Великая Отечественная война – одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю советского народа. Её тяжести и кровопролития оставили огромный отпечаток в сознании людей и имели тяжелые последствия для жизни целого поколения.
2015 год – год 70-летия Победы советского народа над фашистскими захватчиками. Об этой страшной войне, унесших жизни миллионов людей написано много книг. Но свой проект я хочу посвятить подвигу моряков-героев в живописи.
Вложение | Размер |
---|---|
federalnoe_gosudarstvennoe_kazennoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 620.38 КБ |
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Кронштадтский морской кадетский корпус Министерства обороны Российской Федерации»
(г. Санкт-Петербург, г. Кронштадт, 197760,
ул. Зосимова, д. 15. т. 311-04-63)
Научно-практическая конференция «Ушаковские чтения»
среди обучающихся довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации
Тема работы: «Военный подвиг моряков в живописи»
Выполнила: ученица 7 класса
Однороб Светлана
ГБОУСОШ№400
имени Александра Невского
Колпинского района
Санкт-Петербурга
Руководитель: Макарова Юлия Аркадьевна
учитель начальных классов, учитель ИЗО
ГБОУСОШ№400
имени Александра Невского
Кронштадт 2015
Оглавление
I Введение
II Основная часть
III Заключение;
IV Список использованной литературы
V Приложение
I Введение
Великая Отечественная война – одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю советского народа. Её тяжести и кровопролития оставили огромный отпечаток в сознании людей и имели тяжелые последствия для жизни целого поколения.
2015 год – год 70-летия Победы советского народа над фашистскими захватчиками. Об этой страшной войне, унесших жизни миллионов людей написано много книг. Но свой проект я хочу посвятить подвигу моряков-героев в живописи.
II Основная часть.
«Оборона Севастополя» (1942 год) — одна из наиболее знаменитых картин А.А.Дайнеки. Картина, написанная в Москве, в настоящее время находится в Русском музее в С-Петербурге.
Импульсом к созданию картины послужили фотографии разрушенного Севастополя, которые Дейнека увидел в начале 1942 года. Замысел картины родился у художника при просмотре своих материалов, альбомов и рисунков по Севастополю, где пришлось много работать до войны. Зимой 1942 года Дейнека привез из фронтовых поездок многочисленные зарисовки, которые были использованы в работе. Но этого было недостаточно: мастер делал в пластилине скульптурные наброски, раз за разом, проверяя правильность ракурсов, писал обнаженную натуру, чтобы избежать неточностей.
Можно предположить, какое время изображено на картине. Исходя их исторических данных, первым штурмом Севастополя принято считать попытки немецких войск с ходу захватить город в течение 30 октября – 21 ноября 1941 года. С 30 октября по 11 ноября велись бои на дальних подступах к Севастополю, со 2 ноября начались атаки внешнего рубежа обороны крепости. Сухопутных частей в городе не оставалось, защита осуществлялась силами морской пехоты Черноморского флота, береговыми батареями, отдельными (учебными, артиллерийскими, зенитными) подразделениями при огневой поддержке кораблей.
Может быть, именно такое сражение и не развертывалось на набережной Севастополя, но были сотни ему подобных. Художник создал монументально-эпическое полотно, сумев обобщить в нем героику великой войны: на картине запечатлен скорбный и величественный подвиг морских пехотинцев, отдавших свою жизнь при обороне Севастополя.
…На городской набережной идет ожесточенный бой. Советские моряки преграждают путь врагу. Вдали – разрушенные дома, кругом огонь. На первом плане в полный рост изображен раненый матрос, бросающий связку гранат. Лицо его напряжено, ноги широко расставлены, руки резко отведены в сторону. В позе матроса чувствуется самоотверженность, неприступность и готовность остановить врага. Мы как будто чувствуем его частое дыхание и напряженность.
Достигая достоверности изображаемого, Дейнека сдвинул фигуру пехотинца в левый угол картины и оставил перед ней пространство, необходимое для полета связки гранат. Величественная фигура матроса в последнем отчаянном броске придает динамику и драматизм всей композиции. Автор умело показывает весь напор надвигающихся немцев, используя композиционный прием — торчащие справа штыки от винтовок.
Фашиста, лежащего замертво у ног моряка, мастер специально изображает несоразмерно маленьким по отношению к главному герою картины, говоря тем самым, как слаб и беспомощен враг перед нашей армией. Дейнека рисует на дальнем плане бегущих матросов. Люди в движении – излюбленная тема для живописца. По мере удаления матросов от переднего плана их действия достигают наибольшей агрессивности: сначала моряки бегут, затем замахиваются на врага, после вступают с ним в бой. Бойцы бегут рядами, загораживая друг друга, выстраивая, таким образом, цепь. Этот прием придает сверхдинамику данному сюжету.
Рассмотрим колорит картины. Красный цвет неба — самый яркий — контрастирует с белым цветом формы морских пехотинцев и ярко освещенных бетонных развалин, выделяя их еще сильнее. По цвету моря, отражающего всю лазурь ясного неба, понятно, что на полотне изображен день. Но ясного неба на картине нет, а весь горизонт пропитан копотью и дымом. Можно предположить, что над происходящей драматической схваткой добра со злом есть еще живой небесный свод, который позволяет падать солнечным лучам на солдат в правой части холста. Этот свет подчеркивает движения людей, делая складки на одежде контрастнее, падая на лица, помогает сильнее передать эмоции матросов. На мой взгляд, художник специально скрывает от нас чистое небо, но одновременно дает понять, что оно еще живет среди взрывов снарядов, среди огня и черного дыма, ассоциирует его с надеждой, которая умрет только тогда, когда последний солдат сделает свой последний вздох.
В картине не чувствуется временных границ. Когда рассматриваешь ее, то невольно становишься участником тех героических событий. Действия в картине происходят настолько быстро, что невольно оживляешь и додумываешь сюжет, представляя, как вражеский самолет совершает дугу и улетает, сбрасывая массивные бомбы на город, как матросы с криками и топотом бросаются в рукопашный бой.
Еще раз хочется подчеркнуть, что картина А.А. Дейнеки – не документальное воспроизведение боевого эпизода, а символическое изображение столкновения двух непримиримых сил: богатырских фигур советских моряков в белоснежных одеждах с надвигающейся темно-серой, почти безликой массой захватчиков.
Катрина «Оборона Севастополя» изображает не падение города, а отвагу людей, которые побеждают или умирают. Автор показал жертвенность русского бойца, его смелость, отвагу и любовь к родине. Такого человека нельзя сломить. Эта мысль, воплощенная в яркой образной форме, прозвучала в самый грозный год войны, вселяя уверенность в грядущей победе.
Для советских людей и всего мира Севастополь стал символом мужества, твердости духа, безграничной любви к Родине. Всему миру стало ясно, что народ, защищающий свою землю с такой отвагой и самопожертвованием, не может быть побежден!!!
Особый успех выпал на долю картины Юрия Волкова "Подвиг пяти черноморцев". Огромное полотно впечатляет зрителя суровой правдой о войне. Эмоционально и документально точно художник изображает кульминационный момент боя, когда ценой своей жизни моряки защищали каждый метр севастопольской земли от наступающих фашистов.
Глядя на картину, мы видим, что бой длится уже много часов. Трое матросов тяжело ранены, один - убит. Живые, помогая друг другу, продолжают мужественно отбивать новую атаку танков.
Лица, фигуры героев силуэтно выделены на фоне огня. Зритель долго не может оторвать взгляд от них, поэтому не сразу видит пятого матроса, который, взяв бутылку с зажигательной смесью, ползет под фашистский танк, чтобы взорвать его и погибнуть. Художник не идеализирует героев. Он талантливо пишет своих современников, людей сильных духом, но внешне совершенно обычных, показывает их усталость, наспех перевязанные раны, испачканные землей окровавленные повязки, разорванную одежду. Эмоциональное воздействие на зрителя усиливает и батальный пейзаж. За склонёнными над пулемётами матросами виден горящий немецкий танк, огненная река течет от него, заливая каменистую почву. Земля побурела от огня и тлеет. На втором плане полотна - небо, все в дыму от взрывов.
Рассматривая картину, зритель понимает, что матросы погибнут, но в этот день враг будет остановлен. Картина производит сильное впечатление не только замыслом и сюжетом, но и техникой живописи: люди, огонь, дым, небо - всё в ней изображено рукой мастера. Правда написана она была на двух сшитых простынях, большого холста у художника ещё не было.
Тяжела была война,
Но закончилась она.
Флот и армия родная,
Авиация морская,
И морские пехотинцы -
Вот кем Родина гордится!
Мы героев тех, что жизни,
Отдавали за Отчизну,
Не забудем никогда,
Ими Родина горда!
Когда впервые я увидела репродукцию П.Т.Мальцева «Подвиг старшего краснофлотца Ивана Голубца» меня поразило буйство красок и динамика картины. Мне захотелось подробно ее рассмотреть, появилось желание узнать о герое картины и его подвиге. Оказалось, что изображенный на полотне матрос, спасающий горящий катер, краснофлотец Иван Голубец.
Когда началась оборона Севастополя, катер на котором нёс службу старший матрос рулевой Голубец, входил в Севастопольский гарнизон. Манёвренные боевые корабли охраняли выходы из бухт: катера были первыми, кто встречал прорывающиеся к осаждённому городу транспорты, и последними, кто провожал их, увозящих из крепости раненых, женщин и детей.
Весну 1942 года Севастополь встретил, находясь уже в глубоком тылу. 25 марта рулевой сторожевого катера «СК-0183», дислоцировавшегося в Стрелецкой бухте, был послан по служебному заданию на берег. В это время противник начал обстрел бухты дальнобойной артиллерией, укрытой в районе Мекензиевых гор. Возле кораблей стали рваться снаряды, в воздухе засвистел горячий металл. В результате близкого попадания был повреждён стоявший у пирса катер-охотник «СК-0121»: борт пробили осколки, загорелся моторный отсек. Присутствовавшие на корабле члены команды почти ликвидировали огонь, когда рядом, почти в том же месте, что бывает крайне редко, взорвался еще один снаряд. Его осколки попали в цистерну с топливом и на корабле начался обширный пожар – горел бензин, который было невозможно потушить стандартными средствами. Пламя охватило корабль, команда была оттеснена на нос и получила приказ прыгать в воду.
Тем временем все силы были брошены на тушение катера с берега. Ведь охотник был снаряжён к походу, на его борту находился запас мощных глубинных бомб, каждая по 160 кг весом. Это оружие обладает страшной разрушительной силой, рассчитанное на уничтожение крепких стальных корпусов подлодок сквозь многометровую толщу воды. Детонировав на воздухе, глубинные бомбы могли бы уничтожить не только все корабли, находящиеся в бухте, но даже склады, мастерские и причалы. Катер даже пытались потопить противотанковыми гранатами, но безуспешно, ведь бросать их нужно было так, чтобы не спровоцировать взрыва больших бомб.
Казалось, выхода не было, но тут появился решительный краснофлотец – Иван Голубец и сделал то, что никто бы ему не приказал. На бегу он застегнул бушлат, надвинул на глаза зимнюю шапку и через железную баржу, рядом с которой был пришвартован горящий охотник, по горящим сходням устремился в самый огонь – на корму, где крепился опасный груз. Будучи опытным военным моряком, Иван знал, что в первую очередь необходимо сбросить в воду глубинные бомбы. Но рычаги сбрасывающих устройств заклинило, и краснофлотец принялся вручную скатывать за борт начинённые взрывчаткой бочки. По рассказам очевидцев, чёрный дым от горящего топлива скрыл моряка и с берега только по всплеску бомб знали, что тот жив и продолжает свою работу. Дорога была каждая секунда, и Иван Голубец лихорадочно сбрасывал одну бомбу за другой. Огонь бушевал вокруг него, на краснофлотце уже тлела одежда, но он не обращал на это внимания. Все большие бомбы уже были сброшены за борт и оставались только две мелкие, когда пламя охватило стеллаж. Иван Голубец ушел бросить за борт еще одну бомбу предпоследнюю и нагнулся, чтобы схватить последнюю, когда раздался взрыв. Столб воды взметнулся у причала. И когда ветер отнес дым в сторону, на поверхность моря всплыли обломки катера. Герой-таганрожец погиб, но ценой своей жизни он спас все катера и корабли, стоявшие в бухте, и людей, находившихся па них.
...На холме у Стрелецкой бухты в Севастополе воздвигнут памятник Герою Советского Союза, старшему краснофлотцу Ивану Голубец. Белый высокий обелиск, облицованный мрамором, стоит па высоком берегу Черного моря. Его украшают барельефы Золотой Звезды, ордена Ленина, ордена Отечественной войны и медалей, которыми был награжден Иван Голубец. На мраморе высечен портрет краснофлотца и
слова: «Вечная слава героям, павшим в борьбе за свободу и независимость пашей Родины.
Каждый год в День Военно-Морского флота черноморские моряки приходят к памятнику, чтобы почтить память своего бесстрашного товарища и дать клятву любить и защищать Родину так, как любил и защищал Иван Голубец.
Боль о погибших – это боль нашего народа. И стереть из памяти все, что было на войне, нельзя, так как «Это нужно не мертвым, это нужно живым», то есть всем нам, и молодежи в том числе.
IV Список использованной литературы
Приложение 1
Юрий Васильевич Волков
«Подвиг пяти черноморцев»
Приложение 2
Александр Александрович Дейнека
«Оборона Севастополя». 1942 год
Приложение 3
Петр Тарасович Мальцев
«Подвиг старшего краснофлотца
Ивана Голубца»
Снеговик
Как нарисовать портрет?
Позвольте, я вам помогу
Нора Аргунова. Щенята
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?