Исследовательская работа позволила определить, какие из народных промыслов пришли к нам из глубины веков, предпосылки их появления и актуальность развития в 21 веке.
Вложение | Размер |
---|---|
promysly.doc | 59 КБ |
«Смоленские промыслы»
План:
Введение
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
Введение
Народные художественные промыслы занимают видное место в отечественном декоративно-прикладном искусстве. Происхождение народных промыслов различно. Одни берут свое начало в крестьянском бытовом искусстве, связанном с натуральным хозяйством или происходят от деревенских ремесел.
Актуальность работы.
Народные промыслы - это история не только определенного региона , это история всей страны. Поэтому сохранение традиций народных промыслов, одна из основных задач нашего поколения.
Цель исследования: исследовать, какие ремёсла сохранились до наших дней в Смоленском крае.
Предмет: народные промыслы
Объект: изделия народных промыслов.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы;
2. Изучение продуктов деятельности;
3. Анализ и обработка данных.
Задачи данного исследования:
1. Определить истоки народных промыслов;
2. Исследовать основные виды народных промыслов Смоленщины;
3. Рассмотреть, причины исчезновения множества народных промыслов Смоленщины;
4. Выявить актуальность сохранения народных промыслов Смоленщины.
Самая существенная черта
русского народного промысла –
праздничное ощущение радости.
Л. Н. Толстой
Большая часть Смоленской области находится в пределах Смоленско-Московской и Вяземской возвышенностей. Климат - умеренно-континентальный. Основная река, протекающая через Смоленщину, Днепр. На Смоленщине много смешанных лесов. Около 8 тысяч лет до н.э. на Смоленщине появились родовые общины охотников. Главными их орудиями их были: лук и гарпун. Охотники жили родами (20-30 человек). Занимались охотой, рыбалкой и собирательством. В начале 1-го тысячелетия до н.э. местные племена познакомились с железом, а в 8-7 вв. до н.э. уже хорошо научились получать его из болотной руды. В 8 веке с западными балтами в наш край с севера пришла и часть славян-кривичей. Балтские племена Смоленского Поднепровья и славяне-кривичи объединились в племенной Кривический союз. У каждого племенного союза был свой город. В 10 веке союзом был образован свой город Смоленск. Где купцы торговали по реке Днепр, где ремесленники обеспечивали население всем необходимым в работе и быту. Рассмотрим основные виды народных промыслов.
Смоленские «Украсы»
С давних времен Смоленск славился своей вышивкой. Своими корнями смоленские узоры уходят в глубокую старину. Об этом говорит уже то, что основу здешней вышивки и ткачества составляет геометрический орнамент, который, как известно, отражает раннеземельческие представления об устройстве мира. Почти всегда ведущая его фигура – ромб. Крупнейшие исследователи славянской старины считают, что самая ранняя вещь с ромбическим центром происходит из длинного кривического кургана YI – YII веков города Ярцева Смоленской области. (Рис. 2).
Где ромб и ромбический меандр становились символами жизненности и благоденствия. Крупный квадрат заполняют обычно квадратики-точки – древний символ засеянного поля. Ученые считают, что данный узор имеет прямое отношение к свадебному обряду и быту молодой замужней женщины, а все в целом связано с магией плодородия.
Часто в Смоленской вышивке присутствуют крюковые знаки – свастика. Знак этот, опороченный фашистами, имеет очень древнее происхождение и относится к солнечной символике. Истинный знак изображается против часовой стрелки, к нему добавляются и другие знаки, вместе они приобретают новые символические значения. Так на полотенцах для новобрачных крест и одолень-трава - оберег здоровья, знак гармонии, а крест с буквой П - уже символ продолжения рода. Сам крестообразный мотив, как и четырехкратное повторение узора, словно говорило «Солнце светит всем» - на четыре стороны света.
В основном смоленские мастерицы отдавали предпочтение Вышивке перевитью, или, как её еще называют, строчкой, где узоры из больших и малых ромбов, гребенок, крестов набиралась цветными нитками (Рис. 3). Получалась как бы мозаика. Помимо перевити, распространена была и настебка. Это двусторонняя вышивка, но без продергивания ниток. Существует так же настил, где узор накладывается поверх ткани.
Кроме народной, на Смоленщине существует еще и талашкинская вышивка, которая напоминает живопись М.А. Врубеля, А.Я. Головина, Н.К. Рериха. Она выполнена в стиле модерн. Устойчивость орнаментального ряда, композиционное разнообразие узоров, сложность цвета выдвигают талашкинскую вышивку в число наиболее интересных и своеобразных вышивок России на народной основе (Рис.4).
В настоящее время ЗАО «Смоленская вышивка» - предприятие Смоленской области, которое входит в Ассоциацию народно-художественных промыслов России.
В наши дни Людмила Грамажора из Смоленска (Рис.5) занимается возрождением традиционных орнаментов Смоленской области в технике ручной набойке на ткани на основе изученных материалов, собранных профессором археологии Е.Н. Клетновой в Вяземском и частично Духовщинском уездах. Сохранение ею орнамента народного творчества позволяет продолжать древние традиции смоленского края. (Рис. 6).
Ювелирный промысел
Первые ювелирные изделия местного производства были найдены при раскопках знаменитых Гнездовских курганов под Смоленском почти полтора столетия назад. Ученые доказали, что в поселении действовало как минимум четыре крупных ювелирных центра.
Многочисленные войны последующих столетий привели к упадку ювелирного дела на Смоленщине.
В архивных источниках последней четверти XVIII века говорится, что в Смоленске было "довольно и ремесленников: золотых, серебряных, медных и часовых дел (мастеров), и других многих, которые получали небезвыгодное содержание". В настоящее время смоленские мастера ювелирного дела продолжают совершенствовать свое мастерство (Рис.8), и подтверждение тому созданная копия Большой российской императорской короны, украшенной множеством ювелирных вставок из драгоценных камней в 2012 году к 250-летию коронации императрицы Екатерины II и 400-летию династии Романовых (Рис.9). Созданная смоленскими мастерами копия императорской короны в настоящее время представлена в Эрмитаже.
Стекольное производство
Первомайский стекольный завод уникальное предприятие не только для Смоленской области, но и для всей России, именно поэтому оно признано народным промыслом. Здесь нет станков для производства так называемой «штамповки» из стекла и хрусталя. Каждое изделие, будь то бокал или ваза, результат кропотливой ручной работы мастеров (Рис.10).
Стекольное производство в Шумячском районе более 135 лет назад основал рославльский купец Магидсон, давший заводу имя «Фанинский». Место для выдувания стекла было выбрано не случайно: неподалеку, были залежи так называемых стекольных песков, годных на переплавку. После революции предприятие было национализировано и с тех пор называется Первомайским стекольным заводом.
Еще 50 лет назад смоленское производство выпускало посуду и сувениры из бесцветного и цветного стекла. Лучшие работы становились подарками высокопоставленным лицам государства и известным деятелям культуры.
К сожалению, сейчас уходят на пенсию последние заводские мастера, умевшие изготавливать те самые советские синие вазы с резными рисунками, которые еще хранятся у наших бабушек, гранатового цвета графины, разноцветных рыбок, дымчатые кувшины. Так уже случилось в знаменитом Гусе Хрустальном, где от обанкроченного несколько раз завода остались только небольшие мастерские. Первомайский стекольный завод является практически единственным в России, где производится не «штамповка», а изделия ручной работы (Рис. 11).
Гончарное искусство и глиняная игрушка.
Глиняные изделия изготовляли на Руси повсюду, где находились залежи гончарных глин. Самая частая находка на смоленской земле во время раскопок в Гнездовском копище - это черепки разбитых глиняных сосудов (Рис. 12). Сосуды (а это в подавляющем большинстве кухонные горшки, хотя иногда попадаются и небольшие глиняные сковородки и мисочки), начиная примерно с середины X века, изготавливались уже на гончарном круге, который приводился в движение рукой. Форма гнёздовских горшков типична для славянской керамики этого времени.
В настоящее время у гостей и туристов нашего областного центра очень ценится смоленская художественная керамика (Рис.13). К 1125-летию Смоленска мастер гончарного промысла Валентина Козлова выполнила из керамики макет-диораму «Город Смоленск IX века» (Рис. 14).
Как и повсюду, изготовление посуды в гончарных промыслах сопровождалось лепкой глиняных игрушек.
Изготовление глиняных игрушек — особая отрасль гончарного дела. Цель данного промысла - возродить, сохранить и развить гончарный промысел и глиняную игрушку как части традиционной художественной культуры. Мастера-игрушечники земли Смоленской чаще всего изготовляют игрушки-свистульки в виде фигурок коня, птицы, козла, барана. Процесс изготовления игрушки-свистульки индивидуален для каждого мастера, поэтому не существует единой технологии (Рис.15) .
Гончарами Смоленска была создана Творческая мастерская «Смоленская Изба» (Рис.17). Где любому желающему предоставляется возможность окунуться в удивительный мир керамики посредством участия в мастер-классах по гончарному делу и лепке из глины.
Художественная резьба по дереву.
Смоленская земля богата лесами, поэтому деревянная резьба для Смоленщины – традиционный вид ремесла, которое прежде называлось резным делом. Промысел возник в конце 16 века. Самый популярный товар того времени деревянная игрушка - Кузнецы, изображающая мужика и медведя, поочередно бьющих по наковальне. Резчики выполняют резьбу без предварительных эскизов — смаху, отсюда возникло название "маховая резьба".
Умение использовать естественные качества природного материала при изготовлении определенного вида товара со временем воплотилось в создание неповторимых (в других местностях) и уникальных народных шедевров. Наглядным примером данному высказыванию являются работы современных смоленских мастеров резьбы по дереву.
Заключение.
Смоленская древняя земля богата не только славной историей, но и своими древними промыслами. Изделия искусных ремесленников были широко известны далеко за пределами города, их продукцию охотно покупали заезжие купцы. Высокое качество изделий смоленских народных промыслов сохранилось и современными мастерами.
ОАО «Гнездово» сохранило традиции керамического промысла IX - XII вв. Выпускает изделия культурно-бытового, художественно декоративного и хозяйственного назначения из керамической массы. Свою продукцию предприятия реализуют через сеть фирменных магазинов «Гнездовская керамика».
Множество десятилетий на Смоленщине выращивают лен. Продукцию АООТ "Смоленский льнокомбинат" можно приобрести в магазинах «Смоленский лен». Народные художественные промыслы в наше время развивает ТОО «Фабрика художественной вышивки». Её мастера используют в работе богатые традиции коллекции, собранной княгиней Марией Тенишевой, знаменитой русской меценаткой.
Старинный русский город Вязьма бережно хранит и развивает традиции русских народных промыслов. Кроме изделий из лозы и традиционной керамической посуды здесь можно приобрести и изделия с искусной резьбой по дереву, и особенно вяземские игрушки. Традиции ремесленного производства возрождают учащиеся лицеев и профессиональных училищ города Смоленска и области.
Все изделия народных промыслов уже нашли своего потребителя. Образцы сувенирной продукции можно увидеть на постоянно действующей выставке сувениров и предметов быта при Комитете по начальному профессиональному образованию администрации Смоленской области.
Список литературы:
Борис Махотин «К живым истокам». Смоленск: Московский рабочий. Смоленское отделение, 1989 г.
Воронова Л.И. Смоленская народная вышивка. Рукопись НИИХП, 1947. Журавлёва Л.С. Талашкино. М.1989 г.
Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М.1978 г.
Симакова И. Л. Традиции русской народной вышивки в художественных промыслах XIX-XX веков. М. 2000 г.
Ивановская, В.И. Русские орнаменты/ В.И. Ивановская - М.: Издательство «В.Шевчук».- 2006 г.
Каршинова, Л. Русский народный костюм. Универсальный подход / Л. Каршинова – М.: Белые Альвы.- 2005 г.
Русский традиционный костюм: иллюстрированная энциклопедия/ А. Соснина, И. Шангина.- СПб.: Искусство-СПБ.- 2006 г.
Интернет ресурсы:
nasledie-smolensk.ru›pkns/index.php…
http://amnesia.pavelbers.com.- 2008 г. – 12 марта
http://afield.org.ua .- 2008 г. – 30 марта
Император Акбар и Бирбал
Никто меня не любит
Акварельные гвоздики
Огонь фламенко
Загадочная система из шести экзопланет