Изделия из дерева прочно вошли в нашу жизнь. Древние славяне считали дерево посредником между человеком и солнцем. Оно было символом благополучия и счастья, долголетия и здоровья.
По разнообразию применения древесина не имела себе равных. Из неё делалось практически всё необходимое для жизни: дома, мебель, посуда, колыбели, игрушки, мосты, сани, телеги, музыкальные инструменты, мельницы, лодки и многое другое.
Дерево всегда было и остаётся одним из самых привлекательных поделочных материалов. Оно не только доступно в обработке несложным набором традиционных инструментов, но и красиво в декоративном отношении.
Дерево лечит человека и наполняет его жизненной энергией. Структура дерева ласкает и зачаровывает взгляд. Овладеть этим искусством способен человек любого возраста - потребуется только фантазия и немного свободного времени.
Вложение | Размер |
---|---|
zhar_-_ptitsa_konfetnitsa.doc | 415.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24
Жар птица
(конфетница)
ТЕХНОЛОГИЯ
Работу выполнил:
Батухтин Станислав
МОУ СОШ №24
11 класс
Руководитель проекта:
Баюнова Вера Ивановна
МОУ СОШ № 24
учитель технологии
Рыбинск 2014
Оглавление
Стр.
Введение ……………………………………………………………………………….3
1. Обоснование выбора темы, цель и задачи …………..……………………..…...3
2. Звездочка обдумывания…………………………………………………. ………4
Основная часть……………………………………………………………….………..4
3. Историческая справка…………………………………………………………….4
4. Анализ прототипов…………………………………………………………….…5
5. Банк и анализ идей……………………………………………………………….6
5.1. Критерии выбора изделия……………………………………………………6
5.2. Результаты опроса……………………………………………………………6
6. Материал и инструменты для выпиливания……………………………………7
7. Перевод рисунка на фанеру………………………………………………………7
8. Правила выпиливания……………………………………………………………7
9. Отделка изделия………………………………………………………………….7
9.1. Морфологический анализ изделия………………………………………..8
10. Технология изготовления………………………………………………….……8
11. Экономическое обоснование…………………………………………………….8
12. Экологическое обоснование……………………………………………………..9
Заключение……………………………………………………………………………...9
13. Самооценка………………………………………………………………………9
14. Моя работа………………………………………………………………..…….10
15. Реклама…………………………………………………………………………..11
16. Интернет – ресурсы…………………………………………………………......12
Приложение………………………………………………………………………….....13
Введение
Изделия из дерева прочно вошли в нашу жизнь. Древние славяне считали дерево посредником между человеком и солнцем. Оно было символом благополучия и счастья, долголетия и здоровья.
По разнообразию применения древесина не имела себе равных. Из неё делалось практически всё необходимое для жизни: дома, мебель, посуда, колыбели, игрушки, мосты, сани, телеги, музыкальные инструменты, мельницы, лодки и многое другое.
Дерево всегда было и остаётся одним из самых привлекательных поделочных материалов. Оно не только доступно в обработке несложным набором традиционных инструментов, но и красиво в декоративном отношении.
Дерево лечит человека и наполняет его жизненной энергией. Структура дерева ласкает и зачаровывает взгляд. Овладеть этим искусством способен человек любого возраста - потребуется только фантазия и немного свободного времени.
1. Обоснование выбора темы, цель и задачи
В этом году я заканчиваю 11 класс. Год знаменателен не только этим событием. В марте моей школе исполняется 60 лет. К этому юбилею мы начали готовить свои подарки. Я долго думал, чем можно всех удивить? Создание поделки своими руками, будет хорошим решением данной проблемы.
Считаю: лучшее, что придумала природа – это дерево. От него происходит и жизнь, и красота на земле. Природа и мы – одно целое. Без украшений из дерева невозможно представить себе жилье, как в старину, так и в наше время.
Объектом исследования является увлекательное занятие – изготовление поделки своими руками. Сегодня рынок переполнен разными полезными вещицами. Решив сделать самостоятельно поделку, я хотел попробовать себя и как конструктор, и как дизайнер. В моём сознании уже давно сложился процесс изготовления изделия, прояснились проблемы, с которыми мне придётся столкнуться. Но чем сложнее изделие, тем интереснее, тем глубже удовлетворение от победы над собой. В этом я вижу актуальность данной темы.
Цель проекта: изготовить сувенир в подарок любимой школе.
Приступая к работе, я поставил перед собой следующие задачи:
Для осуществления поставленных задач использовать такие методы, как поиск информации на сайтах Интернета, посещения специализированных отделов в магазинах.
В поиске и обработке материалов мне помогала руководитель Баюнова В.И.
Добиться реализации цели данного проекта мне помогут знания, умения и навыки, приобретенные на уроках технологии, черчения, изобразительного искусства.
Знания видов и свойств древесины поможет правильно подобрать материал для работы, умение выполнять простые чертежи и расчеты – выполнить чертеж проекта; знания, умения и навыки работы с инструментами по дереву позволят довести проект до его полного завершения.
Результаты я представляю в данной работе и думаю, что эти материалы вполне могут быть использованы на занятиях кружка, а также такие поделки будут служить хорошим подарком друзьям и близким.
2. Звездочка обдумывания
Основная часть
3. Историческая справка
С середины XIX века одной из самых распространенных традиций на Руси, была традиция украшать деревянные дома резьбой. Карнизы, оконные и дверные наличники, ставни в деревянных домах любого достатка, покоряли филигранной вязью ручной работы, причудливо сплетавшейся в такие удивительные узоры, что трудно даже вообразить, что они действительно созданы руками человека. До сих пор сохранились и дошли до нас отдельные образцы резьбы по дереву, напоминающей кружевные сплетения. Фасад дома щедро украшался резным орнаментом. Городские и деревенские дома пышным блистали резным ажуром фронтона и наличников. Причиной тому было не только желание украсить свой дом, выделить его в ряду похожих зданий, но и желание защитить себя и своих близких от нечистой силы, а значит, и вера в то, что орнамент выполняет функции оберега. Орнамент мог состоять из простых геометрических узоров, до ажурной резьбы, изображавшей растительную вязь, подобие людей и стилизованные фигурки животных. Однако традиции художественной резьбы не утеряны, и в наши дни существуют народные умельцы, настоящие мастера своего дела, которые блестяще владеют этим искусством, переняв его по наследству. Современные мастера талантливо продолжают традиции предков. Широко применяя при отделке строений ажурное выпиливание из тонких досок (коньки, карнизы, затейливые наличники на окнах и дверях и т.д.). С появлением фанеры ее стали применять для изготовления более мелких предметов домашнего обихода, украшая их орнаментами и узорами, выпиленными при помощи лобзика.
4. Анализ прототипов
Поскольку я решил использовать необычные технологии в изготовлении сувенира, то просмотрев книги и журналы по ремёслам, Интернет-ресурсы, стал рассматривать различные варианты. Передо мной открылось много идей. Но выбрать нужно именно то, что подойдёт. Перебирая все варианты, мой список всё сокращался и сокращался. И вот, что осталось в результате:
Идея 1. Панно.
Технология изготовления - ажурная чеканка по металлу
Работа мне кажется, вызовет трудности.
Такое панно будет служить только украшением интерьера.
Другого назначения я не вижу.
Идея 2. Набор досок
Кухонный набор обладает следующими положительными свойствами:
Плосковыемчатая резьба характерна тем, что на плоской поверхности вырезают углубления различных форм. Её разновидностью является геометрическая резьба.
Геометрическая резьба представляет собой вырезанные элементы из треугольников, квадратов, окружностей.
Идея 3. Ваза трансформер
Эта работа отличается своей оригинальностью.
Технология изготовления - выпиливание лобзиком.
Так как работу необходимо выполнить интересную, были разработаны критерии выбора идеи:
Проанализировав все возможные варианты, я пришел к выводу, что идея 3 подходит мне.
Итак, выбор сделан. Я постараюсь сделать необычную вазу.
Уверен – это самая удачная идея!
5. Банк и анализ идей
Вариант 1 Вазочка из фанеры на подставке, с прорезной резьбой. Достоинство: эстетичность, оригинальная форма, имеет художественную ценность. Недостатки: трудоемкость выполнения работы, нелегко обеспечить качество изготовления. | |
Вариант 2 Ажурная ваза Достоинство: эстетичность, оригинальная форма, имеет художественную ценность. Недостатки: вся работа повторяется из одинаковых элементов. | |
Вариант 3 Жар – птица Достоинство: эстетичность, оригинальная форма, имеет художественную ценность. Недостатки: сложность соединения деталей |
5.1. Критерии выбора изделия
Так как работу необходимо выполнить интересную, я решил опросить своих родных и друзей, какая из данных идей им больше нравится. В опросе приняло участие 25 человек.
Для этого были разработаны критерии выбора идеи:
• прочность
• эстетичность
• практичность в использовании
• технологичность
• оригинальность форм
• доступность материала.
5.2. Результаты опроса
Выбор сделан. Решено – буду делать жар – птицу!
6. Материал и инструменты для выпиливания
В качестве материала для выпиливания рекомендуется использовать фанеру, но высокого качества. Перед нанесением рисунка с кальки следует осмотреть ребра взятого куска фанеры; если имеется даже небольшой участок, где средний слой или слои имеют «пустоту», такой кусок использовать нельзя. Следует обратить внимание на неровности фанеры, скрытые пустоты и наличие в верхних слоях сучков — при выпиливании они могут отскочить. (Приложение 1)
Для выпиливания изделий из фанеры необходим такой набор инструментов и приспособлений: металлический лобзик, тонкое шило с ручкой, небольшие напильники, упорная дощечка, деревянный брусок, нож, циркуль, линейка, карандаш.
Тонким шилом с ручкой при выпиливании внутренних контуров орнамента проделывают отверстия в фанере для пилочки. В такое отверстие снизу фанеры вставляют верхний конец пилочки и закрепляют его в верхнем зажиме, в то время как нижний конец пилочки закреплен в нижнем зажиме. Каждый раз надо не забывать сдавливать рамку лобзика для натяжения пилочки. Шило будет входить в фанеру с меньшими усилиями, если кисть руки с шилом будет делать вращательные движения (одновременно с прокалывающим нажимом).
Отверстие в фанере для пилочки можно также сделать небольшой дрелью с диаметром сверла 2 мм. Рекомендуется также отверстие размещать в середине выпиливаемого контура и не близко от линии контура, чтобы возникающие мелкие трещинки вокруг отверстия были удалены от линии пропила. (Приложение 2)
7. Перевод рисунка на фанеру
Располагать рисунок на фанере надо компактнее, чтобы отходов было как можно меньше. При копировании рисунка с кальки на фанеру все надо укрепить кнопками. Обводить рисунок можно как карандашом, так и шариковой ручкой, стараясь точно придерживаться линии рисунка. Закончив копирование, обязательно надо проверить, нет ли пропусков в мелких контурах орнамента.
8. Правила выпиливания
При выпиливании старайтесь не наклонять лобзик, держите его вертикально, свободной рукой поворачивайте фанеру с рисунком так, чтобы линия рисунка подходила под пилочку, а не наоборот, причем пилочка должна все время находиться в круглом отверстии упорной дощечки. При очень крутых поворотах нужно сделать несколько «холостых» движений лобзиком, не нажимая на пилочку и постепенно поворачивая фанеру.
Выпиливание следует начинать со средних контуров орнамента с учетом того, чтобы за внешним контуром был запас поля не более 10 мм. Работать нужно при хорошем освещении, чтобы избежать ошибок и сходов с линии рисунка.
При работе с лобзиком надо сидеть не сгибаясь, перерывы для отдыха надо делать через 30 минут. (Приложение 3)
Образовавшуюся древесную пыль после работы следует убрать и помещение проветрить. Лучше работать на открытом воздухе. Чтобы предохранить одежду от засорения мелкими опилками, следует надеть передник.
9. Отделка изделий
По желанию исполнителя изделие из фанеры можно полировать, лакировать и красить.
Зачистку и полировку производят шкуркой, сначала средней, затем - мелкой. Двигать шкурку следует по направлению волокон полируемой поверхности.
Можно и просто после зачистки мелкой шкуркой покрыть лаком для пола.
Первый слой лака должен быть довольно жидким. После его впитывания полезно тщательно прогладить всю отлакированную поверхность, чтобы прижать ворс, и после этого лакировать еще раз. Или несколько раз - по необходимости.
Для изготовления этого изделия необходимо проанализировать составные части объекта и подобрать соответствующие материалы. Для этого воспользуемся методом морфологического анализа.
9.1. Морфологический анализ изделия
Признаки | Альтернативные варианты | |||
Материал | фанера | ДСП | древесина | |
Способ соединения | гвозди | шурупы | клей ПВА | пазы |
Отделка изделия | лакирование | окраска | пропитка олифой | нанесение рисунка выжигательным прибором |
Из перечисленных конструкционных материалов наиболее доступным в данном случае будет фанера, использование которой является для меня экономически выгодным, имеются навыки в технологии обработки; она гарантирует по конечному результату качество изделия, к тому же, этот материал хорошо поддается механической обработке.
10. Технология изготовления (Приложение 4)
Последовательность работы | Материалы, инструменты |
1 Создать шаблон на бумаге | Карандаш, бумага, циркуль, лекало, угольник, ножницы. |
2. Заготовить фанеру | Фанера. |
3. Скопировать рисунок на фанеру | Кнопки, карандаш, фанера, шаблон. |
4. Выпилить детали изделия лобзиком. | Лобзик |
5. Выполнить зачистку и полировку. Ручная шлифовка. | Наждачная бумага |
6. Сборка | Клей ПВА |
7. Отделка изделия | Выжигательный прибор, лак, кисточка |
11. Экономическое обоснование
№ | Необходимые материалы | Единицы измерения | Израсходовано | Стоимость материала |
1. 2. 3. 4. 5. | Фанера Лак Клей ПВА Пилочки Электроэнергия | Метров кв. 0,5 л 1 Штук КВт | 1 50г 50 г 15 2 | Отходы 8 рублей 18 рублей 30 рублей 6 рублей |
Итого: | 62 рубля |
Реальная общая стоимость по конечному результату составила 62 рубля. На мой взгляд, это невысокая цена по отношению к товару, который продают сегодня на рынке или в магазине, так как его трудно найти и в имеющемся товаре можно обнаружить некоторые недостатки и недоработки. Энергозатраты минимальны и работа выполнялась в дневное свободное время.
12. Экологическое обоснование
Изготавливая свой проект, я старался как можно меньше нарушать экологию природы и свое здоровье. Материал брал из отходов производства. Технологические процессы выполнял в хорошо проветриваемом помещении. Опилки использовал дома для грядок. Отходы при столярной работе - природного происхождения, поэтому при перекапывании их с почвой получится благоприятный эффект в виде удобрения. Покрывал изделие лаком на улице, что не было так вредно для здоровья. Лак имеет государственный сертификат и разрешён к применению. Поэтому использование данного изделия не приведёт к нарушениям экологической среды общества.
Заключение
13. Самооценка
Все чаще и чаще обычные предметы приобретают новые формы, наполняются новым смыслом. Вот, например, конфетница. Очень простая вещь в моих руках стала совершенно необычной. На изготовление мне потребовалось 2 недели.
Художественное выпиливание лобзиком развивает художественный вкус, требовательность к себе, точность и аккуратность в работе, трудолюбие, усидчивость, изобретательность и в то же время прививает трудовые навыки владения многими инструментами.
При выполнении проекта были использованы сведения из разделов таких предметов, как технология, черчение, математика. Данное изделие, я предлагаю в качестве альтернативного варианта подобного рода изделий.
Работа над проектом была полезной и увлекательной. Использованы навыки и умения, полученные с пятого класса при изучении разделов технологии, они закрепляют полученный опыт работы над изделием, прививают художественный вкус, способствуют общему развитию, доставляют много положительных эмоций. Данное изделие служит в качестве полезной вещи, а также украшением интерьера. Приобретённая определенная подготовка является моим активом в конструкторской деятельности, а также оформленные изделия ручной работы всегда привлекают людей с художественным вкусом.
В любой работе над изделием всегда можно определить положительные и отрицательные стороны.
Положительные стороны:
Я не смог определить в своей работе отрицательные стороны.
Я уверен, что мой подарок любимой школе понравится всем, он украсит интерьер кабинета технологии.
Каждый юноша – это будущий строитель семейного очага, домашнего уюта. И без подготовки, пусть даже в форме увлечения ни к одному человеку не придет умение, поэтому советую всем мальчишкам не терять времени, а учиться постигать данные нам природой, уроки мастерства.
Реклама
МОУ СОШ № 24
г. Рыбинск
ул. Б. Рукавицына, 35
Тел. 55 – 30 - 73
16. Интернет – ресурсы
Приложение 1
Выбор материала
Фанера
Фанера - слоистый древесный материал, получаемый склеиванием 3-х и более листов лущеного шпона, с перекрестной ориентацией волокон в смежных слоях. Наружный слой фанеры называется рубашкой. Рубашка изготавливается из древесины более высокого качества, чем внутренние слои. Наружные слои имеют всегда одно направление волокон, для предотвращения коробления фанеры. Внутренние слои имеют параллельное направление волокон. Изготавливается фанера из сосны, тополя, ели, ольхи, березы в виде листьев толщиной от 1,5 до 18 мм, шириной от 600 до 1830 мм, длиной от 850 до 2440 мм. Листы толщиной более 18 мм называются фанерными плитами.
Для выпиливания необходимо подбирать здоровую и качественную фанеру: чистую и однородную по цвету, без сучков, трещин и отколов, хорошо высушенную и некоробленную, не имеющую на себе участков, пораженных гнилью или грибком.
Березовая фанера. Начинающий любитель выпиливания пользуется березовой фанерой. Березовая фанера легко обрабатывается. Материал наиболее подходящий для выпиливания лобзиком. Толщина листа от 4 до 10 мм.
Приложение 2
Инструкция при выпиливании фанеры
• Проверь, нет ли в зажимах рамы лобзика остатков пилки.
• Закрепи пилку в зажиме ручки так, чтобы вершины зубьев пилки были направлены к ручке.
• Закрепи противоположный конец пилки в верхнем зажиме рамы лобзика. Полотно пилки должно быть хорошо натянуто, иначе на поворотах оно может сломаться. Закрепляя верхнюю часть пилки, рамку лобзика необходимо сжать. Для этого верхнюю часть рамы следует упереть о край крышки верстака и грудью нажать на ручку.
• Все работы по выпиливанию фанеры производи сидя за выпиловочным столиком. Пилка должна перемещаться в строго вертикальном положении и резание производиться сверху вниз; перемещение и движение пилки должно быть без рывков.
• Во время пиления заготовку удерживай левой рукой и ей же производи подачу заготовки по линии разметки.
• Первоначально выпили все внутренние пропилы. Для установки пилки во внутреннем пропиле предварительно просверли или шилом проколи сквозное отверстие. Такое же отверстие сделай в местах крутых поворотов. Наружный диаметр отверстия должен легко касаться линии разметки, чтобы полотно далее шло по касательной. При внутреннем пропиливании верхнюю часть полотна пропускают через отверстие и закрепляют.
• Пиление производи с правой стороны разметки. На крутых поворотах заготовку поворачивай медленно, а движение полотна лобзика производи в том же ритме (40-60 движений в минуту).
• Прямолинейные распилы можно производить ножовкой или лучковой пилой. В этом случае пилу следует держать под очень маленьким углом к плоскости заготовки, чтобы с противоположной стороны пропила не было сколов фанеры.
Приложение 3
Упражнения гимнастики для глаз
Выполните движение глаз по стрелкам на изображении:
Приложение 4
Технология изготовления
№ п/п | Краткое описание операции | Изображение | Оборудование, инструменты, приспособления |
1 | Стоим на бумаге детали чаши овал 240*190, делим его на 5 овалов ширина кольца 15 Обвести трафареты на фанеру и выпилить. Получаем 3 кольца и овал дно | бумага, карандаш, линейка, циркуль ножницы, лобзик | |
2 | Строем на бумаге второй овал 220*170, делим его на 2 овала ширина кольца 15. Обвести трафареты на фанеру и выпилить. Получаем 2 кольца | ||
3 | Для крышки чертим 2 овала 210*155 и 190*135 делим каждый на кольца шириной 15. Обвести трафареты на фанеру и выпилить. Получаем 3 кольца и овал для верха. | ||
4 | Овал № 4 рисуем с крыльями, чтобы было симметрично можно сложить бумагу по линии сгиба, вырезать трафарет, обвести на фанеру и выпилить 1 деталь. | ||
5 | Нижний элемент хвоста. Вырезаем трафарет, обводим на фанеру и выпиливаем. 1 деталь | ||
6 | К овалам № 2 и № 3 дорисуем крылья и хвост. Вырезаем трафареты, обводим на фанеру и выпиливаем по 1 детали. | ||
7 | Для головы необходимо выпилить 2 детали крайние, а на трафарете средней детали дорисовать клюв, обвести трафареты и выпилить из фанеры. | ||
8 | Выполнить зачистку и полировку. Ручная шлифовка. | наждачная бумага | |
9 | Сборка | клей ПВА | |
10 | Отделочные работы |
Детали чертежа
Твёрдое - мягкое
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Весенняя сказка
Простые новогодние шары из бумаги
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен