В работе "Что такое канзаши?" рассказывается о традиционных украшениях для волос, используемые в японских причёсках. Описана техника создания цветов из атласных лент, виды канзаши.
Вложение | Размер |
---|---|
Что такое канзаши? | 85 КБ |
XVI городская межшкольная конференция
«Первые шаги в науку»
Секция «Искусствознание»
ЧТО ТАКОЕ КАНЗАШИ?
Выполнила:
Силина Дарья, ученица 1 «А» класса
МБОУ СОШ №170
Советского района
Научный руководитель:
Ананьева Наталия Борисовна
Самара, 2015
Содержание
Введение……………………………………………………………………...3
Заключение…………………………………………………………………15
Используемые источники и литература …………………………….….....17
Приложения………………………………………………………….…..…18
В разлуке седину свою я стал быстрей терять,
И скоро шпилька для волос не сможет их держать…
Ду Фу, китайский поэт
Введение
Весной, когда снег уже сошёл, но природа ещё не до конца проснулась от зимнего сна, на даче у нас выросли крокусы и первоцветы. Мне захотелось их сорвать, но дед меня остановил, сказав, что в земле цветок дольше будет радовать нас, нежели в вазе. Тогда я задумалась, зачем люди рвут цветы? Чтобы смотреть на них и радоваться, решила я. Однако так люди губят природу, да и цветы в вазе недолго радуют глаз.
Во все времена было так, что люди срывали цветы, составляли из них букеты, вплетали в волосы. Это было и на Руси, ведь недаром же существует традиция плетения венков из полевых цветов. Однако всегда ли использовались живые цветы для этого?
Прошло немного времени, и в Самарском областном историко-краеведческом музее им. П.В.Алабина открылась выставка «Дары Востока: Китай – Япония»[1]. Там можно было увидеть поделки, выполненные в техниках, характеризующих традиционные виды декоративно-прикладного искусства Японии и Китая, а также проводились разные мастер-классы, в том числе по созданию цветов из атласных лент – канзаши.
Меня заинтересовала техника создания цветов, которые выглядят как настоящие, радуют глаз и не вредят природе. Что это за техника? Почему она так называется? Откуда возникла и для чего? Могу ли я самостоятельно создать такие цветы? Эти вопросы я постараюсь раскрыть в своей работе.
Цель работы: изучение техники канзаши для создания украшения своими руками.
Задачи:
Объектом исследования являются цветы из атласных лент, изготовленные в технике канзаши.
Предмет исследования: технология изготовления цветов из атласных лент в технике канзаши.
Канзаши – традиционные японские украшения для волос.[2] Еще вчера канзаши носили те, кто носит кимоно или невесты. Сегодня это украшение можно увидеть на волосах, одежде, аксессуарах практически у каждой девушки.
В русском языке часто используется некорректная транскрипция «канзаши» или «канзаси», у японцев произносится как «кандзаси» (в транскрипции ромадзи – kanzashi).
Изготавливают канзаши из различных материалов. Таких как лакируемое дерево, золото и серебро, различные металлы (зачастую покрытые серебром или золотом), панцири черепах и шелка (впрочем, сейчас стали производить кандзаши из пластмассы и различных тканей).
В повседневной жизни чаще встречаются цветочные украшения: шпильки, заколки, палочки и гребни с шелковыми цветами, которые называются Hana kanzashi. Изготавливаются они из квадратных отрезков тканей техникой, известной как цумами канзаши (от японского «tsumami», складывание). Каждый квадрат ткани сворачивается при помощи щипцов и превращается в один лепесток цветка. Они присоединяются к основе, чтобы создать целые цветы, или собираются с помощью нити или клея, чтобы получилась последовательность цветов.
Примерно 400 лет назад, в Японии изменился стиль женской прически: женщины прямые волосы стали укладывать в затейливые и причудливые формы – nihongami.[3] Для укладки волос использовали различные предметы – шпильки, палочки, гребни. Именно тогда простая расческа-гребень превращается в изящный необыкновенной красоты аксессуар, который становится настоящим произведением искусства. Японский женский традиционный костюм не допускал наручных украшений и ожерелий, поэтому украшения причесок являлись главной красотой и полем для самовыражения, а так же демонстрации вкуса и толщины кошелька владелицы. На гравюрах, если присмотреться, можно видеть, как японки запросто навешивали на свои прически до двадцати дорогих канзаши.
Японские kushi (гребни) и kanzashi (шпильки) стали выражением женского характера, социального положения и семейного статуса. Глядя на женскую прическу, можно было сказать, к какому социальному классу принадлежит женщина, была ли она в браке или одинока, ее возраст и, даже, сколько у нее детей. Таким образом, украшения для волос стали играть очень важную роль в гардеробе японской женщины. Зачастую затраты на украшение волос превышали стоимость самого дорогого расшитого шелкового кимоно. До начала современной эпохи декоративные гребни и шпильки, известные под общим именем kanzashi, были важной частью японской моды и социальной культуры.
В настоящее время канзаши чаще всего носят невесты и те, кто надевает кимоно, или люди, связанные с кимоно ввиду своей профессии, на японской чайной церемонии и во время создания икебаны. Однако в настоящее время наблюдается возрождение традиций использовать канзаши среди молодых японских женщин, которые желают добавить изящности и элегантности своим прическам.
1.2 Виды канзаши
В Японии существует множество видов канзаши. Вот некоторые из них:
Kushi – это гребень, а не шпилька как большинство канзаши. Они обычно представляют собой округлые гребешки, сделанные из панциря черепахи или лакируемого дерева, часто инкрустированные перламутром или золотом. Декоративная часть гребня обычно делается широкой, чтобы обеспечить максимальную площадь для нанесения рисунка, который, во многих случаях, будет простираться и на зубцы. Кроме того, есть гребни, называемые hanagushi. К деревянной основе гребня крепятся лепестки цветов, сделанные из свернутых кусочков шелка.
Особое место среди канзаши занимают Hana kanzashi – цветочные украшения: шпильки, заколки, палочки и гребни с шелковыми цветами. Они создаются японскими мастерами из квадратов шелка техникой, известной как tsumami (складывание). Каждый квадрат ткани, свернутый при помощи щипцов, превращается в один лепесток цветка. Они присоединяются к основе, чтобы создать целые цветы, или собираются с помощью шелковой нити, чтобы получилась последовательность цветов.
Гейши (так в Японии называют высокообразованных девушек, хозяек чайной церемонии) носят различные hana kanzashi в зависимости от месяца или праздника. Сезонные канзаши повторяют природное цветение растений в разные времена года. Это относится, прежде всего, к гейшам – именно они носят канзаши почти постоянно, и вынуждены обращать внимание на смену сезонов.[4]
Январь.
Вид январских канзаши меняется из года в год, но обычно они сохраняют новогоднюю тематику. Самые популярные из них сосна, цветы сливы и бамбук. Они известны как три подруги зимы, как три частички счастья. Также январским мотивом являются китайская астра, рисовый колос и маленькая фигурка голубя, приносящая удачу в Новом году. А еще в новогодние праздники на счастье прически украшают канзаши из бамбука и животных китайского зодиака.
Февраль.
По восточному календарю означает уход зимы и наступление весны. В этом месяце главенствует цветок сливы со струящимися ниспадающими каскадами лепестков. Это может быть три больших цветка или множество мелких цветочков белого цвета, оттенков розового и красного. Среди февральских канзаши можно встретить оригинальные сферические с древними японскими шарами, наполненными ладаном.
Март.
Весенний месяц, молодая зелень и яркие желтые цветы масличного рапса – основной мотив канзаши. Менее распространенные, но так же прекрасны цветы персика из тонкого розового или белого шелка с ярко-розовым пушистым центром. Большие и яркие пионы розового цвета делают мартовские канзаши по-настоящему красивыми. И, конечно, бабочки.
Апрель.
Сезон цветения сакуры. Вишня – национальный цветок Японии и основной мотив канзаши в апреле. Его носят как из трех больших, так и из множества маленьких цветков. Часто вишневые канзаши делают из множества крошечных лепестков, струящихся ниспадающим водопадом – «Плачь вишни». Так же апрельские композиции могут быть украшены серебряными или золотыми бабочками, бумажными фонарями, висящими в сезон цветения.
Май.
Конец весны, наполненный фиолетово-голубым цветением ирисов и глицинии. Так же как и в остальных месяцах, это большие и маленькие цветы фиолетового, белого, а иногда и розового цвета, создающие либо букет, либо ниспадающий каскад. Изящные серебряные бабочки добавляют изысканность майским канзаши.
Июнь.
Лето, начало сезона дождей в Японии. Основной цвет канзаши – зеленый, часто с небольшими намеками на дождь. Это гортензии различных цветов или нежные гвоздики с кристальными каплями дождя на лепестках. Это бумажные зонтики среди свежих цветов. И самый поэтический мотив – сверкающие капли росы на зеленой траве. Из оригинальных июньских канзаши чаще всего встречаются блестящие гвоздики абстрактной формы.
Июль.
В июле проходит традиционный фестиваль канзаши Gion. Кроме повседневных цветочных композиций можно встретить канзаши, украшенные веерами различной формы. Реже встречаются клематисы белого цвета или нежных оттенков розового, бирюзового и фиолетовых цветов.
Август.
Конец лета и самые необычные канзаши. Прически украшаются впечатляющими травяными пампасами. Листья травы делают из ткани радужных оттенков, например с розовым или синим покрытием на внутренней стороне листа, отражающим нежное серебро. Или же это цветы утренняя слава, похожие на цветки нашего сорняка вьюн. Канзаши августа бывают разных цветов, но преобладают светло-розовые и бирюзовые тона.
Сентябрь.
Начало осени, прекрасные цветы насыщенного цвета. Чаще всего это китайские колокольчики розовых и фиолетовых тонов. Это три больших цветка или многочисленный каскад мелких. Иногда в сентябрьских канзаши можно встретить смешанную композицию из колокольчиков и нескольких видов других цветов, например, клевера.
Октябрь.
Тут правит бал любимица японцев – Хризантема (kiku). Она недаром символизирует Императорскую Семью. Дни становятся короткими и серыми, и яркие желтые хризантемы делают их светлыми и радостными. Эти прекрасные осенние цветы могут быть либо крупными, либо многочисленными мелкими. Композиции цветов – от нежно-розовых, белых, желтых и красных, до сиреневых. Октябрьские канзаши такие милые и красивые, похожи на большие красочные шары.
Ноябрь.
С деревьев опадают последние листья. Заканчивается осеннее многоцветье, наступает зима. Ноябрьские канзаши украшены огненно-красными и оранжевыми листьями клена. Особенно оригинально смотрится композиция с как бы оборванными (опавшими) листьями клена. Любование кленом – осенний эквивалент весеннего любования сакурой.
Декабрь.
Завершение года. Японские женщины надевают самые необычные праздничные канзаши. В каждой композиции по два ярлычка с именами знаменитых артистов, предназначенные для их автографа, взятого во время предновогоднего посещения театра. Эти ярлычки находятся в окружении сосновых или бамбуковых решеток театра Minamiza. Женщины помоложе дополняют ярлычки счастливыми игрушками и талисманами удачи в виде золотой монетки, рыбок, приносящих богатство или мишень и стрелу (талисман, помогающий в достижении цели). Иногда в качестве дополнения могут быть рисовые лепешки, нанизанные на веточки и похожие на цветы.
1.3 Канзаши в России
В Японии ношение заколок, гребней, шпилек и искусственных цветов строго формализованы, канзаши должны соответствовать социальному положению и возрасту носящего. Однако в европейских странах украшения в причёсках не регламентированы, поэтому их можно встретить и на маленьких девочках, и на взрослых женщинах, независимо от социального положения. В последние годы украшения в технике канзаши получили большое распространение не только в европейских странах, но и в России.
Мастера нашей страны многое изменили в традиционной японской технике. Поменялось многое. Классически канзаши делают из шелка, укрепляя и склеивая его рисовым клеем. Русские мастера делают канзаши абсолютно из любых тканей, начиная от атласных лент и заканчивая джинсой. Наиболее популярными материалами остаются органза, шелк, капрон.[5]
В арсенале японских мастеров всего несколько видов лепестков. Русские мастерицы создали очень много новых разновидностей.
Канзаши в Японии делают как украшения для волос. В России в технике канзаши можно встретить и колье, и игрушки, и подхваты для штор, и магниты на холодильник. Фантазия русских мастеров безгранична!
1.4 Виды лепестков канзаши[6]
В канзаши существует два вида лепестков – круглый и острый, однако у каждого из них очень много вариантов исполнения. В последнее время мастера усложняют не только композиции в технике канзаши, но и сами лепестки, придумывая новые формы. Например, существуют многослойные лепестки, состоящие из двух, трёх и даже четырёх слоёв. Существуют лепестки с дополнительными декоративными элементами, например, завитками. Лепестки выворачивают наизнанку, тем самым создавая новый вид лепестка. И, конечно, сам процесс создания композиции превращается в настоящее волшебство, ведь каждый мастер канзаши – это художник.
Я хочу рассмотреть самые простые варианты каждого вида лепестков, круглого и острого.
Цель: изучение лепестков в технике канзаши для создания украшения для волос в виде цветка.
В технике канзаши создаётся множество различных украшений. Среди девочек очень популярны заколки с цветочками, поэтому я решила сделать именно такую заколку. Для получения готового украшения мною были опробованы две техники создания лепестков – круглого и острого.
Мне понадобилось:
Атласная лента шириной 5 см
Ножницы
Свечка и зажигалка
Клеевой пистолет
Бусина
Основа под заколку
Кусочек картона
2.1 Создание круглого лепестка[7]
Для начала я нарезала 5 квадратных кусочков атласной ленты. Стороны срезов ленты опалить на свечке мне помогла мама, так как это опасно.
Затем я сложила квадрат в треугольник атласной стороной наружу.
Потом углы треугольника совместила к вершине.
В итоге получился ромб.
Данную заготовку я сложила пополам складочками наружу, получив многослойный треугольник.
У этого треугольника отрезала вершину, а мама помогла подпалить на свечке, для того, чтобы лепесток закрепился.
Таких лепестков я сделала пять.
2.2 Создание острого лепестка[8]
Для создания острых лепестков мне потребовались также 5 квадратных кусочков атласной ленты, подпаленных с двух сторон.
Квадрат сложила в треугольник атласной стороной наружу.
Треугольник снова сложила пополам, получив маленький многослойный треугольник.
Вершину треугольника срезала параллельно основанию (длинной стороне) и подпалила на свечке, чтобы лепесток закрепился.
Таких лепестков также сделала пять.
2.3 Сборка цветка из лепестков
Одним из самых ответственных моментов создания украшений в технике канзаши является сборка уже готовых лепестков. В Японии они сшиваются или склеиваются рисовым клеем. В России используется клей «Момент кристалл» или горячий пистолет.
Поскольку клей «Момент» является токсичным, мы его не используем, поэтому я собирала цветок с помощью горячего клеевого пистолета. На выходе из «дула» температура клея очень высокая, поэтому обращаться с клеевым пистолетом нужно очень аккуратно, иначе можно сильно обжечься.
Сборка цветка начинается с создания основы для наклеивания лепестков. Для этого из картона я вырезала круг диаметром с пятирублёвую монету. Картон обтянула лентой, зафиксировав края клеем. А дальше приступила к сборке цветка. На круглую заготовку (со стороны склейки) начала аккуратно приклеивать лепестки, по одному, но плотно друг к другу. В результате получилась композиция из пяти круглых лепестков. Даже в таком простом виде маленький цветочек смотрится красиво и законченно, но я дополнила его острыми лепестками, приклеив их между круглыми. В центр цветка на большую каплю горячего клея поместила бусину. Когда все детали склеились и клей полностью высох, с обратной стороны на круглую заготовку приклеила металлическую заколку.
Итог: в результате этой работы у меня получилась красивая заколка, выполненная своими руками в традиционной технике канзаши. Результатом своей работы я осталась очень довольна, ведь у меня получилась не просто заколка, а уникальное и неповторимое украшение.
Заключение
В XXI веке появилось большое разнообразие всевозможных украшений, изготовленных массово, в большом количестве. Тем ценнее становятся аксессуары, сделанные в единичном экземпляре, своими руками. Сегодня направление «hand made» очень популярно, однако работы в технике канзаши пока не нашли широкого распространения. Тем не менее, техника канзаши проникает в разные сферы – от мелких украшений и аксессуаров до создания картин и дизайна помещений. Причём в этой технике создаются не только цветы, но и бабочки, птицы, животные, всё, на что хватает фантазии мастера.[9]
В Самаре мастера, работающие в этой технике, имеют большой простор для творчества и самореализации. В городе регулярно проходят всевозможные выставки и ярмарки, где происходит обмен опытом, мастера черпают новые идеи, получают вдохновение для создания очередных шедевров.
Лично на меня особенно произвела впечатление выставка в музее им. П.В.Алабина «Дары Востока: Китай – Япония»[10]. Ведь большинство представленных экспонатов были выполнены руками детей, а значит, что и я могу это повторить. К тому же, мастер-классы на выставке сразу давали возможность попробовать себя в той или иной технике, в частности, технике канзаши. И уже спустя некоторое время я посетила настоящий полноценный мастер-класс от творческой мастерской «Бешеная пчёлка», где и научилась изготавливать разнообразные поделки из лент.[11]
В технике канзаши можно увидеть не только заколки или брошки. Очень популярными становятся букеты из лент. Эти цветы никогда не завянут и их краски не поблекнут, а значит, радость такой букет будет приносить гораздо дольше букета из живых цветов. Таким образом, мастера канзаши сохраняют живую природу нетронутой и призывают всех следовать их примеру.
Получается, что японская культура украшения головных уборов в нашей стране трансформировалась в новое направление по созданию всевозможных поделок из лент.
Вывод:
В результате проделанной работы я изучила историю такого направления творчества, как цветы из лент в технике канзаши.
Изучив различные источники и мастер-классы, я научилась изготавливать круглые и острые лепестки в технике канзаши, и в результате создала своё эксклюзивное украшение.
Благодаря работам в технике канзаши, я научилась делать мир ярче, красивее, и сохранять природу, заменяя живые цветы цветами из лент.
Используемые источники и литература
Электронные ресурсы
2. Канзашимания. – [Электронные ресурсы]. – http://kanzashimania.ru/
[1] СОИКМ им. П.В.Алабина. – [Электронные ресурсы]. – http://www.alabin.ru/alabina/news/2014/4/868/
[2] : Канзашимания. – [Электронные ресурсы]. – http://kanzashimania.ru/
[3] Японское искусство канзаши: Цветы из атласных лент. – М.: Элви-Букс, 2012. – 216 с.: илл.
[4] Козинкина Е. А. Цветы из ткани. – М.: Легпромбытиздат, 1990. – 184 с.
[5] См. Приложение
[6] Мастер-классы по канзаши http://www.liveinternet.ru/users/4139637/post344569471/
[7] http://www.magic-dom.ru/index/masterklass_mk_quot_kruglyj_lepestok_quot/0-28
[8] http://www.magic-dom.ru/index/masterklass_mk_kak_sdelat_uzkij_lepestok_kanzashi/0-30
[9] См. Приложение
[10] СОИКМ им. П.В.Алабина. – [Электронные ресурсы]. – http://www.alabin.ru/alabina/news/2014/4/868/
[11] Творческая мастерская «Бешеная пчёлка» . – [Электронные ресурсы]. – http://beecrazy.ru/
Акварельные гвоздики
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Знакомимся с плотностью жидкостей
Под парусами
Проказы старухи-зимы