Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные.
Рисование пластилином - замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет мне освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной и живой.
Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей, друзей и создания оригинальных идей для конкурсных работ.
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_k_proekt_liki_svyatykh.doc | 401.5 КБ |
proektnaya_rabota_liki_svyatykh.ppt | 1000 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 21 г. Белгорода
Творческий проект
(изобразительное искусство)
Тема: Дизайн
интерьера
« Лики Святых»
(пластилинография)
Выполнил:
Ученик 8 «А» класса
Труш Владислав
Руководитель:
Безрук Светлана Владимировна
Дизайн интерьера
« Лики
Святых»
(пластилинография)
Последовательность выполнения
творческого проекта
11. Санитарно-гигиенические требования 13
12. Технология изготовления 13-16
13. Контроль качества 17
14. Краткое описание проблем 17
15. Самооценка 17
16. Словарь терминов 17
17. Литература 17
На муниципальный конкурс изобразительного искусства нам надо было выполнить работу на теме «Свет Рождества Христова». Предлагались номинации, по которым, я бы смог открыть свои навыки и способности.
Я выбрал номинацию украшение интерьера, т.к. я занимаюсь пластинографией. Но, у меня был еще вопрос, какую тему выбрать? Прежде, чем приступить к работе, я должен быть четко, определить для себя тему.
Цель работы:
Выполнить работу в технике пластилинография.
Я поставил перед собой задачи:
1. Изучить тему иконописи.
2. Выполнить работу.
3. В своей работе использовать технику пластинографии.
Основными целями и задачами обучения детей данной технике
являются:
Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные.
Рисование пластилином - замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет мне освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной и живой.
Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.
При создании пластилиновых картин следует придерживаться следующей методики. В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам дошкольника создавать свои первые рисунки.
Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.
При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.
Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами. Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.
Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии дошкольников. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками – специальными вспомогательными инструментами. Для изображения тонких пластилиновых нитей можно использовать пластмассовые шприцы без игл.
Пластилиновая картина может состоять из шарообразных, сферических или цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядит как мозаика.
В процессе обучения детей пластилинографии не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом.
Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому в середине занятия необходимо проводить физкультурные минутки. Еще один важный момент – благоприятный эмоциональный настрой не только воспитателей, но и детей. Условием успешной работы является оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству.
Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения и навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приемам и средствам композиции.
Прежде чем приступить к работе над проектом, мне было необходимо четко представлять все основные аспекты своей работы и расшифровать данные пункты (содержание меняется в зависимости от темы)
Рисование пластилином – это искусство на стыке двух классических изобразительных жанров. Пластилин – благодарнейший материал для художника, но, кажется, еще недостаточно оцененный.
Это один из самых молодых видов живописи, который стали использовать художники совсем недавно.
Если знать и использовать секреты пластилина, можно создавать не просто поделки, а настоящие картины из пластилина – от тонких, почти не отличимых от живописи, полотен до выпуклых барельефов. Каковы же секреты пластилина?
Во-первых, пластилин замечательно пластичен, он легко принимает любую форму, раскатывается, разминается и ложится на поверхность любым слоем. Иными словами, рисование пластилином очень удобно: художник имеет дело с необычайно послушным материалом. Но пластичность – это только первый из секретов пластилина.
Второе замечательное свойство – это вязкость, «прилипчивость».
Третий из секретов пластилина – цветность. Разнообразие цветов и оттенков выпускаемого пластилина само по себе даёт широкие возможности, но этим пластилиновая «палитра» не ограничивается.
При создании картины из пластилина к его цветам можно относиться так же, как к художественным краскам: различные цвета можно смешивать и получать новые, со всей гаммой промежуточных оттенков.
Четвертое его свойство – термолабильность. При нагревании (даже до температуры наших рук) пластилин легко размягчается, поэтому пальцы и ладони художника – главный инструмент при рисовании пластилином. Некоторые художники почти всю работу выполняют пальцами, размазывая материал по поверхности будущей картины из пластилина.
Владимирская икона Божией Матери
Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: "Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет".
В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя святому князю Мстиславу († 1132, память 15 апреля) и была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода - древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги.
Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской. В 1395 году икону впервые принесли в Москву. Так благословением Божией Матери скрепились духовные узы Византии и Руси - через Киев, Владимир и Москву.
Владимирской иконе Пресвятой Богородицы празднование бывает несколько раз в году (21 мая, 23 июня, 26 августа). Наиболее торжественное празднование совершается 26 августа, установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву. В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию о избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану (память 16 сентября), чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: "Матерь Божия, спаси землю Русскую!" В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно. В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Пред Владимирской иконой Матери Божией свершились важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы - Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова - первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего Патриарха Тихона (1917 г.). В день празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери совершена интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена - 21 мая/3 июня 1971 г.
Исторические дни 21 мая, 23 июня и 26 августа, связанные с этой святой иконой, стали памятными днями Русской Православной Церкви.
Празднество Божией Матери в честь Ее святой иконы Владимирской совершается в благодарение за избавление Москвы от нашествия хана Ахмата. В 1480 году при великом князе Иоанне III Васильевиче (1462 - 1505) хан Золотой Орды Ахмат с громадными полчищами подошел уже к реке Угре, которую называют "поясом Богоматери", охраняющим Московские владения. Целый день войска хана и Московского князя стояли друг против друга, не приступая к решительным действиям - "стояние на Угре". Вся Москва молилась своей Заступнице Пресвятой Богородице о спасении православной столицы. Митрополит Геронтий (1473 - 1489) и духовник князя, архиепископ Ростовский Вассиан, молитвой, благословением и советом подкрепляли русские войска. Митрополит писал князю соборное послание, в котором призывал его мужественно стоять против врага, уповая на помощь Матери Божией.
Пресвятая Богородица заступилась за Землю русскую. Князь приказал своим войскам отступать от Угры, желая дождаться перехода татар, враги же решили, что русские заманивают их в засаду, и тоже стали отступать, сначала медленно, а ночью побежали, гонимые страхом. В благодарность за освобождение России от татар и был установлен праздник в честь Божией Матери.
Празднество Владимирской иконе Божией Матери установлено в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея. Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели. В это грозное время одна благочестивая слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери - главную святою Москвы, - в наказание Божие за грехи ее жителей.
5. Банк идей
В процессе сбора информации был рассмотрен ряд вариантов:
1. Составление композиции по теме: «Рождественская сказка».
2. Составление композиции по теме « Лики Святых».
3. Составление композиции по теме: «Библейские сюжеты».
Рассмотрим и оценим варианты, применив технологию «Сетка принятия решений"
Варианты | Критерии оценки | ||||
Наличие заказа и спроса на рынке | Наличие материалов | Наличие инструментов и оборудования | Достаточность знание и умений | Возможность применения | |
Вариант 1 | - | + | + | + | + |
Вариант 2 | + | + | + | + | + |
Вариант 3 | - | + | + | + | + |
Исходя из результатов оценки, наиболее оптимальным является вариант 2, он является многофункциональным и полезным. У меня получится красивая композиция, которою я подготовил к конкурсу «Свет Рождества Христова».
Название изделия | «Лики Святых» |
Функциональное назначение | Картина |
Пользователь | Конкурсная работа |
Единичное или массовое производство | Единичное |
Размеры | 40* 60 |
Требования к материалам | Чистый |
Метод изготовления | Составление композиции |
Внешний вид, стиль | Современная мода |
Требования с точки зрения безопасности использования | Устойчивость, небьющийся материал |
7. Дизайн – спецификация
8. Инструменты и оборудование
Общее об инструментах и оборудовании.
Для выполнения выбранного мной изделия потребуется:
9. Материалы
Общее о материалах.
Для выполнения выбранного мной изделия потребуется:
Пластилин – пластичный и мягкий материал для детского творчества, обладающий свойством принимать и держать заданную форму.
10. Полезные советы
• Если пластилин долго лежал на прилавке магазина – он, скорее всего, будет твёрдым, его трудно подготовить к работе, размять, особенно ребенку. Эту проблему легко исправить: пластилин нужно разогреть перед занятием в миске с горячей водой (но не кипятком). Так он размякнет и станет податливым.
• Жировые компоненты, входящие в состав пластилина входят, со временем переходят на бумагу - и на ней проступают жирные пятна. Но этого можно избежать! Картинка со временем не потеряет своей привлекательности, если перед началом занятия бумажную основу с предварительно нарисованным контуром - покрыть скотчем или самоклеющейся пленкой. Такая пленка защитит бумагу от контакта с пластилином – и пятен не будет! К тому же, работать на скользкой поверхности гораздо легче, а при помощи стеки проще снимается и лишний пластилин, не оставляя под собою заметных следов.
• Ребенок может ошибиться при нанесении контура под пластилинографию - дайте ему право на исправление ошибки. На картоне можно делать контур простым карандашом, тогда подправить моего можно ластиком, а на картоне "ламинированным" скотчем - можно рисовать фломастером, его можно легко подтереть влажной салфеткой.
Работа с пластилином – очень трудоёмкая, требует усидчивости, усилий, но природа детей такова, что они физически не могут выдержать долго сидеть на одном месте, поэтому в процессе занятия не надо пренебрегать разминочками, и уж, конечно, если хочет отвлечься, надо отвлечься. Ему самому будет интересно, потом вернуться к занятию – ведь самое главное – это результат! Надо ставить акцент на результат работы.
№ | Последова-тельность выполнения работ | Эскиз | Инструменты, оборудование, материалы |
1. | Подготовить контурный рисунок
| Бумага, простой карандаш | |
2. | Наклеивание рисунка на основу | Основа, клей | |
3. |
|
| |
4 | Нанесение пластилина на рисунок |
| Основа изделия, пластилин |
5. | Нанесение контура на изделие
| Основа изделия, пластилин | |
6. |
|
| |
7. | Покрытие изделия лаком
| Изделие, лак | |
8. | Готовое изделие
|
|
|
Готовое изделие
13. Контроль качества
Готовое изделие отвечает следующим требованиям:
1. Цветовое сочетание материала гармонично.
2. Все элементы композиции выполнены ровно и аккуратно, соответствии с
технологией.
3. Работа оформлена в законченную композицию.
4. В целом композиция производит благоприятное впечатление.
5. Панно готово для оформления интерьера или
14. Краткое описание проблем
Хорошо, если в будущих работах я буду использовать бросовый и природный материал: веточки, шишечки, сухие листья. Это будет способствовать не только овладению практическими навыками лепки и пластилинографии, но и помогут им научиться любоваться природой, бережно относиться даже к самому маленькому, сушенному и неказистому листику.
15. Самооценка
В своей работе я стремился сделать красивую композицию, для того, чтобы победить в конкурсе и кажется, у меня это неплохо получилось, а так же моей работой можно украсить интерьер комнаты к любому православному празднику.
16. Словарь терминов:
Пластилин – пластичный и мягкий материал для детского творчества, обладающий свойством принимать и держать заданную форму.
Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства.
Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.
Икона (от греч. eikon — изображение, образ) — живописное — реже рельефное — изображение богов и святых, являющееся предметом религиозного поклонения. Иконы распространены в католицизме, православии и буддизме. Культ икон христианство восприняло от более древних религий, хотя основу культа икон составляют первобытные религиозные представления.
17. Литература:
Голицына Н. С., Скоролупова О. А., Давыдова Г. Н. Детский дизайн.
Пластилинография. СКРИПТОРИЙ 2000, 2006, ISBN 5-98527-035-1
Слайд 1
Муниципальная бюджетная общеобразовательная школа средняя общеобразовательная школа № 21 г. Белгорода Творческий проект Тема: Дизайн интерьера «Лики Святых» (пластилинография) Выполнил ученик 8 «А» класса Труш Владислав Сергеевич руководитель-консультант учитель ИЗО Безрук Светлана ВладимировнаСлайд 2
Содержание Обоснование возникшей проблемы и потребности Банк идей Теоретические сведения История и современность Эскизная проработка базового варианта Инструменты и оборудование Материалы Технология изготовления Контроль качества
Слайд 3
Обоснование возникшей проблемы и потребности Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные. Рисование пластилином - замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет мне освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной и живой. Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей, друзей и создания оригинальных идей для конкурсных работ .
Слайд 4
История и современность Картинки из пластилина могут со временем и опытом перерасти в удивительнейшие работы. Например, как картины из пластилина Августина Пикассо, которые Вы можете увидеть ниже. Даже трудно поверить, что эти картины из пластилина. Правда?
Слайд 5
Банк идей Были рассмотрены ряд вариантов: 1. Составление композиции по теме: «Рождественская сказка». 2. Составление композиции по теме: « Лики святых». 3. Составление композиции по теме: «Библейские сюжеты».
Слайд 6
Теоретические сведения Владимирская икона Божией Матери Икона Владимирской Богоматери издавна почиталась как покровительница и защитница Руси. Начиная с XII века наши предки свято верили в чудотворную силу иконы и взывали к заступничеству Богоматери в самые трудные моменты истории. По преданию, первая икона была написана евангелистом Лукой во время жизни Богородицы. В 450 г. она была перенесена из Иерусалима в Константинополь, а в XII веке оттуда прислана в дар киевскому князю Юрию Долгорукому. Его сын Андрей Боголюбский в 1160 г. перенес икону в северные земли и поместил в специально построенном для нее Успенском соборе г.Владимира. Во время пути икона неоднократно помогала Андрею и его спутникам, совершая чудеса и оберегая людей от несчастных случаев. В 1238 г. татаро-монголы под предводительством хана Батыя захватили Владимир, разорив город и уничтожив в огне Успенский собор. Как гласит легенда, икона осталась невредима в отличие от других храмовых святынь. В 1395 г. к Москве подошел завоеватель Тамерлан. Московский князь Василий упросил митрополита Киприана послать за Владимирской Богоматерью и доставить ее в столицу, потому что только она могла поднять дух приготовившихся к обороне москвичей и помочь в эту тяжелую минуту. Икону торжественно встретили в Москве и внесли в главный храм России – Успенский собор Кремля. Перед Образом Владимирской Богоматери молились о заступничестве и покровительстве. И Тамерлан отступил, повернув обратно от Москвы. Наверное, на то были свои объективные причины – надвигалась осень, а за ней зима. И еще Тамерлан помнил Мамаево побоище: победа досталась бы ему дорогой ценой. Но легенда гласит, что в ночь на 26 августа 1395 г.
Слайд 7
Тамерлан видел во сне Богородицу и святых, которым сам не поклонялся и которых боялся. Завоеватель принял это за неблагоприятный знак и ушел из России. С того времени Церковь празднует Сретение, т.е. встречу Владимирской иконы Богоматери 26 августа (ст.ст.) – 8 сентября (н.ст). После спасения от Тамерлана икона была возвращена во Владимир и окончательно перенесена в Москву лишь в 1480 г., в царствование Иоанна III, который предпринял попытку окончательно изгнать татар с русской земли. В 1480 г. во время знаменитого "Противостояния на реке Угре" русские войска под покровительством иконы Владимирской Богоматери обратили в бегство войска хана Ахмата. И наконец, в третий раз, в 1521 г. чудотворная икона спасает Москву от вторжения казанских татар хана Махмета, явившись в видении нескольким людям. По мнению предков эти видения были следствием заступничества Божьей Матери. До XVII века икона считалась главной святыней русского государства. Перед ней произносили клятвы верности своему Отечеству, перед ней российские монархи венчались на царство, она играла заметную роль в обряде избрания всероссийских митрополитов и патриархов. Ее называли "палладиумом" (т.е. защитой, оплотом) русской государственности.
Слайд 8
Эскизная проработка базисного варианта
Слайд 9
Инструменты и оборудование Картон для основы; Контурный рисунок; Салфетка для рук; Рамка; Стеки; Клей;
Слайд 10
Материал Пластилин - пластичный и мягкий материал для детского творчества, обладающий свойством принимать и держать заданную форму.
Слайд 11
Технология изготовления подготовить контурный рисунок
Слайд 12
наклеивание рисунка на основу
Слайд 14
нанесение пластилина на рисунок
Слайд 15
нанесение контура на изделие
Слайд 17
покрытие изделия лаком
Слайд 19
Готовое изделие
Слайд 20
Контроль качества Готовое изделие отвечает следующим требованиям : 1. Цветовое сочетание материалов гармонично. 2. Все элементы композиции выполнены ровно и аккуратно, в соответствии технологией. 3. Работа оформлена в законченную композицию. 4. В целом композиция производит благоприятное впечатление. 5. Панно готово для оформления интерьера.
Слайд 21
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Снежная книга
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Белый лист
Заяц-хваста
Ручей и камень