В реалиях современной социально-экономической и культурной жизни России совершенно очевидна необходимость обращения к духовному наследию прошлого, изучения, освоения культурного фонда народа и его национальных традиций. Этому еще слабо изученному направлению посвящена работа «Свадебная обрядовость села Роговатое».
Вложение | Размер |
---|---|
svadebnye_obryady_sela_rogovatoe.doc | 53.5 КБ |
Введение
Испокон веков свадьба на Руси была одним из самых сложных и интересных явлений обыденной, праздничной и ритуальной жизни народа. Нигде так не проявлялся древний быт и народные верования русского народа, как в свадьбе. Являясь одновременно церковным, языческим и светским праздником, русская свадьба выступала поворотным пунктом в жизни новобрачных и становилась незабываемым событием для остальных участников сообщества. Свадьба объединяла; свадьба опьяняла; свадьба дарила редкое ощущение полноты бытия; свадьба делала людей щедрее, веселее и добрее. Именно поэтому даже в современной свадьбе до сих пор сохранились отголоски старого русского свадебного ритуала, несмотря на то, что смысл подавляющего большинства обрядов безвозвратно утерян. Сегодня это праздник, организованный в меру сил, возможностей, знаний родителями, молодыми, свидетелями. Сейчас во многом обряды стали развлечением, шуткой.
Актуальность проблемы исследования обусловлена реальными потребностями общества в освоении национальных традиций празднично-обрядовой культуры как важнейшей современной социокультурной среды. Издревле народные традиции определяли и моделировали духовно-нравственные законы бытия в системе «человек — семья – общество – природа», систематизировали, хранили, передавали из поколения в поколение знания и опыт, адаптировали к жизни, формировали общечеловеческие ценности и идеалы.
В реалиях современной социально-экономической и культурной жизни России совершенно очевидна необходимость обращения к духовному наследию прошлого, изучения, освоения культурного фонда народа и его национальных традиций.
В Белгородской области, на материале которой выполнено данное исследование, была принята долгосрочная целевая программа «Духовно-нравственное воспитание населения Белгородской области на 2011-2013 годы», специальное постановление «О развитии обрядовой культуры Белгородчины». Однако, несмотря на комплекс предусмотренных мер по поддержке традиций празднично-обрядовой культуры, сохраняются проблемы, препятствующие комплексному освоению и реконструкции празднично-обрядовой культуры, реализации её духовно-нравственного потенциала. Среди них:
• недостаточная изученность этого сложного, многообразного явления в аспекте его происхождения и эволюции, структуры и содержания, роли и места в современной социокультурной среде;
• слабая разработанность основ сохранения и развития празднично-обрядовой культуры в деятельности культурно-досуговых и образовательных учреждений региона.
Степень научной разработанности низка. Специального исследования, направленного на разработку теоретических и научно-методических аспектов реконструкции традиций празднично-обрядовой культуры Белгородчины в современной социокультурной среде, до настоящего времени не проводилось.
В то же время описанию народных праздников и обрядов отдельных территорий России посвящены труды известных ученых и собирателей (А.Н. Афанасьев, Д.К. Зеленин, И.И. Земцовский, М. Забылин, Н.И. Костомаров, С.В. Максимов, Б.А.).
Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости решения этих проблем.
Цель исследовательской работы:
изучить старинные свадебные обряды Белгородской области (в частности Старооскольского района).
Задачи:
изучить литературу по теме «Старинные свадебные обряды Белгородской области»;
описать свадебные обряды;
подобрать иллюстрированный материал к разделам работы. В работе я использовала такие методы исследования:
Я изучила краеведческую литературу по традициям и свадебным обрядам Белгородчины, посетила несколько свадебных торжеств в селе Роговатое, встретилась с местными жителями.
Село Роговатое в Старооскольском районе самое древнее. В «Записках императорского Географического общества» его рождение датируется примерно первой половиной XVII века. Первоначальное название – Прогорелое. Дело в том, что первые поселенцы начинали строить его на месте сгоревшего леса. В 1800-е годы село приобрело свое теперешнее имя.
Почему именно Роговатое? На этот счет есть два объяснения. Первое: пригорки и овраги сформировали его по рельефу как в форме рога. Второе: в старину тамошние женщины носили головной убор, на котором красовались кички с рожками. И по сей день, если смотреть на село с высоты птичьего полета, оно напоминает изогнутый рог. И по сей день роговатовские бабушки хранят в сундучках наряды, среди которых головные уборы с рожками.
Бывая в этом замечательном селе я познакомилась с семьей Исаковых. Они простые и добрые люди, интересные и душою богатые. А еще притягивает исаковский дом красотой своей давней жизни. Почти в первозданности сохранили хозяева его убранство, будто бы и нет позади многих десятков лет, когда вот так же украшали роговатовцы свои жилища. По комнатам, просторным и уютным, здесь можно ходить как по музею, удивляясь и восхищаясь.
Семейные фотографии Исаковы в альбомах не держат. Они на стенах, в рамках под стеклом, потому и хранятся долго. Изо дня в день смотрят со стен на хозяев дома их либо еще живые, либо уже давно умершие родные и близкие: вся родословная как на ладони. Но главное украшение дома – висящие на стенах, дверях и окнах, лежащие на кроватях, на столах, диване вышивки, занавески, гостевые полотенца, накидушки, подзоры, скатерти, расшитые яркими нитками. Далеко не вчера вязалось, ткалось, вышивалось это чудо. Многим изделиям по нескольку десятков лет. Большинство – дело рук хозяйки дома – Домны Яковлевны, женщины строгой, молчаливой.
В дом Исаковых попала ранним осенним вечером. Повечеряли. Тихо, тепло, покойно. Домина Яковлевна села за прялку и тихо запела:
Проснулась ивушка над быстрой речкою,
Мерцают звездочки, взошла луна,
Скажи нам, ивушка, скажи сердечная
Скажи, была ль в кого ты влюблена…
- А откуда вы знаете столько народных песен? – спросила я у Домины Яковлевны.
- Со свадеб,- ответила она. – Раньше в Роговатом такие свадьбы были! Никому на них вход не был заказан. А какая свадьба без песен. Оттуда я их, может сотню и больше вынесла.
- Домина Яковлевна, а вы помните свою свадьбу?
- А как же, век не забуду. Помню, перед свадьбой целых четыре холста напряла и выткала к приданому своему. Столько-то не каждая девка сделать могла. Замуж меня выдали в семнадцать лет. Мужа своего я до свадьбы только разок и видала.
- Расскажите, как раньше проходил свадебный обряд? Какие песни пели?
Слова Домины Яковлевны текли неспешно. Несмотря на преклонный возраст, мысли она выражала просто и складно, а глаза, живые, светлые, чистые, смотрели открыто и приветливо.
Свадьба, являясь одним из самых значительных событий человеческой жизни, требовала празднично - торжественного обрамления. По настоящему почувствовать щемящую красоту этого ритуала можно лишь с помощью причитаний и песен. Красочные одежды, гремящий колокольцами свадебный поезд, многоголосый хор «песельниц», звуки гармоней и балалаек останутся позади, но поэтическое слово воскрешает боль и высокую радость того праздничного состояния души, которое уже, к сожалению, ушло от нас.
Русская свадьба исторически соединила в себе два древних обряда – языческий, называвшийся «веселие», и христианский – венчание.
В зависимости от конкретных обстоятельств свадьба могла быть «богатой» - «в два стола» (и в доме невесты, и в доме жениха), «бедной» - «в один стол» (только в доме жениха), «вдовьей, «сиротской». Словом, двух одинаковых свадеб быть не могло, и у каждого, вступившего в брак, оставалась в памяти своя, единственная в своем роде, свадьба.
Свадебное действо развивалось последовательно: сватовство, сговор, прощание невесты с родительским домом, свадьба в доме невесты, свадьба в доме жениха.
Свадебный обряд начинался со сватовства. Присланная от жениха сватья - как правило, немолодая, опытная женщина, которая обладала умением ладно говорить, приговорами объявляла о цели своего прихода:
Свет Марьюшка по сенюшкам ходила,
Ивановна по новеньким гуляла,
Своего батюшку, своего родного будила:
«Ты встань-ка, мой батюшка, пробудись,
В окошечко, родимый мой, погляди:
Что каков-каков Иванушка на коне,
Что каков-каков Иванович на вороном?»
- «Ах хорош, хорош, мое дитятко, - что сокол,
Да пригож, пригож, мое милое, - что ясмен!»
Во лугах, во полях цветы-то расцвели,
У моего-то у милого кудерушки завились.
Родители должны были обдумать предложение свахи, и если были согласны, то на сговоре закрепляли уговор о браке «рукобитьем».
Приезжал жених на сговор в нарядной одежде со своими родственниками. Первыми во двор к тестю заходил или отец жениха, или старший брат, а только потом все остальные. Встречал их тесть в сенях, приглашал в дом, все садились за стол: кто приехал с женихом – на лавке, а все здешние – на скамье. Начинал говорить отец или старший брат жениха: «Время нам начать говорить дело, зачем съехались…». Обсуждали день свадьбы и предстоящие хлопоты по совершению обряда, подносили дары: тесть зятя одаривал первым благословением. Затем жених шел к теще, они трижды целовались и расходились. На сговоре невесты не было, девушки пели песни:
Были гости, были честны,
Были чествованы, были чествованы
У Фаины в гостях, у Фаины в гостях,
Подломили сени, подломили сени,
Сени новые, сени новые,
Расторили чашу, расторили чашу,
Чашу золоту, чашу золоту,
Расклевили девку, расклевили девку,
Красну девушку, красну девушку,
Мне-то не жаль, мне-то не жаль
Чашу золоту, чашу золоту,
А жаль-то мне, жаль
Красной девицы, красной девицы.
Следующая неделя была предсвадебной. Родители невесты готовились к торжеству, а невеста, причитая, прощалась с родительским домом, со своей девической жизнью, с подружками:
Уж ты свет моя голубушка,
Моя прежняя подруженька!
Тяжело да расставатися
Со своим-то отцом-матерью,
С дорогими-то сестрицами,
Со всем милым родом-племенем.
На девишнике подруги снимали с нее девичий головной убор – повязку, расплетали ей косу, вели в баню, где невеста «смывала» свое девичество:
Поля ли мои, поля чистые,
Лужки мои зеленые,
Травушки шелковые,
Цветки мои лазоревые!
Любила я по вам гулять,
Своей путевой косой выхвалятися;
Уж одна была у меня коса,
Да две волюшки,
Две волюшки, и обе вольные;
Хоть две у меня будет косы,
Да одна волюшка,
Одна волюшка, и та невольная.
На следующее утро в дом невесты приезжал свадебный поезд с женихом. Гостей встречали, усаживали за стол, угощали. Вскоре выводили невесту и торжественно, на виду у всех собравшихся, передавали жениху. Отец с матерью благословляли молодых, и свадебный поезд увозил их к венцу.
После венчания свадебный поезд отправлялся в дом жениха, где происходил продолжительный пир. Гости ели, пили, устраивали веселые переплясы. На свадьбе звучали величавые песни в честь жениха и невесты, свекрови и тещи:
Стелется, вьется
По лугам травка зеленая:
Андрей жену целует,
Васильевич милует:
«Душа моя Авдотьюшка,
Сердце мое Никитична!
Роди ж ты мне сыночка,
Роди сына у меня,
А дочерю у себя!
Учи сына грамоте,
А дочерю шелком шить!»
Веселые частушки:
Рассыпался горох
По чистому полю,
Сто рублей бы отдала
За девичью долю.
Если жених с невестой были богатыми, с хорошим приданным, то на следующий день все гости собирались в доме тестя и тещи. Накрывался праздничный стол, все продолжали веселье:
Ты садись-ка, добрый молодец,
Поплотнее со мной рядышком,
Чтобы век-то нам не разлучится,
Друг на друга не тенятися.
Ты садись не с спесью-гордостью,
А садись с господней милостью,
Чтобы жить-то нам не маяться,
А проживши не спокаяться.
На этом свадебный обряд завершался.
- Ох, и интересно же было на свадьбах раньше,- вздыхает Домна Яковлевна.- Не в пример сегодняшним. От матери к дочери, от родных и близких передавались свадебные песни. Положили они на самое донышко общую любовь к народным традициям, бережное и трепетное отношение к прошлому своего родного села.
Доминушка тихонько запела. Голосок ее звучал слабенько и едва слышно. Но зато лицо, глаза ее были в эти минуты удивительно молодыми.
Я слушала ее и думала о том, что в этом рассказе лишь малая часть той богатой духовной культуры, которую бережно хранят роговатовцы, лишь несколько образов тех замечательных людей, которых я вновь открыла для себя. Ведь сколько счастливых и горестных лет прошумело над землей роговатовской, сколько поколений жило здесь и ушло в небытие, а предками заложенное и до сих пор остается. Остается в гордом, непокладистом, порой даже бунтарском духе здешних людей, но одновременно и в их открытости, широте натуры, доброте, щедрости, терпимости. Остается в бережной и трепетной любви к исконно русским традициям, песне. Остается в неповторимом колорите образной речи. Роговатое – это бездонный источник, воду из которого не вычерпать никогда.
Заключение
С течением времени наши традиции, в том числе и свадебные, утрачиваются, остаются лишь некоторые элементы драматизированного обряда, да и те порой слишком утрированы.
Мы должны пытаться возрождать традиции наших предков. Конечно, идеала достичь невозможно, но что мешает стремиться к нему? Ведь где есть стремление, там есть и осуществление!
А за возрождение традиций наши предки нам скажут только «спасибо», потому что это история, это наша жизнь.
Литература:
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Золотой циркуль
Сочные помидорки
Солнечная система. Взгляд со стороны
Ледяная внучка