Работа по теме "Декоративно-прикладное искусство. Гжельская роспись." 5 класс по предмету ИЗО
Вложение | Размер |
---|---|
gzhelskaya_traditsionnaya_keramika.ppt | 651 КБ |
Слайд 1
«Гжельская традиционная керамика».Слайд 2
Над проектом работала Ученица МБОУ Гуреевской СШ № 8 Павлова Анастасия Сергеевна.
Слайд 3
Содержание. История промысла. Виды художественной керамики. Тайны мастерства. Библиография.
Слайд 4
Г Ж Е Л Ь. Гжель ! Земля моя родная, Сколько лет и сколько зим Ты цветешь, не увядая, Полыхая голубым. В этом пламени чудесном Вижу буйный твой расцвет. В сочетании небесном Белый цвет и синий цвет. Древний край в обличье новом Как шекспировский сонет, Ты звучишь высоким словом- Белый цвет и синий цвет. И для всей родной России Не одну уж сотню лет Даришь ты свой бело-синий, Сине-белый свой букет.
Слайд 5
История промысла. Подмосковная гжель. Этот район из 30 сёл и деревень (ныне Раменский район), давно славился своими глинами и гончарами. Центром гончарства была Гжельская волость, где было много мастерских. В произведениях майолики 18 в., полуфаянса и фарфора 19 в. ярко представлено искусство народных мастеров России. Имея большой опыт гончарного дела, гжельские мастера быстро осваивали производство майолики на заводе Гребенщикова, а затем уходили от хозяина и начинали изготовлять подобные изделия в своих мастерских. Они создали нарядную посуду: квасники – декоративные кувшины с кольцевидным туловом, высокой куполообразной крышкой, длинным носиком, скульптурной ручкой; кувшины, рукомои, кружки-шутихи, блюда, тарелки и т.д., украшенные орнаментальной и сюжетной росписью, исполненной зелёной, жёлтой, синей и фиолетово-коричневой красками по белому фону.
Слайд 6
Гжельская керамика , изделия керамических предприятий в окрестностях ст. Гжель Раменского района Московской обл. Высокого художественного уровня Г. к. достигла во 2-й половине 18 в., когда производившиеся до середины века «чёрные» (простые) и «муравленые» (поливные) гончарные изделия сменяются майоликой с оригинальной многоцветной росписью по белой поливе. С начала 19 в. Гжель перешла на производство фарфора, фаянса и полуфаянса. В 1830—40 в Гжели была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России. В 19 в. художественное своеобразие сохраняют украшенный одноцветной синей росписью полуфаянс и выпускавшуюся мелкими крестьянскими мастерскими фарфор (красочная дешёвая чайная посуда, полные народного юмора жанровые фигурки по лубочным картинкам). В советское время гжельские предприятия изготовляют посуду, скульптуру, архитектурные детали. Традиции гжельской керамики 19 в. продолжает Турыгинский завод художественной керамики. Фарфоровая турыгинская посуда отличается округлыми объёмистыми формами, напоминающими керамику народных гончаров, и исполненной вручную, широким мазком, сочной синей росписью по белому фону.
Слайд 7
Виды художественной керамики. Майолика- Толстостенные изделия с неплотным (пористым) черепком,преимущественно из красных глин. Майолика Гжели пользуется популярностью среди самых широких слоев населения тогдашней России. Формы большинства майоликовских сосудов сложились на основе традиционных форм чернолощеной и поливной керамики XVII в. - начала XVIII в. Те же вместительные шаровидные кувшины, высокие стройные, с дисковидным туловом: квасники и кумганы. Гжельская майоликовская роспись была народной, красочной по цвету. Гамма росписи состоялась из пяти цветов - желтого, зеленого, коричневого, вишневого и синего по белому фону.
Слайд 8
В XIX в. В Гжели освоено производство изделий из фаянса и фарфора. Их выпускали как маленькие крестьянские заводы, так и крупные предприятия богатых гжельских купцов Кузнецовых, Тереховых и др. Изготовляли чайную и столовую посуду, декоративную скульптуру, вазы, чайники, солонки, чернильницы, блюда и т.п. Формы Гжельского фарфора пластичны, выразительны по силуэту и всегда отвечают назначению вещи. Роспись многоцветная и нарядная наносилась от руки уверенным и быстрым мазком кисти. Тематика росписи была так же, чрезвычайно разнообразна и включала многочисленные сюжетные и орнаментальные композиции, часто сопровождаемые памятными надписями.
Слайд 9
С конца XVIII в. - начала XIX в. Гжель постепенно перешла на производство полуфаянса. Полуфаянс - керамическая масса, близкая по составу, фаянсу. Изделия, покрытые прозрачной глазурью, реже белой эмалью, имеют серый более пористый и толстый и менее прочный. Расцвет полуфаянса попадает на 30 - 40е годы XIX в. Гжельские художники достигли виртуозного мастерства владения кистью. Фаянс - толстостенные изделия с пористым черепком из белых глин. Фарфор - изделия из белых глин, имеющих тонкий спекшийся просвечивающийся черепок. Отказавшись от сложных мотивов майолики, они перешли на орнаментную роспись. Постепенно сложился типично гжельский растительно-геометрический орнамент, состоящий из гирлянд, поясков, бордюров. Варьирование мотивов цветков, листьев, ромбиков, кружков, расположение их в несколько ярусов, применение разномаштабности - все это создавало впечатление неповторимости рисунков.
Слайд 10
В Гжельском производстве применяются два способа изготовления изделий: формовка и литье в гипсовые формы. Тайны мастерства. Формовка изделий производится из тестообразной керамической массы вручную - свободным вытягиванием на гончарном станке или механизированным способом - с помощью шаблонов на специальных станках различной конструкции. При литье в гипсовые формы используется жидкая керамическая масса, называемая шликером. После этого изделие подвяливают, т.е. сушат в естественных условиях до приобретения ими достаточной прочности, чтобы подвергнуть следующей операции - оправке: мягкой влажной губкой на изделии затирают швы и к нему приклеиваются приставные детали - ручки, носики. Затем осуществляется сушка в специальных нагревательных камерах - сушилках. Следующий процесс - обжиг. После обжига изделие приобретает прочность, твердость. Обжиг осуществляется дважды: первый - утильный, второй - политой. Утильный производится при температуре 850-950 градусов для майолики и фарфора и при 1200 градусов для фаянса сводится к закреплению форм изделия. После утильного обжига производится декорирование полуфабриката и покрытие его глазурями. Затем осуществляется политой обжиг при температуре 980 - 1050 градусов для майолики, при 1200 градусов для фаянса, 1300 - 1400 градусов для фарфора с целью закрепления глазури.
Слайд 11
Библиография. Для создания презентации использована информация с веб-сайтов: Гжель – страна фарфора. www.gzhei.ru Гжель. www.gjeiy.narod.ru Технология производства керамики. www.Goid Moskow.htm.
Ёжикина Радость
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Спасибо тебе, дедушка!
Извержение вулкана
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?