На примере народного искусства Кубани, в частности вышивки, мы можем проследить процесс взаимовлияния культур, выявить связь с фольклорными традициями. На Кубани в XVIII веке вышивкой украшали одежду, рушники, настольники, подзоры, салфетки, платки и многое другое. Вышивали по целой ткани различными «верхошвами» – крестом, гладью, мережкой.
Каждый из нас любит свой дом, свою улицу, своё село, свою Родину. Наша малая родина – Кубань. Кубань – это плодородные земли, целебные воды, богатые рыбой моря и реки, ценные полезные ископаемые, а ещё окрашенные золотом пшеничные поля, одетые в изумруд виноградники, бело-розовые сады! Разве это не сказка… Недаром нашу Кубань называют жемчужиной России.
Но не только природными уголками славится наша малая родина. Большое богатство составляют люди, живущие на этой земле. Руки мастериц прославили кубанскую вышивку. В различных музеях нашей страны бережно хранятся её образцы, являющиеся настоящими произведениями искусства. Я хочу вас познакомить с особенностями кубанской вышивки.
Вы уже знаете, что в конце XIX века на постоянное жительство сюда переселялись казаки с Украины и Дона, а затем и крестьяне. Кубань считалась территорией, где исторически соединились две культуры – русская и украинская. На их основе происходило развитие новой региональной этнокультуры, имеющей свои особенности. На примере народного искусства Кубани, в частности вышивки, мы можем проследить процесс взаимовлияния культур, выявить связь с фольклорными традициями. На Кубани в XVIII веке вышивкой украшали одежду, рушники, настольники, подзоры, салфетки, платки и многое другое. Вышивали по целой ткани различными «верхошвами» – крестом, гладью, мережкой. Изготовлением полотна занимались женщины. Как известно, орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании элементов. Узор, в котором отсутствует последовательное повторение одинаковых элементов, таковым не является. Кубанские орнаменты вышивки по характеру изображаемых мотивов делятся на: зооморфные, растительные, геометрические, антропоморфные, эпиграфические.
Зооморфным называется орнамент, в композицию которого входит хотя бы один ряд чётко выраженных животных, птиц или насекомых. Птица считалась в древности посланницей солнца, символом любви и счастья. На предметах быта изображались голуби, ласточки, жаворонки, петухи, куры, павлины, соловьи, кукушки. Встречались изображения двуглавого геральдического орла. В кубанской вышивке встречаются изображения насекомых: бабочки, мухи, пчелы. Конь – один из популярных мотивов в русской вышивке, находит отражение в кубанских изделиях.
Растительный орнамент – упорядоченное ритмичное изображение растительного мотива. Растительные мотивы занимают центральное место в вышивке Кубани. Изображение вазона имеет древние истоки, как и древо жизни. Ими украшались ковры в XVI – XVII веках. Разновидностью мотива вазона является изображение букета. Таким образом ветки с цветами, собранные в букеты, дерево-цветок, вазон-цветок являются вариантами одного и того же элемента – дерева-цветка. Довольно часто встречаются мотивы изогнутой ветки калины, рябины. Розы, лилии – символы любви, красоты, совершенства, изящества, радости. Из полевых цветов – мак. Существует поверье, что после битвы весной поле покрывается маками. Девушки, в семье которых были погибшие, вышивали узоры из маков на сорочках, а на головы клали венки из семи маков, как символ памяти и продолжение рода. На праздничных скатертях вышивали ромашки, васильки, на сорочках юношей, как символ мощи, силы и вечности составляли узоры из дубовых листьев. На кофтах девушек вышивали барвинок – любимое растение на Украине.
Геометрический орнамент создаётся при помощи линейного мотива. Квадраты, прямоугольники, ромбы, треугольники, розетки, повторяющиеся по полотну, – самые ранние по происхождению узоры.
Антропоморфный орнамент – это последовательное повторение фигур людей. Антропоморфные мотивы встречаются во всех видах славянского искусства. Центральное место среди них занимают изображения Великой богини – Матери-земли. Женская фигура изображалась в условной позе с воздетыми кверху руками, в которых она иногда держала птиц или деревца. Её художественные признаки куполообразная юбка, ромбовидная голова. Коленопреклонённые фигуры ангелов у лампады образуют трёхчастую фигуру.
Эпиграфические-текстовые. Во многих вышивках существуют смешанные орнаменты. К этой категории относятся надписи, применявшиеся в качестве украшения. Тексты на рушниках были самые разнообразные: «С милым годочек, как один часочек», «Встану раненько, умоюсь беленько» и другие.
Полотенца-рушники играли особую культовую роль. Они занимали большое место в свадебном ритуале. По функциям они подразделяются на «утирач», «подарковые», «божники», «зеркальные», «крестовые», «килковые» ( от слова «килок» – деревянный гвоздь, ими украшали в праздники комнаты). Длина полотенец была от 2 до 4 метров, ширина – 36-40 сантиметров. Девушка к свадьбе заготавливала и вышивала до двенадцати полотенец. Одаривание полотенцами производилось на определённых этапах свадьбы, оно сопровождало обряд «перехода» невесты из своего рода в род будущего мужа. Так на сватовстве, если невеста согласна на брак, она каждому из сватов подносила на тарелке по «ручнику», в знак того, что принимает их предложение. До сих пор жива пословица: «Чи рушники даваты, чи старостив с хаты провожаты». Невеста раздавала подарки свёкру и свекрови, «боярину» и «дружке» по платку, «старостам» – по рушнику-«утиральнику». Жениху она сама перевязывала руку платком, а «старосту» перевязывала через правое плечо рушниками. Перед выходом в церковь невесте давали в руку полотенце и икону. Полотенце служило подножником, который расстилали в церкви под ноги вступающих в брак. Под него клали медную монетку. После церемонии подножник и деньги оставались в церкви. На полотенце родители подносили хлеб, соль жениху и невесте. Рушником крест-накрест накрывали свадебный кулич. Наутро после свадьбы молодая жена несла свёкру и свекрови умываться и давала утереться своим рушником. Затем рушник она вешала на икону. Основными узорами вышивок на свадебных полотенцах были цветы, вазы, птицы, венки с монограммами, коронами. Свадебные полотенца бережно сохранялись и передавались от матери к дочери.
Для будущих детей готовились по два рушника. Для девочки – с растительным узором, для мальчика – с геометрическим. Для казака в поход готовился рушник с изображением коня или подковы. Были и праздничные рушники – на Рождество, Пасху и Троицу.
Вышивка тесно связана с цветом. В кубанской вышивке, в основном, преобладает чёрный и красный цвет, но яркие краски украинской вышивки охотно использовали все мастерицы.
Прежде, чем приступить к выполнению узора мастерица продумывает его. Определяет расположение узора на плоскости, выполнение в цвете. Характер композиции определяется ритмом – закономерным чередованием отдельных элементов или группы элементов в орнаменте. Повторение абсолютно одинаковых элементов или групп элементов называется раппортом. Орнаментом может быть украшена вся поверхность предмета, или какая-либо часть его (края салфетки или середина наволочки). Отдельные орнаментальные мотивы могут быть разбросаны по поверхности изделия. Иногда мотивы в узоре не повторяются. Узор может строиться на основе симметрии и асимметрии. Часто узор строится в замкнутой плоскости, то есть в плоскости, ограниченной какой-либо геометрической формой. В зависимости от формы, изделия и замысла исполнителя форма и расположение узора могут меняться. Так на скатерти могут быть вышиты углы или середина. Плоскость скатерти или салфетки может быть разделена на квадраты или прямоугольники, а в них располагаться узоры вышивки. Построение угла может быть различным: ветки с листьями и цветками направлены из угла вдоль сторон влево и вправо или идут навстречу друг другу и, встречаясь, заполняют узор.
В старину вышивали гладью и крестиком. По ткани, изготовленной на ткацком станке, в домашних условиях. Узоры рисовали алюминиевой ложкой.
Все вышитые предметы можно разделить на две группы. К первой группе относятся: рушники, настольники, подзоры, скатерти, наволочки. Ко второй – мужские и женские рубахи, платки.
На Кубани девочки уже с 6-7 лет приучались к рукоделию, и до замужества приготавливали себе приданое. По старинному обычаю, девушки, с разрешения родителей собирались в будние осенние и зимние вечера в дом с хорошей репутацией, где занимались рукоделием. В настоящее время вышивка на Кубани малоизученна. Между тем она имеет свои особенности. В нашем Северском районе всегда были свои мастерицы вышивания.
Иван Васильевич меняет профессию
Сказка "Морозко"
Горячо - холодно
Глупый мальчишка
Бабочка