Цель данной работы- изготовить украшения в разных техниках и выявить отличительные особенности украшений из бисера.
В работе узнаем историю появления украшений, знакомимся с видами украшений, сравниваем различные украшения между собой, изготовливаем украшения разными способами.
Вложение | Размер |
---|---|
proek.rabota_ukrasheniya_iz_bisera.docx | 440.76 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дом детского творчества»
Проектно-исследовательская работа
«Украшения из бисера»
Выполнила:
Насонова Екатерина,
6 класс.
Объединение:
«Бисероплетение»
Руководитель:
Педагог дополнительного образования
Вурста Елена Николаевна
г. Вельск, 2013
Содержание.
Приложения.
Введение.
Искусство изготовления изделий из бисера имеет многовековые традиции.Легенда гласит,что около 6 тысяч лет назад,финикийские моряки, везя из Африки груз соды, высадились на ночлег и обложили костер не камнями, а кусками соды, и наутро они нашли в золе слиток, прозрачный и очень твердый. Это было стекло и возникло стеклоделие. А люди всегда любили украшать себя, вначале из стекла стали делать бусы, они становились все мельче и мельче – так появился бисер.
Бисер – мелкие бусинки в форме цилиндра с закругленными краями (рис.1). В России бисер стал очень популярным в 18 веке. На протяжении истории бисероплетение то входило в моду, то выходило из нее, переживало взлеты и падения. Мода на украшения из бисера вновь стала популярна.
Актуальность.В настоящее время можно встретить большое количество разнообразных украшений из бисера. Некоторые из них являются достаточно распространёнными, такие, как: колье, ожерелье, бусы, кулоны. Однако есть и такие украшения, названия которых не столь известны: гривна, оплечье, лариат и прочие. Я решила разобраться, чем то или иное украшение из бисера отличается от всех прочих. Для меня интересно было узнать и историю возникновения отдельных видов украшений из бисера, а также особенности их появления в различных странах мира.
Цель– изготовитьукрашения в разных техниках и выявить отличительные особенности украшений из бисера.
Задачи:
1) узнать историю появления украшений;
2) познакомиться с видами украшений, сравнить различные украшения между собой;
3) изготовить украшения разными способами.
Методы:
1)поисковый-подбор литературы;
2) исследовательский- изучение литературы по данной теме, получение информации по интернету, сравнительный анализ украшений.
3)практический - изготовление украшений.
История украшений из бисера.
Желая быть неповторимыми и оригинальными, мы нередко дополняем наши наряды разнообразными украшениями. Конечно, далеко не каждый может себе позволить дорогие украшения, однако добиться утонченности и законченности образа можно и с помощью других украшений. Сегодня огромное количество украшений создается из бисера и они являются очень популярными и в наше время. Я познакомлю вас с различными видами украшений из бисера.
Бусы – (сараб. «busr» – «бисер») – украшение в виде нанизанных на нитку шариков (бусин) или мелких предметов различной формы, разновидность ожерелья. Обычно бусы надеваются на шею, однако бывают бусы для рук и для ногИспользуют бусы и как ёлочные украшения. Бусы, в отличие от ожерелья, не плетутся, а просто нанизываются на прочную нить(рис.2).
История происхождения бус. Бусы являются одним из самых древнейших в мире украшений.Самые древние бусы, известные историкам, имеют возраст более 100 тысяч лет. Они найдены в пещере в Израиле и изготовлены из маленьких раковин (рис.3). В древние времена различные народы для изготовления бус использовали кости, зубы, челюсти животных, которые навешивались на шею как трофеи побед. Этот обычай до сих пор распространён среди дикарей. В изготовлении бус применялись также зёрна злаков, камешки, в том числе и драгоценные, раковины и т.д. (рис.4)
Изобилие бус в древних и раннесредневековых могильниках дает возможность сделать вывод о том, что бусы были очень популярны у его жителей:
Ожере́лье – украшение из бисера, представляющее собой нить, на которую нанизаны жемчуг, раковины, монеты, бисеринки и бусинки различной величины и пр. или бисерную цепочку, выполненную в любой из техник бисероплетения(рис.5).
История происхождения ожерелья. В Древней Руси ожерельем назывался нарядный воротник из расшитого жемчугом или камнями атласа, бархата, парчи, пристёгивавшийся к кафтану или шубе. Считалось, что ожерелье обладает магическими свойствами: похожее на кольцо или замкнутый круг, оно служило знаком единства, бесконечности и совершенства. Ожерелье носили и в Древней Греции и Риме, где оно, подобно кольцу и браслету, почиталось как связующий элемент между душой и телом. А вот в Древнем Египте ожерелье было символом порабощения и кабальной зависимости, так как носящий его был рабом своего господина (рис.6).
Ожерелье (от старорусск. — горло, жерло) — украшение, одеваемое вокруг шеи, известное с глубокой древности. Оно может быть в виде бус из жемчуга и драгоценных камней, цепочки с драгоценными камнями. Ожерелья всегда считались парадными украшениями; они существуют в России с 11 в. и являлись поначалу привилегией знати, но уже к 13 в. распространились широко. В старинных русских мужских и женских одеждах 15-17 вв. ожерельем называлась обшивка по вороту и сам ворот, украшенный жемчугом, золотом, драгоценными камнями. Ожерелье, которое только пристегивалось к одежде, называлось пристяжным. По виду воротника ожерелья были отложными и стоячими. Высокое стоячее ожерелье-воротник, закрывавшее весь затылок, называлось козырем. Роскошно украшенные, они были предметом щегольства. Отсюда выражение ходить козырем.
Кулон (от франц. – «coulant») – украшение из бисера (стекляруса), которое носится на шее, и представляет собой удлинённую цепочку или ленту с подвеской на конце. Другими словами – это ожерелье с подвеской (рис.7). Кулон с подвеской круглой формы называют медальоном.
История происхождения кулона. Кулоны были распространённы у многих народов мира ещё со времён палеолита.
Кулоны изготавливаются из драгоценных металлов, драгоценных и поделочных камней, кости и т. д.(рис.8). Очень изящное женское украшение, которое также может состоять в композиции с серьгами. Долгое время кулон считался исключительно женским украшением, но в наши дни кулон все чаще стал употребляться и как украшение для мужчин, Цепочки кулонов изготавливают из сплавов платины, золота, серебра, недрагоценных металлов. Нередко роль цепочки играет удерживающая часть, изготовленная из шерстяных, капроновых, шелковых нитей, кости, специальных coртов резины.
Гри́вна – в настоящее время это украшение из бисера представляющее собой разновидность колье, выполненное в виде широкой скруглённой ленты. Ранее гривной называлось серебряное или золотое украшение в виде обруча, которое носили на шее. Шейные гривны изготавливались также из толстой проволоки (дрота), иногда перекрученной, с петлеобразно загнутыми концами. Гривны обычно не застёгивались, а зажимались сзади на шее так, что их концы заходили далеко друг за друга(рис.9).
История происхождения гривны.
В старину славянки носили на шее ожерелье из драгоценного металла - гривну ("грива" - шея).
Гривна известна ещё с бронзового века. У некоторых народов гривны носили мужчины, у других преимущественно – женщины. У мидян и персов её носили знатные горожане. У галлов гривна была сначала только женским украшением, затем стала знаком достоинства мужчин-вождей. У римлян гривна служила наградой за боевые заслуги и носила название torques. Гривна входила в наряд знатных людей у скифов и сарматов, у тиссагетов на Каме, у согдийцев в Средней Азии. В Древней Руси гривну носили как знак отличия и воинской доблести. Русские дружинники в X–XI вв. получали шейную гривну в качестве награды. Позднее шейная гривна постепенно превратилась в исключительно женское украшение. Нередко она являлась также частью свадебного наряда как жениха, так и невесты. Носили гривны на шее по одной или две, иногда вместе с ожерельем. С течением времени конструкция гривны несколько изменилась, неизменной оставалась только жёсткость конструкции. В бисерном варианте гривны не всегда выдерживают данное требование. Гривна снова вошла в моду в начале 50-х годов XX века (рис.10).
Украшения всегда были ходовым товаром. За гривну давали кусок серебра определенного веса. Этот вес называли гривной. Он равнялся 0,5 фунта (200 г.)
Оплéчье – в настоящее время украшение из бисера, представляющее собой кулон или гайтан с широкими вставными лентами в области груди или предплечий(рис.11). Ранее оплечье представляло собой часть повседневной одежды, наряда или доспехов, покрывающее, украшающее или защищающее плечо, отсюда и название данного украшения.
История происхождения оплечья. В Древней Руси оплечье являлось составной частью княжеского, великокняжеского или царского наряда. Впервые летописи упоминают оплечья в 1216 году. Согласно преданию, оплечье было прислано Владимиру Мономаху из Византии. Они состоят из запонов, украшенных драгоценными камнями, жемчугом, изображениями святых. Оплечье считалось знаком княжеской (царской) власти, и вместе с «шапкой Мономаха» надевалось в торжественных случаях (рис.12). В 1498 году оплечье («бармы») по византийскому обряду были возложены на внука Ивана III – Дмитрия. В этом качестве оплечья сохраняются вплоть до петровского правления.
Гайтан (с древнегреч. и древнелат. – «плетешок», «тесьма», «шнурок») – украшение из бисера, являющееся разновидностью кулона, и представляющее собой длинную бисерную ленту с подвеской любой геометрической формы (прямоугольник, квадрат, ромб и т.п.) (рис.13). Гайтан является одним из старейших украшений женщин Юга России, выполняемый из бисера и бусин, представлявшее собой нагрудное украшение в виде кольца из тканой или ажурной ленты из бисера разной ширины и длины с концами, соединенными в медальон. На гайтане-шнурке носили нательный крест, гайтан-плетешок украшали монетами, ракушками, большими бусинами.
История происхождения гайтана. Гайтан пришёл к нам, как и большинство изделий из бисера, из глубины веков, а технология его изготовления предавалась из поколения в поколение. У разных народов мира данное украшение имеет различные названия: эфиопские чале, индийские мала и хар, кубинские кояр и гаргантыя, ангольские миссанга, болгарские, румынские и молдавские гарданы и згарды, украинские герданы и сылянки, словацкие нагрделники, русские гайтаны, цепочки и ожерелки, белорусские пляцёнки и горлячки, таджикские гулубанд и фарал, узбекские зебигардан, литовские каролинес и пр. Разнообразные по форме, названиям, орнаментации, колориту, композиции и технике исполнения, они свидетельствуют о природном национальном талан те, художественном вкусе и мастерстве многих умельцев разных стран. Носили данное украшения в разных странах по-разному: по одному или по несколько одновременно, каждый день или только в праздники, с детства и до старости или только в молодые годы. Во многих районах, где изготовляли украшения, они были неотъемлемой частью не только женского, но и мужского костюма.
Гердан является разновидностью гайтана, но, в отличие от него, представляет собой широкую длинную бисерную ленту, одеваемую на шею.
История происхождения гердана. Женщины и девушки, в большей степени южной части России, низали длинные ленты подвесок, разные по форме и размерам, орнаментальным мотивам и колориту (рис.14). Герданы придавали праздничность одежде, раскрывали неповторимый талант, вкус и мастерство их создателей. Изготовляли такие украшения, нанизывая бисер на несколько нитей (иногда до 30), вручную или ткали на специальном станке с нитяной основой. Бисер набирали на суровую вощеную нитку, конский волос или тонкую проволоку. Рисунки для украшений мастерицы, или придумывали сами, или заимствовали из узоров тканых, плетеных и вышитых изделий.
Воротник – шейное украшение из бисера в виде ажурного ворота разной ширины. Такие украшения из очень крупного бисера, снизанные сеткой с большими ячейками в виде ромбов или квадратов, в России ранее называли подшейник, подгорлок, борода, жерелок, ошейник, зажельник и т.д.(рис.15)
История происхождения воротника. В Белоруссии женские украшения из бисера в виде узкой узорной ленты, плотно прилегающей к шее, и закругленных воротников были известны в Гродненской и Гомельской губерниях. Их называли пляценка – от способа изготовления и горлячка – от места ношения на шее. Нагрудные украшения в виде больших круглых воротников из крупного бисера разноцветных орнаментов у различных народов Поволжья и Приуралья (чувашей, марийцев, удмуртов, татар, башкир) называли по-разному: цифкс, тифкс, крганьпирф, комбоне и др.(рис.
Жгут – как самостоятельный вид украшений из бисера, представляет собой объёмное украшение в виде полого шнура плотного или ажурного плетения (рис.16). Жгуты могут также использоваться в качестве отделочного элемента, участвуя в составе других украшений и изделий из бисера (при оформлении колье, ожерелья, кулонов, лариатов, галстуков из бисера и т.п.).
Вязаные крючком жгуты с применением бисера имеют балканское происхождение и обязаны своим появлением змеям, которых делали в Турции пленённые солдаты во время Первой Мировой войны (рис.17).
Их много находилось во время Первой мировой войны в военных лагерях в Египте, Месопотамии, Греции и острова Мэн. На спине этой змеи надпись «Сувенир», а на животе «Турецкие пленники 1918»
Лариат – украшение из бисера, представляющее собой длинный жгут (шнур), концы которого оформлены кистями из бисера различной формы (чаще всего для этих целей используются растительные мотивы или оплетённые бусины, фуллерены и т.п.). Лариат либо носят на шее, завязывая его узлом, или закалывая брошью, либо завязывают на талии и носят как пояс (рис.18).
Галстук – украшение из бисера, по форме напоминающее обычный тканевый мужской галстук, однако тоньше и короче его по размеру. Галстуки из бисера имеют различные варианты исполнения и разнообразную декоративную отделку. Носят бисерные галстуки с блузами и деловыми костюмами (рис.19).
Первое упоминание о галстуках можно найти в истории Древнего Египта, где кусок правильной геометрической формы, наброшенный на плечи, служил своеобразным символом социального статуса его обладателя. Также, одними из первых галстуки носили древние китайцы. Об этом свидетельствуют каменные статуи, на шеях вельмож и воинов повязаны повязки, напоминающие по форме современные галстуки. Однако, данные повязки были слишком далеки от современных галстуков, как по способу ношения, так и по форме и были лишены главного атрибута современного галстука — узла.
Появление в Древнем Риме шейных платков, ознаменовало начало эпохи галстуков в современном понимании этого слова. Однако настоящей победой этого символа мужского гардероба принято считать 1635 год. После победы над янычарами турецкого султана хорватские воины были приглашены ко двору французского короля Людовика 13-го в награду за свое мужество и проявленную на поле боя доблесть. Офицеры хорватской армии носили тогда пестрые шелковые шейные платки. Новый предмет гардероба настолько понравился французскому королю, что он не удержался и тоже повязал на себя нечто подобное, став первым законодателем галстучной моды Франции, а следовательно — всей Европы. Отсюда и одна из версий происхождения французского слова cravatte (фр. — галстук), как производной от самоназвания хорватов.
Косынка – украшение из бисера в форме треугольника, напоминающее косынку, завязанную на шее сзади, при этом само полотно косынки задрапированным мягко лежит на груди(рис.20).
Брошь – небольшое декоративное украшение из бисера, прикалываемое при помощи булавки на одежду (на лацкан пиджака, на платье и т.д.) (рис.21).
Брошь — это ювелирное украшение с историей, практически равной истории человечества. Впервые аналог броши стал известен в бронзовом веке, более 5 тысяч лет назад. Тогда брошьимела несколько иную конструкцию и называлась по-другому — фибула (рис.22). Это было чаще всего круглое или овальное металлическое изделие с двумя отверстиями, через которые продевалась толстая булавка, скрепляющая брошь с тканью. В бронзовом веке фибулы были распространены в Скандинавии, Венгрии, Северной Германии, а позже, в железном веке, практически повсеместно на территории Евразии.
На границе XIX-XX веков ювелирную и модную индустрию захватил стиль artnouveau, или модерн. В нем сочетались природные мотивы и некая «волшебность» изображения: безумно реалистичные эмалевые цветы, деревья, насекомые (рис.23).
К XX веку брошь стала неким символом винтажности, элементом официального и богемного стилей одежды. Современная же мода предлагает огромное разнообразие брошей — как по внешнему виду, так и по материалу. Благодаря этому на любом костюме найдется место брошке, которая дополнит и подчеркнет неповторимый женский образ.
Браслет – украшение из бисера в виде ленты или жгута надеваемое на руку (запястье или предплечье) или на ногу (рис.24).
Серьги (клипсы, пуссеты) – украшения из бисера, которые надеваются на уши через отверстия в мочке уха (серьги, пуссеты – серьги-гвоздики) или прикрепляются к ним при помощи зажима – клипсы (рис.25).
Украшение для мочек ушей, которое мы привычно называем «серьги», появились вВосточной Европы приблизительно 3000 лет до н.э.
Мало кто сегодня знает, что изначально серьги были чисто мужским украшением, которое чаще всего использовалось для обозначения положения человека в обществе. Для древних египтян и ассирийцев это был символ аристократизма, для греков – занятия проституцией, а для римлян - отличительный признак раба. В разные времена серьги были популярными и у русских «добрых молодцев». У казаков, например, по серьге в ухе можно было определить, является ли воин единственным сыном у своих родителей либо последним мужчиной в роду (рис.26)
Очень популярными были серьги на территории Средней Азии и Закавказья. Маленьким девочкам практически сразу же после рождения надевали сережки, считая, что украшение выполняет функцию талисмана и охраняет ребенка. С течением времени серьги все прочнее входят в обиход всех женщин. Например, на Руси в конце 16 века серьги становятся неотъемлемым элементом дамского туалета. Ими дополняли свой гардероб абсолютно все женщины: и молодые, и пожилые, и самые юные. Популярность такого вида украшений привело к тому, что среди ювелиров появились специальные мастера-сережники, которые специализировались лишь на серьгах.
Кольцо (перстень) – украшение из бисера, которое носится на пальцах рук, реже на пальцах ног (рис.27).
Каждое украшение из бисера может быть выполнено с использованием различных техник бисероплетения и в различных стилях. Зачастую достаточно затруднительным является чётко определить к какому же всё-таки виду можно отнести то или иное украшение. Зачастую и выделить основную технику бисерного плетения также бывает сложно, из-за использования целого набора различных приёмов и техник плетения в различных их комбинациях.
Практическая часть.
Я занимаюсь в объединении «Бисероплетение», особенно мне нравится плести украшения из бисера (рис.28).Конечно, сейчас не составляет никакого труда купить разнообразную готовую бижутерию на каждый вкус и цвет в магазине, но я предпочитаю изготавливать украшения своими руками. Это очень интересно и увлекательно. Такое украшение является единственным и только у меня. Цвет бисера для украшений я выбирала в зависимости от цветовой гаммы одежды.
Схемы для их изготовления я взяла из книг. Для работы мне потребовалось:
-бисер, бусины, стеклярус разных цветов;
-леска и игла для бисероплетения;
-застежки;
-схемы украшений (рис.29).
Я сплела колье, воротник, жгут, браслет, сережки.
Вывод.
Изучив литературу по данной теме, я узнала историю появления украшений. Выяснила, что ониявляются достаточно распространённымив настоящее время, особенно украшения, сделанные своими руками. Работая над темой, расширила свои знания. Познакомилась с видами украшений, нашла отличия украшений друг от друга.Освоила способы изготовления украшений. В результате исследования я сделала украшения в разных техниках. (рис.30).
У Зинаиды МитрофановныТоропчиной есть прекрасное стихотворение «Ода бисеру».
Из бисера колье,сережки украсят женское лицо.
А вот – гердан,браслеты,брошки, цветы, пасхальное яйцо…
Какие вещи – загляденье! От них исходит чудо – свет.
Недаром бисероплетенье так популярно сотни лет.
Ценился бисер средь народа, он украшал наряд и быт.
Менялись вкусы, стиль и мода, но бисер все же не забыт.
Он может вышивкой стать гладкой, цветком прекрасным и жгутом.
И остается он загадкой – волшебной, сказочной притом.
Возрос вновь интерес к дизайну; к вещам красивым и словам.
Пусть бисероплетенья тайну откроют эти руки вам.
Список использованных источников.
Приложение.
Рис.1 Бисер Рис.2 Бусы
Рис.3Бусины из раковин Рис.4Древние бусы из камней и костей
Рис.5Ожерелье Рис.6 Древнегреческое ожерелье
Рис.7 Кулоны Рис.8Кулон. Подвеска –крест.
Рис.9. Гривна. Бронзовый век. Рис.10.Современная гривна.
Рис.11. Оплечье
Рис.12. Царское оплечье.
Рис.13. Гайтан Рис.14.Гердан
Рис.15.Воротник
Рис.16. Жгут Рис17.Жгут, сплетенный турецкими пленниками
Рис.18.Лариат
Рис.19.Галстук Рис.20.Косынка
Рис.21. Брошки Рис.22.Фибула
Рис.23.Броши 19-20 в.в.
Рис.24Браслеты
Рис.25. Сережки, пуссеты, клипсы.
Рис.26 Серьга у казаков Рис.27. Кольца
Рис.28. Плетение ожерелья и жгута.
Рис.29 Схемы для бисероплетения украшений.
м
Рис.30. Мои украшения
Сказка "12 месяцев". История и современность
Рисуем акварельное мороженое
Юрий Алексеевич Гагарин
Философские стихи Кристины Россетти
Усатый нянь