Работа выполнена в технике модульного оригами.
Вложение | Размер |
---|---|
Модульное оригами | 167 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АЗЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Исследовательская работа по технологии
Выполнила: Кириллова Ксения,
ученица 4 класса
Руководитель: Серышева Е.В.,
учитель изобразительного искусства
с. Азей, 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………............................. | 3 |
| |
| 3 |
| 5 |
| 8 |
| 9 |
| 11 |
| 12 |
| 14 |
| 15 |
| |
| 16 |
| 17 |
Заключение ………………………………………………………………….. | 20 |
Литература ………………………………………………………………….. | 21 |
Введение
В пришлом году я была в летнем оздоровительном лагере.
И однажды вечером пошла со старшим братом Степаном на дискотеку, после которой старшие ребята жгли костёр и пели песни под гитару, мне было очень интересно слушать их. И вот, я услышала песню, которую раньше никогда
не слышала, эта песня затронула меня до самой глубины души, это была песня «Журавлик», я потом еще долго вспоминала её. Песня эта о японской девочке, которая была тяжело больна и которая очень хотела жить. А для того, чтобы исполнилось её самое заветное желание, нужно было сделать тысячу бумажных журавликов в технике «Оригами», но её мечте не суждено было сбыться, тяжёлая болезнь победила и девочка умерла.
Я очень заинтересовалась этой историей, и начала искать хоть какую — то информацию. С братом мы долго искали историю этой девочки в книгах, журналах, энциклопедиях, в Интернете и нашли очень много информации. Оказывается, эта реальная история о японской девочке существовала на самом деле. Девочку эту звали Садако Сасаки. Смыслом её жизни было складывание бумажных журавликов в технике оригами. А что же это за техника такая?
Об этом я узнала, когда стала посещать кружок модульного оригами «Делаем сами – своими руками»
На кружке я познакомились с историей «Модульного оригами», научилась складывать «модули» - составляющие элементы модульного оригами, соединять их вместе, а затем уже выполнять целые композиции. И мне захотелось поделиться с окружающими этой красотой.
Мною была поставлена цель: научиться выполнять композиции в технике «Оригами»
Задачи:
1.Узнать, историю возникновения техники «Оригами»;
2. Познакомиться с основным приемом складывания базовой детали - модульного треугольника;
3. Освоить технику «Модульного оригами».
Сначала я изучила литературу по данной теме. Затем я освоила технику модульного оригами. Чему сегодня хотела бы научить и Вас.
1.1.Влияние искусства оригами на людей.
Для чего мы учимся складывать бумагу? Для чего нужно оригами?
В каждой стране на эти вопросы находится свой ответ. Для японцев оригами является частью культуры, традиции, истории, философии жизни. Оригами для британцев - еще один вид клубной деятельности, так же как для американцев. Сами фигурки - только повод для общения. Голландцы с их любовью украшать быт симпатичными безделушками используют оригами, как чисто прикладное искусство. Даже несложные модели, сделанные из качественной бумаги,
в умелых руках голландских домохозяек превращаются в украшение интерьера.
В России свой путь развития. Большинство взрослых отечественных оригамистов - педагоги, а юные складыватели - их ученики. Можно предположить, что оригами в России в ближайшее время быстрее всего будет распространяться именно в среде преподавателей и будет рассматриваться ими как прием обучения и развития многих навыков у ребят.
Оригами:
• развивает у людей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;
• способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться
на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
• стимулирует развитие памяти, так как, чтобы сделать поделку, нужно запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
• активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение приемов складывания, способов сборки) и перевод их значения
в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы);
• совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;
• имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса.
Занятия оригами с точки зрения психологии получаются эмоционально-разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития.
Модульное оригами (складывание фигур из треугольников) и особенно создание тематических композиций, требует участия нескольких человек, коллектива. Каждый из участников складывания должен выполнить один или несколько элементов будущей поделки. При этом его треугольники должны быть такими же аккуратными, как и те, которые выполнены другими членами группы.
Оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен. Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.
И последним аргументом в пользу и значимость занятий оригами служит то факт, что основной рабочий материал в оригами - это бумага. Бумага самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится
с ней раньше, чем с любым другим материалом. Бумага привычна, легко поддается любым изменениям. А применение для складывания бумаги любого качества, позволяет заниматься оригами всем, не зависимо от социального положения, возраста и образования.
Занятие оригами не требует особых приспособлений, оборудованного рабочего места. Поэтому каждый может складывать оригамные фигурки везде,
в любой ситуации. Ведь необходимы лишь руки и лист бумаги.
1.2. История Садако Сасаки
Садако Сасаки (佐々木 禎子) родилась
7 января 1943 года в Хиросиме. Ей было два года, когда 6 августа 1945 года на город была сброшена первая атомная бомба.
Дом её семьи располагался приблизительно в 1,7 км от эпицентра. Хотя он был разрушен взрывом, девочка не получила ожогов и внешних ранений. Однако она и её мать попали под радиоактивный "чёрный дождь".
Не смотря на пережитую бомбардировку и послевоенную бедность, Садако росла энергичной и здоровой девочкой. Она увлекалась спортом и бегала быстрее всех в классе.
Но в 1954 году в возрасте 11 лет у неё возникли проблемы со здоровьем. В больнице Садако был поставлен диагноз лейкемия, "атомная болезнь". Доктор сказал её отцу,
что ей осталось жить не более года.
21 февраля 1955 года она была помещена в госпиталь с диагнозом лейкемия.
3 августа 1955 года ее лучший друг Чизуко Хамамото принес ей листок золотистой бумаги и свернул из нее журавля, напомнив японское поверье о том, что желание человека, сложившего тысячу бумажных журавликов, исполнится.
Легенда повлияла на Садако, и она, как многие пациенты госпиталя, стала складывать журавликов из любых попадавших в её руки кусочков бумаги. Садако надеялась, что сложит тысячу журавликов и снова станет здоровой. Она продолжала складывать бумажных журавликов до самой смерти.
25 октября 1955 года она умерла. По легенде из книги «Садако и тысяча бумажных журавликов», она успела сделать лишь 644 журавлика. Ее друзья закончили работу, и Садако была похоронена вместе с тысячей бумажных журавликов. На выставке, посвященной Садако, которая располагается
в Мемориальном музее мира в городе Хиросима, приводится информация о том, что девочка успела смастерить больше тысячи бумажных журавликов.
Преждевременная смерть Садако стала шоком для её одноклассников, многие из которых также пережили атомную бомбардировку. Друзья и одноклассники Садако стали думать об установке памятника, ей и всем детям, умершим в результате ядерного взрыва. Молодые люди со всей Японии помогли собрать деньги на этот проект.
В 1958 году в Парке Мира в городе Хиросима была установлена статуя,
изображающая Садако с бумажным журавликом в руке. На постаменте статуи написано: «Это наш крик, Это наша молитва, Мир во всем мире».
Существует так же статуя Садако в Парке Мира городе Сиэтл, США. Статуя в натуральную величину также изображает девочку с бумажным журавликом в руках. На постаменте написано:
SADAKO SASAKI
PEACE CHILD
SHE GAVE US THE PAPER CRANE
TO SYMBOLIZE OUR YEARNING FOR
PEACE IN THE WORLD.
«Садако Сасаки. Дитя мира.
Она подарила нам бумажного журавлика,
символизирующего наше стремление к миру во всем мире»
В глубине сада стоят камни, на которых вырезаны журавли.
Сад Мира Садако (англ. Sadako Peace Garden) был открыт 6 августа
1995 года к 50-летию атомной бомбардировки Хиросимы и назван в честь Садако Сасаки. 30 июня 2002 года парк вошел в сеть «Сады Мира».
Сад расположен в La Casa Maria Retreat Center в Санта-Барбара, Калифорния, США. Создан Изабель Грин и Ирмой Кават, как сад для размышления и вдохновения.
Садако Сасаки стала символом неприятия ядерной войны.
1.3. Создание бумаги
В древности китайцы использовали для письма деревянные и бамбуковые дощечки и шелк. Способ фиксации знаний на дощечках был объемен и поэтому неудобен (известен факт, когда литератор династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.) Дуфань Шо написал для императора статью на трех тысячах древесных стволов). А шелк, хоть и являлся прекрасным материалом для письма, был слишком дорогим. Поэтому в дело шли даже самые малые его обрезки, которые смачивали и растирали между камнями. Полученную кашицу наливали на ровную поверхность и сушили под гнетом. Это была еще не бумага в строгом смысле слова, но уже шаг к ее изготовлению. Подобную технологию использовали и восточные туркмены для изготовления тончайшего войлока. Для этого они распускали в воде небольшие кусочки шерстяной нити. Их затем отлавливали ситом, отбрасывая на специальный пресс, отжимали и сушили.
К 3 в. до н.э. китайцы заменили шерсть и шелк более дешевым и доступным материалом – растительными волокнами, используя для этого толченую кору тутового дерева и размочаленные стебли бамбука. Получился совершенно новый материал - бумага. Официальной же датой «появления» бумаги в Китае считается 105 г. до н.э., когда чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору о существовании такой технологии.
Высушенные листки спрессованного волокнистого материала оказались прекрасным материалом для письма. Император Хен Сюай даже издал специальный указ, запрещающий писать на дереве и предписывающий использовать для письма только бумагу.
В VI-VII веке н.э. в Китае уже имели хождение бумажные деньги
Фей - Тянь «летающие монеты». Вероятно, это были первые бумажные деньги
в истории человечества. В VI веке н.э. в Китае уже изготавливают настоящие бумажные книги.
Китайцы ревностно хранили секрет изготовления бумаги, технологию
ее производства было запрещено вывозить за границу. Однако, согласно легенде, в начале VII в. н.э. странствующий буддийский монах Дан Хо, о котором современники говорили, что он был «богат знаниями и умел делать бумагу и тушь», добирается до Японии, где раскрывает секрет бумагоделия. Произошло это, как утверждают «Японские хроники» «Нихонги» в 610 году. А спустя столетие японцы уже производят свою собственную бумагу, которая по качеству превосходит китайскую.
Первоначально бумагу в Японии получали из коконов шелкопряда.
Их варили, раскладывали на циновку, промывали в речной воде, перетирали
в однородную массу, которую после отцеживания воды сушили. Верхний слой, или шелковую вату, удаляли, а на циновке оставался тонкий волокнистый слой, который после высушивания превращался в лист бумаги.
Вскоре дорогое сырье заменили более дешевым – теми же стеблями бамбука, древесной корой, коноплей, тряпьем. Появляется много мелких мастерских, производящих бумагу. Первая крупная бумажная фабрика в Токио возникла в 1870 г. К тому времени в стране было уже более 35 тысяч мастерских, где бумагу изготавливали вручную.
Старинная технология производства бумаги сохраняется в Японии и
до сегодняшнего дня. Мастерам, овладевшим тайнами древних ремесел, присваивается звание «живое сокровище» и выделяется значительная стипендия. Вместе с крупнейшими фабриками, производящими ежедневно километры бумаги в рулонах, работают маленькие мастерские, где выделывают вручную отдельные дорогостоящие листы бумаги «ваши». Эта бумага очень прочная – она выдерживает несколько тысяч сгибов. На бумаге «ваши» после окончания первой мировой войны был подписан «Версальский договор
о мире».
1.4. История возникновение оригами
С древних времен оригами выполняло разную роль в жизни японцев. Бумажные фигурки сопровождали ритуальные шествия в синтоистских храмах, изящные бабочки украшали свадебный стол, самураи развлекали дам на средневековых балах, складывая нехитрые фигурки. Заботливые родственники вывешивали магические бумажные шары над постелью заболевшего, чтобы изгнать злых духов. От поколения к поколению совершенствовалось древнее искусство, отбирая для потомков самые изящные, самые выразительные фигурки.
Из бумаги же изготовлялись и разнообразные полезные в быту вещи, вроде знаменитых подвесных фонариков. При их изготовлении использовался и прием складывания. Однако складывание фигурок из квадратных листов бумаги не получило в Китае такого же мощного развития, как в Японии. Вероятно, это объясняется тем, что японцы использовали бумагу не только для письма, производства ширм, зонтиков, окон и даже одежды, но и для наглядной демонстрации некоторых мировоззренческих идей философии дзен - буддизма.
Буддисты были первые, кто уничтожил деление мира на высокое и низкое (в отличие от западного сосредоточения на общих законах, пристрастия
к крупному, приводящему к делению искусств на высокие и низкие, занятий
на важные и не очень). Они обратили свое внимание на все, что непрочно,
на миг, на мельчайшую малость, с замечательной целью – чтобы поймать в ней, в мелочи, дыхание вечности, ибо в мире все связано со всем. Они искали
в простейшем проявления единой и неделимой истины – макото – ибо любая малость содержит ее, и надо уметь ее, Истину, там обнаружить.
Буддизм искал истину во многих направлениях, и каждый принявший его народ находил свой особенный путь к ней. Говоря о пути в буддийском понимании, стоит подчеркнуть, что разные пути к Истине в нем
не конкурировали между собой, а скорее дополняли друг друга, т.к. все вели
в едином направлении – к единой и неделимой Истине. В этом смысле Восток не знал религиозного фанатизма Европы.
Японские буддисты разработали поразительной силы способы, позволяющие увидеть Истину. Они открыли самый верный ее признак: красоту. Японская ветвь буддизма пошла по пути незаметного, избрала красоту показателем истины. На этом пути японцы открыли красоту недолговечности, простых вещей, налета времени на вещах.
Вот почему оригами не родилось, например, в Китае, где также был расцвет дзен - (кит. чань) буддизма. Китайцы искали истину в другом направлении, там не существовало би - до – пути красоты, т.е. представления
о красоте, как пути к Истине.
Вообще же красоту, скрытую в вещах, японцы открыли в IX-XII веках,
в эпоху Хэйан (794-1185 гг) и даже обозначили особым понятием
«моно-но-аварэ». Это открытие идет от синто, веры в то, что каждая вещь, каждое явление, даже слова, содержат в себе ками – божество. Синтоизм, вообще, очень похож на наше язычество. Для синтоистов ками живет, поселяется особенно охотно во всем, что необычно. Например, в бумаге. А тем более в закрученном в мудреный зигзаг гохэй, который висит и сегодня перед входом в синтоистские святилища и указывает на присутствие божества в храме. Существует 20 вариантов складывания гохэй, и те, которые сложены особенно необычно, привлекают ками.
С IX века в Японии живет обычай укреплять гохэй на поясах борцов «сумо» перед началом схватки.
До сих пор складывают в Японии «ката – сиро» – восемь кукол из белой бумаги, которых расставляют для предотвращения несчастий по всем восьми направлениям пространства; складывают «гофу» – бумажные амулеты; и «нагаси – бина» – символ семейной гармонии: он и она в бумажном кимоно
на круглом ложе. Для изгнания злых духов и очищения храмов синтоисты
до сих пор пользуются «харам – гуси» – метелкой, сложенной из полосок белой бумаги. Вообще роль бумаги в синто очень велика, и изделиям из нее придается эзотерический смысл.
В периоды Камакура (1185 — 1333 гг.) и Муромати (1333 — 1573 гг.) оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора. Аристократия и придворные должны были обладать определенными навыками и в искусстве складывания. Записки, сложенные в форме бабочки, журавля, цветка или абстрактной геометрической фигуры были символом дружбы или доброго пожелания для любимого человека. Ими удавалось порой выразить больше внимания, любви, чем это можно было сделать словами. Умение складывать стало одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Различные знатные семьи использовали фигурки оригами как герб и печать. Придворная дама Мурасаки Сикибу, жившая в XI в, упоминает в своей книге «Гандзи моно гатари» «Повесть о блистательном принце Гандзи»
о разновидности оригами - искусстве складывания писем, когда само письмо превращалось в замысловатый конверт с украшением.
В периоды Адзути-Момояна (1573 — 1603 гг.) и Эдо (1603 — 1867 гг.) оригами из церемониального искусства превратилось в популярное времяпрепровождение. Тогда бумага перестала быть предметом роскоши и оригами начало распространяться и среди простого народа. Именно тогда, триста - четыреста лет тому назад, изобретается ряд новых фигурок, которые позже становятся классическими. Среди них и японский журавлик
«цуру» – традиционный японский символ счастья и долголетия. Искусство оригами в Японии стало традицией, которая передается из поколения
в поколение в основном по женской линий. Историки оригами утверждают,
что по манере складывания и набору фигурок можно было определить провинцию Японии, в которой выросла и обучалась девушка.
Итак, к появлению оригами причастен синтоизм, обративший внимание буддистов на тайну листа бумаги. Немаловажным оказалось также и сходство звучания японских слов «бумага» и «божество» – «ками». В представлениях японцев возникла некая мистическая связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги. Не случайно первые оригами появляются
в синтоистских храмах. Один из ритуалов с их использованием состоял
в изготовлении небольших бумажных коробочек «санбо», которые наполняли кусочками рыбы и овощей, поднося их в качестве жертвоприношений богам.
1.5. Первые книги по оригами
Первым японским изданием по оригами считается книга
«Семба - цуру ориката», которая вышла в свет в 1797 г. Перевод ее названия «Как сложить тысячу журавлей» явно намекает на старинную легенду, утверждающую, что тысяча сложенных классических бумажных птиц помогает осуществить желания. Книга целиком посвящена складыванию одной - единственной модели – журавлика. Разнообразие же 49 вошедших в нее моделей строится на различном сочетании журавликов между собой. Например,
они могут иметь вид гирлянды, в которой фигурки соединены кончиками крыльев или клювами. Для складывания такой конструкции делают заготовки из полос или прямоугольников с не доведенными до конца надрезами, которые превращают заготовки в наборы квадратиков. Автором «Семба цуру ориката» считается настоятель храма Рокан. В том же 1797 г. он выпустил книгу «Чашингура ориката», в которой было показано, как с помощью складывания и ножниц сделать из бумаги главных персонажей популярной в то время пьесы «Чашингура».
В 1845 г. в Японии издается книга «Кан - но - мадо», что в литературном переводе означает «Зимнее окно», или точнее «Окно середины зимы».
Она включает инструкции, большей частью словесные, как складывать несколько десятков классических фигурок из бумаги и графические иллюстрации готовых моделей. Знатоки истории оригами утверждают,
что именно в «Кан - но - мадо» впервые печатается схема складывания базовой формы «лягушка» и самой фигурки на этой основе. Появление этой книги
в период Токугава (1603 – 1867 гг) не случайно. Именно это время характеризуется началом «демократизации» оригами – превращения этого занятия из ритуально - храмового действа в популярный досуг. Название книги указывает на оригами как на занятие, с помощью которого можно приятно скоротать длинный, зимний вечер. Но есть и иное толкование названия – как намек на свет скромных знаний, которые можно из нее почерпнуть.
В 1879 г директор школы для девочек Саки Нобузоу сделал для своих маленьких учениц книгу по оригами, содержащую инструкцию складывания
20 несложных классических фигурок. В 1885 г Окамото Консеки издал книгу для детей по оригами «Ориката», которая позже была переведена на английский язык.
1.6. Распространение оригами по миру
Новый этап в развитии оригами начался после второй мировой войны и связан с именем знаменитого японского мастера Акиро Йошизава. Он родился
в 1911 г и сыграл в истории оригами уникальную роль. С помощью изобретенных им несложных условных знаков процесс складывания любого изделия оказалось возможным представить в виде серии рисунков - чертежей. Акиро Йошизава изобрел сотни новых, ранее неизвестных, фигурок.
Он не только доказал, что искусство складывания может быть авторским, но и способствовал его широчайшему распространению. В течение нескольких лет Японское министерство иностранных дел посылало его в многочисленные поездки по странам Европы, потому что развитое и поддержанное
им традиционное японское искусство стало международным средством мира и дружбы без слов.
В начале XX века Япония широко открыла двери остальному миру, и европейцы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными
в технике оригами: лягушкой, рыбой, журавликом, цветком ириса.
Однако было бы совершенно несправедливо утверждать, что Европа
до этого времени была совершенно незнакома со складыванием. Испания может похвастаться своим собственным, независимым, открытием некоторых фигурок, например птички – «пахариты». Так называется древняя классическая фигурка, ставшая символом оригами в Испании. Известный оригамист Винсенте Паласиос считает, что многое указывает на появление этой модели впервые
в Толедо в XII в. Если это предположение, верно, то, без сомнения, пахарита является первой традиционной сложенной европейской фигуркой (возможно, одной из первых во всем мире).
Первые упоминающиеся в старинных европейских документах мельницы, изготавливающие бумагу, существовали в Толедо уже в XII веке (в Италии они появились на столетие позже). Само слово «пахарита» – «птица» применительно к фигуркам имеет в Испании два значения – название конкретной модели, или вообще любая фигурка, сложенная из бумаги. Само искусство складывания фигурок из бумаги называется в Испании «делать пахариты», а сами фигурки – «различные другие пахариты». Сохранился датированный 1563 годом рисунок Антона Ван Дер Вингерде «Астрологический квадрат, превращающийся
в пахариту, на фоне города Толедо».
И все же бумага была материалом редким и дорогим. Чаще в Европе складывали ткань – воротники в костюмах XVI-XVII вв., чепцы и другие головные уборы, которые носили сестры милосердия, монахини, горничные.
В начала XIX века немецкий педагог, создатель первых детских садов Фридрих Фребель впервые начал пропагандировать складывание из бумаги,
как дидактический метод для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Возможно, именно с его подачи школьники разных стран мира теперь знакомы с небольшим набором «фольклорных» фигурок из бумаги.
Любителем оригами был Льюис Керрол – автор «Алисы в Стране Чудес» и «Алисы в Зазеркалье», преподававший математику в Оксфорде. Записи
в дневнике Кэррола свидетельствуют о том, какой восторг охватил его, когда
он научился складывать из бумаги игрушку, издававшую при сильном взмахе
ею громкий хлопок.
Умел складывать фигурки из бумаги и русский писатель Лев Толстой.
В черновике к статье «Что такое искусство» он пишет: «Нынешней зимой одна мама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но всегда все присутствующие большие, не знавшие этих петушков, и господа, и прислуга развеселялись и сближались от этих петушков,
все удивлялись и радовались: как похоже на птиц эти петушки махают крыльями. Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передается, и потому,
как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство».
Выдающийся испанский поэт и философ Мигель де Унамуно написал пародийно - серьезный трактат по оригами, и придумал новый особый способ складывания бумаги, позволивший ему создать много новых забавных фигурок. Ортега - и - Гарсет в книге о своем друге Унамуно рассказывает, как однажды философ сложил из бумаги несколько фигурок для маленького мальчика, который спросил его, разговаривают ли между собой птички.
В 1937 г. В Лондоне выходит в свет книга Маргарет Кемпбелл «Изготовление бумажных игрушек», в которой впервые упоминаются три традиционные на востоке базовые формы – «водяная бомбочка», «птица», «лягушка». В 1946 г. схема складывания классического японского журавлика публикуется в одном из английских детских журналов.
Главный фактор возрастания популярности этого искусства – это энтузиазм его приверженцев. Оригами входит в факультативную программу обучения многих ведущих образовательных центров для детей.
Оригами – и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры,
где персонажами и декорациями являются бумажные фигурки.
Занятие оригами оказывает положительное влияние на развитие детей. Специалисты - медики считают, что оно позволяет полнее использовать ресурсы психики, гармонично развивая оба полушария головного мозга. У ребят совершенствуются мелкая моторика рук, движения пальцев становятся более точными (что немаловажно для школьников начальных классов, овладевающих письмом), вырабатывается усидчивость. Ведь чтобы получилась красивая фигурка, необходима аккуратность, внимание, сосредоточенность. Кроме того, оригами развивает память, мышление, пространственное воображение, сообразительность.
Одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих мелких частей (модулей), каждый из которых складывается из листа бумаги. Одним
из наиболее часто встречающихся объектов модульного оригами является кусудама, объёмное тело шарообразной формы.
1.7. История возникновения «Модульного оригами»
Первое упоминание о модульном оригами встречается в японской книге «Ranma Zushiki» Хаято Охоко в 1734 году. Она содержит гравюру, изображающую группу традиционных моделей оригами, одна из которых – «модульный куб». Куб показан в двух ракурсах, а в пояснении он описывается как «таматэбако» или «сундук волшебного сокровища».
Модульное оригами — техника складывания оригами, которая, в отличие от классического оригами, использует в процессе складывания несколько листов бумаги. Каждый отдельный листок складывается в модуль по правилам классического оригами, а затем модули соединяются, путем вкладывания
их друг в друга, появляющаяся при этом сила упругости не даёт конструкции распасться. Снятие ограничения на количество листов позволяет с большей лёгкостью создавать крупные модели со сложной структурой
В книге Исао Хонда «Мир Оригами», опубликованной в 1965 году,
по видимому изображена та же модель, которую он называет «Кубической коробкой». Шесть требуемых для конструирования модулей были созданы
из традиционной японской фигурки, известной как «мэнко». Каждый модуль формирует одну грань собранного куба. Ещё одной традиционной формой модульного оригами является «кусудама».
Также ряд моделей модульного оригами существует в китайской традиции бумажного складывания, особенно примечательны лотос, сделанный из «бумаги счастья».
Несмотря на давнюю историю модульного оригами, большинство традиционных фигурок всё же сложены из одного листа бумаги. Возможности, присущие модульному оригами, не развивались вплоть до 1960-х, когда данную технику открыли заново Роберт Нейл в США и, позднее, Мицунобу Сонобе
в Японии.
С тех пор модульное оригами популяризировалось и широко развивалось и сейчас оно представлено тысячами работ.
2. Материалы и инструменты для работы в технике «Модульное оригами» БУМАГА Для оригами лучше брать такую бумагу, которая после сгибания не образует трещин. Бумага должна быть чистой, не мятой. В данном случае лучше использовать белую и цветную бумагу для ксерокса или обыкновенную цветную бумагу для ручного труда. Бумага различается и по толщине, водостойкости и иным параметрам. Поэтому, прежде чем приступить к выполнению поделки, следует выбрать бумагу, подходящую для нее изготовления. Если вы решили сделать самолетик, бумагу следует выбрать ровную по толщине и не очень толстую. Но и слишком тонкая бумага для данного изделия не подойдет. А вот стаканчик для питья лучше сделать из более водостойкой бумаги, так как в противном случае он быстро размокнет. Более водостойкими будут стаканчики из бумаги, в состав которой входит большее количество клея. Клей - это обязательная составляющая практически любого типа бумаги. Только в ряде ее видов клея присутствует больше, и поэтому такая бумага более устойчива к влаге, тогда как в других видах клея меньше, и бумага быстро намокает и разваливается. Для оригами подойдет типографская, чертежная, писчая и газетная, бархатная и шагреневая, обойная бумага и даже картон. Все будет зависеть от вида поделки, которую вы решили изготовить. Так, большие и тяжелые бумажные конструкции лучше делать из картона или бархатной бумаги (замки и дворцы). НОЖНИЦЫ Желательно иметь ножницы с закругленными концами и разработанными рычагами. При пользовании ножницами нельзя забывать о технике безопасности: не размахивать ими, при работе, следить за положением левой руки, не работать ножницами с ослабленными шарнирами, класть ножницы на стол так, чтобы они КЛЕЙ Клей должен отвечать следующим требованиям: быстро высыхать, не быть слишком жидким (чтобы бумага не размокала), не обесцвечивать краски, |
|
3. Техника модульного оригами
3.1. Техника сложения модуля
Этот модуль складывается из прямоугольника цветной или белой бумаги. Соотношение сторон прямоугольника должно быть примерно 1:1,5. Можно получить нужные прямоугольники делением формата А4 на равные части
Сложенные по приведенной схеме модули, можно вставлять друг в друга различными способами и получать объёмные изделия. Вот один из возможных примеров соединения.
Сделав множество модулей из бумаги разных цветов, можно получить модульный конструктор. Сложенная из такого конструктора фигурка легко разбирается. Из таких деталей можно сложить много интересных фигурок.
Заключение
Некоторые удивляются, услышав слово «оригами».
«А что это такое?» — спрашивают они. Между тем каждый человек наверняка хоть раз в жизни создавал самое простенькое изделие из квадратного листа бумаги - кораблик или самолетик. А в те времена, когда в магазинах не было такого выбора соломенных шляп и панам, люди летом нередко сооружали себе «пилотку» из газеты. И бумажные кораблики, и пилотка сделаны по принципу «оригами». Так, что можно сделать вывод, что все мы немного владеем этой удивительной техникой.
Чем ближе знакомишься с этой техникой, тем более таинственным становился этот мир превращений бумажного листа в замысловатые фигурки.
Прочитав необходимую для работы литературу, я узнала очень много интересной и познавательной информации, которая я думаю, обязательно пригодиться мне в дальнейшем на уроках истории. Особенно интересно было узнать историю появления бумаги, из каких материалов её изготавливали и каким способом.
А так же я была очень удивлена, узнав, что техника оригами очень древняя. В «Японских хрониках» говорится, что её начало восходит
к 610-му году. Кто бы подумал, глядя на простенький кораблик,
что первоначально в изделия из бумажного квадрата вкладывался большой смысл!
Познакомившись с основными базовыми формами и приемами модульного оригами, можно создать персонажей любимых сказок, смастерить бумажный зоопарк, показать свое искусство в изготовлении хитроумных бумажных конструкций, создавать бумажные композиции, украсить интерьер красивыми цветами и фигурками, в полной мере проявить свою фантазию и творческое воображение.
Техника модульного оригами очень проста в выполнении. В работе главное научиться аккуратно, складывать основные детали – модули. Если
вы аккуратный и усидчивый человек, а усидчивость самое главное условие при работе в данной технике, то у вас обязательно все получиться.
Хотя мои работы можно сказать немного примитивные я, конечно,
не буду останавливаться на достигнутом, хочется достичь более высокого результата, чтобы мои работы становились все сложнее и совершеннее
Я считаю, что особенно полезно приобщать к модульному оригами детей.
Но все – таки оригами, прежде всего – искусство, призванное дарить людям радость!
Использованная литература
1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997
2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002
3. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992
4. Богатова И.Оригами . Цветы. «Мартин», 2007
5. Водяная Л., Эм Г. Оригами- чудеса из бумаги. «Феникс», 2004
6. Гончар В.В. Модульное оригами. «Айрис-пресс», 2008
7. Юрина Н. Г. Энциклопедия «Я познаю мир», Москва «ЭКСМО»
8. Интернет ресурсы: http://stranamasterov.ru/ , http://oriart.ru/
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Пятёрки
Почему Уран и Нептун разного цвета
Усатый нянь
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью