Творческий проект по технологии Панно "Волшебное перо павлина". Техника выполнения: вышивка шелковыми лентами. Подробная пояснительная записка (обоснование и выбор темы, схема обдумывания, историчкская справка, технология изготовления, экономическое обоснование, реклама).
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_lenty.docx | 314.73 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2», г. Новомосковска
Творческий проект по технологии
Панно «Волшебное перо павлина»
(техника вышивки шелковыми лентами)
Выполнила ученица 10-А класса
Рощупкина Юлия
Руководитель-консультант
учитель технологии:
Е.В. Лукьянова
г. Новомосковск
2014 г.
Содержание
Обоснование возникшей проблемы и потребности
Один стежок, другой стежок,
Не спи, моя иголка,
Раскрылся лист, расцвёл цветок
Лазоревого шёлка.
К себе я птиц весёлых жду,
Они вернутся к маю,
И это дерево в саду
Для них я вышиваю.
Т. Габбе
На уроках технологии мы знакомимся с различными видами рукоделия. Особенно интересной для меня оказалась техника вышивки шёлковыми лентами. Именно поэтому темой своего творческого проекта в этом учебном году я выбрала выполнение изделия в технике вышивки шёлковыми лентами.
Вышивка лентами – достаточно простоя техника, не требующая специального оборудования, пожалуй, кроме самих лент. Но, несмотря на это, изделия, выполненные в этой технике ,поражают разнообразием, изысканностью ,оригинальностью, воздушностью. Это могут быть не только предметы одежды, но предметы интерьера, причём особенно интересны целые композиции, выполненные в едином стиле. Это послужило причиной того, что объектом творческого проекта я выбрала выполнение композиции в технике вышивки шёлковыми лентами, с помощью которой можно было бы разнообразить интерьер любого помещения, будь то квартира или школа.
Схема обдумывания
Потребность Историческая справка
Экономическое Мода, стиль, силуэт
обоснование Предметы интерьера,
выполненные в технике вышивки Модель
Охрана труда Материалы
Технология
Изготовления Инструменты, приспособления и оборудования,
Конструирование,
моделирование
Выявление основных параметров и ограничений
Изделие должно отвечать следующим требованиям:
1. Изделие должно быть выполнено аккуратно.
2. Изделие должно соответствовать выбранной стилистике.
3. Изделие должно быть красивым.
4. Изделие должно быть прочным.
Историческая справка
Произведения изобразительного искусства Древней Греции и Рима свидетельствуют о том, что женщины античной Европы любили украшать лентами свои прически. История вышивки лентами начинается с шелка. Именно шелковые ленты обрели в Европе необычайную популярность и породили новый вид декоративно-прикладного искусства. Уникальные свойства шелка и окружавшие его возникновение легенды сделали струящуюся, нежную на ощупь ткань выражением могущества, роскоши и, пожалуй, самым вожделенным товаром в Риме на рубеже старого и нового летоисчислений .Шелк был настолько дорогим, что шел на вес золота. Тайна изготовления шелка – на радость китайцам и торговцам шелкового пути, в чьи карманы стекалась вся прибыль, – еще долго оставалась неразгаданной. Якобы даже сам Нерон предполагал, что шелк вычесывают из коры тутового дерева или же получают из какого-то пустынного цветка. Тем временем римляне уже научились ткать нежный шелк. Относительно толстая китайская шелковая ткань под неусыпным надзором римлян осторожно разделялась на мануфактурах Ближнего Востока на нити, после чего из них снова ткали невесомую, украшенную различными орнаментами и узорами ткань. Эти искусно сотканные и великолепно окрашенные получаемой из пурпурных улиток краской драгоценные ткани попадали по шелковому пути назад в Китай, древнюю родину шелка. Когда же римским купцам примерно в 150–200 гг. во время одной из поездок в далекий Китай удалось узнать тайну шелка и познакомиться с его получением с помощью гусениц шелкопрядов, они все предприняли для того, чтобы самим разводить удивительных бабочек. Однако добиться этого удалось лишь в 532 году после распада единой китайской империи. По поручению императора Юстиниана два византийских монаха-несторианца ввезли из Китая контрабандой личинки гусениц в полых посохах. В 533 году в Сирии вывелись из коконов первые гусеницы шелкопряда. Более трех тысячелетий Китаю удавалось сохранять тайну разведения шелкопрядов, и должно было пройти еще несколько веков, прежде чем Китаю пришлось уступить свое господствующее положение на этом рынке арабам. Теперь изготовление шелка стало распространяться вместе с исламом и в Северную Африку, Сицилию и Испанию. Центром производства шелка стал Дамаск. Когда в XIII столетии производство шелка на территории современной Италии достигло значительных объемов, то «победоносное шествие» шелка уже невозможно было остановить и в остальной Европе. Шелком стали торговать практически повсюду. В Средние века в Италии лентами декорировали спинки стульев и балдахины над кроватями, лентами подвязывали тяжелые занавеси на окна. Одежда вельмож расшивалась лентами. По их цвету и качеству можно было определить статус владельца. В странах Западной Европы декоративные ленты стали неотъемлемой частью туалета привилегированных сословий. В эпоху Ренессанса камзолы и плащи богато украшали золотой вышивкой и расшитыми жемчугом и драгоценными камнями лентами. При дворе Короля-солнце Людовика XIV лентами снабжали все предметы туалета, включая обувь. А Франция уже тогда стала законодателем мод в Европе. В самостоятельный видом рукоделия вышивка лентами превратилась, когда на смену пышному барокко в моде утвердился стиль рококо, декларирующий близость к природе, утонченность и изящество. Маленькими шелковыми бутончиками и листиками, розочками «а ля рококо» украшали корсажи дамских платьев, вставляя в петельки лент драгоценности. В моду вошли просторные «летящие» платья с не застроченными складками на груди и многочисленными лентами. Слабый во всех других отношениях король Франции Людовик XV следовал моде и сам любил вышивать. Неудивительно, что новая мода расцвела во Франции, а оттуда распространилась по всему миру. Вышивка (а не пришивание лент) стала применяться не только в одежде, но и для декорирования дамских шляпок, зонтиков, тканевых абажуров, покрывал. Этот вид вышивки выполняется относительно быстро, поскольку лента в отличие от нити обладает шириной, не требует особо высокой точности и дает возможность выполнять на ткани объемный рисунок. Вышивать можно практически на любой ткани. С помощью лент можно придать неповторимый шарм самым простым предметам туалета, можно украсить интерьер или создать объемную картину.
Банк идей и предложений
Изучив теоретический материал, я приняла решение выбрать в качестве объекта творческого проекта изделие, выполненное в технике вышивки шелковыми лентами, с помощью которого можно было бы украсить интерьер гостиной комнаты, требующей особой уютной и теплой обстановки.
В процессе сбора информации был рассмотрен ряд вариантов:
| 3.Букет |
| 4.Пейзаж |
Рассмотрим и оценим варианты, применив технологию «Сетка принятия решений»
Критерии оценки | |||||
Варианты | Наличие заказа и спроса на рынке | Наличие материалов | Наличие инструментов и оборудования | Достаточность знаний и умений | Возможность украшения интерьера гостиной |
Вариант 1 | - | - | + | + | - |
Вариант 2 | + | + | + | + | + |
Вариант 3 | - | - | + | - | - |
Вариант 4 | + | + | - | - | - |
Материалы и инструменты
Для работы требуется набор:
Для вышивания вам потребуется набор, необходимый для создания любой вышивки: ткань-основа, нитки (а в нашем случае их заменят ленты), иглы и пяльцы.
Ткань. Для вышивки лучше взять ткань, имеющую сетчатый рисунок: канва, скатертная, лен. Главное, чтобы ткань была настолько прочной, чтобы в ней удерживались стежки, и настолько эластичной, чтобы сквозь нее легко проходила нитка. Вышивать можно и на таких тканях, как шелк, бархат, джинсовая ткань – эти вышивки получатся более изысканными. Прежде чем приступить к вышивке, ткань надо туго натянуть на пяльцы.
Ленты. В магазинах тканей и швейной фурнитуры имеется большой ассортимент атласных лент. В вышивке лентами используются ленты шириной от 4 мм и шире. Главное, что нужно учитывать при выборе лент: их цветовую палитру, и чтобы они прошли в игольное ушко.
Иглы. Для вышивания применяются разные иглы: тонкие - для легких тканей и толстые - для плотных. При шитье шелковой лентой используются острые иглы, ведь они должны свободно входить в ткань, не образуя при этом неэстетичных затяжек. Ушко у иглы должно быть удлиненным, чтобы можно было легко вдеть ленту и она, не скручиваясь, скользила по нему. Таким образом, можно избежать вероятных разрывов. Для лент шириной 7,9,12 мм подбирают иглы № 18-22, для ленты в 3 мм рекомендуется № 24.
Пяльцы. Использование пялец при вышивке лентами – одно из условий аккуратной и качественной работы. Пяльцы помогают удерживать в руках канву или ткань во время вышивки. Пяльцы изготавливают из дерева и пластмассы. Деревянные пяльцы красивее. Но преимущество пластмассовых – рельеф на сторонах соприкосновения двух деталей. Этот рельеф обеспечивает дополнительный зажим материала. Замины, образуемые на ткани после работы с пяльцами, легко устраняются утюгом. Но на длительный срок работу в пяльцах не оставлять. Храните ее лучше разложенной.
Перед тем как начать вышивать, нужно закрепить ленту при помощи узелка на конце. Для этого следует закрутить кончик ленты в положении, перпендикулярном кончику иглы. Проколите конец ленты иглой, потом пропустите иглу через ленту, как делается в шитье при применении короткого наметочного стежка. Потяните за иглу, и шелковая лента сама образует на конце узелок.
Основные виды стежков
Многие виды стежков применяются в разных видах вышивки: например, стебельчатый стежок, стежок «за иголку», атласный стежок и некоторые другие. Но есть виды стежков, которые применяются только в вышивке лентами. Вот некоторые:
Прямой стежок
С изнаночной стороны проколите ткань, затем воткните иглу на нужном расстоянии от первого прокола и выведите ленту наизнанку (рисунок А). Следите, чтобы лента не перекручивалась.
Если несколько прямых стежков положить друг на друга, получится бутон цветка (рисунок В)
Шов «Петелька»
Протяните ленту на лицевую сторону, придерживая ее, чтобы она не свернулась, указательным и большим пальцами. Вернитесь на изнаночную сторону работы. Расправьте иголкой образовавшуюся петельку. Протащите иголку налицо и продолжайте «разбрасывать» по ткани петельки одинаковых размеров.
Розочка «Паутинка»
Один из моих любимых узоров. На нашем рисунке розы-паутинки составляют основную часть работы.
Вышейте основу цветка нитками мулине в тон ленты. Сделав традиционный узелок, протащите иголку налицо и выполните плоский стежок. Вышейте нитками мулине в два сложения в тон ленты звезду с пятью лучами (А). Поверните работу и хорошо закрепите нитку на изнанке.
От этой подготовительной работы зависит прочность розочки. Теперь возьмите ленту, сделайте плоский узел и протяните ее на лицевую сторону в центре звезды (В). Протащите иголку под первым стежком и пропустите второй (С). Продолжайте, поочередно пропуская иглу под или над лучами звезды (D). Следите, чтобы лента не натягивалась слишком сильно, тогда розочка получится объемной. Выполняйте стежки до тех пор, пока лента не покроет все лучи (Е). Протащите ленту на изнанку и закрепите ее.
Французские узелки
Выведите иглу на лицевую сторону в точке 1. Свободно оберните ленту вокруг иглы один или несколько раз. Введите иглу в точке 2 рядом с точкой 1. Крепко натяните ленту, проводя иглу сквозь ткань. На изнаночной стороне остается лента, на лицевой - узелки.
Существует еще много разнообразных стежков.
Технология изготовления
Организация рабочего места
До начала работы над изделием необходимо организовать своё рабочее место. При этом следует учитывать следующие факторы:
Правила безопасности во время работы
Санитарно-гигиенические требования
1. Нельзя перекусывать нитку зубами; от этого портится эмаль зубов, кроме того, можно поранить губы и язык.
2. До начала работы необходимо вымыть руки.
3. Рекомендуется делать перерывы в работе не реже чем через 1.5 часа, так как при данном занятии утомляются глаза, устают пальцы.
А теперь приступаем непосредственно к вышивке
В качестве основы для вышивки использована канва. На ткань наносим рисунок. Это можно сделать свободно, как захочется, от руки с помощью простого карандаша, либо перенести с бумаги уже нарисованный сюжет на ткань с помощью копировальной бумаги.
Стебелёк пера выполнен в светло-зеленых и темно-зеленых тонах. Для него выбран шов «вперед иголку обвитый». Волосинки пера сделаны в голубых, синих, сиреневых, фиолетовых и зеленых тонах. Для них я выбрала тамбурный шов. Колосок пера вышит из маленьких плиссированных роз. Для своей вышивки, я использовала атласные ленты шириной 7 мм. В вышивке используется 14 цветов атласных лент холодных и теплых оттенков.
Такой рисунок можно оформить в рамку. Этот же узор (или какой-нибудь другой, как подскажет фантазия), можно вышить на пледе, подушке, одежде. Вышивку можно дополнить какой-либо надписью, использовать для украшения и оформления работы бисер. Лентами можно вышить не только этот узор, но и создать рисунок с ягодами, овощами, деревьями и многими другими предметами. Вышивку можно комбинировать с аппликацией.
Технологическая карта
№ п/п | Последовательность выполнения работ | Инструменты, оборудование, материалы |
1 | Выбор и создание эскиза модели | Книги, журналы, эскизы |
2 | Подготовка схемы | Карандаш, линейка ( шаблон), ножницы |
3 | Перенесение рисунка на ткань | Карандаш, схема, копировальная бумага |
4 | Выполнение вышивки с использованием следующих швов: Тамбурный, шов вперёд иголку обвитый, роза плиссированная | Схема, модель, ленты, нитки, игла |
5 | Контроль качества | |
6 | Стирка изделия | Вода, стиральный порошок, влажно-тепловая обработка изделия |
7 | Оформление изделия | Картон, рама, игла, нитки |
8 | Конечный контроль качества изделия |
Контроль качества
Готовое изделие отвечает следующим требованиям:
Экологическое обоснование
Проходит время, и у всех окружающих нас предметов заканчивается срок службы. И здесь возникает вопрос об их вторичном использовании, или утилизации. В чем плюс нашего изделия? А в том, что вышивку можно повторно использовать уже в других изделиях: диванная подушка, сумка. Это является плюсом с экономической точки зрения.
Экономическое обоснование
Себестоимость: С = С1 + С2 + Ао
Затраты | Стоимость за единицу, р. | Количество | Общая стоимость, р. |
Стоимость материалов (С1) | |||
Лента | 2р. | 10м | 20 р |
Канва | 50 р. | 30*40 | 50 р. |
Нитки швейные | 14 р. | 1 | 14 р. |
Рама | + | + | |
Стоимость коммунальных услуг (С2) | |||
Электроэнергия | 3.36 | 20 кВт. | 67,20 р. |
Стоимость оборудования (Со) | |||
Игла | 10 р. | 2 шт. | 10 р. |
Ножницы | 40 р. | 1 шт. | 40 р. |
Линейка | 10 р. | 1 шт. | 10 р. |
Пяльцы | 40 р. | 1 шт. | 40 р. |
Сантиметровая лента | 18 р. | 1 шт. | 18 р. |
Итого: | 269,2 р. |
Так как мы не приобретали оборудование, а лишь его использовали, то мы взяли амортизационные отчисления (Ао), которые составили:
Ао = Со * 0,05 % = * 0,05 % = 118*0,05 =5,9 р.
Себестоимость изделия: С = С1 + С2 + Ао = 84+67,20+5,9=157,1 р.
Реклама
Если бы мне пришлось продавать свое изделие или подобное, то я бы сделала ему такую рекламу:
Вы хотите, что бы Ваш интерьер стал теплым и уютным, индивидуальным, неповторимым и современным?!
Я помогу Вам в этом с помощью иглы и ленты!
В Вашем доме появятся неповторимые изделия!
Самооценка
На мой взгляд, изделие у меня получилось красивым, интересным. Это панно оригинально и необычно. Выполняется оно быстро и может быть изготовлена даже тем, кто делает «первые шаги» в рукоделии. С его помощью можно внести частичку радости и волшебства в любое помещение. На изготовление вышивки уйдет не очень много времени, зато, сколько красоты и уюта внесет она в интерьер вашей комнаты.
Таким образом, я сделала свой выбор!
Словарь терминов
Дизайн – художественное конструирование предметов, интерьеров; проектирование эстетического облика предметной среды.
Композиция – построение, внутренняя структура произведения.
Лента – декоративная узкая полоска ткани с кромкой, сотканная чаще всего из натурального или искусственного шелка или хлопка.
Канва – редкая сетчатая, обычно хлопчатобумажная накрахмаленная ткань, служащая основой для вышивания.
Панно – картина, декоративное украшение.
Колорит – гармония цветов и их оттенков.
Гармония цвета заключается в уравновешении теплых и холодных, темных и светлых тонов.
Реклама – средство обмена информацией между потребителем и продавцом.
Себестоимость – выраженные в денежной форме текущие затраты на производство и реализацию продуктов.
Приложение
Что означают цвета:
Зеленые цвета – жизнь, природа, гармония. С одной стороны зеленые цвета означают безграничную энергию, а с другой - всепоглощающее спокойствие.
Синие и голубые цвета - символизируют небо и вечность, а так же доброту, верность, постоянство и благородство.
Сиреневые и фиолетовые цвета – цвет светлого будущего, ностальгии и креативности. Любой оттенок фиолетового цвета символизирует таинственность и загадочность.
Красный цвет-это цвет могущества, воля к победе, лидерства. Так же - сильной энергии и страсти.
Желтый цвет – счастье, радость, надежда. Желтый цвет-это цвет золота. В древности люди воспринимали этот цвет, как «застывшее солнце»
Оранжевый цвет-движение, скорость, жизнерадостность. Оранжевый цвет-это почти синоним к слову «непрерывное движение».
Литература
Лиса и волк
Извержение вулкана
Два плуга
Сказка "Колосок"
Нарисуем попугая цветными карандашами