В данном проекте учащаяся раскрывает тайную глубину и значение знаков-символов народного орнамента.
Вложение | Размер |
---|---|
nash_proekt.docx | 71.95 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 25»
Третья Межрегиональная научная студенческая конференция
«От поиска – к решению. От опыта – к мастерству»
посвященная 150 – летию со дня рождения Н. Ф. Катанова
Традиции народного орнамента
Автор:
Золотоверхова Мария Александровна
Ученица 9 А класса
Руководитель:
Банникова Надежда Федоровна,
учитель графики и черчения
МБОУ СОШ №25
Абакан -2012
Содержание
1. Введение | |||||
2. | Основная часть | ||||
Глава 1. Целительные свойства орнамента, оберегов | |||||
Глава 2. Об орнаменте в целом | |||||
2.1. Русский (славянский) орнамент | |||||
2.2. Хакасский орнамент | |||||
Глава 3. Практическая работа Глава 4. Народные умельцы | |||||
3. | Заключение | ||||
4. | Список литературы | ||||
5. | Приложения | ||||
Однажды, когда я гостила у бабушки, я услышала от нее такую поговорку: «Своя рубаха ближе к телу», я спросила у нее, что же это значит? Ведь все поговорки и пословицы имеют практическую направленность в жизни. Бабушка ответила, что народные костюмы украшались орнаментом не только для украшения, но и для защиты от злых сил и болезней. Мое любопытство раскрыло тайные сокровища бабушкиного сундучка, в котором хранились вещи и с душевной теплотой вот уже несколько десятков лет передавались из поколения в поколение. Меня охватило ощущение какого-то волнения от увиденного бабушкиного богатства. Здесь были: старинные рушники, сарафаны, платки, салфетки, украшенные интересными, не понятными узорами-символами: причудливые птицы, цветы, ягоды, занятные геометрической формы фигуры.
Под впечатлением увиденного - появилась идея и я решила более подробно и кропотливо раскрыть для себя тайную глубину и значение этих знаков-символов. А также узнать были ли орнаменты в народных костюмах коренных жителей моей малой родины - Хакассии. Актуальность данной темы заключается в том, что в погоне за модой в текстильной индустрии стали использовать орнамент, не зная его значения и тем самым подвергая опасности свое здоровье. Гипотеза: если орнамент обладает целительной силой, то он действительно благотворно влияет на здоровье человека, а знаки-символы были еще защита и оберег для хозяина. Перед собой я поставила цель: через мотивы орнамента выявить общие исторические корни русского и хакасского народов, а также выявить целительную сторону орнамента. Наметила следующие задачи:
- изучить историю возникновения орнамента;
- анализ знаков-символов;
- схожесть и особенности хакасского и русского орнамента
- значение орнаментов хакасского и русского народов
-диагностика целительных свойств орнамента
Задачи я буду решать с помощью таких методов: изучение литературы разных авторов и годов издания, периодической и документальной литературы, информации о народных умельцах своей малой Родины, изучение интернет ресурсов.
Глава 1. Целительные свойства орнамента.
Считалось, что жизненная сила природных предметов передается человеку через: шкуры, зубы, черепа, когти, камни и амулеты. Украшения-амулеты наши предки использовали в своем гардеробе для большей «безопасности», символика этих украшений, как и символика орнаментальных вставок на одежде, связана с культом неба, солнца и весеннего плодородия земли. Талисманы и обереги создавались по неписанным законам магии. Многие из них можно разделить достаточно четко на мужские и женские.
На местах раскопок (чаще в женских погребениях) нередко находят фигурку коня. Конь, согласно верованиям древних славян, - символ добра, счастья, мудрости богов. Его куль связан с почитанием Солнца, с верой славян в то, что Даждьбог ездит по небу на колеснице, заправленных четверкой белых златогривых коней с золотыми крыльями: поэтому совсем не случайны солнечные круговые орнаменты на оберегах-коньках. Славянки носили их у левого плеча. И совсем не случайно, что коньки зачастую соединялись с оберегом в виде водоплавающих птиц - лебедей, гусей, уток: ведь все тот же Даждьбог дважды в сутки (утром и вечером) пересекает океан-море на ладье, запряженной этими водоплавающими птицами. Встречаются даже обереги - тело водоплавающей птицы, а голова коня. Эти изобразительные мотивы продолжают свое существование в орнаментах вышивки.
Женщины в качестве оберегов носили на своей одежде маленькие копии предметов домашнего обихода (ковшики, ложечки, гребешки, ключи). Их задача - привлекать и удерживать в доме сытость, довольство, богатство.
И женщины, и мужчины носили обереги - топорики. Отличие наблюдалось лишь в способе носки. Женщины - у плеча, мужчины - у пояса. Топор - символ Перуна, бога-воина, покровителя урожая, который насылал теплые грозы.
Только мужчины носили миниатюрные копии оружия - мечей, ножей, копий, ножен.
Круглые женские подвески-обереги - это ничто иное, как солярные символы, на них использовались желтые сплавы, на подвески же лунницы - белые сплавы (холодные, как сама луна) из серебра, серебра с оловом, реже - из бронзы.
Мифологическое сознание воспринимает весь мир живым, поэтому отношения со всем в этом мире оно регулирует, как с живыми существами, а материальные предметы заряжает живой энергией.
Женские украшения лунницы рождены древним культом Луны. Солнце и Луна представлялись древнему человеку братом и сестрой, мужем и женой, иногда родителем и ребенком. Они - персонажи дуалистических лунарно-солярных мифов. В них отражаются оппозиции: мужское - женское, день - ночь, тепло - холод, положительное -отрицательное. Встречаются лунницы с растительным орнаментом, что символизирует первейшую обязанность луны - следить за ростом трав и деревьев.
Рассматривая только обереги, по их символике мы видим, что с помощью них наши предки устанавливали связь с сакральным миром, через организацию связей в микрокосме, стремление к установлению связи с макрокосмом.
Для этой же цели использовался и язык орнамента в народном костюме.
Глава 2. Об орнаменте в целом.
Орнамент-это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Орнамент является одним из средств оформления произведений декоративно-прикладного искусства. Искусство орнамента очень древнее, возникло оно в эпоху палеолита.
Все предметы, которые предназначались для изготовления одежды, украшались заклинательным орнаментом. Этапы создания одежды сопровождались магическими ритуалами. Они гарантировали изготовление вещи, которая могла служить оберегом от нечистой силы.
Сам орнамент можно разделить на 7 групп:
Цветовая гамма орнамента выбирается не просто так, каждый цвет что-то обозначает, причем у разных народов по-разному, об этом более углубленно мы поговорим позже.
Сам орнамент употребляют для украшения, во многих видах декоративно прикладного искусства: орнаментом расписывают кухонную утварь, украшают одежду, полотенца, занавески, ковры и многое другое.
2.2. О русском (славянском) орнаменте.
Еще в конце 19 – начале 20 веков в русских деревнях совершались ритуалы по созданию «обыденной» вещи, т.е. вещи изготовленной за 1 день. Иногда во время стихийных бедствий крестьянки за одну ночь или день изготавливали вещь.
Украшение костюма – не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые можно читать, как книгу. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл.
Ученые отмечают три значения орнамента:
Оказывается, орнамент служил не только украшением, но и заговором от злых сил и духов, «оберегом». Поэтому и вышивались эти узоры там, где одежда касалась открытого тела: рукава, плечи, ворот и подол рубахи украшались вышивкой и мелкой аппликацией в виде геометрического орнамента. Кроме того, орнаменты защищали плечи и колени. В орнаменте были заключены знаки, письмена - идеограммы, которые вышивальщицы специально подбирали для каждого владельца рубахи, чтобы она хранила своего хозяина не только от холода, но и от всякой случайной беды, сближать с окружающей природой. Именно поэтому, когда говорят о душевных качествах щедрого человека, мы слышим: «Он своей единственной рубахи не пожалеет». Считалось, что щедрый человек, таким образом, отдавал не только свою одежду, но и снимал с себя свой оберег, то, что ближе всего к телу...
И еще свою рубаху нельзя было продавать, считалось, что заодно с рубахой продашь и свое счастье, поэтому всегда так ценились люди, готовые отдать /подарить/ последнюю рубаху.
Все узоры на рубахах берут начало в славянской мифологии. У русских вышивальщиц всегда существовали любимые мотивы и композиции. Чаще всего это геометрические орнаменты. В них преобладают ромбы, прямоугольники, квадраты. Из этих же элементов состоят фигуры людей, зверей и птиц, изображения растений, они тоже стилизованы.
В древности образное решение русской народной вышивки зачастую было связано с религиозными верованиями славян, главным культом которых в период становления и развития земледелия был культ земли плодородия, которая изображалась в образе величавой женской фигуры, окруженной цветами, птицами, зверями или всадниками.
. Узоры складывались из следующих элементов:
- Волнистая линия – знак Воды. Дождь изображается вертикальными линиями, реки, подземные воды – горизонтальными, «хляби небесные» - горизонтальными. Косые линии - дождь, пересекающий путь к солнцу;
- Громовник (шестиконечный крест в круге или шестиграннике). Знак Грома использовался как оберег от молнии; также является воинским оберегом.
- Квадрат (или ромб), поделённый крестом на четыре части – (вспаханное поле). Если внутри есть точки – засеянное поле. Это – знаки Земли и плодородия.
- Колокрес (крест в круге). Знак Солнца. Преграда и отвращение зла.
- Крада («решётка») – знак Огня. Крада – жертвенный или погребальный костёр.
- Крес (равносторонний крест: прямой или косой) – знак Огня.
- Месяц – Знак луны, месяца.
-Петушиный гребень с семью выступами – знак Огня.
- Рог изобилия. Знак богатства, изобилия.
- Ярга (свастика). Иначе – коловорот. Вариантов начертания существует огромное количество. Ярга – знак Солнца. По направленности вращения (посолонь\ противосолонь) различают знак светлого Солнца – благотворная, созидательная Сила; темного Солнца Нави – разрушительная Сила.
- Дерево (чаще всего елочка) - символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни.
- Птица – талисман, оберег, является одним из воплощения духа огня на земле.
- «Петушок-золотой гребешок»- сидит на небесном своде, не боится ни огня, ни воды. Отгоняет нечистую силу, охраняет от пожара.
- Сокол – сравнивали с добрым молодцем.
- «Сорока-белобока» - приносит вести.
- Ворон – вещая птица, приносит бурю, живую и мертвую воду.
-«Совушка-умная головушка» - символ мудрости.
- Спираль - символ мудрости. Мощнейший отвращающий знак для всех.
- Треугольник - символ человека; особенно если сопровождается небольшими точечками или кружками со стороны вершины. Символ человеческого общения.
- Звезда – Материнский символ символизирует величие матери, ее особую роль в жизни человека.
- Звезды - Звезды, разбросанные по рукавам и собранные в геометрический орнамент, — это представление о структуре Вселенной, звезды – одна в другой, в восьмиугольном обрамлении –
Означают, любовь матери к детям и их ответное чувство.
- Птица - Символ души человека, парные птички обычно символизируют жениха и невесту.
Птица — это и обитатель мира небесного; следовательно, обладает способностью влиять на судьбу человека.
. В орнаменте одежды крестьян чаще всего встречались изображения символов жизни и плодородия. Определенный тканый или вышитый узор обретал магическое значение, служил залогом здоровья и счастья.
На выбор цвета оказывала влияние не только символика. Ткани в прошлом окрашивались только растительными красками, а красный цвет добывали из сорняка марены, росшего в каждом огороде.
Так же я попыталась разобраться в цветовой гамме узоров. Цвет - это особый способ выражения чувств человека. Ведущими цветовыми тонами в русском орнаменте является белый, красный и синий. Цвет находится в определенной связи, практически, со всеми явлениями и категориями и, поэтому, через цвет можно выразить весь мир.
Цвет воспринимается не только как эмоционально-художественная категория, но и как возрастная характеристика: чем моложе женщина, тем ярче и красочнее ее костюм, больше в нем радостных красных или красно-оранжевых тонов. С возрастом – темнее и проще одежда, меньше в ней украшений и вышивок, сдержанно и скупо использует мастерица красную нить.
Русский народный костюм – свидетельство не только богатой традиции художественных ремесел. Высокий вкус, поэтичность древних орнаментальных символов. Мудрое сочетание красоты и пользы отразили духовный облик народа. Народный костюм стал неиссякаемым источником творчества для многих современных художников, он дал жизнь различным направлениям декоративного искусства, современному моделированию.
Думаю на этом можно закончить о русском народном костюме.
До наших дней многие русские красавицы увлекаются различными орнаментами и создают восхитительные народные костюмы!
Современные художники широко используют богатое наследие прошлого: рисунки, узоры, способы вышивания. Кроме того, они разрабатывают новые мотивы, прочно связанные с русским народным орнаментом.
2.3. О хакасском орнаменте.
Следующим мы с вами рассмотрим хакасский орнамент. Изначально в хакасской вышивке каждый узор имел свой особый смысл, каждый изгиб линии содержал в себе тайный смысл. У некоторых фигур из орнаментального богатства вышивки были когда-то магические значения, которые «читались» как тексты. Со временем эти изображения-символы утратили свое первоначальное предназначение и стали просто декоративными элементами. Помещая на своей одежде и предметах быта изображения солнца, древа жизни, птиц, как символов жизненной силы, счастья, плодородия, народ верил, что они принесут в дом благополучие. Таким образом, традиционные узоры тесно связаны с укладом социальной среды его создателей, отражают представления об окружающем мире. Основным источником вдохновения мастериц служила красота родной земли. Они созерцали красоту и гармонию мира, смотрели на восход и заход солнца, на золотой круг луны, на мириады сверкающих звезд, на цветущие в степи ирисы (в народе их называют пикулькой), на бутоны таежных цветов-жарков, и они вызывали у них восторженное изумление. И именно образное, поэтическое восприятие природы ожило в узорах и элементах народной художественной вышивки.
Одежду хакасов можно рассматривать с трёх сторон: она была неразрывно связана с практической деятельностью, и эстетическими потребностями, религиозными верованиями. Одежда выполняла не только практическую и эстетическую роль, но и подчинялась особым правилам религиозных представлений хакасов. Каждое изделие – это, во-первых, результат многолетней кропотливой работы, показатель мастерства и благосостояния семьи, во-вторых, реликвия семьи.
Одежда защищала от злых духов своеобразными оберегами.
Строчки – это линии и границы, ограждающие людей от злых духов. Строчки присутствуют по краям всех деталей одежды: воротник, рукава, низ изделия.
Цветные полоски (тесьма, лента) на сигедек – очищают душу.
Мерлушки на подоле шубы – притяжение богатства, скота.
Вышивка цветами – привлечение души предков к помощи.
Кисти на спинке шубы – корни предков.
Головные уборы и украшения – оберег головы, связь с космосом.
Пого – оберег для души и сердца.
Застежка – запах для мужчин и женщин направо.
Удлинённый низ спинки на платье – оберег от Сатаны.
Большие воротники застежка на петлю – пуговицу (Марха) – притяжение счастья.
Воротник и пуговицы – хранители души и счастья.
Современный хакасский орнамент подразделяется на узоры:
К геометрическим мотивам орнамента относятся: зигзаги, треугольники, квадраты, ромбы, арки, волны, кресты и др. Геометрический орнамент располагают в определенных местах хакасской одежды: бордюр воротника, кайма на подоле, манжетах.
Растительный орнамент в хакасской вышивке представляют мотивы: спирали, волнообразный побег, цветочные узоры, мотивы лотоса, розеты, трехлепестковый узор и др. Примеры растительных узоров Вы можете увидеть на костюмах.
В центре хакасского костюма много солярных символов, в нем отражена бесконечность пространства и времени, символика чисел, геометрические и растительные формы, природные образы и верования. Традиционная хакасская одежда богата разнообразием форм, отделкой и вышивкой. Это один из красивейших костюмов мира.
Существенным в орнаменте является цвет..
Народные мастерицы через цвет передают конкретные настроения и переживания. В хакасской вышивке традиционно применяют три главных цвета:
1. Красный. С красным цветом связываются представление о веселье, счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле.
2. Голубой – цвет воды, неба.
3. Зеленый – цвет растений.
Вы, наверное, заметили, что для вышивки наплечников и обшлагов обычно берется ткань черного цвета. Черный – цвет земли.
Вышивальщица, старается использовать весь набор цветных шелков, разбрасывая их по всей поверхности узора, не считаясь с его формами. Таким образом, отдельный элемент орнамента - какой-нибудь листок, завиток или цветок - оказывается раздробленным: частично заполнен синим, оранжевым, розовым, отчего вся вышивка переливается в цвете и радостно пестреет.
Следует отметить, что если для степных районов Хакасии особенно характерен геометрический узор орнамента, то в северных районах в узорах орнамента преобладают цветочные и растительные мотивы. Здесь орнаментальные формы крупнее. Силуэт цветка, листьев, стебля ясно читаются на фоне черного, темно-вишневого, зеленого сукна или шелка. Особенностью женских национальных платьев северных районов Хакасии является то, что низ часто украшают цветные полосы, кроме того, они более мягкого колорита. Здесь не встретишь ярких, насыщенных цветов столь характерных для степных, южных районов, где все горит, искрится под солнцем. Рядом с такими оттенками красного, как киноварный, алый терракотовый, розовый, красно-коричневый, рядом с желтым, оранжевым, теплыми фиолетовыми и зеленым цветами мастера здесь используют синий, голубой, зеленый, резких тонов. Национальная одежда женщин прекрасно гармонирует с природой Хакасии. Суровая простота кроя, колорит и узор вышивки сливаются на юге с плавными ритмами степей, невысоких холмов, далеких возвышенностей, а в подтаежных районах с зелеными массивами тайги, с седыми каменными скалами.
В последнее десятилетие хакасское орнаментальное наследие переживает по-настоящему возрождение. Есть еще люди, которые сохранили в себе этот исцеляющий родник народного творчества, люди, жаждущие поделиться своим знанием со всеми желающими.
2.3. Народные умельцы.
В последнее десятилетие хакасское орнаментальное наследие переживает по-настоящему возрождение. Есть еще люди, которые сохранили в себе этот исцеляющий родник народного творчества, люди, жаждущие поделиться своим знанием со всеми желающими.
Сибирская земля богата талантливыми художниками, писателями, музыкантами, поэтами создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов.
Мы почти не знаем имен народных мастеров. Свое мастерство они передавали от отца к сыну, от деда к внуку, буквально "из рук в руки". Из поколения в поколение отбирались и совершенствовались удачи и находки одних, выдумки и новшества других.
И изучая литературу я наткнулась на имена таких мастеров как: Михаил Евдошенко-мастер корнепластики. Высококлассный мастер, с творчеством которого уже знакомы не только у нас в республике но и за ее пределами.. Каждое резное чудо несет в себе частичку души мастера и тепло сибирского кедра, передает необычайную свежесть тайги. Нигде вы не увидите ничего подобного! Технология «оживления» дерева уникальна: от выбора кедра в тайге до покрытия готового произведения пчелиным воском. Создание некоторых картин требует больше года усердной работы художника-резчика, ведь выразительности художнику приходиться добиваться за счет объема.
Ряннель Тойво Васильевич -поэт о Енисее:
В таежной дали непролазной,
Где сказкой кажется заря,
В кругу богов мы правим праздник
Рождения богатыря.
Салют! И троекратный выстрел
Встречает громом водопад,
Гудит, гудит на горной выси
Лавинным грохотом раскат.
Сибирь в картинах Юрия Титова. «Журавли, летящие над просторами Сибири». Есть в них настоящая поэзия, настоящее движение....Летящие журавли— движение. Движение художника, который словно бы и не отрывался от любимых пейзажей, все снова и снова возвращается к ним.
Сибирь — это древняя и вечно юная российская земля, передний край грандиозных строек, трудовой подвиг поколения советского народа. Сибирь можно или не знать или любить — третьего не дано. Сибирь, Сибирь...
Тодышева Валентина Ивановна. Участница краевых, республиканских, международных выставок с 1994. Награждена: почетными грамотами и дипломами Министерства культуры РХ и других городов, является лауреатом республиканской выставки «Народная Пушкиниана». Создает сказочные узоры орнамента на хакасских национальных костюмах.
Чаптыкова Елизавета Григорьевна. Художник декоративно-прикладного искусства, уже в свои двадцать лет она начала трудовую деятельность. Елизавета Григорьевна много работала в краеведческих музеях Абакана и Минусинска. Внимательно изучив музейные экспонаты, она реконструировала крой, шитье и декорирование национальной одежды хакасов.
2.4. Практическая работа.
Анкетирование
Мною было проведено анкетирование среди своих сверстников по теме: традиции народного орнамента. Данное анкетирование проводилось с целью исследования знаний и отношений учащихся к народному творчеству, в частности к орнаментальным традициям.
В опросе приняли участие 27 школьников 8-9 классов школы №25, которым были предложены вопросы для раздумывания:
1). Знаете ли вы народных умельцев нашей Хакасии?
2). Из представленных образцов определите, какие относятся: а)к русским; б)к хакасским; в)тувинским узорам.
3). Четко ли вы увидели характерные отличия узоров в представленных образцах?
Результаты ответов выражены в процентной диаграмме. Проанализировав полученные данные, можно сделать выводы, что 64% учеников не смогли правильно различит орнаменты разных народов, 25% -определи с ошибками , 11% ответили правильно. Приложение 1.
На вопрос знакомы ли с народными умельцами: 69%- не знакомы, 23%- что-то слышали, 8%- не знают. Приложение 2.
На третий вопрос четко ли вы увидели характерные отличия узоров в представленных образцах варианты ответов были выражены в следующем процентном отношении: 87%- четко увидели, 10%-ошибочно ответили, 3%-не увидели различия. Приложение 3.
Результаты проведенного мною тестирования показали, что современные подростки мало интересуются народными традициями. И недостаточно знают мастеров занимающихся по сей день народными промыслами . Атрадиции орнамента являются яркими представителем данного направления в декоративно-прикладном искусстве. Но все же следует отметить, что значение символов заинтересовано большее количество моих сверстников.
Заключение.
Думаю, что поставленные перед собой задачи я решила! Более подробно узнала о народных ремёслах, ознакомилась с символикой орнамента, с древними корнями этого искусства, узнала имена народных мастеров-умельцев – а это значит, я стала ближе к своему народу.
Теперь я буду очень внимательно относиться к орнаменту в повседневной жизни. Зная о том, что орнамент имеет целительные свойства, я захотела, чтобы и у меня был свой оберег, который я планирую придумать и сделать сама, но этому я посвящу другую исследовательскую работу.
Список литературы:
Журнал союза художников России «Художник» 4\1995г.
«Памятники истории и культуры Хакасии». Авторы: Я.И.Сунчугашева и Г.А.Янгулова
«Писатели и художники Хакасии». Авторы: А.СКызласова и В.Н. Тугужековой
«Русская народная вышивка». Автор: В.А. Фалеева
Амброз А. К. О символике русской крестьянской вышивки архаического типа.— Сов. археология, 1966, № 1, с. 61—76
И.И. Шангина «Образы русской вышивки на обрядовых полотенцах 19-20 вв, к вопросу о семантике древних мотивов сюжетной вышивки»,диссертация, Москва, 1975
А.А. Белошеева «Космологические представления языческой Руси в народном декоративно-прикладном искусстве»,автореферат,Москва, 2006
А.А. Тюняев «Засеянное поле – древнейший славянский религиозный символ плодородия», статья из Интернета
Л.М. Русакова «Образ мира в геометрическом орнаменте русских крестьянок»
Б.А. Рыбаков «Происхождение и семантика ромбического орнамента
Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры
IX – XVII вв. Москва «Просвещение»
Осетров Е.И. Живая древняя Русь
Использовались материалы сайтов:
http://stitchfanclub.com/articles/2588-drevnerusskaja-vyshivka.html,
http://paganism.ru/ornament.htm
Приложения
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Иван Васильевич меняет профессию
Пустой колос голову кверху носит
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Астрономический календарь. Май, 2019
Осенняя паутина