Композиции глиняных игрушек повторяются в разных русских губерниях. Но только в романовской есть сюжет, выделяющий липецкую игрушку
Слайд 1
Проектная работа на тему: «Романовская игрушка» Выполнил: ученик 5 класса МБОУ СОШ п.свх. «Прибытковский» Марчуков Данила Руководитель проекта: Марчукова О.И..Слайд 2
Наше национальное русское декоративное искусство исстари славится своими традициями. А как же зарождались народные промыслы на Руси? Почему стали развиваться народные промыслы? Мне очень нравятся романовские игрушки. Они простые и веселые. Выполняя проект, я узнал много полезного и интересного о народном промысле моих земляков – мастеров, изготовляющих такие чудесные игрушки. Я понял, что секрет любого мастерства – это, прежде всего терпение и трудолюбие. А ведь настоящее мастерство не всем удается.
Слайд 3
Композиции глиняных игрушек повторяются в разных русских губерниях. Но только в романовской есть сюжет, выделяющий липецкую игрушку: запряжка в один конь, это самая раритетная композиция. Часто мастера лепили и домашних животных: уток, коров, баранов и коз. По традиции народного искусства их изображали в профиль, а вот людей – анфас. Игрушку перестали лепить на продажу в 1940-х гг., когда был введён большой налог на гончарство. А позднее и вовсе запретили производство игрушек. Лишь в 1990 гг. удалось возродить этот своеобразный промысел. В 1995 г. романовская игрушка вышла на российский уровень. И сразу – победа. Игрушки побывали на фестивале в дни празднования 850-летия Москвы, на выставках в Италии, Китае и других странах. Работы мастеров романовской игрушки хранятся в Русском музее (Санкт-Петербург), Государственном Российском Доме народного творчества (Москва), музеях России и за рубежом (Франция, Италия, Израиль, Польша, Китай). В настоящее время в селе Троицкое, в 20 км от Липецка, на месте старинного боярского города Романов, существует Центр романовской игрушки, который занимается сохранением и развитием традиционных промыслов Липецкого края.
Слайд 4
История появления игрушки История началась в XVI веке, когда бояре Романовы образовали недалеко от Липецка поселение и привезли своих крестьян из разорённых вотчин Скопинского уезда. Так на берегу реки Воронеж выросло большое село Романово-Городище. В 1614 году близкий родственник царя Михаила Фёдоровича Романова Иван Никитович построил на городище острог, и селение стало называться городом Романов. В XVIII веке город был преобразован в село Романово – ныне село Ленино.
Слайд 5
Вот и в Романове появились гончары, так как вокруг было достаточно разнообразной глины, подходящей для изготовления посуды - белой, чёрной, красной и жёлтой. Мастера изготавливали из глины крынки, горшки, миски, ложки. Романовская посуда ценилась: ее охотно покупали в городе, возили в окрестные деревни, на базары и ярмарки в село Боринское или уездный город Липецк. Ну и как всегда ведется в народе, некоторые мастера начали лепить для души глиняные игрушки со свистками - свистульки. Для них использовали только чёрную глину - наиболее прочную и послушную в руках. Глину тщательно готовили: очищали от примесей, протирали сквозь сито, чтобы не осталось даже маленьких камешков. Затем замачивали в деревянных корытах. После того как глина хорошо пропитывалась водой, с ней можно было работать. Эти игрушки-свистульки стали по местности называться «романовскими».
Слайд 6
Романовские сюжеты Романовская игрушка имеет цвет солнца, просвечивающего сквозь осенние листья, и оттого создаётся впечатление лёгкости. «Глиняная» тяжеловесность уравновешена мягкостью и округлостью объёмов и нарядным декором в виде простых налепов, насечек, элементов гравировки и раскраски в два-три цвета. Композиции глиняных игрушек повторяются в разных русских губерниях. Но только в Липецкой есть сюжет, выделяющий романовскую игрушку: запряжка в один конь, это самая раритетная композиция.
Слайд 7
Современная судьба Постепенно с появлением промышленных образцов посуды гончарный промысел в Романове, так же, как и в других местах, пришел в упадок. Стала пропадать и романовская игрушка.
Слайд 8
Игрушку перестали лепить на продажу в 40-х годах 20 века, когда был введён большой налог на гончарство. А позднее и вовсе запретили производство игрушек. Возрождение романовской игрушки связывается с Виктором Васильевичем Маркиным, народным мастером. В шестидесятые годы прошлого века, работая в огороде, Виктор Васильевич неожиданно наткнулся на обломок глиняной фигурки. Копнул ещё раз – другой кусочек. Оказалось, что такие фрагменты глиняных игрушек попадаются, чуть ли не на каждом приусадебном участке и в Ленино, и в Троицком. В XIX веке почти в каждом дворе большого села Романово стояли горны, в которых обжигали гончарные изделия. Золу из печей часто высыпали на огород как удобрение. А вместе с золой в землю попадали и разбитые фигурки. – Местные жители рассказывали, что здесь делали игрушку-свистульку, – говорит Виктор Маркин. – Я стал интересоваться её историей, пробовал сам что-то лепить, но получалось плохо. А тут мне отец говорит: «Что ты голову ломаешь! Вон Ванька-горшечник знаешь, какие игрушки делает! Сходи к нему». И вот так Виктор Маркин познакомился со своим будущим учителем, потомственным гончаром Иваном Фёдоровичем Гункиным.
Слайд 9
КАК ИЗГОТОВИТЬ РОМАНОВСКУЮ ИГРУШКУ Рождение игрушки в романовском промысле начинается с куска глины. Мастер садится за работу. Глину нужно перебрать, удалить камешки, корешки. Глиняную массу отбить о деревянную дощечку, станет глина однородной, без воздушных пузырьков. Три основных приёма лепки романовской игрушки: «Пельмень», «Катушка», «Кукан». «Пельмень». Руками скатал мастер глиняный шар, потом, как из теста, сделал лепёшку. Защипывает края – получился большой пельмень, внутри полый, чтоб пространство для звука было. Из такой заготовки делается большая часть романовской игрушки: и птицы, и козлики, и коровки. Ножки, уши, рога налепливаются. Декор, глаза, прокалывается стеком, палочка деревянная, заточенная с одной стороны лопаточкой, с другой – острая, круглая. «Подвянет» глина можно прокалывать свисток. Можно делать дополнительные игровые отверстия – четыре или шесть. «Катушка». Теперь лепка идет от цельного куска. Набивает мастер толстый и короткий валик, пережимает немного посередине, с двух концов подбивает. Получается «катушка». Начинает вытягивать будущие ноги, голову. Таким приемом делаются коники и собаки. И свист у такой игрушки иной – однотонный, резкий. «Кукан». Этим приемом лепки выполняются образы «Дам» и «Романушек». Из куска глины мастер конус набивает. С помощью заостренной раскатки, формирует полость в нутрии конуса, получается колокол юбки. Туловище, голова – вытягиваются, руки – примазываются. Детали костюма формируются из жгутиков и примазываются по местам.
Слайд 10
Сохнуть работам нужно около недели. Потом обжиг нужен в специальной электрической печи, при температуре 1900 – 1950 градусов. Раньше мастера обжигали в полуподземных и подземных печах – горнах, сделанных самими. Если горн большой, топили неделю. После обжига работу глазуруют или расписывают акварельными красками. Красочный слой закрепляется яичным желтком с клеем ПВА, после этого на игрушку наносятся серебряные «оживки». Вот так и рождается романовская игрушка, пройдя все этапы: лепки, обжига и росписи, впитав в себя все тепло рук и доброту души мастера.
Слайд 12
На Олимпиаде в Сочи прошёл День Липецкой области в рамках выставки «Экспозиция субъектов Российской Федерации». Липчане рассказала гостям и участникам Олимпиады о народных промыслах, принёсших Липецкой области мировую известность. В их числе романовская игрушка, елецкое кружево, елецкая рояльная гармонь, валенки, липецкая роспись. В рамках выставки у гостей и спортсменов была уникальная возможность прикоснуться к традиционной романовской игрушке, сделанной из чёрной глины, из которой лепили наши деды и прадеды. Добывается эта глина в старом русле реки Белый Колодезь в районе села Борино. На экспозиции народный мастер Ольга Волокитина рассказала об истории возникновения и развития народного романовского промысла, поделилась секретами изготовления игрушки с туристами из Великобритании, Канады и Америки, которые увезли с собой на память романовские игрушки, изготовленные своими руками.
Слайд 13
Спасибо за внимание
Ручей и камень
Пустой колос голову кверху носит
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Военная хитрость