Цел цель работы:Изучить искусство вышивания крестом и определить его место в современной культуре.
Задачи исследования:
Ø Прочитать книги, справочники, журналы, в которых рассказывается о вышивании крестиком.
Ø Изучить историю развития вышивки крестом.
Ø Разработать мини – тесты для учащихся и учителей.
Ø Провести социологические исследования среди учащихся и учителей об умении и желании научиться вышивать.
Ø Исследовать и освоить технологии вышивки крестом.
Ø Сделать выводы, подвести итоги исследования.
Методы исследования:
Ø Анализ ресурсов, литературных источников и Интернет;
Ø Беседы и анкетирование;
Ø Практическая работа, изготовление изделий.
Вложение | Размер |
---|---|
Научно-исследовательская работа | 42.2 КБ |
презентация | 717.64 КБ |
1.Введение.
В наши дни важно возродить и сохранить лучшие традиции вышивки крестом. Изучение, развитие и совершенствование этого искусства – одна из актуальных задач современного общества.
Я выбрала эту тему проекта, потому что мне нравится вышивать и некоторые работы, вышитые своими руками, я дарю своим близким, вкладывая в свою работу частицу своей души, своей индивидуальности.
Вышивать меня научила мамина сестра. Первые крестики у меня были не совсем ровными, но потом со временем начали получаться всё аккуратнее и красивее. И первые мои работы были вышиты на простой белой ткани. Сначала я чертила клеточки и уже потом по ним ориентировалась. А сейчас намного проще. Есть счётная канва или канва с готовым рисунком.
Каждой девочке и женщине не один раз в год приходиться сбиваться с ног в поисках подарка и мучиться сомнениями, бегая от прилавка к прилавку. Умея вышивать, можно раз и навсегда решить эту проблему. Но у нас возникает другая проблема: многие девочки из моего класса не умеют вышивать крестиком. Но им так хочется освоить этот вид рукоделия? Как найти выход?
Цель: Изучить искусство вышивания крестом и определить его место в современной культуре.
Актуальность данной темы.
Не потеряла своей актуальности вышивка крестом и в настоящее время. Вышивка крестом – это одно из самых популярных видов рукоделия в современном мире. Сегодня многие занимаются вышивкой не только потому, что это модно, но и по велению души. Ведь это занятие не только помогает реализовать свои творческие способности, оно дарит радость, душевное равновесие. Вышивание не является пустым времяпрепровождением.
Задачи исследования:
Методы исследования:
Оборудование и материалы:
Ресурсы:
2.Основная часть
2.1 Историческая справка.
Знакомство с историей возникновения вышивки крестом.
История возникновения вышивки уходит далеко вглубь веков. Это искусство относится к эпохе первобытной культуры. Оно тесно связано с появлением первого стежка при изготовлении одежды. Материалом для вышивки в разные далекие времена служили и жилы животных, и нити льна, конопли, хлопка, шерсти, шелка, также применялся и натуральный волос. Орудия вышивки также менялись с уровнем развития цивилизации. Сначала было каменное шило, которым первобытная прокладывала узор по одежде из шкур животных, а затем костяная бронзовая стальная и позолоченная позволяли облегчить процесс вышивания.
Когда вышивание появилось на Руси, оно считалось рукоделием высшего сословия. Объяснялось высокой ценой материалов, используемых для вышивки. Монахини и представительницы знати выполняли свои работы на бархате и шёлке серебряными и золотыми нитями, жемчугом и драгоценными камнями. Этим видом рукоделия владели все женщины вне зависимости от возраста и положения в обществе. И считалось обязательным. Постепенно вышивальное искусство перестало быть привилегией дворянства. В начале18 века стала привычным занятием крестьянских девушек. Материалы для работы использовались более дешёвые, но это ни в коей мере не ухудшало ценность готовых изделий. Настоящие шедевры были созданы именно простыми девушками.
В нашей стране вышивка имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта. В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Лучше всего сохранились изделия XIX века. В те времена вышивка условно подразделялась на городскую и крестьянскую (народную). Городская вышивка испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций, тогда как народная была неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского крестьянства. Уже с 5 – 6 лет девочки начинали учиться рукоделию у своих матерей, бабушек. К 13 - 15 годам они должны были приготовить себе приданое. Перед свадьбой устраивали публичный показ приданого как свидетельство трудолюбия и мастерства невесты. Одних только полотенец надо было приготовить не менее сорока. Самое нарядное, большое доставалось жениху, другими одаривалась его родня. Девичьими трудолюбивыми руками украшались верхняя одежда, рубашки, передники, рукавицы, обувь, пояса.
На территории России археологами обнаружены фрагменты одежды, вышитой золотыми нитями. Находки, относящиеся к IX - XII векам, подтверждают, что вышивка существовала и развивалась уже в эпоху Древней Руси. С языческих времен женщины - вышивальщицы создавали в своих вышивках - картинах сцены бытовой жизни. Чаще всего вышивкой украшали постельники (простыни), концы которых свешивались с кроватей, а также полотенца, скатерти, занавеси, свадебные и праздничные рубахи, холщовые сарафаны, головные уборы, платки. Вышитое полотенце использовалось не только в быту. Ритуальные, богато расшитые полотенца развешивали на священных деревьях, придорожных и могильных крестах, украшали ими капище идолов. Позднее, в христианские времена, появился обычай украшать вышитыми полотенцами иконы, зеркала и окна. На свадьбе, масленице, при рождении или смерти человека вышитые полотенца были священным оберегом. Особую силу оберегать людей от злых сил, болезней и стихий приписывали обыденному ("об один день сделанному") полотенцу. Оно создавалось несколькими мастерицами за один день или сутки и считалось безупречно чистым. В глубокой древности основные мотивы вышивки отображали элементы символики различных древних культов. Наши предки – восточные славяне различные явления в природе изображали с помощью знаков. Знаков – символов у славян было много, практически все они приобретали смысл «оберегов». Обереги – символ защиты, по представлениям того времени, делали вещь непроницаемой для духов зла. Их вышивали на одежде, веря в то, что они предохраняют от разных неприятностей и принесут в дом счастье. Например, лебедь – символ верности, уточки – символ трудолюбия). В течение многих веков непосредственный конкретный смысл символов на вышивках терялся, но традиции их использования не исчезли. По мотивам орнаменты вышивок делятся на три группы: геометрические (абстрактные), растительные, зооморфные (животные).
Современная вышивка представлена самыми разнообразными узорами: мультипликационные герои, растения, ягоды, животные, а также всевозможные символы из телевизионных передач.
В 19 веке вышивка крестом стало страстным увлечением всех женщин. Ведь вышивать стало гораздо удобнее и интереснее: развивалась текстильная промышленность, появлялись новые удобные для вышивки ткани, нитки, стали выпускаться журналы с цветными схемами вышивки. Вышивку изучали даже в школах. В 19 веке появилась канва для вышивки крестиком. Массовыми тиражами издавались книги по вышивке крестом, открывались фирмы, специализирующиеся на изготовлении приспособлений для вышивки. Так продолжалось до конца 19 века. А затем…вышивка крестом «умерла». Правда, на некоторое время.
В начале 20 века модными стали другие виды вышивки. Например, белая вышивка по белому, ришелье, гладь и прочее. Так продолжалось до конца Второй Мировой Войны. После этого вышивать стало совсем не модным, т.к. женщины были заняты серьезными делами: отстаивали свои права быть равными мужчинам, больше работали и меньше времени проводили дома.
Будучи практически забытой, вышивка крестом возрождается в России после Великой Отечественной войны в 1945-1960 гг. В 70-х годах нашего столетия благодаря одной-единственной женщине — Джинни Томпсон (Ginnie Thompson) — в США множество женщин обращается к этому хорошо забытому рукоделию.
А в 1980 году вышивка крестом "возродилась". И стала невероятно популярной среди всех женщин по всему миру!
Вышивание крестиком – это такое хобби, которым увлекается множество разных людей независимо от возраста, семейного положения и пола. Мужчины, вышивающие крестиком, существуют, причем их даже больше, чем вы себе можете представить.
В истории вышивки крестом было много мужчин, которые наслаждались этим занятием.
Таким образом, мы видим, что в мире вышивка крестом возрождается.
2.2 Технологическая часть
А) Знакомство с материалами и инструментами, применяемыми при вышивке и общими правилами при работе.
Для выполнения ручной вышивки необходимы инструменты: иглы, напёрсток, ножницы, сантиметровая лента, заострённая палочка (дырокол), пяльцы.
Иглы для вышивания должны быть короткие с удлинённым ушком (№ 1 и 2). В большое ушко легко можно вдеть рабочую нитку, в маленькую несколько сложений. Такие иглы применяют для выполнения счётных и простейших швов. Считать и отделять нити такими иглами очень удобно.
Для вышивки на плотных и тонких тканях (маркизет, шёлковое полотно, батист) применяют более тонкие иглы с меньшими ушками. Толстые иглы в местах проколов будут оставлять отверстия, а в большом ушке будет плохо удерживаться тонкая рабочая нитка.
Напёрсток надевают на средний палец правой руки. Он предохраняет палец от уколов при проведении иглы в ткань и бывает, необходим при прокалывании нескольких слоев ткани, подшивания края изделия и т. д. Напёрсток надо подобрать точно по размеру пальца.
Ножницы нужно иметь трёх видов: маленькие с острыми концами для подрезания и выдёргивания нитей из ткани, средних размеров с загнутыми концами для обрезания ниток при вышивании и большие - для разрезания тканей и мотков ниток. Ножницы должны быть хорошо наточены, концы лезвий - полностью замыкаться.
Сантиметровая лента служит для определения точного размера изделия, расположения основных линий узора и т. п.
Пяльцы удерживают ткань в натянутом состоянии и предохраняют её от деформации. Пяльцы могут быть прямоугольные или круглые. Очень удобны для работы круглые пяльцы. Они состоят из двух деревянных обручей, входящих один в другой. Диаметр пялец 20-40 см, высота обруча 1,5-2 см.
Ткань для вышивки кладут на меньший обруч и расправляют её так, чтобы нити не перекосились. Сверху накладывают большой обруч, нажимают на него, и ткань запяливается. Чтобы тонкая ткань не порвалась при запяливании, а также, для того чтобы в процессе работы вышивальная ткань не загрязнилась, поверх неё кладут другую ткань с вырезанным в середине кругом диаметром, меньшим диаметра пялец. Пяльцы бывают с винтом, при помощи которого их можно прикрепить к столу. Пяльцы без винта можно закрепить, прижав их к столу тяжёлым предметом (книгой, утюгом и пр.).
Б) Техника вышивания.
№ | Название операции | Описание операции | Инструменты и материалы |
1. | Подготовка к работе | Определить схему рисунка, которую будем вышивать. | Схемы |
2. | Определяем размер рисунка. | Считаем количество клеточек по горизонтали и вертикали. | |
3. | Обрабатываем края канвы. | Обшить ниткой или использовать флизелин. | Игла с ниткой, флизелин |
4. | Определяем на канве центр. | Сгибаем ткань пополам по вертикали, затем по горизонтали и отмечаем центр. | Канва, карандаш. |
5. | Выбираем пяльцы. | Подбираем по размеру рисунка. На маленький круг кладём канву и сверху прижимаем большим кругом. | Пяльцы |
6. | Крепим нитку. | Из мотка «Мулине» отделяем нить в 2- 3 сложения. Узелок не делаем. | Нитки различного цвета |
7. | Вышиваем по схеме. | Квадратик на схеме соответствует квадратику на ткани. Все крестики должны быть ровными и аккуратными. | |
8. | Обработка изделия. | Стирка изделия. Глаженье вышивки. | Утюг |
В) Теоретические сведения.
В процессе вышивания удобно применять и традиционный, и датский способы.
Первый заключается в последовательном выполнении полных крестиков. При втором способе, датском, сначала вывешивается целый ряд в обратную сторону. Последний позволяет ускорить процесс, к тому же изнанка получается аккуратной. Однако каждая вышивальщица выбирает для себя тот способ, который кажется ей наиболее удобный.
Простой крест. Уже из названия ясно, что это самый простой из счётных швов, именно с него нужно начинать обучение вышиванию крестом. Простой крест – это два стежка, наклоненных в противоположные стороны и перекинутых один через другой. Простой крест вышивается в два этапа. На первом этапе нитку нужно протянуть
Из нижнего левого угла в верхний правый угол, на втором этапе – из нижнего правого угла в верхний левый. Чтобы крестики получались ровными, игла должна входить и выходить через одно и то же отверстие.
2.3 Экономическая оценка.
Материальные затраты на вышивку могут быть самые разные.
1вариант
Если вы будете использовать материалы, которые есть уже дома (игла, нитки, пяльцы, ткань), то вам ничего приобретать в магазине не надо. И схемы вы можете взять из Интернета. Практически любой рисунок с помощью компьютера можно превратить в схему для вышивания.
2 вариант
Если есть желание, то можно в магазине «Леонардо», «Ниточка», «Сосед» приобрести готовые наборы для вышивания, стоимость одного набора от 50 руб. до 500 руб. в зависимости от размера рисунка. В набор уже входит: цветная схема, канва, нитки, игла.
3 вариант
Необходимые материалы для первоначальной учёбы.
№ | Название | Количество | Стоимость |
1. | Ткань «канва» | 30х30 см | 80 руб. |
2. | Нитки «Мулине» | 1 шт. | 10 руб. |
3. | Иголка | набор | 25 руб. |
4. | Пяльцы | 1 шт. | 50 руб. |
Итого: | 165 руб. |
Вывод: из таблицы видно, для занятия мы потратим 165 руб. с пяльцами, но для первой учёбы можно воспользоваться без пялец. Если без пялец затратим всего 115 рублей. Такие растраты может позволить себе любая семья, ведь результат будет впечатляющим.
2.4 Экологическая оценка.
Изготовление и эксплуатация сделанных работ не изменяет ничего в окружающей среде, не нарушает ничего в жизнедеятельности человека, так как выполняет работы из экологических чистых материалов. На вышивке изображены приятные глазу работы, которые действуют успокаивающе на нервную систему. Сделанные работы могут украшать интерьер, соответствовать настроению вашей комнаты. Вышитые работы радуют близких нам людей.
Правильно организованные и строго дозированные занятия способствуют восстановлению и укреплению здоровья. Вы, наверное, слышали о медицинском термине «трудотерапия»?! Вышивание восстанавливает душевное равновесие. Своеобразной гимнастикой для глаз при близорукости является вышивание крестом. А также вышивание – вид рукоделия, который как нельзя лучше подходит для развития мелкой моторики рук, восприятия цвета и его оттенков, пространственного мышления, художественного вкуса, усидчивости и аккуратность.
2.5 Исследование проблемы.
Мнения учителей:
Мнения одноклассниц:
Мнения родителей:
Мы провели исследование среди учащихся и учителей нашей школы, из которого узнали, знает ли новое поколение об увлечениях и занятиях старшего поколения.
Анкетирование учителей и учащихся.
Таблица 1.
№ | вопросы | учащихся | учителя | |||
да | нет | не знаю | да | нет | ||
1. | Ваши бабушки или мамы когда – то занимались вышивкой? | 66% | 10% | 24% | 87% | 13% |
2. | Занимаются ли вышивкой ваши бабушки или мамы сейчас? | 44% | 28% | 28% | 4% | 96% |
Вывод: из таблицы 1 видно, что знают об увлечениях бабушек и мам среди учащихся 66%, 24% не знают и не интересуются этим вопросом. Значит, новое поколение не поддерживает связь со старшим поколением. А среди учителей порадовал результат: все учителя знают и помнят интересы бабушек, мам. Старшее поколение занималось вышивкой 87% , 13% не занимались этим видом рукоделия. В наше время это редкость, бабушки и мамы увлекаются вышивкой 4%.
Результаты анкетирования представлены в таблице 2.
Таблица 2.
№ | вопросы | учащихся | учителя | ||
да | нет | да | нет | ||
1. | Умеете ли вы вышивать крестиком? | 70% | 30% | 50% | 50% |
2. | Занимаетесь ли вы вышивкой сейчас? | 44% | 56% | 10% | 90% |
Вывод: из таблицы 2 видно, что Из опрошенных учителей 50 % умеют вышивать. В данное время 10% увлекаются вышивкой. Остальные, аргументировали свой ответ отсутствием свободного времени. Из всех учащихся 8 классов умеют вышивать 70%.Значит, есть занятие, которое бы могло объединить, сблизить взрослых и детей – это рукоделие «вышивка крестом».
3.Вывод.
Вышивка крестом является одним из самых популярных видов рукоделия. Трудно ли научиться вышивать? Как и любое начинание, вышивание требует внимательности и аккуратности, а главное — большого желания и усидчивости. Если у вас есть все эти качества характера, научиться вышивать нетрудно.
В процессе выполнения исследовательской работы я ознакомилась с историей вышивки. По результатам анкетирования учителей и учащихся, выяснила, что в большинстве семей мамы и бабашки когда-либо занимались вышиванием или занимаются сейчас, передавая свое мастерство из поколения в поколение. Также 70% опрошенных учащихся умеют вышивать, 44% из которых увлекаются вышивкой в данный момент.
Полученные знания пригодятся в жизни: получив начальные сведения о приёмах вышивания, можно самостоятельно довести свою технику исполнения до совершенства. Искусно выполненные работы будут радовать ваших близких и знакомых. А как приятно будет получить в подарок вышитую работу, в которую вложена частичка вашего сердца!
В процессе выполнения исследовательской работы использовались различные методы исследования: была проанализирована литература по данной проблеме, проведены социологические исследования среди учителей и учащихся, выявлено, на сколько новое поколение знает и почитает интересы старшего поколения.
Занимаясь видом рукоделия: вышивкой крестом, выделим положительные качества:
Отрицательные качества:
Таким образом, на основе проведённых исследований в БОУ «СОШ № 77», можно судить о том, что вышивка крестом возрождается и на данном этапе является достаточно популярной.
4.Библиографический список.
Слайд 1
Научно-исследовательская работа на тему: «Вышивка крестом в современной культуре» Выполнила: ученица 8А класса Трембач Наталья Научный руководитель: учитель технологии Миклашова Татьяна Александровна.Слайд 2
Цель : Изучить искусство вышивания крестом и определить его место в современной культуре. Эта тема является актуальной, так как это одно из самых популярных видов рукоделия.
Слайд 3
Задачи исследования : Прочитать книги, справочники, журналы, в которых рассказывается о вышивании крестиком. Изучить историю развития вышивки крестом. Разработать мини – тесты для учащихся и учителей. Провести социологические исследования среди учащихся и учителей об умении и желании научиться вышивать. Исследовать и освоить технологии вышивки крестом. Сделать выводы, подвести итоги исследования .
Слайд 4
История развития вышивки .
Слайд 5
История развития вышивки. Вышивка крестом прошла долгий путь развития от древности до современности. Находки , относящиеся к IX – XII векам, подтверждают, что вышивка существовала и развивалась уже в эпоху Древней Руси.
Слайд 6
МАТЕРИАЛЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ Нитки-мулине Канва Пяльцы Ножницы Иглы
Слайд 7
Техника вышивания В большинстве своем вышивка выполняется крестиком, однако, могут встретиться и 1/4 креста, 3/4 креста и окантовка
Слайд 8
Анкетирование учителей и учащихся . № Вопросы Учащиеся учителя Да Нет Не знаю Да Нет 1 Ваши бабушки или мамы когда – то занимались вышивкой? 48% 10% 56% 87% 13% Занимаются ли вышивкой ваши бабушки или мамы сейчас? 44% 28% 28% 4% 96% З нают об увлечениях бабушек и мам среди учащихся 48%, 56% не знают и не интересуются этим вопросом. Значит, новое поколение не поддерживает связь со старшим поколением. А среди учителей порадовал результат: все учителя знают и помнят интересы бабушек, мам. Старшее поколение занималось вышивкой 87% , 13% не занимались этим видом рукоделия. В наше время это редкость, бабушки и мамы увлекаются вышивкой 4 %.
Слайд 9
№ Вопрос Учащиеся Учителя Да Нет Да Нет 1 Умеете ли вы вышивать крестиком? 70% 30% 50% 50% 2 Занимаетесь ли вы вышивкой сейчас? 24% 76% 10% 90% Анкетирование учителей и учащихся . Из опрошенных учителей 50 % умеют вышивать. В данное время 10% увлекаются вышивкой. Остальные, аргументировали свой ответ отсутствием свободного времени. Из всех учащихся 8 классов умеют вышивать 70%.Значит , есть занятие, которое бы могло объединить, сблизить взрослых и детей – это рукоделие «вышивка крестом».
Слайд 10
Заключение В процессе выполнения исследовательской работы я ознакомилась с историей вышивки. По результатам анкетирования учителей и учащихся, выяснила, что в большинстве семей мамы и бабашки когда-либо занимались вышиванием или занимаются сейчас, передавая свое мастерство из поколения в поколение. Также 70% опрошенных учащихся умеют вышивать, 44% из которых увлекаются вышивкой в данный момент.
Слайд 11
Спасибо за внимание!
Весёлая кукушка
Выбери путь
Как нарисовать ветку ели?
Под парусами
Фокус-покус! Раз, два,три!