Научно-исследовательская работа на I городскую научно-практическую конференцию молодых исследователей начальной школы «Первые шаги в науку».
Вложение | Размер |
---|---|
izgotovlenie_dymk.igrushki.doc | 79 КБ |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Тюменская область)
город Радужный
Научно-исследовательская работа
на I городскую научно-практическую конференцию молодых исследователей
начальной школы «Первые шаги в науку»
«Изготовление дымковской игрушки в домашних условиях».
Автор: | Мирсаяпова Диана Робертовна 1-В класс Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» |
Руководитель: | Новикова Татьяна Ивановна учитель начальных классов Муниципальное общеобразовательное учреждение |
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. 4
Глава 2. 6
Заключение. 7
Библиографический список. 8
Изготовление Дымковской игрушки в домашних условиях
Мирсаяпова Диана Робертовна
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (Тюменская область)
город Радужный
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
1-В класс
Введение
Выбор темы исследования
Я выбрала одну из предложенных мне тем исследования «Изготовление Дымковской игрушки в домашних условиях», и работа над ней велась классным руководителем и мной во внеурочное время, продумывалась композиция, а самое главное — я должна была сама изготовить изделие и на время превратиться в искусную ремесленницу.
Цель исследования: изготовить самостоятельно композицию из глиняных игрушек и расписать их по мотивам дымковской росписи в домашних условиях.
Задачи:
Объект исследования: дымковская роспись.
Предмет исследования: изготовление игрушек в домашних условия.
Гипотеза: если изучить технологию изготовления и манеру росписи Дымковской игрушки, тогда её можно изготовить в домашних условиях.
Методы исследования:
Алгоритм исследования:
1.Изучить литературу по истории возникновения, технологии изготовления и манере росписи Дымковской игрушки.
2.Приобрести материалы для изготовления и росписи игрушки.
3.Изготовить и расписать игрушки по мотивам дымковской росписи.
4.Создать композицию.
5.Подготовить и оформить выступление.
Глава 1
Изучение литературы по истории возникновения, технологии изготовления и манере росписи Дымковской игрушки.
Я изучила литературу по истории возникновения, технологии изготовления и манере росписи Дымковской игрушки и узнала, что Дымковская игрушка, вя́тская игрушка, ки́ровская игрушка — один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Название игрушки происходит от заречной слободы Дымково, сегодня это район города Вятки (Киров). Возникновение слободы относится к 15 - началу 16 в. Жители слободы занялись разными промыслами, в том числе игрушечным, потому что были лишены земельных наделов.
Дымковская игрушка существует на вятской земле более четырёхсот лет. По мнению многих исследователей, её возникновение связывают с обрядовым весенним праздником Свистунья «Свистопляска». Он имеет сходство с семиком — древним народным праздником, который был посвящён солнцу и означал наступление лета. Этот весенний майский праздник был всенародным гуляньем с торгами и ярмарками. В течение нескольких дней в городе продолжались веселье, шум, смех и непременный свист в глиняные свистульки, изображавшие зверей и птиц.
Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька и расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться. Поэтому не удивительно, что в вятской Дымковской слободе среди ремесленников едва ли не первое место занимали гончары и игрушечницы.
Техника изготовления дымковской игрушки очень проста. На лежащей, на коленях дощечке, игрушку лепят руками из смеси местной глины с речным песком. Используют тонкую заостренную палочку для прокалывания отверстий для свистульки и деревянную лопатку, чтобы разбивать глину на пласты. Фигурку лепят по частям. Отдельные элементы соединяют между собой жидкой глиной. Образовавшиеся швы сглаживают мокрой тряпкой и ставят сушить игрушку на полку на 2 – 3 дня. Сушатся игрушки в комнате, подальше от окна. Высушенные игрушки обжигают в русской печи. Затем игрушку погружают в раствор мела с молоком три раза и сушат на сквозняке. Подготовленную игрушку раскрашивают разведённым на молоке мелом. Сейчас заменой служат водно-эмульсионные белила. Затем по белому фону выполняют роспись темперными красками.
Игрушке присущ несложный крупный геометрический рисунок: разноцветные полосы и линии, кольца и точечки, кружочки, похожие на цветы. Звонкие тона красного, жёлтого, зелёного, синего цветов, иногда дополненные медной поталью (раньше использовали даже сусальное золото), создают яркую, жизнерадостную гамму росписи. Игрушка отличается предельно простой и ясной пластической формой, обобщённостью силуэта, яркой орнаментальной росписью по белому фону.
Игрушки эти очень просты. В фигурке барыни выделяется голова в кокошнике да юбка - колокол с передником. Наездник может быть не только на коне, но и на козле, свинье или петухе. Корова, баран, козел очень похожи между собой, а отличаются друг от друга только формой рогов.
Среди свистулек преобладали изображения коньков, наездников, уточек. В фигурках отражался мир "дам" и "кавалеров": танцующие пары, няньки-кормилицы, гуляющие барыни, сцены чаепитий и ярмарочных гуляний, веселые карусели и т. п. И во всех игрушках впечатления от природы и реальной жизни провинциального города переплетались с поэтическим вымыслом, сказкой...
Если свистульки были одновременно игрушками и своего рода музыкальными инструментами, то глиняными куклами украшали подоконники, ставили в горки с посудой, подражая модным статуэткам из фарфора.
Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой. Отличие этого художественного промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка - это авторская творческая работа мастериц ручной лепки и росписи, и существует в единственном экземпляре. Традиционно промысел дымковской игрушки не имеет серийного поточного производства.
В наши дни, когда праздник Свистуньи потерял своё значение, Дымковский промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
Глава 2
1. Приобретение материалов для изготовления и росписи игрушек.
Я приобрела художественную глину, водоэмульсионные белила, акриловые и темперные краски для изготовления и росписи игрушек.
2. Изготовление и роспись игрушек по мотивам Дымки.
Я приступила к работе. На этом этапе мне оказывала помощь моя бабушка. Сначала мы вылепили фигурки животных и людей. Затем в течение двух дней фигурки сушились. После сушки я их покрыла водоэмульсионными белилами, которые высыхали в течение суток. Когда игрушки хорошо просохли, я приступила к их росписи акриловыми и темперными красками. Этот этап работы для меня был самым увлекательным. В моих руках белая глиняная игрушка приобретала свою яркую индивидуальную внешность.
3. Создание композиции.
Когда все игрушки были расписаны, я приступила к созданию композиции. Она оказалась не завершённой. Ей явно чего-то не хватало. И мы решили добавить новый элемент в Дымковскую игрушку – деревья, которые словно оживили картину.
Рис. Фотография композиции.
Заключение
Результатом моего исследования является композиция из игрушек, созданная по мотивам дымковской росписи и вывод, что сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужны только глина, кисточка, краски и ваша фантазия. Таким образом гипотеза подтверждена.
Исследование имеет теоретическое значение, материал, собранный в ходе работы о Дымковской игрушке может быть использован на уроках изобразительного искусства и технологии; практическое значение, так как моим опытом может воспользоваться любой школьник – изготовить игрушку в домашних условиях, которая станет замечательным подарком близким людям.
Библиографический список:
1. Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы: Учеб. Пособие. - М.: Высш. Школа, 1980. - 176 с., ил.
2. Моран А. История декоративно-прикладного искусства. - М.: Искусство, 1982. - 577 с., ил.
3. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. - М.: Знание, 1984. – 144 с.
4. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. - М.: Высш. Школа, 1992. - 159 с.
Каргопольская игрушка
Зимовье зверей
Золотая хохлома
Ручей и камень
Мальчик и колокольчики ландышей