Геральдика в России. Геральдические знаки Рюриковичей хорошо видны на их монетах. На монетах и печатях Руси периода удельной раздробленности возникают устойчивые территориальные символы. Происхождение двух важнейших государственных символов, двуглавого орла и всадника со змеем, восходит еще к временам Киевской Руси, но в изображении их не было той строгости и законченности, которая так отличает западноевропейскую геральдику. Русская геральдика ведет начало от Алексея Михайловича, до которого существовали лишь печати с условным обозначением (двуглавый орел, всадник со змием, владимирский лев и другие символы), не имевшие строгих определенных форм и правил. Император Леопольд направил в Россию по просьбе царя своего герольдмейстера Лаврентия Курелевича. Курелевич составил «Титулярник» (1672), в котором старается обосновать высокое положение русского царя среди европейских монархов. Очень увлекался геральдикой знаменитый боярин Артамон Матвеев, печатник государя. Ко времени правления Романовых многие дворяне имели собственные печати, из которых изображения перешли на гербы. После уничтожения местничества вопрос о доказательствах благородного происхождения встал с особой остротой. В Посольском приказе был составлен справочник «Книга в десть о родословии и о гербах российских разных шляхецких фамилий» (около 1686), не дошедший до настоящего времени. В царствование Петра I геральдике стало уделяться еще большее внимание. По мысли Петра I, в первую очередь надлежало упорядочить государственную и территориальную символику. Это было поручено Коллегии иностранных дел. В 1722 году была учреждена герольдмейстерская контора, впоследствии Герольдия. Первым русским герольдмейстером стал С. А. Колычев, а в помощь ему был выписан пьемонтский дворянин Франциск Санти. Герольдмейстеры занимались и упорядочением старых гербов, и обновлением новых. Санти привнес в русские гербы много несвойственных им французских элементов. Первое в России руководство по теоретической геральдике было издано в 1731 году на латыни, французском и немецком языках. Гербы составлялись для всех родовитых (столбовых) дворян и для тех, кому жаловался титул. Для русских гербов характерно оформление в двух стилях: готическом и ренессансном. Очень редки гербы в стиле рококо. В 1785 году был составлен первый русский «Гербовник» (составитель А. Т. Князев; различий между утвержденными и неутвержденными гербами еще не проводилось). «Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи» стал выходить с 1797 и включал только утвержденные императором гербы. С 1857 при департаменте Герольдии Сената было создано гербовое отделение, которое и занималось непосредственно составлением территориальных и личных гербов. В 1857-1886 годах его возглавлял барон Б. В. Кене, который оформлял русские гербы в немецком стиле, особенно сильно переделав государственный герб — двуглавого орла. Несмотря на огромную трудоспособность, результаты деятельности Кене в основном оцениваются отрицательно.
В СССР делались попытки разработать свои геральдические правила для гербов городов. Активно использовались индустриальные символы. После 1991 года в России были восстановлены должности герольдмейстеров на государственном уровне, появились герольдмейстеры и в силовых структурах.
4
История символики Кузнецкой земли уходит корнями вглубь веков. Жившие здесь народы на Кузнецкой земле имели тотемные знаки (предметы поклонений и танги – простейшие символы). Три протошорших племени: бирюсинцы, верхотомцы и абинцы, населяя 14 волостей уезда, признавали тотемами волка и медведя, а телеуты – волка и лошадь. Первый герб Кузнецка – бегущий волк в знак «необжитости сих мест» – был пожалован царем Михаилом Федоровичем в 1622 г. С казаками пришла на землю Кузнецкую и русская система эмблематики. Великими трудами казаков, крестьян «с необжитостью сих мест» было покончено, и ее символ – волк – потерял актуальность. И в 1694 г Петр I пожаловал Кузнецку печать с изображением лошади. В 1726 г. На гербе Кузнецка была изображена кузница со всем кузнечным инструментом в золотом поле.
Идея, создания выставки геральдики городов Кузбасса пришла при изготовлении герба родного города. Материал для этого имеется древесина. Древесина — очень декоративный и всеми уважаемый поделочный материал. Известно, например, как ценятся сейчас мебель и изделия из натуральной древесины. Тем более приятны поделки, выполненные своими руками. А вопросы качества изделий будут решаться в основном природой самой древесины, а также терпением и аккуратностью изготовителя. В донном документе раскрыты все свойства древесины их природные данные необходимые каждому человеку занимающемся деревообработкой и резьбой по дереву, а также основные породы древесины. Искусство — это воспитание души и уважения к духовным ценностям, именно оно создает у нас представление о прекрасном и делает нашу душу богаче, заставляет задумываться. Искусство начинается с уважения к вещам. Но и вещи нужно создавать такими, чтобы они вызывали уважение. Говоря о резчике, нужно иметь в виду не исполнителя, а резчика - художника, поэтому такому мастеру необходимо иметь представление и об изобразительном искусстве, однако станковую живопись не следует переносить в декоративную резьбу, так как у кисти и ножа совершенно разные возможности в создании художественных произведений. Только неустанный творческий труд, а не слепое копирование и подражание позволит в короткий срок в совершенстве овладеть ремеслом столяра и мастерством резчика. Поэтому мы продолжили изготовлять серию символик городов нашего родного Кузбасса.
Без сердца что поймём?
Два петушка
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Хризантема и Луковица
Фотографии кратера Королёва на Марсе