Данный проект посвящен созданию декоративных панно из соломки.
Вложение | Размер |
---|---|
ne_khlebom_edinym.docx | 518.04 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Управление образования Клинского муниципального района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОУ – СОШ №17
Московская область город Клин, ул. 50 лет Октября, д.13А
(юридический адрес образовательного учреждения, контактная информация)
Содержание
Введение………………………………………………………..……………...2
Глава 1
История аппликации соломкой…………………………….………………...3
1.1От плетения до аппликации……..………………………………………..3
1.2 Виды декоративного применения соломки…………………………..…4
Глава 2
Выполнение проекта…………………………………...……………...……...5 2.1 Эскизы панно……………………………………………………………...5
2.2 Используемые материалы и инструменты………………………..…….5 2.3 Технология выполнения аппликации…..………………………..………6
Глава 3
Эколого-экономическая оценка проекта…………………………………....7 3.1 Экономическая оценка проекта…………………...…………………......7 3.2 Экологическая оценка проекта………………………….……………….8
Заключение…………………………………………………………..………9
Библиографический список литературы………..………………………….10
Приложения………………………………………………………………….11
«Грандиозные вещи делаются
грандиозными средствами,
одна природа делает великое даром»
А. Герцен «Былое и думы»
Введение.
В настоящее время художники в своем творчестве все чаще обращаются к природным материалам. Украшение изделий соломкой известно у многих народов мира не одну тысячу лет. Это ремесло ведет свою историю от стародавних обрядов, связанных с почитанием зерновых культур. Наши предки верили в божественную силу зерна. Накопленная в стеблях и колосьях живородящая сила природы самым благотворным образом воздействует на каждого, кто так или иначе соприкасается с ними. Ценился не только хлебный колос, но и его стебель - великолепный поделочный материал, из которого изготавливались плетеные корзины, шкатулки, лари для хранения зерна, посуда, игрушки и др.
Искусство создания изделий из соломки наиболее успешно развивалось в Польше, Чехословакии, Литве, на Украине, в России. Самая известная - белорусская школа.
Приемы инкрустации соломкой ведут свое начало от интарсии (инкрустации по дереву) и мозаики. Интарсия применялась для украшения дорогой мебели и других предметов кусочками ценных пород дерева. При создании мозаики использовали кость, перламутр, металл. Дорогой отделочный материал народные мастера заменили не менее красивой, но дешевой и доступной соломкой. Достаточно было аккуратно наклеить ее на поверхность, чтобы получить желаемый результат.
При создании узоров и разнообразных изображений на ткани или бумаге применяется техника аппликации. Народные умельцы с давних времен создавали удивительной красоты настенные панно, украшая жилища. Еще в середине XIX века можно было встретить такие изделия в селах Белоруссии, России, Польши. Продолжением традиции изготовления настенных ковров, украшенных аппликацией из соломки, стали декорированные панно, отличающиеся значительными размерами и, соответственно, техникой и стилем исполнения.
Цель проекта – создание коллекции панно выполненной из соломки в технике аппликация.
Задачи проекта
Глава 1. История аппликации соломкой.
За плечами этого ремесла не одна тысяча лет. Ведет оно свою историю от стародавних обрядов, связанных с культами хлеба и соломы. Наши предки верили в божественную силу соломы и зерна, сберегающих в себе живородящую силу природы и щедро отдающих ее не только стеблям и колосьям нового урожая, но всему, кто так или иначе, соприкасается с ними. Поэтому, так почитался последний сноп, убранный с поля, который хранился в доме до нового урожая. С соломой крестьяне связывали свою будущую жизнь, даруя ей роль предсказательницы в многочисленных колядных гаданиях. Зерном осыпали молодых на свадьбе, а молодую сажали на солому, чтобы сила растений передалась молодой семье и их будущим детям. Бесчисленны поверья и обряды связанные с соломой и хлебом. Несмотря на изменчивость мира, они пришли к нам из далеких языческих времен и продолжают жить рядом с нами в виде произведений мастеров.
Соломоплетение было житейской необходимостью с тех пор, как люди научились возделывать злаковые культуры, и только во второй половине ХХ века это ремесло выступило на сцену народного творчества.
Во все времена у разных народов существовали обычаи после сбора урожая приносить домой хлебные колосья, олицетворяющие достаток и благополучие. На Руси после уборки урожая с песнями и прибаутками приносили сноп-дожинок и ставили в святом углу под образами, славя Бога, дающего людям хлеб наш насущный.
Как не восхититься матушкой соломой, испокон веков наполнявшей быт наших предков. Куда не кинь взор, без соломы не обойтись. Народ жил под соломенными крышами с соломенно-глиняной штукатуркой, спал на соломенных матрацах, делал из соломы циновки, веревки, короба, шляпы, детские игрушки, праздничные украшения.
В любом зыбком месте крестьянского хозяйства на помощь приходила солома, а запоздалых путников укрывала в стогах теплой золотой шубой. Знал бы где упасть, соломки подстелил - в этой поговорке заключена народная благодарность и любовь к необыкновенному месту соломы в жизни народа.
В декоративно-прикладном искусстве многих народов мира встречаются изделия украшенные узорами, которые составлены из кусочков соломенной ленты. Самые старые из изделий украшенных аппликацией соломкой и хранящиеся в музеях, относятся к 18- началу 19 веков. В это время стало активно проявляться стремление сельских жителей украсить свой быт декоративными изделиями.
Сельские мастера, ориентируясь на изделия профессионального искусства, создавали свои произведения из доступных материалов, придумывая собственные технологии.
1.1 От плетения до аппликации
Свое происхождение искусство аппликации соломкой ведет от интарсии (вида инкрустации мебели) и мозаики. Эти техники применялись для украшения дорогой мебели и других предметов кусочками ценных пород дерева, кости, перламутра, металла.
Недоступные редкие материалы народные мастера заменили не менее красивой, но дешевой и доступной соломкой. Тонкую соломенную ленту, почти не выдававшую свою толщину, достаточно было аккуратно наклеить на поверхность, чтобы получить желаемый эффект от нарядного светящегося декора.
Нанесение узора соломкой на предметы из дерева или других твердых материалов принято называть инкрустацией, а на ткань или бумагу - аппликацией.
Так возникла аппликация соломкой. Во времена своего возникновения и развития аппликация соломкой применялась для украшения двух родов изделий: из дерева - мебель, небольшие деревянные бытовые вещи и из ткани - настенные ковры. Разное качество и размеры декорируемых поверхностей, в одном случае твердое дерево и небольшая поверхность, во втором, мягкая ткань и значительные размеры ковра, привели к образованию двух направлений в аппликации соломкой: аппликации геометрическими элементами и аппликации криволинейными элементами.
1.2 Виды декоративного применения соломки
1.Соломоплетение
Плетение из соломки – пожалуй, самый интересный вид художественного творчества. Появилось оно вместе с земледелием, когда соломы после обмолота урожая оставалось так много, что человек со свойственной ему практичностью стал задумываться над дальнейшим ее использованием.
Наши предки занимались плетением из соломки не одну тысячу лет. Солома всегда была незаменимым материалом для создания различных обрядовых атрибутов и украшений, в которых ярко и образно проявились фантазия и мастерство крестьян.
2. Вышивка соломой по ткани
Вышивка по ткани может соперничать с вышивкой золотыми нитями.
Вышивка соломкой по ткани – вовсе необычная сфера применения соломки. Стежки при вышивании соломенными полосками и косичками точно такие же, как при вышивании обычной нитью, но результат применения такого необычного для этого вида рукоделия материала, восхищает даже бывалых вышивальщиц. Работы старых мастеров, выставленные в музее Виктории и Альберта в Лондоне, до сих пор восхищают посетителей своим великолепием.
3. Вышивка соломой по сетке
Для вышивки можно использовать различные тканевые основы: шёлк, атлас, сетку, органзу, муслин, хлопчатобумажные ткани. Ею украшают не только картины или панно, она использовалась в украшении праздничной одежды обычных крестьян, которым не доступна была вышивка золотыми нитями используемая в костюмах знати.
3. Аппликация
Аппликация из соломки бывает трех видов: предметная (изображение предмета – лодки, дерева, бабочки и др.), сюжетная (изображение какого-либо сюжета) и декоративная (для украшения чего-либо).
Глава 2
Выполнение проекта
2.1 Эскизы панно
Аппликации с простым или со сложным сюжетом, большим количеством деталей выполняется по эскизу. Эскиз к будущей работе выполняется в карандаше и соответствует ее размерам. В эскизе особое внимание следует уделять его общей композиции. Хорошо продуманная композиция, т.е. размещение того, что надо изобразить, - залог успеха аппликации. В эскизе надо нанести линии, по которым будут наклеиваться соломины.
С помощью композиции определяется положение фигур и предметов в пространстве (для чего используется перспектива), достигается согласованность изображаемых явлений (в этих целях употребляются системы масштабов и пропорций, а также ритм, иногда симметрия). При составлении эскиза важно определить композиционный центр аппликации. Но придется придерживать некоторых правил: избегать сплошной заклейки изображения из соломы, оставлять больше воздуха вокруг изображений, не усложнять композицию мелкой деталировкой.
В результате различных зарисовок были выполнены эскизы панно и выбраны для следующей работы панно представленные в приложении 1:
1. Венок (см. Приложение 1 Рис. 1)
2. Лесная сказка (см. Приложение 1 Рис. 2)
3. Жар-птица (см. Приложение 1 Рис. 3)
2.2 Используемые материалы и инструменты
Для аппликаций подойдет солома практически любых злаков: пшеницы, овса, ржи, проса, риса, ячменя и т. д. Кроме того, можно использовать такие растения, как куриная слепота, пырей, тимофеевка, мятлик и овсяница луговая. Они по строению очень сходны с соломой и вполне годятся для поделок. Еще можно упомянуть про оставшиеся в земле короткие соломенные стебли — их тоже можно использовать для изготовления аппликаций.
Для аппликаций применяют соломенные ленты, которые необходимо заранее приготовить. Ленты можно получить двумя способами: горячим и холодным.
Горячий способ. Приготовить стопку газет, на нее положить целые соломины. На соломины поставить горячий утюг. От прикосновения горячего утюга с соломой получатся узкие плотные соломенные ленты. Аппликация из таких лент - выпуклая, рельефная. Если перед проглаживанием соломины подержать в горячей воде при температуре 60-80 оС и разрезать их острым ножом или ножницами вдоль ствола, а затем прогладить горячим утюгом, соломенные ленты станут более эластичными и широкими, в работе более податливыми.
Холодный способ. Разрезать соломины вдоль ствола, раскрыть в стороны и прогладить кольцами ножниц, сильно нажимая на них. Этот способ несложен; ленты, полученные таким способом, приобретают еще большую эластичность и блеск, чем при горячей обработке.
В данной работе был использован холодный способ подготовки соломенных лент к работе.
Также для выполнения аппликации необходимы:
1. Клей ПВА или обойный клей для клейки деталей.
2. Кисточка для приклеивания больших деталей, пластиковая тоненькая (диаметром не более миллиметра) палочка или спица для нанесения малого объема клея.
3. Простой карандаш и фломастеры.
4. Нитки и иголка, леска, ленты.
5. Ножницы разного вида: не тугие и с прямыми концами, полукруглые.
6. Нож с коротким, заточенным под углом лезвием.
7. Две тряпочки. Одна абсолютно сухая, а вторая немного влажная.
8. Калька для приклеивания соломенных лент.
9. Пинцет для взятия и удержания мелких деталей.
10. Проволока.
11. Пресс для выравнивания изделий.
12. Декоративные элементы для дальнейшего украшения изделий.
2.3 Технология выполнения аппликации
При работе с соломкой необходимо придерживаться следующих несложных правил:
1. Работать лучше всего у низкого стола (на уровне колен), поскольку большая часть работ осуществляется на весу.
2. Рабочее место должно быть чистым, хорошо освещенным.
3. Рабочее место можно оборудовать полками или коробками для хранения инструментов, материалов, заготовок.
4. На столе должно находиться только самое необходимое: слева – коробка с соломкой, брусок, рисунки, шаблоны; справа – скальпель, нож, кисти, баночка с лаком, ванночка с губкой, пропитанной водой, карандаш, линейка, угольник, циркуль, рейсмус.
Свет на работу должен падать с левой стороны.
Последовательность создания аппликации:
Последовательность выполнения работы показана в приложении 3.
Глава 3
Эколого-экономическая оценка проекта
3.1 Экономическая оценка проекта
Наименование | Стоимость | Жар -птица | Лесная сказка | Венок |
1.Соломка | 0 | 0 | 0 | 0 |
2.Ткань | 30р./1м | 15 | 30 | 0 |
3.Органза | 110р/1м | 27,5 | ||
4.Декоративные бусины | 0 б/у | 0 | ||
5. Проволока | 0 б/у | 0 | ||
6.Стразы | Крупные пришивные 2р/1 шт | 6 18 | ||
Средние пришивные 2р/1шт | ||||
Мелкие пришивные 2р/1шт | 10 | |||
Термоклеевые крупные 10р/10 шт | ||||
Термоклеевые мелкие 6р/10 шт | 6 | |||
7.Декоративный шнур | 25р./1 м | 50 | 75 | 50 |
8.Атласная лента | 4р./1м | 120 | ||
9. Клей ПВА | 16р/1 шт | 16 | 16 | 16 |
10 Рамка | 150, 245 р | 150 | 245 | |
Итого | 231 | 390 | 229,5 |
3.2 Экологическая оценка проекта
В наши дни проблема защиты окружающей среды стоит очень остро. Мы должны всеми способами пытаться сохранить нашу планету в таком виде, в каком она была множество лет назад.
В коллекции декоративных панно, выполненных из соломки применялись в основном природные материалы, которые соответствуют санитарно-эпидемиологическим нормам и не нарушат целостность экосистемы.
Заключение.
Аппликацией (от лат. «прикладывание») — называется способ создания художественных изображений из различных фигур, вырезанных из какого – либо материала, и наклеенных или нашитых на соответствующий фон. Аппликация является неотъемлемым атрибутом декоративно- прикладного искусства народов всего мира. Материалы для аппликации используют самые разные: бумага, листья, цветы, ткань, береста, солома… Теперь я точно знаю, что солома отличный материал для работы! В умелых, руках всё оживает – золотые колосья предстанут перед людьми в иной, невиданной красоте! Без высокой эстетической оценки соломы, как декоративного материала, невозможно бы было рождение искусства аппликации. Работы сделанные из природных материалов как будто имеют колдовскую силу, этот солнечный, золотой материал несёт в себе дух солнца, земли, воды , их душевный заряд и защитную энергетику!
А работы выполненные собственными руками создадут свой индивидуальный, неповторимый стиль - в интерьерах, подарках…
Библиографический список литературы
Приложения
Приложение 1
Рис. 1 «Венок» Рис. 2 «Лесная сказка»
Рис. 3 «Жар-птица»
Приложение 2.
Приложение 3.
Последовательность выполнения работы | «Венок» | «Лесная сказка» | «Жар-птица» |
| Приложение 1 рис. 1 | Приложение 1 рис. 2 | Приложение 1 рис. 3 |
| + | + | + |
| + | + | + |
| - | + | - |
| + | + | + |
| + | + | + |
| + | + | + |
| + | - | - |
| + | + | + |
| + | + | + |
11. Приклеить рисунок на основу | + | + | + |
12.Декорировать панно | + | + | - |
13. Оформить изделие декоративным шнуром | + | + | + |
14. Оформить изделие в раму | - | + | + |
Рецензия
Декоративно-прикладное искусство играет огромную роль в жизни человека. Оно выполняет не только эстетическую функцию и служит украшением интерьера, но и воспитывает в человеке вкус к прекрасному.
Данная работа посвящена достаточно простому виду декоративно прикладного искусства - аппликации соломкой.
Целью работы ученицы 9 класса Грищенку Виктории «Не хлебом единым…» являлось создании коллекции панно выполненных из соломки в технике аппликация. Очень простой и доступный природный материал превратился в коллекцию картин и панно, выполненных в данной технике, с которой мы знакомы с детства.
На каждом этапе работы проектантом была проявлена самостоятельность, творческий подход, оригинальность найденных решений в оформлении работ.
Работы получились интересными, яркими, привлекающими взгляд. Даже такой простой материал, как соломка, который использовался в данных работах смотрится очень оригинально, и не упрощает работы. Панно выполнены аккуратно, с соблюдением всех технологических параметров. Работа носит декоративно-прикладной характер. Данный вид работы привлекает тем, что стоимость такого изделия минимальна, и не требует особых инструментов и материалов, что дает возможность использовать данный вид техники и на уроках и во внеурочное время.
Засорина Е. А.
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Сила слова
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Плавает ли канцелярская скрепка?
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись