Участие в Кронштадтской научно-практической конференции "Мы из Кронштадта"
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_vystupleniya.docx | 28.5 КБ |
Цель исследовательской работы: в творчестве художников XIX-XXI веков выявить работы, посвященные родному Кронштадту.
Задачи исследований:
- узнать о творчестве Айвазовского И.К. и, особенно о работах, написанных, о Кронштадте;
- выяснить существуют ли еще работы, написанные художниками XIX-XX века о Кронштадте
- выяснить, какие современные мастера работают в данном направлении.
Методы проведенных исследований: теоретические (изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других источниках), практические (посещение выставок, музеев, написание собственных работ о Кронштадте)
Гипотезы.
1. Только Айвазовский И.К. писал Кронштадт XIX-XX века, поэтому ему и поставили памятник в нашем городе.
2. Возникло предположение, что картины о Кронштадте писали и другие мастера, но Айвазовский И. К. более известен широкой публике в XIX-XX.
Если подтвердится то, что существует много картин о Кронштадте, написанных разными художниками в разное время, то можно организовать выставку репродукций или издать открытки, посвященные творчеству художников различных эпох, которых в той или иной мере интересовал наш город.
Для выполнения поставленных задач и проверки гипотез пришлось проделать очень большую работу.
Дитя Петра в бетоне и граните,
Ты стал навек купелью кораблей.
Здесь - родина талантов и открытий
И тихий порт туманов и дождей
Город Кронштадт всегда был и остается надежным оплотом Российского военного флота. Именно в Кронштадте было положено начало огромному количеству экспедиций, внесших огромный вклад в освоение новых земель, и именно из Кронштадта уходили корабли флота на защиту России.
Поэтому тема Кронштадта и флота России тесно переплетались друг с другом не только в истории, литературе, но и в живописи различных художников.
Ни для кого не секрет, что тема Кронштадта и флота занимала значительное место в живописи знаменитого русского художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского, памятник которому установлен в нашем городе.
Маринизм как жанр дался по-настоящему очень немногим большим живописцам, ибо чтобы изобразить стихию моря, надо быть и вдохновенным поэтом. Так написать душу моря, чтобы стать как бы частью этой красоты. [6]
Море всегда имело огромную притягательную силу для художников. Нет ни одного русского живописца, который, побывав у моря, не пытался бы изобразить его. У одних это были эпизодические этюды, не связанные с основным ходом развития их искусства, другие время от времени возвращались к этой теме, уделяя значительное место изображению моря в своих картинах.[3]
А только ли Иван Константинович Айвазовский использовал тему Кронштадта в своем творчестве? Кто еще из художников отражал красоты Кронштадтской природы и виды Финского залива в своей живописи?
Чтобы ответить на эти вопросы, нами проведено исследование, в котором сделана попытка раскрыть использование темы Кронштадта в живописи художников России.
Мы сразу предположили, что островное месторасположение города должно было привлечь многих мастеров маринистов, ведь в то время больше всего писалось пейзажей и натюрмортов, а в меньшей степени использовались городские сюжеты для написания картин.
Началась наша кропотливая, но безумно интересная и захватывающая работа. Были просмотрены книги Балакиной Т.И., Емохоновой Л.Г.,Самина Д.К., мы посетили Государственный Русский музей, Санкт-Петербургский Центральный военно-морской музей, морской музей нашего города, были задействованы Интернет-ресурсы.
1.1 Айвазовский Иван Константинович (1817-1900) – русский живописец армянского происхождения, непревзойденный маринист. В 1837 окончил Петербургскую Академию художеств, В 1840 отправился в Италию, затем посетил Францию, Испанию, Португалию, Голландию, Англию.
По возвращении из Европы в Россию Айвазовский И.К. получает звание академика и его направляют в Главный морской штаб, где художнику поручают нарисовать ряд балтийских видов.
Именно в это время и появляются такие его знаменитые картины, связанные с Кронштадтом и русским флотом, как:
«Большой рейд в Кронштадте»
«Кронштадтский рейд»
«Форт Император Александр 1»
Создал около шести тысяч картин...
Великий художник умер 2 мая 1900 года в Феодосии, в возрасте восьмидесяти двух лет. На надгробном памятнике художника, на древнеармянском языке написаны слова армянского историка Мовсеса Хоренаци: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память».
Окончил Академию Брера в Милане, учился у Дж. Мильяры, мастера городского пейзажа (ведуты), много работавшего как театральный декоратор.
Возможно, в 1834 г. Премацци прибыл в Петербург. В 1848 стал учителем рисования в доме князя С. С. Гагарина, и его первой покровительницей была супруга князя Е. Гагарина.
Вскоре замечен царской семьей, и ему заказана серия акварелей с изображением фортификационных сооружений военно-морской крепости Кронштадт и других городов-портов России.
(Кронштадт. Военная гавань зимой, 1851. Картина находится в Центральном музее военно-морского флота в Санкт-Петербурге)
С 1832 по 1834 г. учился в Александровском кадетском корпусе (Царское Село), а продолжил обучение в Морском кадетском корпусе в Санкт-Петербурге. В 1841 г. Боголюбов закончил учебу и поступил на флотскую службу.
В 1850 году Боголюбов поступил в Академию художеств.
самое большое влияние на художника произвел Айвазовский И.К., именно в стиле «марина» в дальнейшем он и будет писать свои картины.
Обратил на себя внимание двумя видами Кронштадтской гавани и картиной «Наводнение в Кронштадтской гавани в 1824 г.»
В своём творчестве продолжает традиции русского лирического пейзажа. В этот период им созданы две картины посвященные своему родному г. Кронштадту.
Став прапорщиком Корпуса инженер-механиков поступил на службу на Императорский Балтийский флот.
Обучается в Императорской Академии художеств и В 1878 году А. К. Беггров назначается художником Морского министерства и остаётся в этой должности до конца жизни.
В этот период и создаются работы, так или иначе касающиеся Кронштадт, а именно:
Сентябрь 1857 г. — не доучившись в Санкт-Петербургском университете, поступил на службу в 4-й флотский экипаж в Кронштадте.
Именно в этот период службы им и была создана работа, посвященная Кронштадту
«Пироскаф на Кронштадт»
Картина изображает одно из первых паровых суден России - пироскаф (паровое судно) «Елизавета», курсировавший между Петербургом и Кронштадтом. На заднем плане видна еще не разрушенная батарея "Князь Меншиков".
Морские прогулки на пироскафе были излюбленным отдыхом для многих петербуржцев. Александр Сергеевич Пушкин любил такие морские прогулки.
Баратынский посвятил Пироскафу строки:
«Мчится. Колеса могучей машины
Роют волнистое лоно пучины.
Парус надулся. Берег исчез.
Наедине мы с морскими волнами,
Только что чайка вьется за нами
Белая, рея меж вод и небес…»
1.8. Яркин Владимир Петрович родился в 1939 году в городе Оренбурге.
В 1979 году приглашен в студию художников — маринистов Военно-Морского Флота, работая в которой им была создана картина, связанная с темой Кронштадта.
Наши исследования продолжались, и мы с восторгом находили все новые и новые работы, посвященные нашему городу.
Оказывается довольно много художников современности трудятся на этом поприще. Возрождение Морского собора в Кронштадте - огромное культурное и историческое событие, привлекшее внимание творческих людей. Вот некоторые из них.
Ионенко Владимир Филимонович — ученик известных художников А.А. Бормотова и Г.В. Павловского, стажировался в мастерских ведущих художников Ленинграда. Владимир Ионенко выполнил серию работ по заказу музея Ионна Кронштадтского, в том числе и видов Кронштадта. Работает пастелью, маслом, темперой, его картины находятся в частных коллекциях.
Как тонко и нежно написаны дворики Кронштадта Татьяной Ашуровой-Дудиной
Как красива Кронштадтская осень у Ольги Жуковой
Особенно нас заинтересовала биография и творчество молодой художницы Ольги Гавриковой. Она преподает в художественной школе, в которой мы учимся, и, оказывается, является выпускницей нашей 423 школы. В настоящее время живет в Кронштадте и активно занимается творчеством.
Ольга Гаврикова – художник-график, предпочитает работать в техниках акварели, гуаши и пастели. Любимые жанры в творчестве – пейзаж и натюрморт.
Ольга окончила Российский Государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, преподает живопись, рисунок и композицию в Художественной школе им. М. К. Аникушина.
В своих пейзажах художница рассказывает о жизни городов и красоте их архитектурных строений.
В её венецианских пейзажах особенно деликатно прочувствована атмосфера влажного воздуха этого старинного города, его неповторимая архитектура. Это также образы Петербурга в состоянии и красках разных времён года, виды Ораниенбаума и Кронштадта, в котором живёт Ольга.
Ольга Гаврикова – постоянный участник ежегодных сезонных вернисажей Санкт-Петербургского Союза художников, городских, региональных и международных выставок.
Её произведения находятся в частных коллекциях Финляндии, Израиля, США.
Сейчас в Морском музее Кронштадта проходит выставка художницы, которая называется «Города-берега»
2.2. Наши работы о Кронштадте.
Мы тоже учимся в художественной школе имени Аникушина. Если там или же в нашей общеобразовательной школе проводятся конкурсы, посвященные нашему любимому городу, то мы являемся непременными их участниками. Так, мы стали победителями конкурса «Морской собор вчера, сегодня, завтра». Имели честь присутствовать на открытии Морского собора в числе приглашенных Не случайно мы стали заниматься этой исследовательской работой. Мы хотим тоже восхвалять и прославлять наш замечательный город. Мы тешим в себе надежду подарить людям радость общения с красивейшим городом через наши уже существующие и еще нерождённые работы.
. Заключение
Проделав данную исследовательскую работу, мы достигли поставленной цели.
В творчестве художников XIX-XXI веков выявили работы, посвященные родному Кронштадту.
Изучая наследие известного русского мариниста Айвазовского, скрупулезно анализируя каждую работу, приходим к выводу, что тема воды неиссякаема. Вряд ли словом можно передать ее безграничность: сиюминутные краски заката, туманные утра, штиль, пенный прибой, штормовые раскаты бьющейся о камни воды, морские баталии, серии кораблей.
Мы увидели, что в совершенно другой манере написаны картины о Кронштадте художниками более позднего периода. Смотря на их картины, уже можно мысленно побродить по улочкам нашего уникального города, овеянного морской и воинской славой, полюбоваться скверами, парками и архитектурными сооружениями.
Наше исследование еще раз показало нам, в каком замечательном городе мы проживаем, каково его значение для судьбы страны и всех будущих поколений людей, которым посчастливится родиться и жить в нашем славном городе Кронштадте.
Наша первая гипотеза опровергнута. И в ходе исследования мы подтвердили вторую гипотезу: «картины о Кронштадте писали многие мастера живописи, но в XIX-XX веке Айвазовский И. К. более известен широкой публике». А видение нашего города мастерами современности - это еще один повод заняться новой исследовательской работой.
Мы хотим выступить с инициативой организовать выставку репродукций или издать открытки, посвященные творчеству художников различных эпох, которых в той или иной мере интересовал наш город.
Завершить свое выступление хотим опять словами из стихотворения кадета Александра Красильникова о нашем любимом городе:
Рожден беречь истории страницы,
Форты, Морской собор и Летний сад.
Венец и гордость северной столицы,
Опора флота - доблестный Кронштадт.
Аэродинамика и воздушный шарик
Щелкунчик
Простые новогодние шары из бумаги
Медведь и солнце
Воздух - музыкант