В Чувашии стало доброй традицией проведение праздников «Акатуй» и «День Чувашской Республики». Во время этих праздников по всей республике проходят различные народные гуляния и концерты. Там можно встретить много людей в красивой, нарядной и необычной национальной одежде. Эта одежда всегда вызывает интерес своей колоритностью, многообразием узоров и элементами. Особенно привлекательны платья, а узоры и различные символы на них рождают много вопросов. И чтобы окунуться в удивительный мир чувашского народа и его культуры, мы решили подробнее изучить чувашское национальное платье.
Вложение | Размер |
---|---|
, исследовательская работа "Платье с историей" | 447.19 КБ |
Герасимова Дарья
4 Ю класс, МБОУ «СОШ № 39»
г.Чебоксары Чувашской Республики
Руководитель Петрова М. И.,
учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 39»
Платье с историей
В Чувашии стало доброй традицией проведение праздников «Акатуй» и «День Чувашской Республики». Во время этих праздников по всей республике проходят различные народные гуляния и концерты. Там можно встретить много людей в красивой, нарядной и необычной национальной одежде. Эта одежда всегда вызывает интерес своей колоритностью, многообразием узоров и элементами. Особенно привлекательны платья, а узоры и различные символы на них рождают много вопросов. И чтобы окунуться в удивительный мир чувашского народа и его культуры, мы решили подробнее изучить чувашское национальное платье.
Мы предположили: узоры на чувашском национальном платье не только украшение, но и отражение истории чувашского народа.
Тема работы: «Платье с историей»
Цель работы: исследовать значение вышивки на чувашском национальном платье, научиться вышивать некоторые элементы чувашского орнамента
Задачи:- познакомиться с историей чувашского национального платья;
-посетить музей и провести интервьюирование экскурсовода;
-провести анкетирование учеников 4-х классов;
-провести классный час и познакомить одноклассников узорами и символами вышивки на национальном платье;
- провести мастер-класс по чувашской вышивке и изготовить элемент чувашского национального платья – пояс.
I. Теоретическая часть.
1.1.Из истории чувашского национального платья
Своё исследование мы начали с поиска информации о чувашском национальном платье. Из различных источников нам удалось узнать, что чувашское национальное платье и узоры на нём - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно многое узнать о традициях, обычаях и истории своего народа, это неотъемлемая часть чувашской национальной культуры. одна из жемчужин чувашского народного искусства, вызывающая искреннее восхищение у всех, кому приходилось любоваться ею.
Исследователями неоднократно отмечалась взаимосвязь костюмов и орнаментов чувашей и дунайских болгар, живших в северо-восточной части современной Болгарии. Придунайские болгары раннего периода, предки которых родственны чувашам, носили высокие конические шапки с перьями, кафтаны и рубахи ниже колен, штаны и невысокие сапоги. Их традиционный мужской кафтан имел длинные полы и откидные рукава с вырезом для рук, т. е.был аналогичен старинному чувашскому.
Традиционная чувашская одежда формировалась веками. Еще в глубокой древности женщины украшали вышивкой одежду. Домашний холст в их руках превращался в подлинное произведение искусства. По женскому платью можно было определить, замужем ее владелица или нет, где она проживает, узнать материальный достаток семьи и даже, сколько у женщины детей. Из поколения в поколение передавались знания, опыт и мастерство вышивания и изготовление платья, шлифовались узоры, отдельные его элементы и весь образ в целом. Работа над платьем требовала много времени и усилий. Поэтому их очень берегли, мамы передавали, изготовленное своими руками платье дочери, а та - своей дочери. Платье в чувашской семье становилось семейной реликвией. Его хранили в специальных сундуках, как драгоценность. .
По старинным обычаям, женщина обязательно должны была владеть секретами вышивки. Искусству вышивки чувашских девочек начинали обучать с 6-7-летнего возраста. Учили кропотливо работать над каждым элементом, узором, символом. А их значение девочкам передавалось с молоком матери. Это было своего рода книгой жизни. Без умения читать которую, невозможно было стать мастером вышивания. Став мастерицами, девочки готовили себе приданое, а выйдя замуж, обязаны были обеспечивать семью всеми видами одежды.
Мы сделали вывод: по узорам на чувашском национальном платье можно многое узнать о традициях, обычаях и истории нашего народа, это неотъемлемая часть чувашской национальной культуры.
1.2. Чувашский орнамент
Старинный орнамент – это чаще всего геометризированные узоры в форме крестов, треугольников, ромбов, косых крестов, прямоугольников, зигзагов, полос. В народе говорят: «чаваш терри сырулла», т.е. в узорах угадываются своего рода письмена. Рисунки чувашского узора находят параллели в рунических письменах Волжской и Дунайской Болгарии, письменности сибирских народов, древневенгерских знаках и памятниках письма Средней. В старину строго следили, чтобы каждый шов и узор применяли по назначению. Так, например, нигде больше не вышивались узоры, какие встречались на сурпанах верховых чувашек. Основными цветами в старинных вышивках были мареновый, красный, черный, в небольшом количестве синий, зеленый, желтый. В цветовой
гамме большую роль играл белый фон.
Национальное платье остаётся актуальным и сейчас. В них можно увидеть известных людей культуры и искусства, артистов театра, эстрадных певцов, представителей модельного бизнеса. В современном чувашском платье используется покупная тесьма, нашивки. Замена ими ряда узоров вытеснило народную вышивку, привело к заметному ее упадку, ручную вышивку заменила машинная. Изменился и быт чувашского народа. Начали вышивать гораздо меньше, а вышитые ранее заготовки стали применять не по назначению. К сожалению, в народе забылись многие швы, которыми пользовались наши прабабушки. Но это не помешало чувашскому платью остаться популярным среди модниц, как далёкой старины, так и настоящего времени.
Мы пришли к выводу: старинный чувашский орнамент, сохранился и на современном чувашском национальном платье, хоть и перетерпел некоторые изменения. Национальное платье остаётся актуальным и сейчас. Оно популярно среди людей искусства, артистов театра и эстрады, часто встречается на модных показах.
II. Исследовательская часть
Чтобы разобраться во всех тонкостях интересующих нас вопросов, мы отправились в Чувашский национальный музей. Цель посещения музея – взять интервью у экскурсовода чувашского традиционно-обрядового зала. Именно в этом выставочном зале представлено большое разнообразие чувашской одежды и украшений. Главный интересующий нас вопрос «Какое оно чувашское женское платье?» мы задали экскурсоводу музея Николаевой Алине Анатольевне. Она нам рассказала, что чувашское платье очень древнее и загадочное. Кроме необыкновенной красоты несёт в себе зашифрованные послания в вышитых узорах. Алина Анатольевна подтвердила свой ответ демонстрацией различных национальных платьев с разнообразными и разноцветными узорами. На наш следующий вопрос «Почему чувашские платья разные, но некоторые его элементы одинаковые?» экскурсовод ответила, что чувашское национальное платье делится на три этнографические группы чувашей: на севере и севере-западе верховые чуваши - вирьял, в центральном и северо-восточном районах средненизовые чуваши- анат енчи , на юге - низовые чуваши - анатри. Составные части одежды всех чувашей одинаковы по крою, цветовой гамме, элементов орнамента . И тут у нас возник следующий вопрос «С чем связано большое количество белого цвета на платьях?» Алина Анатольевна пояснила нам, что белый цвет на чувашских национальных платьях играл особую роль. Это символ чистоты. Считалось, что Бог любит белый цвет и поэтому платья в основном изготавливались из белого холста. Дальше нас интересовал вопрос «Что означают узоры на платье?» Сотрудник музея отметила, рассмотрев любую вышивку на костюмах, можно заметить, что в её основе лежит геометрия: отрезки, квадраты, ромбы, треугольники и окружности. Прямой горизонтальной линией обозначали поверхность земли, горизонтальной волнистой – воду, а вертикальной волнистой – дождь, треугольником – горы, скрещивающимися линиями – огонь и молнию. Солнце и луну – источники света – обозначали фигурками в виде круга, квадрата и ромба. Основным символом был ромб, наделённый множеством значений. Ромб с отростками - это символ солнца, огня и плодородия, возрождения жизни, а цепочка ромбов означала «древо жизни». Изображение солнца присутствовало на всех платьях. Чуваши считали, что Солнце даёт силу и жизнь всему живому на земле. Чувашский народ можно образно назвать «Детьми солнца».
Вывод: из рассказов экскурсовода нам удалось узнать, что чувашское платье очень древнее и каждый его узор – это зашифрованное послание трёх этнографических групп чувашей: вирьял, анат енчи и анатри, которые вышивались в основном на любимом богом белом цвете, а главным символом было солнце.
Узнав много интересного о чувашском платье, мы решили проверить, что знают о чувашском платье наши сверстники. Мы провели анкетирование. В анкетировании приняли участие 82 человека
Результаты анкетирования показали, что большинство ребят видели чувашское национальное платье в музеях и на различных городских праздниках. Но о значении узоров на платье и используемой цветовой гаммы ребята знают не много.
Выяснив это, мы решили провести классный час и пригласить вышивальщицу, исследователя чувашской вышивки, народного мастера России Жачеву Е.Н. Она рассказала нам много интересного об узорах на чувашской вышивке, показала свои работы, которые выставляла на различных российских и республиканских выставках, познакомила со своими книгами. Из рассказов Евгении Николаевны мы узнали, что, вышивать чувашских девочек начинали обучать с 6-7 летнего возраста. К 12-14 годам многие из них, освоив секреты мастерства и многообразие техники, становились прекрасными мастерицами. Вышивая на платье, девушки словно сочиняли песню, излагая на холсте свои самые глубокие душевные переживания. Так на платье рождалась история. Узнав об этом, у нас возникло желание написать свою историю в узорах. И в конце классного часа мы сделали цветные эскизы чувашских платьев. Но на настоящих чувашских платьях узоры были не нарисованные, как у нас, а вышитые нитками. И мы попробовать свои силы в искусстве вышивания. С этой целью мы пригласили на урок технологии заведующего отделением дополнительного профессионального образования Чебоксарского машиностроительного техникума Петрову Юлию Владимировну для проведения мастер-класса по вышиванию.Мы узнали, что она была ученицей Жачевой Е.Н., увлекается чувашской национальной вышивкой и часто проводит занятия по вышивке в школах города. Юлия Владимировна пояснила, что большое значение в вышивках играет цвет. Традиционные цвета чувашской вышивки: чёрный, красный, жёлтый, синий, зелёный. Но чаще всего в вышивках встречается мареновый цвет – цвет крови, цвет жизни. А самым красивым чуваши считали жёлтый цвет – цвет солнца. Для выполнения контура обычно использовался чёрный цвет – цвет земли и плодородия. Она показала нам некоторые свои работы, после этого провела с нами мастер класс по вышиванию. Мы с ребятами научились вышивать узоры зигзаг (водное течение), рогатки (рога животных), квадрат (земля) и солнце. В работе мы использовали чёрный (добро, земля, плодородие), жёлтый (солнце, радость, счастье), красный (жизнь), зелёный (природа) цвета. В результате мастер-класса у нас получились небольшие вышитые салфетки. Мы соединили наши заготовки в одно целое, и у нас получился пояс, часть чувашского национального платья, который мы назвали поясом дружбы, символизирующий наш дружный класс
Проведённый мастер – класс позволил нам сделать вывод, что наши одноклассники узнали много нового и интересного о чувашском платье и узорах на нём, что позволило нам сделать эскизы национального платья, своими руками вышить некоторые узоры и изготовить часть чувашского национального платья - пояс.
Чувашское национальное платье с вышивкой – эта одна из жемчужин чувашского народного искусства, вызывающая искреннее восхищение у всех, кому приходилось любоваться ею.
В ходе своей работы мы узнали много интересного: выяснили, что национальное платье и узоры на нём - это своеобразная книга, открывающая секреты традиций, обычаев и истории чувашского народа, это неотъемлемая часть чувашской национальной культуры, которая формировалась веками.
Благодаря интервью работника музея нам удалось научиться «читать» значения некоторых узоров чувашской вышивки. В результате проведённого мастер-класса мы научились начальным навыкам вышивания чувашских узоров и изготовили элемент чувашского национального платья – пояс. А главное, мы узнали много интересного из истории чувашского народа, углубили свои знания в области чувашской культуры и смогли заинтересовать в этом своих одноклассников. Ведь история народа тесно связана с его культурой, традициями, песнями, национальными костюмами, конечно же, людьми, делающими эту историю. Решив поставленные задачи, мы подтвердили выдвинутую гипотезу - узоры на чувашском национальном платье не только украшение, они отражают историю чувашского народа.
Мы считаем, что наша работа помогает не забыть, а сохранить историю чувашского народа и позволяет внести каждому из нас небольшой вклад в развитие культуры нашего народа. Мы понимаем, что наше исследование требует продолжения. Все вопросы, касающиеся истории платья, не смогут быть освещены в одной работе. Но мы надеемся продолжить своё исследование и заинтересовать историей, культурой и традициями чувашского народа не только своих одноклассников, но и большую часть учеников нашей школы.
Изучив малую части истории своего родного края, мы с одноклассниками прониклись большей любовью к своей малой родине – Чувашии, краю ста тысяч песен, и вышивок.
Список литературы
1. Жачева Е.Н. Чувашская вышивка = Чаваш терри: техника. Приёмы, [книга-альбом] / Чебоксары: Чуваш.кн.изд – во, 2006.- 238 с. Васильев Г. Чувашская вышивка и письмена // Пике.- 199. , № 8-9, с.42 – 43
2. Спиридонов М. С. Чувашский орнамент = Чăваш эрешĕ =: [альбом] / Чебоксары : ЧГИГН, 2010. — 215 с.:
3. Гузенкова, Т. С. Чуваши / Т. С. Гузенкова, В. П. Иванов // Народы России : энцикл.. — М., 1994. — С. 404-408
4. Чувашский костюм // Костюм народов Южного Урала : указ. лит. / Челяб. обл. универс. науч. б-ка, отд. лит. по искусству;. — Челябинск, 2007. — С. 48-50
5. Чувашский костюм // Костюм народов Южного Урала : сост. И. А. Бывалова; авт. предисл. Н. М. Шабалина. — Челябинск, 2007. — С. 48-50
Весенняя гроза
Просто так
Соленая снежинка
Военная хитрость
Пчёлы и муха