста раз - если прогладить каждый участок полотна сто раз, то шерсть сваляется. Но скрупулезно подсчитывать необязательно. Если сетка отходит от полотна, а шерсть не смещается - можете аккуратно снимать сетку, переворачивать полотно и валять его с изнаночной стороны. Если полотно было хорошо промочено, то можно продолжать валять его без сетки.
Проверить готовность войлока можно, аккуратно потянув шерсть вверх. Если изделие свалялось, то отделяться будут отдельные полоски, а не целые пряди. Когда вы закончили валять, сполосните изделие теплой водой, чтобы вымыть излишки мыльного раствора. От слишком холодной или слишком горячей воды изделие может потерять форму и дать усадку. Выкручивать готовое полотно тоже не стоит, лучше положить его на решетку и дать стечь.
Готовое полотно, выполненное в технике мокрого валяния, можно использовать в качестве коврика, панно, шали или шарфика, или же раскраивать на одежду. Мокрое валяние - простая техника, которая позволяет создавать отличные вещи из войлока.
2.7. Изготовление картин из шерсти
Для создания картин лучше всего использовать мериносовую шерсть. Она очень тонкая, длинноволокнистая, легко скручивается и быстро поддаётся валянию.
Варианты создания живописных картин из шерсти:
1. Картины, выложенные из сухой непряденой шерсти на основу под стекло.
2. Картины, созданные из шерсти мокрым способом при помощи воды и мыла. Это валяные картины, представляющие собой полотно. Шерсть при этом свойлачивается, то есть волокна сцепляются между собой, образуя плотный и однородный материал
3. Картины, созданные смешанным способом – сначала формируется в технике мокрого валяния полотно, затем на него наносится с помощью специальной иглы рисунок.
2.8. Выкладывание
Из нескольких техник работы самой простой является выкладывание.
Изображения, созданные таким методом, поражают своим разнообразием. Выкладываются фрукты, цветы, животные и даже портреты. Готовая работа обязательно оформляется в рамку под стекло.
Для изготовления картины понадобятся:
Картины из шерсти, или "Шерстяная акварель" — это метод послойного наложения шерсти слоями на основу, закрепленную рамкой в стекле. За счет накладывания разных оттенков шерсти друг на друга тонкими прядями, получается плавный переход цветов один в другой.
Методы работы с шерстью.
1. Способ вытягивания шерсти — в одной руке мы держим шерсть, а пальцами второй руки вытягиваем в сторону небольшую прядь шерсти.
2. Способ выщипывания — нужно взять прядь шерсти в одну руку, а указательным и большим пальцами другой руки отщипнуть небольшое количество шерсти.
3. Способ настригания — с помощью ножниц настригаем шерсть, как нам нужно (большими или маленькими кусками).
Советы начинающим:
- Чем больше Вам нравится сюжет, который Вы воплощаете в своей картине, тем удачнее получится сама картина и увлекательнее будет процесс.
- Шерсть - материал очень отзывчивый, потому что сразу чувствуешь и видишь, во что преобразуется прядь шерсти в твоих руках. Вы всегда можете "отмотать" процесс назад, поскольку работаете с шерстью и выкладываете её слоями; нужно просто снять часть слоя или убрать те детали, которые у Вас не получились.
- Если у Вас небогатый выбор шерсти по цвету - это не проблема. Шерсть одного цвета при смешивании с шерстью другого цвета, как и краски, образует оттенки разной степени однородности. Оперируя полученными при смешивании основных цветов оттенками, можно создать удивительную картину.
- Для "рисования" картин шерстью совсем неважно, умеете Вы рисовать или нет. Главное обладать "усидчивостью" и иметь большое желание сделать что-то прекрасное своими руками.
- Не старайтесь в точности скопировать изображение (фото), используйте его только как образец и источник вдохновения.
- Чтобы ускорить естественное сваливание шерсти полезно периодически в процессе выкладывания картины аккуратно прихлопывать её ладонью для скрепления слоев между собой.
- Не забывайте почаще прикладывать стекло к рабочей поверхности - так Вы очень быстро сможете обнаружить огрехи своей работы и оперативно их исправить.
- У каждого предмета на Вашей картине есть тени, или блики, или светлые и темные пятна/стороны предмета, по крайней мере они обязательно должны быть, иначе предмет не будет иметь объема. Старайтесь, выкладывая картину, оттенять части предметов подходящим по этому случаю цветом шерсти, создавайте блики на вазах (это же стекло!), пытайтесь всегда оживить картину за счет использования игры света и тени. Самое сложное, когда нужно передать именно "живые" свойства предметов.
Проектная работа позволяет сделать вывод о том, что валяние шерсти это доступная техника для создания интересных и неповторимых вещей.
После выполнения работы можно сделать следующие выводы:
1. Изделия из шерсти выглядят оригинально, приемы работы с ней просты и предоставляют безграничные возможности для творческого самовыражения.
2. Процесс валяния оказывает успокаивающее и даже немного расслабляющее воздействие.
3. Работать с шерстью очень увлекательно и приятно – это мягкий, теплый и живой материал!
4. Валяние это вид рукоделия и для взрослых, и для детей.
5. Валяние шерсти очень полезно: развивается мелкая моторика, фантазия, учит упорству и старанию, развивает аккуратность.
1. Шинковская К.А. Вещицы из войлока. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. – 96 с.
2. Кокарева И.А. Живописный войлок: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. – М.: ПРЕСС КНИГА. – 120 с.: ил.
3. Журналы «Рукоделие» за 2012 г.
3. http://www.nogtiki.com/ru/news/2009/09/29/10064.html
4. http://www.inmoment.ru/beauty/fashion/how-carry-scarf.html
5. http://fashiony.ru/page.php?id_n=23697
Хитрый коврик
Под парусами
Сорняки
Пейзаж
Четыре художника. Осень