Воспитанницами объединения "Волшебный клубок" под руководством педагога дополнительного образования Васиной И.А. и педагогом-организатором была проведена большая работа по созданию коллекции костюмов в русском народном стиле. Каждый костюм это отражение матушки природы, ее времен года.
Вложение | Размер |
---|---|
kostyum.doc | 494.5 КБ |
Структурное подразделение дополнительного образования детей
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
ГБОУ СОШ с.Кошки
муниципального района Кошкинский Самарской области
тел./факс (84650)2-14-93
Работу выполнили: обучающиеся объединения «Волшебный клубок»
СП ДОД ДДТ ГБОУ СОШ с.Кошки
Педагог дополнительного образования: Васина Ирина Александровна.
Педагог – организатор: Горшевикова Наталья Леонидовна.
Русский народный костюм
На протяжении многих веков абсолютное большинство населения России составляли крестьяне. Они вели натуральное хозяйство, обеспечивая себя всем необходимым, включая одежду. Самой судьбой своей неотделимый от жизни земли, пахарь был частью родной природы, и костюм его в наибольшей степени отвечал особенностям российского климата. Важно и другое. Крестьянин лишь по крайней нужде отлучался из своего селения, чужедальние гости тоже были редки. Поэтому в его одежде, избежавшей внешних влияний, ярко выразились миропонимание, обычаи, характер, вкус — внутренняя суть коренного русского человека. Вот отчего в течение долгих веков, прежде всего крестьянство являлось хранителем национальных традиций в костюме. Особенно же после знаменитого указа Петра, обязавшего всех, кроме крестьян и духовенства, носить платье европейского образца. Горожане вынуждены были перейти на «немецкую» одежду, и только жители деревни продолжали носить народный костюм.
Встречают, как известно, по одежке...
Рассматривая старинную праздничную одежду крестьян, не перестаешь удивляться необыкновенной гармонии, силе жизни, исходящей от этих вещей, способности не только донести до нас зримый образ предков, но и понять духовную их сущность.
Чем ближе знакомишься с одеждой наших предков, тем больше проникаешься колдовской силой народного костюма, которая исходит, видимо, от его прямой связи с обычаями, образом жизни, обрядами, с древнейшими истоками русской культуры.
Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей. Он представляется образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает многие сокровенные тайны и законы совершенства народного искусства.
Каким же был народный костюм?
Очутившись лет сто назад на крупной ярмарке где-нибудь в Макарьеве или Ирбите, вы бы поразились разнообразию нарядов, особенно женских: и двух одинаковых не сыскать!
Традиционный женский наряд крестьянки состоял из рубахи. Рубаху наши предки носили с незапамятных времен — это подтверждается множеством связанных с ней поверий. Например, собственную сорочку не продавали: считалось, что заодно продашь и свое счастье. Не потому ли так ценились в народе люди, готовые отдать нуждающемуся последнюю рубашку?
Именно о рубахе пойдет далее речь, ведь эта одежда была присуща нашей местности. Она видоизменялась, но оставалась не заменимой вещью в гардеробе наших бабушек.
Рубаха - самая древняя и важная часть крестьянского костюма. Рубаха как встречала человека на пороге в этот мир, сопровождая всю его жизнь, так и на пути в мир иной человек тоже был облачен в рубаху. Она часто соотносилась с судьбой человека.
В русской деревне украшали не всякую одежду, а только праздничную и обрядовую. Самую богатую, годовую, надевали три-четыре раза в году, в самые торжественные дни. Ее очень берегли, старались не стирать и передавали по наследству.
Кроме рубахи у женщин в гардеробе был и сарафан. Он являлся праздничным нарядом.
Наконец, головной убор, без которого костюм русской крестьянки просто немыслим. Ведь по древнему обычаю замужняя женщина не показывалась на людях простоволосой — это считалось большим грехом. Девушки могли не покрывать волос. Отсюда различие уборов: у замужней это глухая шапочка, у девушки — перевязка, оставляющая верх головы незакрытым.
Красота и польза никогда не расходились в народном искусстве со смыслом. Одетая в свой праздничный наряд, русская крестьянка представляла собой образ целой вселенной, как ее тогда люди представляли. Выглядела величаво, представительно; выступала торжественно. Всегда очень важно, что за человеком стоит.
С древних времен было принято окаймлять одежду различными отделками: полосами вышивки, нашивками из других тканей, тесьмой. Все они обычно назывались "кружевом".
Сейчас мы называем кружевом ажурные изделия из ниток, выполненные в технике плетения или вязания.
Кружево, как и другая отделка, не только делало народный костюм красивее и богаче, но имело и другое назначение. По народному поверью, оно должно было приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой. Поэтому в орнаменте кружева встречаются мотивы наделённые символической значимостью: знак Солнца в виде ромба или круга, волнообразные линии водной стихии.
Первое упоминание о цветном кружеве относится к середине XVIII века. В то время кружева плели из льняных нитей, а для придания кружеву большей нарядности нити подкрашивали натуральными красителями.
Основными цветами всегда были красный, дополненный жёлтым, зеленым, голубым, чёрным. Изобретательность мастериц была поразительной. Каждый раз они находили свою, завораживающую игру цветных нитей.
Говорят, с XI века кружево сразу завоевало Европу. Лучшие художники создавали узоры для кружевных воротников, манжет, платьев, шляп. В кружева по контуру вплетали конский волос, и украшение становилось упругим, рельефным. С кружевами связаны самые удивительные невероятные истории! При виде кружевных изделий люди буквально сходили с ума, за них садились в долговую тюрьму, даже подвергали смертной казни. Стоит ли удивляться, что добрый испанский король в XVII веке запретил своим подданным носить кружева. А в Англии издали специальный декрет, в котором определялось, кому какие носить кружева. Но ничего не помогало. А тут еще отток золота увеличивался. Огромные богатства шли в страну, которая производила самые тонкие, изящные и легкие кружева в мире. Называлась она Фландрия. О счастливцы! Влажный климат страны позволял выращивать прекрасный лен - тонкий, длинный. Его везли в Брюссель, где в сырых, холодных подвалах трудились девочки 8-14 лет. Своими тонкими пальцами они пряли нити. Кружева получались красивые, легкие, просто сказка! О нашем русском кружеве разговор особый - ведь наши бабушки и прабабушки умели плести не хуже иноземных, только не ставили они свой труд на поток, а занимались этим делом издавна и часто, в свое удовольствие. Ведь в старину надо было и о "приданном" подумать, вот и вязали девушки кружева для полотенцев, наволочек, скатертей и других изделий. Кружева вязали разными техниками: крючком, коклюшками, иголками…
Вязание крючком известно издавна. История его уводит нас в далекое прошлое. Интересно, что вязание раньше было исключительно мужским ремеслом, а крючок выглядел как ровная палочка.
В России вязание крючком получило распространение с конца прошлого столетия, и заниматься им стали женщины, которые собирались на посиделки. Мастерицы вязали преимущественно кружева, заимствуя для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества.
Пройдя через века, вязание дошло до наших дней, стало очень популярным и вошло в ряд любимейших занятий рукодельниц.
Русский народный костюм на протяжении 150 лет, прошедших с конца XVIII века до конца 20-х годов XX века, заметно менялся. Процесс этот шел непрерывно, одни элементы исчезали, другие появлялись. Изменения происходили и вследствие внутреннего развития, и под воздействием внешних обстоятельств, прежде всего европейской моды.
Одежда с каждым десятилетием становилась все интереснее, современнее и соответствовала всем требованиям модниц, хотя порой, общество было не довольно нововведениям моды. Но ничего не стоит на месте, процесс развития движется очень быстро, а мода меняется еще быстрее, при этом очень часто возвращаясь в прежнее русло. И то, что носили наши бабушки, в наше время становиться не менее модным, чем в их времена.
Занимаясь в объединение «Волшебный клубок» под руководством Васиной Ирины Александровны уже не первый год и хорошо изучив историю вязания крючком, технику вязания, нас очень заинтересовала кружевоплетение и его использование в традициях русского народного костюма. Удивительные рисунки кружева, хитрое переплетение нитей, прекрасное завораживающее зрелище. Оно не только украшает костюм, делая его более выразительным, интересным и красивым, но и имеет сакральный смысл, оберегая и украшая жизнь человека. Зная значение рисунков кружева можно многое рассказать не только о костюме, но и о его владелице.
Изучив традиции русского народного костюма и воспользовавшись полученными навыками, умениями вязания у нас возникла идея – создать современную коллекцию одежды в народном стиле. Мы переплели прошлое и настоящее в одно целое и получили прекрасные наряды, в которых попытались отразить природу нашего края, ее разнообразие и красоту. Только наш народ может видеть, как изменчива природа и как она хороша в любое время года. Зима, весна, лето, осень какие они разные, но какие красивые!!! Свою коллекцию мы так и назвали «Времена года». Она стала отражением красоты и великолепия природы и каждое время года как девица-красавица, оплетенная прекрасным кружевом, предстает пред нами в своем изумительном наряде, отображая свою неповторимость и индивидуальность.
Идея возникла быстро и легко, а сколько подготовительной работы, сколько споров, сколько дней кропотливого труда заняла вся коллекция, знаем только мы и наши педагоги, а еще сами костюмы, которые с каждый днем оживали и превращались в произведения искусства, даря нам радость, наслаждение и удовлетворение от проделанной работы. Результаты превзошли все ожидания. Получилась, действительно, прекрасная коллекция, в которой и в мир, и в пир, и в добрые люди не стыдно показаться.
Коллекция «Времена года».
Русский народный костюм - это волшебное зеркало, в котором отражаются традиции народа, мировосприятие и ослепительная красота. Структура костюма гармонична и природна, словно дерево, тянущееся ветвями в небо и врастающее корнями в родную землю-матушку. Ритм узоров и символов, изящность и предназначенность украшений, простота и целесообразность кроя, все это отражено в каждом платье.
Старинный костюм и наш новый универсальный взгляд, наше мировосприятие сделало свое дело, сохраняя оставленное предками, мы бережно и с любовью воспроизвели в русском народном костюм.
Наша коллекция «Времена года» стала ярким самобытным явлением. В ней нашло своё выражение наше тяготение к красоте, яркости и свежести цвета. В костюмах отразилась любовь к нашей земле, к её искрящемуся снегу, голубизне зимних сугробов, к весёлому цвету заливных лугов и белизне берёзовых рощ, к багрянцу щедрого красна – солнца и золоту ржаных полей, а костюм «Матушка природа» соединил воедино величие, красоту окружающего мира и круговорот в природе.
Основой каждого костюма стала русская рубаха, которая была украшена праздничным кружевом, в нем и отразились времена года и его особенности.
Славяне свято берегли свою землю, обычаи, культуру. И мы далекие их наследники с трепетом и уважением относимся ко всему, что было и будет дорого нам – русским людям. Не смотря на огромное разнообразие рисунка, орнамента, мы выбрали то, что нам показалось, отражает традиции русского костюма. Прекрасные костюмы, созданные на основе народных мотивов, удивительные по форме и по смелым сочетаниям цвета, ещё не раз порадуют нас, войдя в наш быт в новых современных формах.
Костюм «Зимушка-зима».
Костюм «Весна»
Костюм «Красное лето»
Костюм «Осень золотая»
Костюм «Матушка природа»
Полюбуйтесь вы на нас,
Мастерицы – высший класс!!!
Повезло! Стихи о счастливой семье
«Течет река Волга»
Финист - Ясный сокол
Большое - маленькое
Муравьиная кухня