Проект по изобразительному искусству ученицы 5 класса Кузнецовой Дарьи на тему "Красота и мудрость русской избы" 2014-2015 уч.год.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_izokuznetsova_1_-_kopiya.doc | 86 КБ |
МБОУ « СОШ №15 с углубленным изучением отдельных предметов»
Энгельсского района Саратовской области
Творческий проект
по изобразительному искусству
Тема: «Красота и мудрость русской избы»
Выполнила: ученица 5г класса МБОУ «СОШ № 15» Кузнецова Дарья Руководитель: учитель ИЗО Радченко Ирина Анатольевна. |
Энгельс 2015 г.
Паспорт проекта
Основополагающий вопрос: можно ли донести красоту и мудрость русской избы для слабовидящих и слепых детей в книге, изготовленной своими руками?
Проблема: Как приготовить подарок к празднику Светлой Пасхи детям с ограниченными возможностями здоровья, основываясь на материале, изученном на уроках ИЗО и занятиях кружка?
Цель: создать разворот тактильной книги «Русская изба» для участия в акции-конкурсе декоративно-прикладного творчества «Пасхальная радость».
Задачи:
- проанализировать и обобщить информацию об интерьере русской избы;
- подобрать материалы для создания разворота книги «Русская изба»;
- выполнить творческую работу, в которой передать основные традиции и правила расположения печки, красного угла, женского и мужского угла.
Оглавление
1.Введение…………………………………………..………………...стр.4
2.Этапы работы……………………..……….……………………….стр.5
3.Описание…………………………………….……………...............стр.6
4.Заключение…..…………………………………….……………….стр.8
5.Рекомендации…………………………………..…………………..стр.9
6. Список использованной литературы и интернет-ресурсов….стр. 10
7. Приложение………………………………..……………………… стр. 11
Введение
Ежегодно в Энгельсском районе среди школьников проводится благотворительная акция-конкурс декоративно-прикладного творчества «Пасхальная радость». В этом году для участия в такой акции необходимо было сделать подарок для детей с ограниченными возможностями здоровья- слепых и слабовидящих. Перед нами встала проблема: как приготовить подарок к празднику Светлой Пасхи детям с ограниченными возможностями здоровья, основываясь на материале, изученном на уроках ИЗО и занятиях кружка?
На занятиях кружка «Палитра» мы решили приготовить тактильную книгу. Это изделие с рисунками, которые можно воспринимать на ощупь. Кроме рисунков, аппликаций, в книгах может содержаться крупнопечатный или обычный плоскопечатный текст. Читая тактильную книгу, ребенок может представить, как выглядят иллюстрации и персонажи. В оформлении тактильных книг используются натуральные и природные материалы, которые помогают маленьким незрячим читателям воспринимать мир в его многообразии.
На уроках изобразительного искусства мы знакомились с обустройством русской избы, её интерьером, убранством, особенностями.
Очень хотелось, чтобы подарок детям к празднику Пасхи был со смыслом. Основополагающим при выполнении проекта стал такой вопрос: можно ли донести красоту и мудрость русской избы для слабовидящих и слепых детей в книге, изготовленной своими руками?
Актуальность проекта. С древнейших времен человек строил себе жилище. Дом был важнейшей частью жизни на Руси. Дом для человека служил маленькой вселенной, который оберегал семью от зла, притягивая силы добра, любви. Человек наполнял свой дом различными образами для того, чтобы уберечь себя и свою семью от недобрых умыслов. С давних времён мы читали и смотрели русские народные сказки. И часто действие в них разворачивалось внутри деревянной избы. Сейчас стараются возродить традиции прошлого. Ведь не изучив прошлого, мы не сможем оценить настоящее и будущее нашего народа.
Поэтому целью моего проекта стало создание разворота тактильной книги «Русская изба» для участия в акции-конкурсе декоративно-прикладного творчества «Пасхальная радость».
Этапы работы
Описание проекта
На первом этапе я собрала и обобщила информацию, полученную из различных источников об интерьере русской избы.
Интерьер избы разделен на зоны: был в ней печной угол, был так же женский угол и мужской.
Печь была основой жизни, семейным очагом. Печь давала тепло, в ней варили еду и пекли хлеб, в печи мыли детей, печь избавляла от хворей. Пространство около печи служило женской половиной. В переднем правом углу, самом светлом, между окнами располагался красный угол, красная скамья, красные окна. Это был ориентир на восток, с которым соединялось представление крестьян о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами, заговорами. Это было самое почетное место – духовный центр дома. В углу, на особой полочке стояли иконы в начищенных до блеска окладах, украшенные вышитыми полотенцами и пучками трав. Под образами стоял стол. В этой части избы происходили важные события в жизни крестьянской семьи. Самых дорогих гостей усаживали в красном углу.
От дверей, вдоль печи устраивалась широкая лавка, на которой сидели зашедшие в дом соседи. На ней же мужчины обычно занимались хозяйственными работами – плели лапти, что-то мастерили. На ней спал старый хозяин дома.
Над входом, под потолком, в полкомнаты около печи укрепляли деревянные полати. На полатях спали дети.
Значительное место в избе занимал деревянный ткацкий станок – кросно, на нем женщины ткали шерстяные и холщевые ткани, половики (дорожки).
Около дверей, напротив печи, стояла деревянная кровать, на которой спали хозяева дома.
Для новорожденного подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Её обычно делали из дерева или плели из лозы. Мягко покачиваясь, она убаюкивала младенца под напевную песнь крестьянки. Когда спускались сумерки, жгли лучину. Для этого служил кованый светец.
Следующим этапом моей работы над проектом было выполнение эскизов страниц разворота книги. Сначала эскизы были выполнены простым карандашом, а затем в цвете. Краски я выбирала различных оттенков коричневого цвета, охры, неяркого жёлтого, добавляла серый цвет.
Третий этап работы - подбор и подготовка материалов и инструментов для изготовления разворота книги «Русская изба». В своей работе я использовала следующие материалы: картон, кусочки хлопчатобумажной ткани, вязаные детали, тесьму, вату, объёмные фигурки. Мне были необходимы такие инструменты как ножницы, клей, краски и кисти.
После того, как все необходимые материалы и инструменты были подготовлены, я приступила к четвёртому этапу своего проекта - творческой работе.
Разворот книги я выполнила из плотного картона в виде избы. Гуашью создала фон в виде брёвен и досок. На лицевой стороне размещена дверь, которая может открываться, как бы приглашая заглянуть внутрь, познакомиться с убранством русской избы. А так же я сделала окно, обрамлённое наличником. Для украшения на передней стороне крыши я разместила веточку вербы, маленькие пушистые шарики которой сделала из кусочков ваты.
На внутренней стороне разворота я постаралась разместить основные предметы, традиционные для убранства русской избы. Это печь, лавки, предметы крестьянской утвари: ухват, чугунок, метлу, хозяйственные инструменты. На окно прикрепила кусочек цветной ткани – занавеску, в уголок приклеила кусочек ткани в клетку – рушничок, на печи и возле лавки прикрепила вязаные детали.
Обе части разворота соединила тесьмой с остальными страницами, подготовленными другими участниками общего проекта.
Заключение
Вывод. В результате проделанной работы от идеи до ее реализации был создан разворот тактильной книги «Русская изба». В ходе исследования я выяснила, что сведения о красоте и мудрости русской избы можно донести до слабовидящих и слепых детей с помощью книги, изготовленной своими руками. Такая книга поможет ребёнку с ограниченными возможностями здоровья познакомиться с традициями быта русского народа, позволит прикоснуться к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.
Для данного изделия были выбраны натуральные материалы, которые не вредят здоровью человека, не вызывают аллергии.
Работа по изготовлению разворота тактильной книги была разделена на этапы. Были выбраны оборудование, инструменты и приспособления.
Данная творческая работа была представлена на муниципальной благотворительной акции-конкурсе декоративно-прикладного творчества «Пасхальная радость- 2015» и стала победителем в номинации «Тактильная Пасхальная книжка» среди учащихся 5-7 классов. (Приложение 1)
.
Рекомендации
Список использованной литературы и интернет-ресурсов
Приложение 1
приказ КОМП ЭМР № ____ от ______
Итоги
муниципальной благотворительной акции - конкурса
«Пасхальная радость - 2015»
№ пп | ФИ конкурсанта | Класс | МБОУ | ФИО руководителя | Результат | |
Номинация «Тактильная Пасхальная книга » | ||||||
Коллективная работа | 6а | МБОУ «СОШ №1» | Антонова Н. Н., учитель технологии | Победитель | ||
Из-эль Дин Лейла | 7 | МБОУ «СОШ №2» | Пирская Т. В., учитель технологии | Победитель | ||
Коллективная работа | 5,6 | МБОУ «СОШ №15» | Радченко И.А., учитель ИЗО | Победитель | ||
Новикова Ангелина | 5б | МБОУ «СОШ с.Красный Яр» | Устюжанина Т.Д. | Призер | ||
Банталов Сергей | 6б | МБОУ «СОШ с.Красный Яр» | Давыдова Е.Д. | Призер | ||
Пащенко Олег | 6б | МБОУ «СОШ с.Красный Яр» | Давыдова Е.Д. | Призер | ||
Янкина Екатерина | 6 | МБОУ «ООШ п.Прибрежный» | Волчкова С.А, учитель начальных классов | Победитель | ||
Коллективная работа | 6,7 | МБОУ «ООШ с.Старицкое» | Килочко Н.В., учитель математики | Победитель | ||
Султоназарова Карина | 5 | ГКС(К)ОУ «С(К)ОШ №17» | Федорова Е.Л. | Призер | ||
Панферов Антон Кравченко Данила Бородин Денис | 5 | ГКС(К)ОУ «С(К)ОШ №17» | Иванищева Е.В. | Призер | ||
Пономарева Валерия Меграбян Анна | 7 | ГКС(К)ОУ «С(К)ОШ №17» | Егорова Л.Ю. | Победитель |
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Пчёлки на разведках
Щелкунчик
Лист Мёбиуса