Исследовательская работа "Культурное наследие"
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 763.93 КБ |
Городской конкурс исследовательских работ
и творческих проектов младших школьников
«Я – исследователь»
Тема: «Культурное наследие»
Направление: ГУМАНИТАРНОЕ
Авторы:
ученицы 2 «И» класса
МБОУ «СОШ № 35
с углубленным изучением
отдельных предметов»
г. Чебоксары
Андрианова Анна Витальевна
Михайлова Мария Александровна
Руководитель:
учитель начальных классов
Григорьева Кристина Николаевна
Чебоксары
2014
Оглавление
Введение………………………………………………………………………….3
Теоретическая часть исследования..……………………………………………3
Практическая часть исследования..…………………………………………….5
Заключение………………………………………………………………………6
Список использованных ресурсов……………………………………………...6
Приложение 1 Анкета (для школьников в начале эксперимента)…………..8
Приложение 2 Рисунки учащихся по теме исследования……………………..9
Приложение 3 Мультимедийная презентация к занятию с учащимися.……10
Приложение 4 Интервью с народным артистом Чувашской Республики..….11
Приложение 4 Анкета (для школьников в конце эксперимента)…………...12
Приложение 5 Мультимедийная презентация по теме исследования………13
Введение
Обоснование выбора темы: 2014 год объявлен годом культуры. Одним из элементов культуры является народная одежда, которая представляет собой богатейший исторический источник и является своеобразной книгой, научившись читать которую можно много узнать об истории своего народа. Исследование одежды народов приобщает подрастающее поколение к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к эстетическим и нравственным ценностям своего народа. Чтобы по-настоящему любить нашу прекрасную родину, надо хорошо знать её историю и культуру.
История всегда вызывала огромный интерес юного поколения. Этот интерес вызван потребностью каждого человека знать историю своего народа. «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего.»,-говорил М.Горький. Национальный костюм – это часть нашей истории, он является объектом материальной и духовной культуры народа.
В старину люди представлялиодежду, как открытую книгу, где символика орнамента, красок и материала передавались из рода в род.
Мы живем в Чувашской Республике, учимся в многонациональной школе, поэтому нам стало интересно, используются ли элементы национального костюма в современной одежде? Где встречается национальный костюм в настоящие дни? Как модельеры используют народные мотивы в своей работе?
Цель работы: узнать, как элементы национального костюма используются в современной одежде.
Задачи исследования:
- изучить основные элементы русского и чувашского костюма;
- собрать информацию о национальной одежде из «бабушкиного сундука»;
- провести экспериментальное исследование для того, чтобы выяснить, где встречаются национальные костюмы в современной жизни.
Гипотеза исследования: народный костюм «не умер» и его элементы активно используются в современной одежде.
Методы:
– изучение литературы и Интернет-ресурсов с целью поиска информации о национальных костюмах;
– анкетирование учащихся для определения знаний детей о национальных
костюмах;
– организация мероприятий, направленных на знакомство с национальными костюмами;
- наблюдение, чтобы выяснить, сохранились ли народные традиции в современном мире;
- интервьюирование артистов Чувашской Республики для ответа на вопрос «С каким чувством они носят национальную одежду?»
- обработка полученных данных в ходе исследования;
– обобщение результатов исследования.
Теоретическая часть исследования.
Начнём мы наше путешествие в удивительный мир богатейшей русской культуры с национального костюма, поскольку, как известно, «встречают по одёжке». Ведь именно по одежде составляется первое впечатление о человеке, даже в наше, достаточно унифицированное время. Что уж говорить о народном костюме, который есть отражение души народа, его представление о прекрасном, его сконцентрированная культура и история, копившаяся и совершенствовавшаяся на протяжении многих веков.
Традиционная национальнаяодежда разнообразна. Это важная часть культуры народа, которую надо знать, любить, уважать и сохранять.
Надела я рубашку белую,
Рукава, подол в письменах.
Я узор рукавов читала –
Надо идти вечером.
Узор подола прочитала –
Придти надо рано утром.
Старинная народная песня И. Ашмарина
Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства.
Национальный костюм является своеобразной книгой, научившись читать которую можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Каждая мастерица была сама себе и модельером, и моделью, и мастером по пошиву одежды. Даже ткань, из которой шили одежду, была в основном домашней выработки, поэтому настоящая рукодельница должна была уметь, не только шить, но и прясть, ткать, вязать, вышивать и делать многое другое.
Народная одежда много могла рассказать о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, сословия, по какому случаю так одет. Одежда каждого народа имела свои особенности в орнаментах, излюбленных цветах, отделки, формах и фасонах.
Сегодня мы поговорим об истории народного костюма, познакомимся поближе с традиционной одеждой русского и чувашского народов. Ведь мы живем в России, родились на чувашской земле, значит должны знать и чтить традиции своих предков.
Издавна одежда была повседневная и праздничная - богато украшенная вышивкой, узорным ткачеством, орнаментальными композициями из тесьмы, галуна, блестками и др. материалами. Однако в русских деревняхв отличии от чувашских, богато украшали не всякую одежду, а только праздничную. Самую красивую, годовую, надевали всего три-четыре раза в год, в торжественные дни. Её берегли, старались не стирать и передавали по наследству.
Какую же одежду в старину носили женщины России? Где они могли достать шелка заморские, ведь большая часть их тогда жила в сельской местности и занималась нелегким крестьянским трудом?
Cейчас народный стиль не является основным, но он занял своё место в общем русле моды. Известно, что к народным традициям постоянно обращаются модельеры, создавая современную модную одежду. Традиционную одежду можно сейчас повстречать лишь на народных праздниках, в краеведческих музеях, да в сундуках бабушек.
В бабушкином доме, в дальнем уголке.
Притаилось чудо в старом сундуке.
Очень любопытно, что хранится в нем
Что же прячет бабушка в сундуке своем?
Обещала бабушка показать добро,
Хоть не накопила злато-серебро.
Побежала внучка, собрала подруг,
Окружили девочки бабушкин сундук.
Разгорелись ярко глазки у девчат.
Всем примерить хочется бабушкин наряд.
Теперь рассмотрим элементы чувашского и русского костюма более подробно.
Основу чувашского и русского костюма составляла рубаха. В чувашской одежде рубаха кĕпе изготавливалась из одного полотнища. Боковины закрывались прямыми вставками и клиньями, расширявшими книзу силуэт рубахи. Основным цветом чувашской рубахи был белый, украшенный вышивкой и серебряными украшениями. По чувашским поверьям, бог любит белый цвет, а синие и красные ткани нет, поэтому людей в цветных одеждах он мог оставить без дождя. Русский народ считал, что красный цвет мил на весь свет. Для них он был цветом солнца, долголетия, плодородия, силы и власти. Поэтому русскаярубахабыла красного цвета. Она была прямой и длинной, приталенной или собранной под широкий мягкий пояс.
В русском костюме кроме рубахи присутствует понева - полотнище ткани, заменяющее юбку, а также сарафан. Первые сарафаны были как с рукавами, так и без них. А рукава являлись съемными. К большой радости любительниц сарафанов, они и по сей день остаются в моде.
Неотъемлемым элементом женского крестьянского костюма, как у чувашских, так и русских женщин был передник. Он был богато украшен вышивкой и кружевами. Носили передники поверх рубахи, поневы или сарафана. Передники украшались вышивкой, узорным ткачеством, лентами. Передник служил завершением красочного образа женского костюма так как, находился на виду.
У русского народа в костюме присутствовал пояс. Его носили иногда на талии или чуть выше. Каждый пояс — это высокохудожественный образец творчества, наделенный разными гранями: декоративной, прикладной, смысловой. Девушки в Чувашии носили особые поясные подвески «хуре» - хвост. Хвост набирался из множества латунных трубок и подшивался бахромой. Также в женский наряд входили поясное и набедренное украшение - сара и яркач. Их вышивали шерстяными и шелковыми нитками, украшали нашивками.
Головным убором девушек России являлись перевязка из полоски ткани, повязка, лента с завязками на концах, украшенная вышивкой, бусами. В наше время мы знаем этот головной убор в виде ободка. Кроме этого русские женщины носили обруч из картона в виде круга, обшитого тканью, декорированного бисером. Девичий головной убор дополнялся «пушками» - шариками из белого гусиного или лебяжьего пуха, а также «кудрями» - яркими селезневыми перышками. Чувашские девушки же носили нарядные округлые шапочки тухъя, украшенные бисерным шитьем и серебряными монетами.
Наблюдая за современной модой, мы все больше и больше понимаем то, что время от времени мода возвращается к тенденциям прошлых лет. Поэтому мы решили разобраться, какие сходства прослеживаются между старинным костюмом и современной молодежной модой. Изучив литературу и узнав тонкости костюма, мы обнаружили такие сходства. В древности у русских и чувашей основу костюма составляла рубаха из белой ткани. Она носились с поясом. Рубаха по фасону принадлежали к древнему виду – туникообразному покрою. В наше время модно носить платья туникообразного покроя разных цветов и завязывать пояс. В платье рубашечного покроя из натуральных материалов современная девушка везде выглядит супер актуально: в театре, в офисе, на отдыхе. Как и прежде, удобно носить льняные платья-рубашки. Сегодня невозможно представить нашу жизнь без платьев и юбок, отделенных кружевами. Прабабушками современных юбок были юбки-поневы, элемент русского костюма. Девушки любят носить вязаные шапочки, по форме напоминающие чувашский девичий головной убор - тухья. Сурпан, покрывало в форме полотенца, являлся основной и постоянной частью головного убора замужней женщины. Такой сурпан в наше время напоминает длинный шарф (палантины). Старинный костюм не обходился без украшений. В комплекс украшений, выполненных в технике шитья бисером и серебряными монетами, а также из драгоценных материалов и камней, входят головные уборы, нагрудные и шейные наряды, браслеты, кольца и т.д. В наше время актуальны изысканные аксессуары в современной моде.Таким образом, в современную молодежную моду входят предметы одежды, которые выражают связь сегодняшнего дня с прошлыми временами.
Практическая часть исследования.
Для проверки нашей гипотезы мы провели эксперимент. В эксперименте приняли участие учащиеся нашей школы (всего 47 чел.). Эксперимент состоял их трех этапов:
1 этап: начальный – ноябрь 2013 г.; 2 этап: обучающий–декабрь 2013 г.; 3 этап: итоговый - январь 2014 г.
На начальном этапе мы провели анкетный опрос учащихся вторых классов для определения знаний учащихся о национальных костюмах. На вопросы анкеты (приложение 1) отвечали учащиеся 2 «М» (23 чел.) и 2 «И» (26 чел.). Результаты по двум классам наглядно отображает диаграмма в приложении 1. Анкетирование показало, что большинство учащихся не имеют представление о национальном костюме. Так, 30 человек из 49 не знают, что такое национальная одежда; 25 из 49 не представляют, как одевались их прабабушки и прадедушки. Такое незнание истории и культуры своего народа, приведет к исчезновению чувства патриотизма и любви к родному краю. Таким образом, анкетный опрос подтвердил необходимость проведения следующего этапа эксперимента.
Сноября по декабрь 2013 г. мы провели с учащимися нашего класса (2 «И») мероприятия:
– конкурс рисунков «Национальная одежда моего края» (декабрь2013 г.) (см.лучшие рисунки в приложении 2 );
– занятие с учащимися 2 «И» класса, задача которого: получение знаний обэлементах русского и чувашского костюма(декабрь 2013 г.) (диск с презентацией к обучающему занятию помещен в приложение 3);
- просмотринтервью с артистами чувашской эстрады с целью приобщения учащихся к культуре родного края (декабрь 2013г. )(диск с интервью дляучащихся помещен в приложение4);.
На третьем этапе эксперимента (январь 2014 г.) мы провели итоговое анкетирование, которое показало, что учащиеся нашего класса (2 «И») имеют более глубокие знания о элементах национального костюма и его использовании в современной одежде по сравнению с участниками другого класса (2 «М»). Результаты отображены в диаграмме в приложении 5.
В процессе проведения мероприятий наши одноклассники проявили большой интерес к данной теме и осознали важностьнациональной одежды, как неотъемлемой части культуры родного края. Надеемся, что полученные знания помогут детям приблизиться к национальной культуре, обычаям и традициям своего края.
Заключение
Народный костюм прошел в своем развитии долгий путь. Он не ушел в прошлое. В начале третьего тысячелетия он продолжает развиваться, вызывая интерес у художников, народных мастеров, исследователей, модельеров.
История не сохранила имён создателей народной одежды. Народный костюм - результат деятельности многих поколений предков, во все времена был предметом дальнейшего творчества. Мастерицы неизбежно вносили в изделие что-то своё, но в рамках традиционных представлений о красоте. Потому они и сохранились до наших дней, что бережно передавались от матери к дочери, от бабушки к внучке.
Изучив основные элементы русского и чувашского костюма, собрав информацию о национальной одежде из «бабушкиного сундука» мы можем с гордостью сказать, что в современную моду входят предметы одежды, которые выражают связь сегодняшнего дня с прошлыми временами. Кроме этого мы можем наблюдать, как фольклорные коллективы, люди в селениях с гордостью носяткостюмына праздники, демонстрируя нам всю красоту и колорит национальной одежды. Все это вызывает в каждом человеке волнующие чувства красоты и прикосновения к вечности.
Эксперимент показал эффективность проведенной работы. Задачи, поставленные в начале исследования, решены, гипотеза доказана.
Список использованных ресурсов:
Москва. «Советская Россия»,1989.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета 1
(для опроса младших школьников в начале эксперимента)
1.Что такое национальная одежда?
2. Знаете ли Вы как одевались Ваши прабабушки и прадедушки?
Результаты ответов учащихся контрольной и экспериментальной групп
(2 «М» и 2 «И» классы) на вопросы анкеты 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Лучшие рисунки учащихся на тему «Национальная одежда моего края»
Мультимедийная презентация к занятию для учащихся нашего класса.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Видео-интервью с народным артистом культуры
Чувашской Республики Эккемеевым Геннадием Макаровичем
Анкета 2
(для опроса младших школьников в конце эксперимента)
п/п № | Вопросы | Русский костюм | Чувашский костюм |
1 | Напишите элементы русского и чувашского костюмов. | ||
2 | Видели ли вы национальные костюмы? (да или нет) | ||
3 | Носят в настоящие дни национальные костюмы? (да или нет). По каким случаям? | ||
4 | Какие чувства вызывают у вас люди в национальных костюмах? |
Результаты ответов учащихся 2 «М» и 2 «И» класса на вопросы анкеты 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Мультимедийная презентация по теме исследования
Мать-и-мачеха
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Валентин Берестов. Аист и соловей
Есть ли лёд на других планетах?
Денис-изобретатель (отрывок)