Сила традиций и сила творчества
в их сочетании – животворящий
источник всякой культуры.
Петр Николаевич Савицкий
На протяжении многих веков, вплоть до XX века история и культура казахов напрямую были связаны с кочевничеством. При переходе на другое место надо было быстро сложить юрту и все, что в ней находилось посуду, одежду, утварь, различные подстилки для сидения на полу: кошмы, сырмаки, текеметы, алаша, курпе и другие. На новом месте все это опять раскладывалось.
Казахские курпе – традиционный вид народного прикладного творчества. В прошлом курпе стелили на полу, поверх текемет (казахский ковер ручной работы, сделанной из войлока), рядом с невысоким столиком во время обеда, для того, чтобы было мягче и теплее сидеть за столом. Курпе использовали на кроватях вместо или поверх матраца или, большого размера – в качестве одеяла.
В современном обществе не смотря на существующий интерес к традиционным национальным изделиям декоративно-прикладного искусства, в быту эти изделия все реже находят практическое применение. Курпе в настоящее время достаточно широко используется как предмет домашнего обихода у жителей сельской местности, горожане все реже прибегают к его применению.
Цель проекта: создание матраца – трасформера с учетом современных требований общества.
Задачи проекта:
· изучить историю казахского народа, особенности культуры и быта;
· изучить орнамент тюркских народов, его разнообразие и значение;
· освоить технологию изготовления «курпе»;
· усовершенствовать изделие с учетом современных требований общества.
Слайд 1
Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области начального профессионального образования « Профессиональное училище № 31» Исследовательская работа Современный подход к изготовлению традиционного казахского национального изделия домашнего обихода – « курпе » Кусаинова Радмила Мухамбетовна Группа 12 (профессия « Портной») Научный руководитель: зам. директора по УМР Вахитова Н.Р., мастер производственного обучения Клепикова М. Н. Александров – Гай 2013Слайд 2
Сила традиций и сила творчества в их сочетании – животворящий источник всякой культуры. Петр Николаевич Савицкий
Слайд 3
Казахские курпе – традиционный вид народного прикладного творчества. В прошлом курпе стелили на полу, поверх текемет (казахский ковер ручной работы, сделанной из войлока), рядом с невысоким столиком во время обеда, для того, чтобы было мягче и теплее сидеть за столом. Курпе использовали на кроватях вместо или поверх матраца или, большого размера – в качестве одеяла. В современном обществе не смотря на существующий интерес к традиционным национальным изделиям декоративно-прикладного искусства, в быту эти изделия все реже находят практическое применение. Курпе в настоящее время достаточно широко используется как предмет домашнего обихода у жителей сельской местности, горожане все реже прибегают к его применению.
Слайд 4
Цель проекта : создание матраца – трасформера с учетом современных требований общества. Задачи проекта: изучить историю казахского народа, особенности культуры и быта; изучить орнамент тюркских народов, его разнообразие и значение; освоить технологию изготовления « курпе »; усовершенствовать изделие с учетом современных требований общества. Гипотеза: изготовление изделия « курпе – трасформер » своими руками соответствует техническим условиям изготовления, экономически выгодно, отражает современный взгляд на традиционные изделия культуры и быта и способствует формированию глубокого интереса к национальным традициям казахского народа. Прикладная значимость проекта велика, поскольку созданное изделие имеет не только декоративное значение, но и практическое применение в быту современного человека.
Слайд 5
1. О традициях и обычаях казахского народа . Без прошлого нет настоящего и будущего. Оттого и неистребимо желание человека познать не только окружающий мир, свою индивидуальную природу, но и исторические особенности, традиции и обычаи общества, в котором он живет. Отождествление себя с определенным народом и, как следствие, стремление узнать историю этого народа, его истоки являются базовой ступенью социализации человека.
Слайд 6
Шедевром прикладного искусства казахского народа является казахская юрта
Слайд 7
Древние традиции, связанные с этнической историей, социальными и климатическими условиями, отражены в народном костюме казахов
Слайд 8
Распространены в степи такие разновидности прикладного искусства, как кошмоваляние , ткачество, ковроделие , вышивание, великолепные образцы, которых создавались руками местных мастериц
Слайд 9
2. Современный подход к изготовлению традиционного казахского национального изделия домашнего обихода – « курпе » 2.1 Выбор модели С переходом степняков к оседлому образу жизни большинство казахов отказались от юрт, переехали в благоустроенные дома, обзавелись современной мебелью. Но тяга к национальным истокам, интерес к культурному наследию способствовали возвращению к национальным традициям не только людей старшего, но и более молодого поколения... Решая поставленные проектом перед нами задачи, сначала были выполнены три первые модели курпе : 1. 2. 3.
Слайд 10
Был разработан четвертый вариант курпе – трасформер . Главный аргумент - универсальность ...
Слайд 11
2.2.Выбор цвета материала В казахском прикладном искусстве используются традиционные цвета, которые применяются мастерами в течение многих веков: красные, синие, желтые, зеленые, белые и черные. Эти цвета имеют только им одним присущую символику. Синий - цвет неба; белый - символ истины; желтый - цвет мудрости, нравственности, печали; зеленый — молодости, весны и т.д. Соответствие цветов друг другу, их гармоничное сочетание называют колоритом. В многоцветных узорах-орнаментах часто встречается совершенный колорит.
Слайд 12
Выбор цвета материала
Слайд 13
2.3.Выбор орнамента В исследовательском проекте мы остановились на орнаменте « түймойын » - верблюжья шея. Так как считаем, что верблюд это сильное и красивое животное. Недаром новорожденную девочку с красивыми глазами называли « Ботагоз », что означает глаз верблюжонка. Сам орнамент похож на верблюжью шею. Концы его завершаются роговидными элементами. Этот орнамент обычно встречается в совокупности с другими роговидными орнаментами, хотя и выделяется своими особыми линиями, напоминающими верблюжью шею
Слайд 14
2.4 Конструирование и разработка модели Разрабатывая модель курпе – трасформер , я решила ткань не разрезать на куски, а попробовать соединить между собой намеченные полотна тесьмой – молнией, скрыв ее декоративной лентой бейкой, тем самым сэкономить на швах, нитках, материале, времени, электроэнергии .
Слайд 15
2.5 Технология изготовления Шаг первый 1 . Подготовка материала к изготовлению изделия. Нанесение меловых линий и прокладывание прямого сметочного стежка 2. Тесьма молния для соединения деталей курпе
Слайд 16
Шаг второй 3. Определение линии и ширины тесьмы – молнии для курпе 4. Приметывание тесьмы – молнии на курпе
Слайд 17
Шаг третий 5. Притачивание тесьмы – молнии на курпе 6. Выбор композиции орнамента
Слайд 18
Шаг четвертый 7. Выбор трафарета орнамента 8. Обработка орнамента на специальной электрической машине строчкой зигзаг
Слайд 19
Шаг пятый 9.Расположение орнамента на втором квадрате курпе 10. Расположение орнамента на курпе , закрепление его строчкой зигзаг
Слайд 20
Шаг шестой 11.Окончательная обработка орнамента на курпе 12. Курпе в сложенном виде
Слайд 21
Шаг седьмой 13. Застегиваем тесьму – молнию по боковому шву 14. Застегиваем тесьму –молнию поворачивая далее по шву
Слайд 22
Шаг восьмой 15. Готовый курпе - трасформер в сложенном виде на замке
Слайд 23
Шаг девятый 16. Изготовление курпе из овечьей шкуры 17.Примерка чехла
Слайд 24
Шаг десятый 18. Курпе готово
Слайд 25
3. Экологическая часть Давайте рассмотрим эти пять целебных свойств: 1. Овечья шерсть воздействует на клетки нашего организма, усиливая регенераторный процесс, а также снимает болевой эффект. Вещество, входящее в состав овечьей шерсти имеет антиаллергенные и противовоспалительные свойства, а также способствует более быстрому заживлению ран и даже переломов. 2. В процессе эксплуатации одеяла из овечьей шерсти, за счет трения волокон друг об друга создается электростатическое поле, которое положительно влияет на человека, ускоряя процесс выздоровления. 3. Волокна одеяла из шерсти осуществляют микромассаж кожи, усиливая циркуляцию крови, что приводит к укреплению иммунной системы. 4. Структура овечьей шерсти имеет большое количество воздушных полостей, за счет этого создаются уникальный теплозащитный эффект, благотворно влияющий на внутренние органы человека. 5. Шерсть способна поглощать 33 % влаги от своего веса, при этом одеяло остается сухим и поддерживает нормальную температуру тела. Одеяло из шерсти мериноса не сохраняет запах пота.
Слайд 26
Заключение В заключение хочется отметить, что созданное нами изделие « курпе-трансформер » изготовлено из натуральных, экологически чистых материалов; сохранило в себе традиционную технологию изготовления; является предметом декоративно-прикладного искусства; может быть использовано по первоначальному назначению; соответствует требованиям современного общества. Завершая проект, хочется вернуться к словам известного русского географа, геополитика, культуролога, одного из главных деятелей евразийства Петра Николаевича Савицкого (1895-1968): «Сила традиций и сила творчества в их сочетании – животворящий источник всякой культуры».
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Ласточка. Корейская народная сказка
Нарисуем попугая цветными карандашами
Несчастный Андрей