В историю русской матрёшки вместилась почти вся история России и как культурное явление она становится объектом исторических исследований. Особый интерес представляет ранний этап происхождения русской матрёшки. Он наиболее важен для изучения вследствие малочисленности дошедших до нас из глубины веков сведений, что обнажая истоки этого явления, позволяет понять его природу и происхождение.
Вложение | Размер |
---|---|
matreshka.docx | 55.49 КБ |
prilozhenie_1.1.docx | 1.61 МБ |
matreshka_prilozhenie_1.docx | 1.68 МБ |
russkaya_matreshka_2.1.docx | 2.36 МБ |
russkaya_matreshka_prilozhenie_2.docx | 2.59 МБ |
Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
г. Курганинск
Русская матрёшка
Автор работы:
Лаврикова Яна,
учащаяся 11 «А» класса
Место выполнения работы:
МАОУ СОШ №2
г. Курганинска,
Научный руководитель:
Белая Е.П.,
учитель истории и обществознания
МАОУ СОШ №2
Содержание
1. Введение 2 – 3
2. Глава 1. История матрёшки 4 – 6
3. Глава 2. Технология изготовления 7
4. Глава 3. Классификация видов 8 – 12
5. Глава 4. Матрёшка в Курганинске 13
6. Заключение 14
7. Список используемой литературы 15
8. Приложения 16 – 32
Введение
Изучение истории изготовления русской матрёшки является довольно интересным и важным. Подобные исследования позволяют сделать теоретические обобщения по истории происхождения и развития матрёшки и даже в конкретных случаях способствовать практическому применению полученных выводов. Не вызывает сомнения и то, что на сегодняшний день тема культуры, возрождения данных традиций обычаев, сохранения духовных и нравственных принципов одна из самых актуальных особенно в России. Недаром правительство РФ ежедневно рассматривает самые разные законопроекты ради сохранения русской истории. И поэтому не случайно мной была выбрана данная исследовательская работа.
В связи с этим изучение истории происхождения русской матрёшки представляет значительный интерес. В историю русской матрёшки вместилась почти вся история России и как культурное явление она становится объектом исторических исследований. Особый интерес представляет ранний этап происхождения русской матрёшки. Он наиболее важен для изучения вследствие малочисленности дошедших до нас из глубины веков сведений, что обнажая истоки этого явления, позволяет понять его природу и происхождение. Несмотря на разнообразие работ, затрагивающих как общие, так и отдельные аспекты истории русской матрёшки, найти обобщающих исторические работы не удаётся. Всё это способствовало рождению данного исследования.
Цель исследования: изучение истории происхождения русской матрёшки.
В соответствии с целью задачами исследования являются:
Хронологические рамки исследования охватывают период с конца 19 века и по наше время.
Объектом исследования являются различные виды матрёшек и их характеристики.
Предметом исследования являются памятники повествовательного характера.
Методы исследования:
Характеристика работы:
Моя работа относится к теоретическим исследованиям, так как её суть, цель и направление подлежат чисто историческим наукам.
Значимость моей работы заключена в том, что она способствует сохранению обычаев и традиций русского народа.
Обзор используемой литературы.
Источниковедческой базой исследования являются повествовательные памятники рассматриваемого периода. Наиболее важная роль в данной работе отводится памятникам повествовательного характера, в которых присутствует разнообразный материал, помогающий раскрыть различные аспекты темы и являющийся базисом всего исследования. Некоторые сведения о матрёшке мы находим в трудах Елены Козловой «Матрёшке – 100», журнал «Ваш Досуг». Из них мы узнали, что такое матрёшка и какова её роль в культуре нашей страны. Также можно с уверенностью сказать и то, что довольно полезной оказалась работа Ирины Сотниковой «Кто придумал матрёшку». Сайт «Русские напёрстки». Из данной работы мы почерпнули сведения о том, как и почему матрёшка получила своё название. Нельзя не согласиться и с тем, что книга «Народные художественные промыслы» Н.И. Каплана, Т.Б. Митлянской является одним из самых значимых источников информации. Сведения, полученные нами из данного издательства, рассказали о том, когда расширилось производство матрёшек и какие виды стали наиболее популярными в народе и востребованными на рынке. Безусловно, ценным помощником данного исследования является экземпляр «Народные промыслы» А. Клиентова. Материал из данного экземпляра предоставил нам сведения о понимании народа о русской матрёшке, и помог увидеть её отображение в устном народном творчестве.
В соответствии с поставленными целями и задачами структура данной исследовательской работы включает в себя введение, главы, заключение, приложение и список используемой литературы.
1. История матрёшки
Когда и где впервые появилась матрёшка, кто её придумал? Почему деревянная раскладная кукла-игрушка называется «матрёшка»? Что символизирует такое уникальное произведение народного творчества? Попробуем ответить на эти и другие вопросы.
Первая русская матрешка была восьмиместной: за девочкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая изображала спеленатого младенца. (Приложение 1) «Настоящая Матрёна!» - воскликнул кто-то, увидев куклу»1. Первую матрёшку хранит ныне Музей игрушки в Сергиевом Посаде. Раскрашенная гуашью, выглядит она не очень-то празднично. С самых первых попыток найти внятные ответы оказалось невозможным – сведения о матрёшке оказались довольно запутанными. Так, например, существуют «Музеи матрёшки», в СМИ и в сети Интернет можно прочесть множество интервью и статей на эту тему. Но музеи или экспозиции при музеях, а также многочисленные публикации, как выяснилось, посвящены, в основном, различным художественным образцам матрёшки, изготовленным в разных регионах России и в разное время. «Но мало кто знает, где и когда родилась эта красавица, ставшая символом нашей родины.»2 Для начала напомним основные версии-мифы, исправно переписываемые под копирку и кочующие по страницам различных изданий.
Часто повторяющаяся общеизвестная версия: появилась матрёшка в России в конце 19 века, придумал её художник Малютин, выточил токарь Звездочкин в мастерской «Детское воспитание» Мамонтова, а прообразом русской матрёшки послужила фигурка одного из семи японских богов удачи – бога учёности и мудрости Фукурумы. (Приложение 2) Он же Фукурокуджу, он же Фукурокудзю (в разных источниках указана разная транскрипция имени). Ещё одна версия появления будущей матрёшки в России – якобы первым вырезал подобную игрушку некий русский православный монах-миссионер, побывавший в Японии и скопировавший составную игрушку с японской. Сразу оговоримся: точных сведений, откуда взялась легенда о мифическом монахе – нет, и ни в одном источнике конкретной информации не существует. Это напоминает легенду о «христианских иноках, воевавших с врагами Руси», однако носивших языческие имена Пересвет и Ослябя. Версия третья – японскую фигурку будто бы привезли с острова Хонсю в 1890 году в подмосковную усадьбу Мамонтовых в Абрамцево. Японская игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. В одну из сред, когда в усадьбу наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъёмная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. А чтобы она выглядела по-деловому, пририсовал ей в руку чёрного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна – с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца – и он появился в расписной рубахе. До конца 90-х годов прошлого века матрешки вытачивали и расписывали в московской мастерской "Детское воспитание", а после ее закрытия в подмосковном Сергиевом Посаде, старинном центре по изготовлению игрушек. По приданию, первую "троицкую" игрушку вырезал настоятель Троицко -Сергиева монастыря Сергей Радонежский, основанного в 1340 году. Он лично одаривал игрушками детей. Даже среди игрушек царских детей были деревянные троицкие. Их покупали в Сергиевом Посаде, куда на богомолье приезжали русские цари со своими домочадцами.
Почему оригинальную деревянную куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Практически единодушно все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России. «Кстати, имя Матрёна произошло от латинского «Matrona», что означает «знатная женщина», по-церковному писалось Матрона, среди уменьшительных имен: Мотя, Мотря, Матрёша, Матюша, Тюша, Матуся, Туся, Муся. То есть теоретически матрешка могла бы называться и мотькой (или муськой). Звучит, конечно, странно, хотя чем хуже, например, «марфушка»? Тоже хорошее и распространенное имя — Марфа. Или Агафья, между прочим, популярная роспись по фарфору называется «агашка». Хотя согласимся, что «матрёшка» название очень удачное, кукла действительно стала «знатной» 3. Само имя Матрона действительно означает «знатная женщина» в переводе с латыни, и включено в Православный церковный календарь. Но, что касается утверждения многих исследователей о том, что Матрёна – женское имя, очень любимое и распространённое в среде крестьянства в России, то и здесь имеются любопытные факты. Некоторые исследователи попросту забывают, что Россия большая. А это значит, что одно и то же имя, или один и тот же образ могут заключать в себе как положительное, так и отрицательное, иносказательное значение. Так, например, в «Сказках и преданиях Северного края», собранных И.В. Карнауховой, есть сказка «Матрёна», в которой повествуется о том, как баба по имени Матрёна чуть было не умучила чёрта. В публикуемом тексте прохожий-горшечник избавляет чёрта от ленивой и вредной бабы и, соответственно, в дальнейшем пугает ею чёрта. В данном контексте Матрёна является неким прообразом злой жены, которую боится сам чёрт. Подобные описания встречаются и у Афанасьева. Сюжет о злой жене, популярный на Русском Севере, неоднократно использовался в литературе:
. «Про матрёшку даже придумали потешку:
Шли матрёшки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрёны, три Матрёшки
И ещё Матрёшечка!»4
Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъемное красочно расписанное деревянное изделие. Но и по сей день, матрешка остается символом материнства, плодородием, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры. Ещё говорят, на абрамцевских вечерах чай подавала прислуга с таким именем. Переберите хоть тысячу имён – и ни одно лучше к этой деревянной кукле не подойдет. Идея активного женского начала получила широкое признание в индуизме в связи с распространением культа шакти. Матри рассматривались как женские персонификации творческой энергии великих богов: Брахмы, Шивы, Сканды, Вишну, Индры и т.д. Матри (инд. «мать») – в индуистской мифологии божественные матери, олицетворяющие созидательные и губительные силы природы. Число Матри колебалось от семи до шестнадцати; в некоторых текстах о них говорилось как о «великом множестве. Это уже не просто совпадение, а доказательство общих, индоевропейских корней, что имеет прямое отношение и к славянам.
Существует мнение, что кукла бытовала ещё в Древней Руси и несла более глубокий смысл. Одни исследователи предполагают, что такая кукла женского рода с большим потомством есть сама Матерь - богиня жизни, продолжения рода. Другие считают, что многооткрывающаяся кукла говорит о том, что человек, как и земля, имеет семь сфер - семь тел. И еще, древние мудрецы говорили, что семь поколений сохраняют память и генетические коды. Семь поколений из рода в род зависят друг от друга, вот почему так бережно относились ко всем традициям и законам рода. Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, т.е. чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем быстрее желание исполнится. Матрёшка – это тепло и уют в доме. С последним трудно не согласиться – чем больше мест в матрёшке, т.е. чем больше внутренних фигурок, одна меньше другой, тем больше можно положить туда записочек с желаниями и ждать, когда они исполняться. Это своего рода игра, и матрёшка здесь выступает в роли очень обаятельного, милого, домашнего символа, настоящего произведения искусства. Не стоит забывать, что в древности, и не только на Руси, различные украшения (женские и мужские), предметы обихода, а также игрушки, вырезанные из дерева или сделанные из глины, играли роль не просто предметов, скрашивающих быт – но являлись ещё и носителями определённой символики, имели какой-то смысл. А само понятие символизма тесно переплеталось с мифологией. В начале XX века насчитывали более 20 видов матрешек. Одни были «одеты» в национальные платья, другие щеголяли в старинных исторических костюмах, третьи словно шагнули к нам из сказки. Первые матрешки своими формами и росписью тоже фиксируют эту пеструю разнообразную жизнь девушек в русских сарафанах с корзинами, серпами, букетиками цветов либо в полушубках с шалью на голове; жениха и невесту, держащих свечи в руках; пастушка со свирелью; старика с окладистой бородой. «В таком виде матрёшка и живёт второй век»5. Иногда матрешка представляла собой целую семью. (Приложение 3) Мастера-живописцы использовали не только краски, но применяли и другие приемы оформления: выжигание, позолоту, лакировку. В руках кукла могла держать платочек, цветок, корзинку, петуха, серп, хлеб или вести за руки малыша. Минимальное количество кукол-вкладышей могло быть 3, известна матрешка с 51 вкладышем. В 1900 году русская матрешка экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль и мировое признание. «В 1960 – 1970-х годах производство матрёшек значительно расширилось. Широкую известность на внутреннем и международном рынках получили кировская матрёшка, близкая по типу к загорской, но отличие от неё инкрустированная соломкой, марийская и мордовская матрёшки, в форме и росписи которых передан национальный характер костюма и головного убора».6 Для жителей многих стран она стала поистине "русской девочкой", символом всего русского. И вполне заслуженно, ибо с завидной обобщенностью и с народным юмором, веселой выдумкой и красочной лаконичностью решены были мастером характер куклы, ее одежда и форма. В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, часта тема России в образе девушки, а также семьи. Стали нередки и матрёшки пародийного характера с изображением политических деятелей. (Приложение 4) В нескольких городах работают музеи матрёшки: в Москве — в Леонтьевском переулке, в Нижнем Новгороде, в Нолинске, Калязине, Вознесенском и в Сергиевом Посаде.
Вы можете попробовать сами расписать матрешку, взяв за образец оригинальный вариант. Расписанная вами матрешка станет отличным подарком друзьям, знакомым, украсит интерьер вашей квартиры, а процесс росписи принесет вам эстетическое удовольствие.
2. Технология изготовления
Технологию изготовления матрешки российские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца) освоили с легкостью. Принцип изготовления матрешки остается неизменным и до настоящего времени, сохраняя все приемы токарного искусства русских умельцев. Много появилось матрешек после той, первой. Каждый мастер стремился превзойти другого в росписи, форме. Сейчас матрёшки делают в различных мастерских. Но «матрёшек можно сделать не только с помощью дерева, но и из пенопласта».7
Как правило, матрешки изготавливают из древесины таких лиственных пород деревьев, как липа, береза, ольха, осина. Самым благодатным материалом является липа. Деревья, предназначенные для выделки матрешек, спиливают весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Спиленные деревья очищают, оставляя обязательно в нескольких местах кольца коры. Иначе при сушке древесина потрескается. Подготовленные таким образом бревна с замазанными торцами, укладывают штабелями, чтобы между ними остался зазор для воздуха. Заготовленную древесину выдерживают на открытом воздухе не менее двух лет. Определить степень готовности материала может только опытный мастер. Бревна, готовые к обработке, распиливают на заготовки для будущей матрешки. До 15 операций проходит заготовка в руках токаря, прежде чем стать готовой матрешкой. Чтобы выточить на токарном станке куклу, токарю необходимо незаурядное мастерство, умение пользоваться сравнительно небольшим набором, казалось бы, несложных инструментов - ножом и стамесками разной длины и конфигурации. Обычно первой вытачивают самую маленькую неоткрывающуюся фигурку, потом уже все остальные фигурки. Готовые куклы грунтуют крахмальным клеем, сушат, теперь матрешка готова к росписи. Благодаря огромной популярности матрешки, в России стали возникать новые центры по ее изготовлению и росписи. Теперь не только Сергиев Посад славился изготовлением игрушек, но и город Семенов в Нижегородском крае. Как вид народного искусства матрешка обладает огромным потенциалом для передачи событий, развернутых во времени и пространстве, для изображения памятников архитектуры древнерусских городов Владимира, Суздаля, Новгорода и других, для знакомства с декоративными мотивами традиционных центров русской народной культуры. Все чаще можно встретить матрешку, расписанную под "гжель", "жостово", "хохлому", "палех". (Приложение 5) Роспись матрешки вбирает в себя все яркое, свежее, связанное с обновлением общества. Новые поколения пленяются свежестью воображения создателей и авторской матрешки.
3. Классификация матрёшек
Существует два основных вида матрешек: традиционный и авторский. У традиционной куклы стандартный вид росписи и название, достающееся ей от названия места ее рождения. Вот некоторые из них: Сергиевская или загорская( Сергиево – Посадская), Семеновская, Майданская (Полховская), Вятская матрёшки. У традиционной куклы стандартный вид росписи и название, достающееся ей от названия места ее рождения. Вот что пишут о других видах источники: «Художники йошкаролинской фабрики мебели и игрушек создали своеобразный тип марийской матрёшки, которую можно узнать по жёлтому платочку, широко раскрытым глазам, Лёгкому орнаменту, украшающему одежду». 8. У авторских матрёшек дизайн зависит от фантазии художника, их автора.
Сергиево-Посадская матрешка
Город Сергиев посад, расположенный в 73 км от Москвы, обязан своим происхождением знаменитой Троице-Сергиевской лавре. В 1340 году монах Сергий Радонежский основал маленькую, затерянную в лесах обитель, которая с течением времени превратилась в крупнейший монастырь Российского государства. В слободах и сёлах, окружавших лавру, процветало множество ремёсел. Особенно выделялось производство деревянной игрушки, получившей название «троицкой». Роспись же сергиевских матрешек производилась без предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью, а интенсивность цвета достигалась при помощи лакировки.
Новая деревянная токарная игрушка-матрёшка, выполненная профессиональными художниками, получает второе рождение в недрах старинного игрушечного промысла, располагавшего многочисленными частными мастерскими, в которых работали искуснейшие потомственные мастера-игрушечники. Бурный расцвет искусства изготовления и росписи Сергиево-Посадской матрёшки (Приложение 6) в первые десятилетия 20 века был настолько своеобразен, что определил стиль росписи матрёшки в России на многие годы. В это время были созданы основные типы росписи сергиево-посадской матрёшки, главной отличительной чертой которой является стремление отобразить в росписи современную жизнь. Большая базарная площадь, расположенная напротив монастыря, почти всегда была заполнена пёстрой шумной толпой: купцами, монахами, богомольцами, ремесленниками. В 1910 году в Сергиевом Посаде была организована артель «Кустарь - художник» - куда вошли почти все местные мастера. В 1928 году она была преобразована в фабрику игрушек, существующую, и по сей день. Матрёшка из Сергиева Посада имеет ряд отличительных черт: приземистую форму, верх, плавно переходящий в утолщающую нижнюю часть фигурки, роспись гуашью и лаковое покрытие. Несмотря на огромную популярность сергиево-посадской матрёшки, а может быть и благодаря ей, в России стали возникать новые центры по её изготовлению и росписи. Как правило, это были старинные центры народных ремёсел, где токарное искусство было развито достаточно высоко. Увидеть новинку, игрушку-матрёшку, мастера могли на ярмарках, среди которых одной из крупнейших была Нижегородская. Сергиево-посадские матрёшки покорили воображение потомственных нижегородских мастеров-игрушечников. Один за другим стали возникать центры по изготовлению и росписи матрёшек в Нижегородском крае.
Семёновская матрёшка
Соседство с Хохломой во многом определяет своеобразие росписи семёновской матрёшки. (Приложение 7) Изготовлением токарных игрушек в Семёнове занимались с незапамятных времён. Делали ведёрки, яблоки, груши и другие игрушки. Их ярко расписывали кистью из травы «белоус», частыми красными и зелёными полосами и покрывали сверху светлым лаком. Делать расписных матрёшек начали с того времени, когда сын известного токаря-игрушечника Аверьяна Дорофеевича Вагина из деревни Мериново, расположенной в 8 км от Семёнова, привёз из Нижнего Новгорода сергиево - посадскую деревянную куклу-болвашку, окрашенную светло-зелёной растительной краской, изображавшую мужика с нарисованной бородой и усами. По аналогии с пасхальными яйцами куклу решили сделать разъёмной. Так появилась деревянная игрушка прообраз будущей семёновской матрёшки. Первые матрёшки расписывали фуксином, сверху покрывали клеем вместо лака, отчего роспись в целом получалась тёмной. Особенно интересны были токарные матрешки мастеров Вагиных: плешивый мужик с бородой и усами и дородный мужик в шляпе и тулупе. Истоки росписи семеновской матрешки связывают также с потомственными мастерами-игрушечниками Майоровыми (из деревни Мериново). Однажды глава семейства Арсений Федорович привез с Нижегородской ярмарки не раскрашенную куклу-болвашку, которую расписала его старшая дочь Любовь. Гусиным пером она сделала на кукле рисунок и расписала ее кисточкой анилиновыми красками, расположив в центре ярко-алый цветок, напоминающий ромашку, голову же матрешки она увенчала старинным русским головным убором—кокошником. Постепенно сложился тип росписи, который в отличие от Сергиево-Посадской росписи матрёшки более декоративен. В своей росписи семёновские мастера идут от традиций «травного» орнамента Древней Руси. Мастера-семёновцы оставляют больше не закрашенного дерева, расписывают матрёшку анилиновыми красками, затем лакируют. Вначале намечают росчерком тонкой кисточки контуры лица, глаза, губы, наводят румянец. Затем рисуют платок на голове у матрёшки, рисуют юбку, передник, руки. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов. В манере исполнения этого букета и просматриваются приёмы росписи древнерусских мастеров. Ранние семёновские матрешки больше соответствовали духу древнерусской росписи, а линии рисунка были легче. С течением времени рисунок букета как бы наливался соками трав, становился более плотным, красочным и живописным. В настоящее время мастера используют в росписи три цвета – красный, синий и желтый, варьируя сочетания цветов платка, сарафана и фартука. Главным в колорите семёновской матрёшки является решение основного цвета в букете, который задаёт тон всему цветовому строю. Букет по традиции располагается на фартуке асимметрично, несколько смещён вправо. Роспись каждой семёновской матрёшки неповторима и оригинальна. Мастерица, расписывая очередную матрешку, вносит в роспись что-то новое. В то же время матрешка, выполненная мастерами Заволжского края, несет отпечаток древней, отшлифованной веками народной культуры, своеобразно понятой и развитой современными мастерами. Семёновские токари создали свою форму матрёшки, которая, в отличие от сергиево - посадской матрёшки имеет большую стройность, относительно тонкий «верх», который резко переходит в утолщённый «низ». Знаменитая семёновская матрёшка отличается от матрёшек других центров своей многоместностью: в неё вкладывают до 15- 18 разноцветных кукол. Именно в Семёнове была выточена самая большая 72-местная матрёшка, диаметр которой 0,5 метра, а высота 1 метр.
Полховская матрёшка
Почти одновременно с мериновской в Поволжье появилась еще одна матрешка – в большом селе Полховский Майдан, или Полхов Майдан, как его назвали в простонаречии. |
Своей формой полховская матрешка (Приложение 8) заметно отличается от своих сергиевских и семёновских сестер. Кроме того, удивляет ее необыкновенное многообразие от многоместных, вытянутых по вертикали фигурок с маленькой, жестко очерченной головкой до примитивных одноместных фигурок – столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок. Вот что сообщает о майдановской матрёшке источник: «Матрёшки, которых делают в Майдане тоже отличаются от всех известных, и не только расцветкой. Каких только они не бывают форм и размеров!»9 Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново – красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. “Цветы с наводкой” – наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись, более близкая и “пестрение” – украшение при помощи отдельных мазков. |
Мастера Полховского Майдана, как и мериновские и семеновские соседи, расписывают матрешку анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором. Главный элемент полхов-майданской куклы – многолепестковый цветок шиповника, возле него бывает несколько полураскрытых бутонов. Роспись игрушки начинается с нанесения контура рисунка тушью. Затем изделие грунтуется крахмалом, потом расписывается. После росписи матрешку два или три раза покрывают прозрачным лаком. |
Вятская матрёшка
Жители Вятки и окрестных деревень издавна занимались производством игрушек. В деревне Луговое расписывать матрёшку начали ещё в 30-е годы. Но особое своеобразие вятская расписная деревянная кукла получает в 60-е годы, когда матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красителями, но и инкрустировать соломкой. Инкрустация соломкой художественных изделий из дерева на столярной основе, главным образом коробок и шкатулок, известна в этих краях давно. Для инкрустации используется ржаная соломка, которая выращивается на специальных участках и аккуратно срезается серпом вручную. Одна часть соломы для получения декоративного эффекта проваривается в растворе соды до золотистого цвета, другая остаётся белой. Затем солому разрезают, приглаживают, штампиком выбивают детали нужного рисунка. Наклеивают соломку по сырому лаку. Расписанную анилиновыми красителями и инкрустированную соломкой матрёшку покрывают масляным лаком. Вятская матрёшка (Приложение 9) наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки завораживает и притягивает вас, настолько оно мило и приветливо.
Авторская матрёшка
В настоящее время русская матрёшка переживает своеобразный ренессанс, связанный, по-видимому, с тем огромным интересом в мире к России, начавшимся в ней переменам в экономической и культурной жизни. Оживление экономической жизни дало возможность беспрепятственного существования различных небольших частных мастерских, по изготовлению и росписи русских деревянных кукол. Особенно много подобных мастерских появилось в Москве и её окрестностях, где существует обширный рынок сбыта этих изделий. Наибольший интерес стала представлять матрёшка, изготовленная не в том или ином стиле, а авторская, выполненная художником-индивидуалом, профессионалом или любителем. Современные художники – матрёшечники прежде всего обратились к традициям первых русских расписных матрёшек, над созданием которых трудились профессиональные художники и опытные мастера-игрушечники. Появились различные варианты русской девушки-крестьянки, одетой в народную одежду, в облике которой угадываются черты первой русской матрёшки С.В.Малютина.
Фантазии современных художников нет границ. Традиционный тип сергиево-посадской матрёшки, держащёй в руке какой-нибудь предмет, в настоящее время пополнился многочисленными вариантами матрёшек – девушек, женщин, иногда даже пожилых, с корзинами, полными фруктов, самоварами и лукошками. Все большее распространение получают матрешки, на фартуках которых изображены сюжеты из русских народных сказок. Заметнее становится тенденция использовать в росписи современной матрешки декоративные мотивы, характерные для традиционных центров русской народной культуры. Можно сказать, что искусство современной матрешки как бы концентрирует в себе все богатство художественных традиций русской народной росписи. Любимым персонажем авторской матрешки остается русская женщина. На первый взгляд может показаться, что к этому традиционному образу трудно что-либо добавить. Но современный художник извлекает из него неожиданную свежесть, отдаваясь игре воображения. Популярным является изображение Троице-Сергиевой лавры, памятников древнерусской архитектуры Владимира, Суздаля, Новгорода и других городов. Существуют матрешки, воспроизводящие живописные пейзажи России. Авторские матрешки появляются на свет в разных местах России – Москве, Кирове, Сергиевом Посаде, Санкт-Петербурге, Твери. Автор, как правило, лишь слегка отражает в своей игрушке русские традиции, вкладывая в нее новый смысл и сюжет. Так появляются матрешки-политики, матрешки с сюжетами из фильмов и мультиков, а также русских народных сказок. (Приложение 10) Одна кукла может рассказать целую сказку. Художник Борис Краснов расписал самые большие авторские матрешки, которые стоят в ТЦ «Афимолл» в Москве. Их высота 30 метров, они расписаны под Гжель, Хохлому и городецкую роспись, на некоторых изображены русские сказки.
4. Матрёшка в Курганинске
Такая русская красавица, как наша русская матрёшка завоевала сердца миллионов людей по всему миру. Не стал исключением и наш город Курганинск.
К сожалению, среди молодёжи русская матрёшка не обрела популярность, но среди граждан более старшего поколения она нашла себе место. Мне удалось побеседовать с человеком, который увлекается росписью матрёшек.
Зовут эту женщину Ирина Владимировна Ковез. Она является сотрудником МАОУ ДОД Центр детского творчества г.Курганинска. Ирина Владимировна ведёт у младших классов кружок изобразительного искусства на базе МАОУ СОШ № 3. (Приложение 11) Она учит детей прикладному творчеству и сама является творческим человеком. Ирина Владимировна старается развить в своих учениках любовь к художеству, упорство, терпение, ведь эти качества, бессомненно, можно отнести и к ней. Но ведь всё-таки как и когда она начала заниматься росписью матрёшек и почему? Всё дело в том, что Ирина Владимировна унаследовала свой талант. Росписью матрёшек занимаются её родители, а так же занимались бабушка и дедушка. Поэтому любовь и обожание к искусству ей привили родители. С самого детства она занималась в Курганинской детской художественной школе. Позже получила педагогическое образование. То есть мы смело можем утверждать, что ученики Ирины Владимировны будут не менее талантливы. (Приложение 12)
Если мы посетим выставку её работ, то увидим не менее 25 различных матрёшек, абсолютно различающихся по форме, размерам, числу вложенных кукол, теме росписи. (Приложение 13) Каких же матрёшек там только не будет! Большие и маленькие, традиционной формы и нетрадиционной, сказочные персонажи и матрёшки с изображением церквей, многооткрывающиеся и малооткрывающиеся. Так же можно будет увидеть работы её учеников. (Приложение 14) Так как Ирина Владимировна преподаёт в младших классах, то, конечно, эти матрёшки будут слегка размазанными и нечёткими. Но за упорный труд и старание их бесспорно можно считать лучшими матрёшками, выполненными школьниками во всём Курганинском районе!
Кроме матрёшек, Ирина Владимировна расписывает разделочные доски, ложки, деревянные шкатулки, магниты, посуду под напитки и даже ручки для письма, а так же пасхальные яйца и другие предметы домашнего быта. (Приложение 15) Но, к сожалению, работа Ирины Владимировны отнимает у неё всё свободное время. И это неспроста! Ведь она уделяет своим ученикам много времени, которого ей не хватает для свободного занятия искусством. Мы пожелаем ей творческих успехов, достойного продолжения её дела, которому она посвятила свою жизнь. Пусть Ваша жизнь будет такой же яркой, как и Ваши матрёшки!
Но кроме Ирины Владимировны в Курганинске есть ещё одна женщина, которая тоже занимается искусством, но к теме росписи матрёшки относится более сдержанно. Её зовут Татьяна Валерьевна Беляк. Она является сотрудником Курганинского исторического музея. Татьяна Валерьевна тоже занимается искусством, но более всего ей нравится живопись. В её коллекции работ мы можем наблюдать матрёшку в стиле русской народной сказки «Репка». (Приложение 16) Всего в «Репке» 5 кукол. Так же, можно увидеть необычную матрёшку в форме яйца. На ней изображены Дед Мороз и Снегурочка. (Приложение 17) Все работы выполнены с поразительной чёткостью, красотой и яркостью. А наблюдать их можно в Курганинском историческом музее.
Подводя итог сказанному, хотелось бы напомнить, что, к сожалению, русская матрёшка не так популярна в Курганинском районе, как, например в Москве. Но, когда есть такие замечательные люди, как Ирина Владимировна Ковез и Татьяна Валерьевна Беляк, можно смело смотреть в будущее и не бояться бесславной кончины этого замечательного символа России, символа русского человека, символа русской души.
Заключение
Исходя из цели данной работы, мы постарались изучить историю происхождения русской матрёшки.
В первой главе мы рассмотрели историю происхождения русской матрёшки и выявили, что первая русская матрёшка была восьмиместной, что есть три основные версии её происхождения в России, а её имя в переводе с латинского означает «знатная женщина», что матрёшка – символ плодородия и материнства, что в 1900 году матрёшка представлялась на выставке в Париже, и после этого получила огромную известность по всему миру, что в Москве, Нижнем Новгороде, Сергиевом Посаде есть музеи матрёшки.
Во второй главе мы изучили технологию изготовления русской матрёшки и узнали, что матрёшки принято изготавливать из таких древесных пород, как ольха, осина, берёза, ну а самый благоприятный вариант это липа. Мы выяснили, что древесину для матрёшки спиливают в апреле и после этого она выдерживается на свежем воздухе не менее двух лет, что требуется огромное мастерство для вытачивания матрёшки, что во многих городах России стали появляться центры по изготовлению и росписи русской матрёшки.
В третьей главе мы рассмотрели классификацию видов русской матрёшки и выявили, что существует два основных типа русской матрёшки: традиционный и авторский и рассмотрели авторскую матрёшку и наиболее популярные виды традиционной: сергиево – посадская, семёновская, полхово – майданская и вятская матрёшки. Также мы узнали, что главная отличительная черта сергиево – посадской матрёшки – стремление отобразить современную жизнь, семёновской – её многоместность и то, что самая многоместная кукла – семёновская, полхово – майданской – многообразие форм, вятской- то, что вятская матрёшка – самая северная матрёшка нашей страны. Отличительной чертой авторской матрёшки является её неповторимость. Нет и двух похожих друг на друга авторских матрёшек.
В четвёртой главе мы рассмотрели роль русской матрёшки в Курганинске и выявили, что в Курганинске есть две жительницы, занимающиеся росписью матрёшек. Это И.В. Ковез и Т.В. Беляк. Так же мы узнали, что, к сожалению, русская матрёшка ещё не добилась такой славы у молодёжи, как, например, у более старшего поколения.
Я надеюсь, что моя работа будет продолжена, так как является подтверждением того, что матрёшка стала нашим национальным сувениром и шагнула за рубежи нашей Родины. Многие иностранцы, посетившие нашу страну, увозят к себе на родину нашу русскую матрёшку. Но не так проста русская матрёшка – эта составная часть нашей жизни, произведение и скульптурное и живописное, это образ и душа России.
Используемая литература
Ручей и камень
Неньютоновская жидкость
Император Акбар и Бирбал
На горке
Отчего синичка развеселилась