Работа относится к исследовательским. Ученик сравнивает технику выполнения, сюжеты разных видов искусства. Знакомит нас с историей возникновения росписи Городца и витража.
Вложение | Размер |
---|---|
rospis_aksyonenko.doc | 58 КБ |
Направление: изобразительное искусство
Тема: «Витраж, роспись, коллаж»
Работу выполнил
ученик 4 г класса
Аксёненко Семён
Введение
Три года я занимаюсь в музыкальной школе, посещаю художественное отделение. Мне очень нравиться рисовать. На уроках мы выполняем работы в разной технике. Я задумался, зачем люди используют разные виды прикладного искусства, чем они отличаются.
Гипотеза:
Если витраж, роспись, коллаж – это разные виды искусства, то они отличаются техникой выполнения.
Тема моей исследовательской работы: «Витраж, роспись, коллаж».
Цель исследования:
Узнать, что такое витраж, роспись, коллаж и сравнить их технику выполнения.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и сравнить технику выполнения.
2. Охарактеризовать основные сюжеты.
3. Определить значимость художественных произведений для человека.
План работы:
1. Ознакомится с историей возникновения росписи Городца и витража.
2. Проанализировать технику выполнения Городца и витража.
3. Охарактеризовать основные сюжеты Городца и витража.
4. Проведение сравнения видов изобразительного искусства.
5. Определение значимости художественных произведений для человека.
6. Написание работы.
Объект исследования: коллаж, роспись, витраж.
Предмет исследования: отличие данных видов искусства.
Методы исследования: изучение литературы, наблюдение, сравнение.
Результаты данной работы могут быть использованы для расширения кругозора учащихся и при изучении предмета изобразительное искусство.
Основная часть
1.1. Актуальность прикладного вида деятельности.
Один из наиболее древних видов художественного творчества – прикладное творчество. Актуальность прикладного вида деятельности состоит в том, что оно осуществляется в предметах быта, созданных по законам красоты. Это вещи, сделанные не только как полезные, но и как прекрасные, имеющие свой стиль и свой художественный образ, который выражает их назначение.
Произведения декоративно - прикладного искусства отражают культурный уровень народа той или иной эпохи. Оно не только помогает людям жить, но и формирует их вкусы: воспитывает чувство цвета, учит понимать замысел произведения, его образность.
1.2. Сравнение витража и городецкой росписи. История возникновения.
Витраж, роспись – это виды прикладного искусства.
Витраж - старинный вид искусства, родившийся тогда, когда человечество научилось изготавливать цветное стекло. Витражами называются прозрачные картины, рисунки, узоры, выполняемые из стекла или на стекле. Для сравнения с витражом я взял городецкую роспись.
Городецкая роспись – это русский народный художественный промысел. Существует с середины 19 века в районе города Городец. Яркие страницы истории городецкой росписи связаны с деятельностью Петра I по созданию русского военного флота. Каждый корабль непременно украшался деревянной резьбой, демонстрируя как военную мощь России, так и художественный талант населявших ее народов. В течение XVIII века строительство кораблей переместилось ближе к завоеванным берегам морей. Талантливым мастерам пришлось искать новое применение накопленному опыту. Одни стали вырезать ложки, другие точили миски и чашки, а третьи - изготавливали орудия труда для прядения и ткачества. Яркая, лаконичная городецкая роспись (сцены, фигурки коней, птиц, цветочные узоры) украшала мебель, столовые приборы, сувениры. Городецкая роспись символична. Конь в ней - символ богатства, птица - символ счастья, а цветы - здоровья и процветания в делах.
Когда были созданы первые витражи, сказать трудно. По одной из версий установлено, что они появились вскоре после изобретения стекла. Известно только, что мозаика из небольших пластинок цветного стекла была обнаружена в древнем Риме времен империи и в храмах первых христиан. Окна Софийского собора в Константинополе, ставшем столицей Византии в 330 году н. э., были застеклены цветными стеклами.
По другой версии известно, что витражи для окон пользовались популярностью еще в средние века. В те времена это было связано с тем, что не было возможности изготовить цельное стекло большого размера. Поэтому стекольщики мастерили оконные рамы, пользуясь наборами небольших стекол.
Витражи чрезвычайно декоративны и красочны. Поэтому витражами закрывают оконные и дверные проемы, вставляют в специальные рамы. Изначально витражи использовали для оформления окон в храмах и дворцах. Чтобы витраж выглядел красочно, необходимо, чтобы свет падал сквозь него. Малейшее изменение освещения – и колорит витража тоже меняется, обретая все новые нюансы: приподнятость, сказочность, загадочность.
1.3. Техника исполнения.
Витражи в виде орнаментальных композиций, узоров или картин выполняются из бесцветных или цветных стекол, с росписью отдельных деталей или всей плоскости стекла керамическими красками или без росписи. В основу рисунка кладется либо орнамент, либо сюжетная картина. Классические наборные витражи собирают из вырезанных по специальным трафаретам стекол, которые скрепляют между собой металлическими профилями. Существуют три основных способа изготовления декоративных витражей:
I способ – витраж из цветных стекол представляет собой мозаику, составные части которой расположены так, что образуют картины или сочетание геометрических фигур.
II способ – здесь употребляется обычное прозрачное стекло, на которое эмалевыми красками наносят рисунок. Затем краски обжигают, и они со стеклом составляют одно целое.
III способ – используется обычное прозрачное стекло. Декоративность достигается расположением свинцовых полос, соединяющих отрезки.
Городецкая роспись выполняется в определенной последовательности:
Подмалевка – выполнение цветного пятна.
Теневка – детальная разработка орнамента.
Оживка - прорисовка многочисленных деталей (как привило, это делается белилами).
В центре композиции размещается главное изображение: птицы, коня, человека, группы людей или растительный мотив. В качестве основных элементов выступают бутоны, розаны, купавка, которые бесконечно повторяются в различных вариантах.
1.4. Основные сюжеты.
Сюжетами старинной городецкой росписи были всадники на конях, барышни в кринолинах, свадьбы, застолья, чаепития и другие торжественные сцены из жизни горожан. Это мечта о счастье, о любви, о веселом празднике, о дружеском общении людей, это восхищение молодостью, удалью и красотой.
Современные технологии изготовления витражей дают возможность моделировать изделия различных форм. Благодаря этому витражи можно использовать не только для остекления оконных проемов, но и для создания оригинальных абажуров, настенных панно, светильников, потолков, дверей и перегородок.
1.5. Выводы.
витраж | городецкая роспись | |
История возникновения. | - средние века - 330 год н.э. в Византии | в середине 19 века, в районе города Городец |
Для чего использовали | для украшения окон, дверных проёмов | для украшения мебели, столовых приборов, сувениров |
Техника выполнения | из цветных или бесцветных стёкол с росписью красками или без росписи | роспись по дереву, в центре размещается изображение: птицы, коня, человека или растительный мотив. В качестве основных элементов выступают бутоны, розаны, купавка |
Основные сюжеты | оригинальные абажуры, настенные панно, светильники, украшение потолков, дверей | всадники на конях, барышни в кринолинах, свадьбы, застолья, чаепития |
1.6. Что такое коллаж.
А что же такое коллаж? Ответ на этот вопрос я нашёл в толковом словаре.
Коллаж – это технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.
«Коллаж» происходит от французского слова, обозначающего «наклеивание». В коллажах обычно используются вырезанные картинки, бумага разного цвета и фактуры, а также ткань, фольга и прочее – зависит лишь от фантазии творца. К тому же техника коллажа позволяет смешивать наклеивание и непосредственно «работу руками» - ваяние кистью, пером.
Кстати, может показаться, что коллаж это относительно новомодное веяние. Это не так! Еще в древнем Китае были распространены композиции из цветной бумаги и сухих листьев и цветов. Коллаж можно сравнивать с аппликацией. В чём же разница? Может быть в применении? В отличие от аппликации коллаж допускает использование объемных элементов в композиции, причем как целых объектов, так и их фрагментов.
Коллажи делятся на группы:
-фотоколлаж;
- флористический (из растений);
- бумажный;
По тематике:
- детский (детские годы);
- желаний;
-семейный (торжество);
- винтажный (прошлые эпохи).
Экспериментальная часть
2.1.Витраж.
Когда любуешься искусно сделанным витражом, не покидает чувство, что это творение сделал мастер, отдавший не один год этому ремеслу. Но багаж моих знаний постепенно пополнялся и я сделал свои выводы о том, что эта работа не так уж и сложна, а качественное стекло для витражей можно приобрести во многих специализированных магазинах для творчества.
Начинать нужно с эскиза в цвете. Размер и форма витража всегда зависят от того места, куда его установят. Когда эскиз будет готов, рисуют весь узор карандашом в натуральную величину на листе бумаги и нумеруют каждый элемент. Это рабочий рисунок. Затем переносят рисунок с помощью копирки на лист картона или плотной бумаги и разрезают на отдельные части, предварительно пронумеровав их точно так же, как на первом листе. Каждая из этих частей будет служить шаблоном. Следует уменьшить края шаблонов на толщину металла, из которого изготовляют жилку, скрепляющую отдельные части витража. Чтобы избежать грубых ошибок при выборе цвета следует ознакомиться с некоторыми правилами цветовой грамоты. Цветовой строй витража задается по законам построения декоративной композиции, участвовать должно не более 3-4 цветов.
2.2. Городецкая роспись.
Городецкая роспись выполняется в два этапа: подмалевок и оживки. А цветы — в три этапа. Сначала на изделие наносится фон, который одновременно служит и грунтовкой. Затем по нему наносятся крупные цветовые пятна, так называемый "подмалевок". Для подмалевка используются широкие плоские кисти — флейцы. Флейц обмакивают в краску и закрашивают сразу все фигуры расписываемого изделия (обычно в 5-6 цветов). Например, все кони целиком закрашиваются черной краской, кроме сбруи, окрашиваемой киноварью. Также черной краской закрашивают туловища птиц, голубым и розовым — подмалевки цветов, а зеленым — крылья птиц и листья. Для выполнения подмалевка используются широкие кисти. После этого более тонкой кисточкой наносятся необходимые штрихи.
Далее начинается второй этап — "оживки". "Оживка" - это прием, при котором рисунок объединяется в композицию с помощью черной и белой краски. Для оживок — кисти нужны художественные. И выполнение оживок — это художественный прием и чтобы их хорошо сделать, придется немало потренироваться. Кончик кисти обмакивают в белую краску и поверх всех подмалевков наносится множество точек и различных мазков, которые в считанные минуты преображают облик нашей росписи. От белой, словно кружевной, отделки, вмиг оживают городецкие и птицы, и кони, и цветы до того совсем плоские. Оживок должно быть в меру, тогда только они сказочно красивы. И заметьте, что цвета подмалевков автор росписи иногда может изменять, а вот оживки всегда делаются одни и те же, потому что существует правило, как делать оживки на конях, как на цветах и только на туловищах птиц с оживками можно слегка повольничать. Когда мы делаем оживки, белые мазки бывают нескольких видов. Это дуги, капельки, штрихи и точки. Главное, делая оживки, кисть надо держать в руке отвесно и касаться изделия самым тонким кончиком кисти, чтобы мазки получались аккуратные, изящные и упругие: от оживок зависит вся красота городецкой работы.
2.3. Коллаж.
Как сделать коллаж? Несмотря на широкое распространение всяческих компьютерных программ для создания коллажей, все-таки настоящий коллаж - это созданный вручную. Дело это совершенно нехитрое. Фотографии, залежи глянцевых журналов, цветная и оберточная бумага самых разных расцветок и фактур, однотонная бумага для фона, обои, ножницы, клей и полет фантазии – вот и все что вам понадобится.
Заключение.
Выводы
1.Гипотеза, которую я поставил в начале работы, частично подтвердилась: Витраж, роспись – это виды прикладного искусства, а коллаж – это приём в изобразительном искусстве.
2. Отличаются техникой выполнения и сюжетами.
3. При выполнении работ развиваются творческие способности, формируются технические навыки.
4. Повышается интерес к познанию нового, происходит знакомство с культурой своего народа, воспитываются патриотические чувства.
5. Человек испытывает чувство радости, поднятие настроения.
Литература.
Лукьянцева М., Иванов О. Классный коллаж. Издательство Аст – пресс, 2011.
Спиритто М. Витражное искусство и техника росписи. Издательство Альбом, 2006.
Альбом "Народные художественные промыслы России" Сост. Антонов В.П. М., 1998.
Н. Гумилёв. Жираф
Растрёпанный воробей
Военная хитрость
Развешиваем детские рисунки дома
Валентин Берестов. Аист и соловей