Геральдика в России. Геральдические знаки Рюриковичей хорошо видны на их монетах. На монетах и печатях Руси периода удельной раздробленности возникают устойчивые территориальные символы. Происхождение двух важнейших государственных символов, двуглавого орла и всадника со змеем, восходит еще к временам Киевской Руси, но в изображении их не было той строгости и законченности, которая так отличает западноевропейскую геральдику. Русская геральдика ведет начало от Алексея Михайловича, до которого существовали лишь печати с условным обозначением (двуглавый орел, всадник со змием, владимирский лев и другие символы), не имевшие строгих определенных форм и правил. Император Леопольд направил в Россию по просьбе царя своего герольдмейстера Лаврентия Курелевича. Курелевич составил «Титулярник» (1672), в котором старается обосновать высокое положение русского царя среди европейских монархов. Очень увлекался геральдикой знаменитый боярин Артамон Матвеев, печатник государя. Ко времени правления Романовых многие дворяне имели собственные печати, из которых изображения перешли на гербы. После уничтожения местничества вопрос о доказательствах благородного происхождения встал с особой остротой. В Посольском приказе был составлен справочник «Книга в десть о родословии и о гербах российских разных шляхецких фамилий» (около 1686), не дошедший до настоящего времени. В царствование Петра I геральдике стало уделяться еще большее внимание. По мысли Петра I, в первую очередь надлежало упорядочить государственную и территориальную символику. Это было поручено Коллегии иностранных дел. В 1722 году была учреждена герольдмейстерская контора, впоследствии Герольдия. Первым русским герольдмейстером стал С. А. Колычев, а в помощь ему был выписан пьемонтский дворянин Франциск Санти. Герольдмейстеры занимались и упорядочением старых гербов, и обновлением новых. Санти привнес в русские гербы много несвойственных им французских элементов. Первое в России руководство по теоретической геральдике было издано в 1731 году на латыни, французском и немецком языках. Гербы составлялись для всех родовитых (столбовых) дворян и для тех, кому жаловался титул. Для русских гербов характерно оформление в двух стилях: готическом и ренессансном. Очень редки гербы в стиле рококо. В 1785 году был составлен первый русский «Гербовник» (составитель А. Т. Князев; различий между утвержденными и неутвержденными гербами еще не проводилось). «Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи» стал выходить с 1797 и включал только утвержденные императором гербы. С 1857 при департаменте Герольдии Сената было создано гербовое отделение, которое и занималось непосредственно составлением территориальных и личных гербов. В 1857-1886 годах его возглавлял барон Б. В. Кене, который оформлял русские гербы в немецком стиле, особенно сильно переделав государственный герб — двуглавого орла. Несмотря на огромную трудоспособность, результаты деятельности Кене в основном оцениваются отрицательно.
В СССР делались попытки разработать свои геральдические правила для гербов городов. Активно использовались индустриальные символы. После 1991 года в России были восстановлены должности герольдмейстеров на государственном уровне, появились герольдмейстеры и в силовых структурах.
4
История символики Кузнецкой земли уходит корнями вглубь веков. Жившие здесь народы на Кузнецкой земле имели тотемные знаки (предметы поклонений и танги – простейшие символы). Три протошорших племени: бирюсинцы, верхотомцы и абинцы, населяя 14 волостей уезда, признавали тотемами волка и медведя, а телеуты – волка и лошадь. Первый герб Кузнецка – бегущий волк в знак «необжитости сих мест» – был пожалован царем Михаилом Федоровичем в 1622 г. С казаками пришла на землю Кузнецкую и русская система эмблематики. Великими трудами казаков, крестьян «с необжитостью сих мест» было покончено, и ее символ – волк – потерял актуальность. И в 1694 г Петр I пожаловал Кузнецку печать с изображением лошади. В 1726 г. На гербе Кузнецка была изображена кузница со всем кузнечным инструментом в золотом поле.
Идея, создания выставки геральдики городов Кузбасса пришла при изготовлении герба родного города. Материал для этого имеется древесина. Древесина — очень декоративный и всеми уважаемый поделочный материал. Известно, например, как ценятся сейчас мебель и изделия из натуральной древесины. Тем более приятны поделки, выполненные своими руками. А вопросы качества изделий будут решаться в основном природой самой древесины, а также терпением и аккуратностью изготовителя. В донном документе раскрыты все свойства древесины их природные данные необходимые каждому человеку занимающемся деревообработкой и резьбой по дереву, а также основные породы древесины. Искусство — это воспитание души и уважения к духовным ценностям, именно оно создает у нас представление о прекрасном и делает нашу душу богаче, заставляет задумываться. Искусство начинается с уважения к вещам. Но и вещи нужно создавать такими, чтобы они вызывали уважение. Говоря о резчике, нужно иметь в виду не исполнителя, а резчика - художника, поэтому такому мастеру необходимо иметь представление и об изобразительном искусстве, однако станковую живопись не следует переносить в декоративную резьбу, так как у кисти и ножа совершенно разные возможности в создании художественных произведений. Только неустанный творческий труд, а не слепое копирование и подражание позволит в короткий срок в совершенстве овладеть ремеслом столяра и мастерством резчика. Поэтому мы продолжили изготовлять серию символик городов нашего родного Кузбасса.
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatnaya_emblema_posvyashchyonnaya_70-letiyu_kemerovskoy_oblasti.docx | 381.18 КБ |
Министерство образования РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Творческий проект:
Эмблема столицы Кузбасса
Быков Игорь Юрьевич
Учитель технологии МБОУ «СОШ №1»
Филатов Сергей Валерьевич
Мариинск 2014
2
Содержание
1.Введение------------------------------------------------------------- 3
1.1.Обоснование проекта--------------------------------------------3
1.2.Цель проекта------------------------------------------------------ 5
1.3. Краткая формулировка задачи------------------------------- 5
1.4.Историческая справка------------------------------------------ 5
1.5. Исследование, варианты решения проблемы------------ 6
2.Технологическая часть проекта----------------------------- 7
2.1. Материал, применяемый при изготовлении эмблемы---7
2.2. Инструмент, применяемый при изготовлении------------7
2.3. Технологическая карта-----------------------------------------8
3.Экономическое и экологическое обоснование проекта-9
3.1. Экономические расчёты---------------------------------------9
3.2.Экологическое обоснование-----------------------------------9
4.Заключение---------------------------------------------------------10
4.1. Самооценка изделия--------------------------------------------10
4.2. Самооценка процесса-------------------------------------------10
4.3. Рекомендации по технике безопасности
4.4. Рекламное объявление
5.Источники информации
3
1.Введение
1.1.Обоснование проекта.
Геральдика в России. Геральдические знаки Рюриковичей хорошо видны на их монетах. На монетах и печатях Руси периода удельной раздробленности возникают устойчивые территориальные символы. Происхождение двух важнейших государственных символов, двуглавого орла и всадника со змеем, восходит еще к временам Киевской Руси, но в изображении их не было той строгости и законченности, которая так отличает западноевропейскую геральдику. Русская геральдика ведет начало от Алексея Михайловича, до которого существовали лишь печати с условным обозначением (двуглавый орел, всадник со змием, владимирский лев и другие символы), не имевшие строгих определенных форм и правил. Император Леопольд направил в Россию по просьбе царя своего герольдмейстера Лаврентия Курелевича. Курелевич составил «Титулярник» (1672), в котором старается обосновать высокое положение русского царя среди европейских монархов. Очень увлекался геральдикой знаменитый боярин Артамон Матвеев, печатник государя. Ко времени правления Романовых многие дворяне имели собственные печати, из которых изображения перешли на гербы. После уничтожения местничества вопрос о доказательствах благородного происхождения встал с особой остротой. В Посольском приказе был составлен справочник «Книга в десть о родословии и о гербах российских разных шляхецких фамилий» (около 1686), не дошедший до настоящего времени. В царствование Петра I геральдике стало уделяться еще большее внимание. По мысли Петра I, в первую очередь надлежало упорядочить государственную и территориальную символику. Это было поручено Коллегии иностранных дел. В 1722 году была учреждена герольдмейстерская контора, впоследствии Герольдия. Первым русским герольдмейстером стал С. А. Колычев, а в помощь ему был выписан пьемонтский дворянин Франциск Санти. Герольдмейстеры занимались и упорядочением старых гербов, и обновлением новых. Санти привнес в русские гербы много несвойственных им французских элементов. Первое в России руководство по теоретической геральдике было издано в 1731 году на латыни, французском и немецком языках. Гербы составлялись для всех родовитых (столбовых) дворян и для тех, кому жаловался титул. Для русских гербов характерно оформление в двух стилях: готическом и ренессансном. Очень редки гербы в стиле рококо. В 1785 году был составлен первый русский «Гербовник» (составитель А. Т. Князев; различий между утвержденными и неутвержденными гербами еще не проводилось). «Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи» стал выходить с 1797 и включал только утвержденные императором гербы. С 1857 при департаменте Герольдии Сената было создано гербовое отделение, которое и занималось непосредственно составлением территориальных и личных гербов. В 1857-1886 годах его возглавлял барон Б. В. Кене, который оформлял русские гербы в немецком стиле, особенно сильно переделав государственный герб — двуглавого орла. Несмотря на огромную трудоспособность, результаты деятельности Кене в основном оцениваются отрицательно.
В СССР делались попытки разработать свои геральдические правила для гербов городов. Активно использовались индустриальные символы. После 1991 года в России были восстановлены должности герольдмейстеров на государственном уровне, появились герольдмейстеры и в силовых структурах.
4
История символики Кузнецкой земли уходит корнями вглубь веков. Жившие здесь народы на Кузнецкой земле имели тотемные знаки (предметы поклонений и танги – простейшие символы). Три протошорших племени: бирюсинцы, верхотомцы и абинцы, населяя 14 волостей уезда, признавали тотемами волка и медведя, а телеуты – волка и лошадь. Первый герб Кузнецка – бегущий волк в знак «необжитости сих мест» – был пожалован царем Михаилом Федоровичем в 1622 г. С казаками пришла на землю Кузнецкую и русская система эмблематики. Великими трудами казаков, крестьян «с необжитостью сих мест» было покончено, и ее символ – волк – потерял актуальность. И в 1694 г Петр I пожаловал Кузнецку печать с изображением лошади. В 1726 г. На гербе Кузнецка была изображена кузница со всем кузнечным инструментом в золотом поле.
Идея, создания выставки геральдики городов Кузбасса пришла при изготовлении герба родного города. Материал для этого имеется древесина. Древесина — очень декоративный и всеми уважаемый поделочный материал. Известно, например, как ценятся сейчас мебель и изделия из натуральной древесины. Тем более приятны поделки, выполненные своими руками. А вопросы качества изделий будут решаться в основном природой самой древесины, а также терпением и аккуратностью изготовителя. В донном документе раскрыты все свойства древесины их природные данные необходимые каждому человеку занимающемся деревообработкой и резьбой по дереву, а также основные породы древесины. Искусство — это воспитание души и уважения к духовным ценностям, именно оно создает у нас представление о прекрасном и делает нашу душу богаче, заставляет задумываться. Искусство начинается с уважения к вещам. Но и вещи нужно создавать такими, чтобы они вызывали уважение. Говоря о резчике, нужно иметь в виду не исполнителя, а резчика - художника, поэтому такому мастеру необходимо иметь представление и об изобразительном искусстве, однако станковую живопись не следует переносить в декоративную резьбу, так как у кисти и ножа совершенно разные возможности в создании художественных произведений. Только неустанный творческий труд, а не слепое копирование и подражание позволит в короткий срок в совершенстве овладеть ремеслом столяра и мастерством резчика. Поэтому мы продолжили изготовлять серию символик городов нашего родного Кузбасса.
5
1.2.Цель проекта
Наша цель: создать выставку геральдики Кузбасса в школьном музее. Нами изготовлен герб Кузбасса, герб родного города Мариинска.
Наша задача: изготовить герб столицы Кузбасса города Кемерово.
1.3.Краткая формулировка задачи.
Для того, чтобы изготовить герб, мне необходимо решить следующие задачи, а именно:
3.Улучшить свои навыки столярной обработки древесины;
1.4.Историческая справка.
Современный герб города Кемерово представляет собой геральдический щит французской формы. Щит разделен на два поля красного и черного цветов. В центре щита - стилизованное изображение химической реторты, перекрывающей части шестерни и колосьев. В верхней части щита указывается название города - Кемерово.
Изображение стилизованной химической реторты, части шестерни символизируют химическую и машиностроительную отрасли промышленности - главные направления промышленного развития города. Колосья хлеба символизируют плодородие земли, связанное с применением минеральных удобрений, вырабатываемых на химических предприятиях города. Используемые различные цвета несут также определенную смысловую нагрузку. Красный - мужество, державность, слава (божества), кровь пролитая за отечество, энергия, сила. Черный - символизирует каменный уголь, основное богатство области, центром которой является Кемерово. Желтый - (золото) - символ богатства, справедливости, милосердия, великодушия, постоянства, силы, верности.
6.
1.5. Исследование, варианты решения проблемы.
Изготовление герба мы начали с поиска информации о символике. Мы нашли множество примеров изготовления. Из полученной информации мы поняли, что лучше всего использовать древесину мягких пород. Исследуя эту информацию мы пришли к выводу, что самым доступным является кедр сибирский .На основании этого решения пришли к выводу, надо спроектировать и изготовить герб из сибирского кедра.
7
2.Технологическая часть проекта
2.1.Материал, применяемый при изготовлении герба.
Для изготовления эмблемы я использовал древесину сибирского кедра. Кедр – легкая, мягкая древесина золотистого цвета. По физико-механическим свойствам занимает промежуточное место между древесиной сибирской ели и сибирской пихты. Стойкая к гниению. Смоляные ходы крупные и довольно многочисленные. Легко режется во всех направлениях. Не растрескивается при высыхании. Имеет красивую текстуру. Применяется для изготовления резной скульптуры и токарных художественных изделий.
Эмблема изготавливалась в технике контурной резьбы. Изделия с применением контурной резьбы имеют линейный, несколько углубленный рисунок из прямых, извилистых или ломанных линий в виде двугранной или полукруглой выемки на ровной поверхности древесины, четко очерчивающий контур изображения, выглядит резким и жестковатым.
Эта техника широко применяется в русской народной резьбе: различные орнаменты на деревянных резных элементах дома, при изготовлении панно, мебели посуды, сувениров. Контуром режут всевозможные прожилки, сетки, детали крупных элементов композиций. Отсутствие рельефа в контурной резьбе не снижает ее художественной выразительности. Разные по глубине и ширине линии, выборка фона вокруг линейных, орнаментальных или фигурных композиций, а также сочетание с другими видами резьбы находят очень большое распространение.
2.2. Инструмент, применяемый при изготовлении
Контурная резьба, несмотря на простоту рисунка, требует навыков свободного владения резчицким инструментов, аккуратности и внимания. Для выполнения контурного рисунка, в данном проекте, применялись нож-косяк, резаки, полукруглые стамески.
2.3. Технологическая карта
Создание эмблемы началось с создания её эскиза (Приложение 1). На эскизе представлено изображение герба столицы Кузбасса. После это изображение было перенесено на заранее подготовленную кедровую доску и затем вырезано. Следующим этапом явилась покраска эмблемы и её лакирование. Подробная последовательность действий представлена в технологической карте, представленной ниже.
8
Технологическая карта на изготовление эмблемы столицы Кузбасса:
№ п/п | Последовательность основных операций | Эскиз | Инструменты и оборудование |
1 | Берем две кедровые доски |
| Ножовка, карандаш, линейка |
2 | Склеиваем между собой | Клей ПВА | |
3 | Обрабатываем рубанком |
| Рубанок |
4 | Разлиновываем на клеточки для переноса рисунка | Линейка, карандаш | |
5 | Переносим рисунок в масштабе по клеточкам |
| Линейка, карандаш, лекало |
6 | Убираем контур будущего изделия |
| Резцы по дереву фирма»Татьянка» для плоско рельефной резьбы |
7 | Обрабатываем внутреннюю часть |
| Резцы по дереву фирма»Татьянка» для плоско рельефной резьбы |
8 | Шлифование поверхности эмблемы |
| Наждачная бумага |
9 | Окраска поверхности эмблемы |
| Кисти разной ширины (широкая, средняя, узкая), краска-колер (цвета: чёрный, красный, жёлтый) |
10 | Лакирование поверхности эмблемы |
| , широкая кисть средняя кисть, корабельный лак |
9
3.Экономическое и экологическое обоснование проекта
3.1.Экономическое обоснование проекта
Затраты на изготовление эмблемы складываются из следующих пунктов:
Полная смета расходов представлении ниже.
Смета расходов:
№ п/п | Наименование | Цена (руб.) | Количество | Стоимость (руб.) |
1 | Доска кедровая | 2500 | 0.01925 | 48 |
2 | Колер разных цветов | 30 (140 г) | 4 | 80 |
3 | Лак корабельный | 120(500г) | 100г | 30 |
4 | Клей Столярный | 160 (750 г) | 10 г | 20 |
Общая стоимость | 178 | |||
Плоско-выемчатая резьба профильные резцы (фирма «Татьянка»)
3.2.Экологическая оценка проекта
При изготовлении данного изделия мне приходилось использовать разнообразные материалы, которые при их неправильном использовании могут оказать отрицательное воздействие на человека и окружающую среду это лак и колер, дерево экологически чистый продукт ,но при работе с древесиной следует соблюдать правила техники безопасности .
10
4.Заключение
4.1. Самооценка изделия
Продуктом моего проекта стал изготовленный герб столицы Кузбасса. Мы прошли успешно весь запланированный путь и достигли желаемого результата. С технологической стороны освоены следующие операции: пиление, строгание, шлифовка, художественная обработка древесины, плоскорельефная резьба. С теоретической стороны мы получили знания о истории нашего региона, истории возникновения геральдики в России и Кузбассе. Свойствах материала. О видах резьбы по дереву. Созданный продукт в соответствии с технологией создания проекта был оценён по критериям: экологичен, низкая себестоимость, доступность в изготовлении, дизайн. Наша цель была достигнута, следующий герб города Новокузнецка.
4.2. Самооценка процесса
Процесс изготовления оказался очень интересный. Мне очень нравиться работать с древесиной, многое узнал при изготовлении . Самое главное поставленную задачу выполнили и на шаг стали ближе к поставленной цели.
4.3. Рекомендации по технике безопасности:
При работе с любыми инструментами надо соблюдать меры предосторожности. Конечно, наибольшей опасности подвергается мастер в том случае, когда он работает с электропилой и электрорубанком. Но и другие инструменты, такие, как топоры, ножи, стамески, являются опасными, если не соблюдать правила обращения с ними. Инструмент резчика по дереву затачивается до остроты бритвы, иначе пострадает качество резьбы, да и работать тупыми
инструментами утомительно и непроизводительно, а в некоторых случаях невозможно. Но, даже случайно задев за лезвие острого инструмента, можно поранить руку. Также упавшие с верстака нож или стамеска могут быть причиной травмы. Поэтому ручки и черенки резчицких инструментов изготовляются не круглыми, а с плоскими срезами (фасками), чтобы они не скатывались со стола или верстака. Но особенно надо оберегать от ранения левую руку. Следует находить такое её положение, чтобы исключить даже случайное прикосновение инструмента при его соскоке, неверном движении. Необходимо продумать и
закрепление изделия, чтобы его не опасно было держать левой рукой. По тем же причинам лучше не работать с небольшой деталью, держа её на коленях, под изделие следует подложить рабочую доску. Часто причиной травмы является переутомление, связанное с чрезмерным
увлечением работой, поэтому надо вовремя давать себе отдых. Необходимо приучить себя к порядку — систематически убирать стружки, опилки. Это не только дисциплинирует, это совершенно необходимо, чтобы не потерять отколовшийся кусочек поделки или какую-либо деталь, инструмент (особенно часто теряется гайка-барашек от вибрирующей во время работы электропилы). Поскольку всё-таки вероятность порезов и ранений при резьбе по дереву достаточно большая, надо всегда иметь под рукой бинт, йод, лейкопластырь. Не следует пренебрегать правилами безопасности и при работе с олифой (особенно старой), нитрокрасками и эмалями. Здесь никак нельзя полагаться на своё крепкое здоровье или на невосприимчивость к запаху краски. Постепенно аллергия может появиться у любого человека. Самый лучший способ обезопасить себя — работать на улице или в помещении с хорошей вентиляцией. Если даже погода этому мешает, все равно категорически нельзя красить большие площади, например, доски в закрытом помещении. Были случаи отравления нитролаками, масляными красками даже с потерей сознания, что особенно опасно при работе в одиночку. Эти замечания относятся и к сушке окрашенных изделий: место сушки должно быть выбрано подальше от места длительного пребывания людей. Также при работе вблизи с высокотоксичными и легковоспламеняющимися веществами
11
нельзя курить, пользоваться нагревательными приборами, а особенно разводить открытый огонь !
4.4. Рекламное объявление
5.Источники информации
1. Виноградов А.Н Резьба по дереву.-Мн.:ОДО «Хэлтон
2. Дяжкин Д. С. Затраты, включаемые в себестоимость продукции. СПб.: Издательство
Михайлова В А 1999.-15с
3. Липсиц И В Экономика без тайн. Вита- пресс,1994-352с
4. Карачев АА Выполнение проектов на уроке труда в 5 -7 классах Школаи производство.-1997-10-11с
5.Полный курс для начинающих. Резьба по дереву. -Мн.: Харвест ; М.:ООО «Издательство АСТ», 2002-192с-(Моя проффесия)
6. http://www.kuzbassland.ru/help/
7. http://www.statesymbol.ru/analytics/20050523/39597371.html
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Астрономический календарь. Май, 2019
Загадка Бабы-Яги
Рыжие листья
Загадка старого пирата или водолазный колокол