Исследование разных групп народных кукол.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 118 КБ |
Введение.
Кто из девочек не любит играть в куклы? Кукла-первая среди игрушек. Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства.
Что такое кукла? В словаре русского языка С.И.Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению других учёных: археологов, искусствоведов – это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая нас к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и является как бы нашим партнёром. Мы действуем с ней так, как нам хочется, заставляя её осуществлять наши мечты и желания. Все мы играли в пупсиков, пеленали кукол-голышек. Мы взрослеем. Вместе с нами взрослеют и наши куклы. Барби и Винкс наши современные подружки.
Играя в куклы, я часто думаю, а всегда ли они были такими? Мой интерес стал еще больше, когда во втором классе на уроке технологии мы говорили о народных куклах. Оказывается, с незапамятных времен кукла используется не только как детская забава. Кукла известна с глубокой древности, она родилась вместе с человеком, но в тоже время остается вечно юной. Всюду, где селится человек, она - неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая тайна. За куклой закрепилась магическая и охранительная функция. Созданные по образцу и подобию человеческому, куклы нередко «оживляются», наделяются человеческими чертами характера и, кажется, начинают жить своей собственной жизнью.
Какая же она, народная кукла? Так я и решила провести своё исследование.
Итак, объектом моего исследования стали разные группы народных кукол.
Предметом исследования стала кукла.
Цель исследования:
- анализ групп народных кукол и их особенностей.
Моя гипотеза звучит следующим образом:
-каждая кукла по-своему особенна и у каждой есть своё назначение.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены основные его задачи:
- на основе изучения литературы определить основные группы народных кукол и их назначение.
- провести экспериментальную работу для подтверждения гипотезы:
а) изучить знания учащихся нашей школы о народных куклах и их использовании;
б) узнать мнение людей старшего поколения о народных куклах.
3
ГРУППЫ НАРОДНЫХ КУКОЛ
обереговые обрядовые игровые
4
ОБЕРЕГОВЫЕ КУКЛЫ
Обереговые куклы обычно делались тряпичными. Интересно, что у тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Такая “безликая кукла” служила “оберегом”. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил. Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.
Кукла-Кувадка.
Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит “Кувадка’’, то она отгоняет злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу-оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.
Кукла-пеленашка.
В старинной русской деревне крестьяне считали, что злые духи стараются всячески навредить беззащитным людям. Чтобы сбить злых духов с толку, к младенцу подкладывали в колыбель спеленатую куклу, где она находилась до крещения ребенка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожавшие незащищенному чаду. Только после крещения кукла убиралась из колыбели, и ее хранили в доме наравне с крестильной рубахой ребенка. Куклу изготавливали из куска ношеной домотканой одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших ее рук и пропитавшейся трудовым потом. Считалось, что с родным, домашним «духом» кукле передается частичка жизненной силы. Пеленашка оберегала младенца. При приходе гостей она вставлялась в складочки платочка малыша, и тогда гости, чтоб не «сглазить» младенца говорили про куклу (имея в виду ребенка): «Ой, до чего кукленок-то хорош!»
Кукла-скрутка.
Кукла-скрутка, висящая в доме на стене,- наилучший оберег от порчи и сглаза.
Кукла-БЕССОННИЦА
Старинная магическая колыбельная кукла Бессонница. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить
5
от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутов ткани куклу-оберег и кидала ее в колыбель, приговаривая:
Сонница-бессонница,
Не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой...
Такая кукла оставалась в доме навсегда.
Кукла - День-и-ночь.
Кукла- перевертыш Тульской губернии. Служила защитой жилища днем и ночью. Разрешалось играть с ней ребятишкам, помогала уложить их спать, если они капризничали. Для этого куклу подвешивали над колыбелью, переворачивая темной стороной к малышу.
Кукла Кубышка-Травница.
Кукла Травница- это целительская кукла, оберег на здоровье. Ставится около постели или в местах, где застаивается воздух. Если помять куклу, в воздухе распространяется приятный аромат трав.
Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Слово «узор» обозначало «призор», т.е. «присмотр». Поэтому на кукольном платье вышивали: круги, кресты, розетки – знаки солнца; женские фигурки и оленей – символы плодородия; волнообразные линии – знаки воды; горизонтальные линии – знаки земли; ромбики с точками внутри – символ засеянного поля; вертикальные линии – знаки дерева, вечно живой природы.
Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца. Берегиню сна вешали над изголовьем кровати. Верили, что она своими большими крыльями отгоняет дурные сны.
Не только детские куколки были оберегами. Жили в домах куклы-домовые. А разве огородная кукла-пугало не оберег? Оберег, да еще какой! Оберегает огородные посевы от птиц и скота. А если эту куклу сделать еще крутящуюся, то на огороде ей цены не будет. Словно живой мужик или баба разгуливает по огороду, да еще и руками «отмахивается» от ветерка. Такие куклы можно увидеть и у нас на огородах.
6
ИГРОВЫЕ КУКЛЫ.
Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делятся на сшивные и свернутые.
Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К игровым свёрнутым куклам относят куклы-закрутки, которые делались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик-голова с помощью нитки прикреплённый к туловищу.
Кукла «Полено»
Ученые считают, что наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол была кукла “Полено’’, представлявшая собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду. Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище – кусок ткани, свёрнутый в “скалку”, тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.
Кукла «Барыня»
Наиболее простой свёрнутой куклой считается кукла “Барыня”. Её изготавливали для детей младшего возраста. Сначала делали туловище, покрывали белой тканью и перевязывали в трёх местах, затем брали длинный лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали на три части и заплетали косички – это были руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову ей повязывали косынку.
Кукла «Малышок-голышок»
Была распространена игровая тряпичная кукла “Малышок-голышок”. Отличительной особенностью техники её изготовления было то, что ткань внизу не оставляли единым “подолом”, а разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками. Куклу обязательно подпоясывали. “Малышок”, как уже ясно из названия, был голенький, без одежды, но пояс являлся не только обязательным атрибутом, но и очень сильным оберегом. Голову обвязывали нитками. Надо отметить, что “Малышок-голышок”, изображающий мальчика, достаточно редкое явление среди традиционных кукол.
Кукла «На выхвалку»
Кукла “на выхвалку” являлась игровой сшивной куклой. Она шилась девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделию.
7
Потом девочки помогали готовить приданое старшим сёстрам, знакомясь с
традиционными видами одежды, попутно подбирая что-то и для своего приданого. Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на которой могла показать знание костюма, чтобы не засидеться с малолетними детьми и вовремя попасть на посиделки. Шили куклы “на выхвалку” в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами.
Кукла «Зайка»
Многие наверняка помнят с детства такого зайку из носового платка. В одно мгновение он становился единственным и неповторимым, самым любимым и ночью занимал место под подушкой.
8
Обрядовые куклы.
Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях. Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол нельзя использовать колющие и режущие предметы, которыми человек может пораниться. Поэтому тряпочки и нитки для будущих кукол нужно не резать, а рвать.
Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.
Кукла “Покосница”
«Покосница» изображала женщину во время сенокоса. “Покосница” – одна из самых простых по технике изготовления кукол. Она делается без надрезов и без единого шва, из цельного куска ткани. В центре прямоугольного лоскута светлых тонов помещают набивку для головы куклы – ватин или ветошь. Затем формируется голова и перевязывается нитками. Из излишков ткани по бокам формируются и перевязываются нитками руки. На куклу надевают юбку, передник (но должна быть видна “рубаха”- светлая основа куклы), повязывают платок. Эта кукла приближала ребенка к древним традициям, как бы делала его участником «взрослой» жизни.
Кукла “Купавка”
Кукла “Купавка” – это обрядовая кукла одного дня. Она олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала. Порядок изготовления “Купавки” очень прост. Две палочки разной длины связывают крест-накрест. На верхней части креста укрепляют голову из светлой ткани, набитой ветошью, этой же тканью обтягивают руки куклы. Фиксируют ткань на шее, руках и поясе куклы. Привязывают лямки сарафана из яркой ткани. Надевают на куклу юбку, платок, повязывают пояс, а на руки привязывают тесёмки из ткани. Так как эта кукла летняя, её принято украшать травой, живыми цветами, зелёными веточками.
Кукла “Масленица”
Обрядовую куклу “Масленица” делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. Бывали куклы “Масленицы’’ и в человеческий рост, из лыка или соломы. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду,
9
использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.
“Домашняя Масленица’’.
Её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. Она представляет собой небольшую, высотой 20 – 25 сантиметров, соломенную или лыковую куклу с белым тряпичным лицом. “Домашняя Масленица’’ символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции, “Домашней Масленицей’’ встречали жениха и невесту.
Кукла “Коза’
В некоторых местностях бытовала кукла «Коза». В её основе – деревянная крестовина, а морда, рога, борода – из лыка и соломы. Одета была “Коза’’ в яркое специальное платье и тулуп или шубу, поверх которого крепились обрядовые предметы: дудочки, шарманки, бубны, подкова в подарок на счастье, колокольчики, бубенцы, деревянные бусы, серьги, мешочки с подарками, венки благополучия с маленькими красными мешочками с зёрнами злаковых, деревянная колодка в подарок холостяку, как напоминание о необходимости жениться. Кукла “Коза’’ была символом жизненной силы и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, его полю, чтобы лучше родился хлеб.
Кукла «Козьма и Демьян».
Надо сказать, что в народе всегда придавали большое значение здоровью детей и семьи. Так некоторые обрядовые куклы были лечебные. Это “Козьма и Демьян”. Изготавливали их из лечебных трав: тысячелистник, ромашка и других трав. Есть такое предание. Жили на Руси два брата – погодки. Они были бессребрениками. Эти братья лечили людей и не брали денег и еды за лечение. Но однажды один из братьев взял за работу немного еды. Другой брат очень обиделся на него и просил после смерти похоронить их в разных местах, но народ рассудил по-своему. Ведь еда – это пища для существования, а не деньги, и поэтому их захоронили вместе. За добрые поступки их возвели в ранг святых. Поэтому раньше делали в их честь кукол и сажали в красный угол, чтобы они приносили благо и здоровье в дом.
Кукла «Многоручка»
В конце ноября начинаются Филипповки - у православных людей так называли Рождественский пост. С этого дня хозяйки, бабушки, девушки и девочки-малолетки начинали заниматься зимним рукоделием: пряли, вязали,
10
ткали, шили, вышивали. Святая это работа - тканье, да нелегкая. Труднее всех приходилось, конечно, хозяйкам - их заботы никто отменить не может. Дом, подворье, готовка, воспитание детей- все на них, все надо успеть, за всем присмотреть, все обиходить. Потому и дарили хлопотуньям- хозяйкам куколку - помощницу-многоручку. Были куколки с шестью ручками, с десятью, были и с двенадцатью.
Кукла «Льняница»
Кукла «Льняница» делалась из стеблей льна, похожей на веничек. Если обычным веником выметали из дома мусор, всем видимый, то Льняницей прогоняли сор невидимый: раздражение, злость, болезни, зависть. Нечистый дух и всякий грех так и стремится попасть в жилище. Если обычный веник держат ручкой вверх, то необычную Льняницу вверх прутиками и метут ею по воздуху от святого угла к порогу, да еще приговаривают: «Месяц на ущерб, а нечистая сила на свет». Когда надо окропить дом святой водой, тоже Льняницей пользуются. В доме она висела за печью, скрытая от посторонних глаз.
Кукла «Крупеничка»
Есть русская народная сказка о красавице Крупеничке. У одного князя была дочь, которую по прихоти отца нарекли Крупеничкой. Выросла Крупеничка красавицей, умной и работящей. Но напали на княжество татары, схватили Крупеничку и угнали в полон в подарок хану. Отвергла Крупеничка притязания хана на женитьбу. Чтобы сломить гордую красавицу, загрузил он ее непосильной работой. От зари до зари трудилась Крупеничка в поле. Однажды мимо проходила убогая богомолка, возвращаясь из далеких святых мест. Пожалела она Крупеничку, обратила в гречишное семечко и спрятала в кисет. Так и принесла ее в кисете к родному дому. А чтобы татарский хан не смог разыскать Крупеничку, схоронила ее в землю. И проросла Крупеничка в прекрасный гречишный кустик, давший обильный урожай. Так появилась на Руси гречиха. Гречиха — одна из самых капризных культур. Но при бережном отношении она воздает сполна за усилия, потраченные на уход за ней. Поэтому у крестьян было особое отношение к гречихе.
Гречиху сеяли 26 июня, на Акулинов день. Этот день по народному календарю так и назывался — Акулина Гречишница. Сев гречихи сопровождался обрядом, символизирующим трепетное отношение крестьян к дарам земли. Первые горсти отборной гречихи для посева брали из потаенного мешочка, сшитого в виде небольшой куколки. С горстью этой крупы новому урожаю старались передать сбереженные силы кормилицы земли. По традиции после сева устраивали угощение для нищих и убогих, которые приходили к котлам с гречневой кашей со всей округи.
11
После уборочной страды куклу-мешочек вновь наполняли отборной крупой нового урожая. Куклу наряжали и бережно хранили до следующего севкрасном углу избы рядом с иконами, верили, что только тогда следующий год будет сытным и достаточным. Куклу любовно звали Крупеничкой.
Кукла «Лихоманки»
К концу зимы, в феврале, организм человека наиболее подвержен простудным заболеваниям. Это подметили еще наши предки и объяснили на свой лад в соответствии с их знаниями. Наравне со здоровым питанием одним из главных условий поддержания сил организма они считали активный образ жизни. Говорилось: «Кто спит под вечер в феврале, тот наспит Кумоху».
Кумохой крестьяне называли весеннюю простудную лихорадку. По верованиям, Кумоха — дородная женщина, живущая в лесу со своими двенадцатью сестрами, похожими друг на друга, как близнецы. Ростом и дородностью сестры под стать старшей, но во всем ей послушны. Зовут их: Аввареуша, Глазея, Глухея, Желтея, Каркуша, Ледея, Немея, Огнея, Отпея, Пухлея, Трясея, Храпуша.
По приказанию Кумохи сестры нападают на расслабившегося человека и не дают ему продыху — ломают, трясут, бросают то в жар, то в холод. Проникают они в избы через печные трубы вечерами, как всякая другая нечисть и лихая сила.
Наиболее опасным считался день на Ткраса Трясуна, 22 марта. Люди верили, что в этот день Кумоха с сестрами входили в полную силу, и уберечься от них можно было только заговорами. Считалось, что, увидев куклу, сестрица-трясовица узнает себя и вселится в куклу вместо человека. Поэтому заговоренные куклы ставились рядком за печкою и хранились до церковного праздника Благовещения Пресвятой Богородицы — 7 апреля. Накануне Благовещения, ночью, куклы Лихоманки сжигались вместе со старыми соломенными постелями.
Кукла «Кукушечка»
Назначение многих обрядов, к сожалению, утрачено, но угадываются их древние истоки. Чередой троицких праздников начинается лето. Троицей называется праздник, установленный христианской церковью во имя единого Бога в трех
лицах: Отца, Сына и Святого Духа. Праздник раньше начинался за неделю до Троицы и продолжался неделю после нее.
В эту пору в русских деревнях ветви молодых березок заплетали венками, вокруг них девушки и женщины водили хороводы.
В эту пору провожали красавицу-весну, встречали обильное жаркое лето, совершая древние обряды «похороны русалки», «сожжение Костромы», «похороны кукушки».
12
В народных поверьях кукушка была волшебной птицей. На Троицу кукушка вдруг умолкает. Верили, что может она обернуться хищным ястребом и умчаться к теплому морю в далекий волшебный край, от которого хранит заветный ключ. Верили, что может она хорониться (прятаться) в земле до следующей весны. А поэтому считали, что нет лучше амулета для оберега от несчастий, чем ветка, на которой куковала кукушка.
На Духов день, в первый понедельник после Троицы, отыскивали в роще две
плакучие березки, надевали на них венки из цветов, склоняли березки друг к дружке и сплетали их ветви в венок разноцветными лентами и расшитыми полотенцами.
На березовый венок водружали сделанную еще на день Николы Вешнего, Кукушечку из травы.
Как и многих обрядовых кукол, Кукушечку уничтожали после возвратного обмена нательными крестиками и расплетания ветвей березок.
Кукла «Коляда»
В деревне календарные праздники сопровождались различными обрядами. Многие из них имеют древние славянские корни. Наиболее широко праздновалось Рождество Христово. Традиционные рождественские ритуалы, как правило, начинались с появлением на небе вечерней зари. Тогда в домах перед образами крестьяне зажигали лампады, ставили восковые свечи, читали вслух молитвы и произносили различные благопожелания. На улице зажигали обрядовые костры, осыпали дом зерном, считая, что таким способом можно обеспечить благополучие и богатство в течение года. Затем хозяин уходил во двор и приносил охапку сена или соломы, застилал передний угол и лавку, сверху покрывал ее чистой скатертью.
На приготовленном месте, под самыми образами, ставил необмолоченный сноп ржи и специально приготовленную кашу — кутью. Солома, сноп и кутья олицетворяли собой плодородие и достаток. Иногда рождественский сноп называли Колядой, именем древнего славянского божества. В первый день рождественских праздников во дворах разжигали ритуальные костры. Зажигали их от «нового» огня, который по-старинному добывали трением. Коляду разрывали и сжигали в ритуальном костре, принося жертву умершим предкам.
.
Мартинички
ОБРЯДОМ «заклинания» весны начинались весенние праздники в русской деревне. Наряду со сложными ритуальными действиями, в которых главными участниками были сельская детвора и молодежь, обязательным атрибутом являлись маленькие нитяные куколки.
Праздник приходился на начало весны, на март, поэтому кукол называли «мартиничками». Их вязали парами: из белых ниток — символ уходящей
13
зимы, из красных — символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок
развешивали на ветвях деревьев, где их раскачивал и вертел весенний ветер. Мартинички ярким контрастом красок дополняли шумные детские игры с выпеченными из пшеничного или ржаного теста небольшими птичками-«жаворонками».
Изготовление народных кукол.
Сонница-Бессонница.
Чтобы сделать куклу Бессонницу, берут два приблизительно одинаковых по размеру носовых платка или два лоскута не очень плотной ткани такого же размера. Один платок складывают пополам по диагонали. На противоположных его концах туго затягивают узлы. Затем платок разворачивают и в центр его закладывают клубочек из спутанных обрывков нитей или тонких полосок ткани. Платок снова складывают пополам. Плотно обжав вложенный комок, перекручивают платок в центре один раз по часовой стрелке. Свободные концы платка вновь расправляют. Придерживая большим и указательным пальцами скрутку в центре платка, один из свободных концов платка оборачивают по часовой стрелке вокруг скрутки. Пропустив конец платка в образовавшуюся петлю, затягивают плотный узел.
Расстелив и расправив второй платок, на одной из его сторон расправляют заготовку из первого платка. Диагональ с завязанными узелками накладывают параллельно на сторону второго платка. Оставшийся свободный конец первого платка расправляют на втором платке. Кончик от узла по скрутке тоже расправляют в середине платка в сторону свободного конца.
Получившуюся из первого платка деталь будущей куклы пеленают вторым платком. Для этого правый верхний конец платка оборачивают слева от скрутки первого платка и выводят из-под первого платка вновь на правую сторону ниже узла, завязанного на диагонали первого платка. Таким же образом левый конец второго платка оборачивают справа от скрутки. Оба конца платка стягивают плотным прямым узлом. Скрутку расправляют. Получается простейшая тряпичная кукла, которая, возможно, и есть прародительница современной мягкой игрушки.
Рождественский ангел.
Эта кукла, как и другие традиционные русские куклы, проста в изготовлении, но вместе с тем весьма оригинальна. Как у многих кукол, у нее есть своя история, которая нам пока неизвестна.
Ее делают из простого лоскута ткани размером 15x15 см без помощи иглы, только перевязывая лоскут нитью. Сначала лоскут перегибают по диагонали пополам.
Затем в центр его закладывают комок спутанных ниток или тряпочек. Комок обтягивают в центре лоскута и закрепляют нитью. Расправив в стороны два противоположных края лоскута, сложенных по диагонали, другие два противоположных края расправляют вниз. Белой нитью или узкой светлой тесьмой сложенный лоскут перетягивают посередине, накладывая пояс,
14
а затем от пояса через грудь куклы — крест-накрест.
Боковые края лоскута расправляют крыльями, а на голову куклы повязывают ленту или тесьму. Без ножниц и иглы изготавливали только добрых русских кукол.
Кукушечка
Кукушечку в образе птицы делают из свежей травы с упругими, эластичными ровными стеблями, красных нитей и лоскута черной ткани.
Два пучка травы, один немного толще другого, перегибают пополам. Тонкий пучок навешивают петлей на сгиб большего пучка.
Сложенные концы тонкого пучка от сгиба плотно перетягивают виток к витку красной нитью на ширину примерно 0,5см.
Торчащие длинные стебли травы отрывают, отступив немного от стянутого нитью узла. Сложенный толстый пучок также перетягивают красной нитью, чуть отступив от места перегиба. Концы толстого пучка вновь раскладывают на две равные части.
Третий пучок травы вкладывают между разведенными концами толстого пучка.
Красной нитью толстый пучок вновь перетягивают за вложенным пучком травы.
Стебли травы расправляют веером, после чего красной нитью туловище Кукушечки перетягивают несколько раз крест-накрест с обеих сторон. На голову Кукушечке повязывают черный вдовий платок.
Коляда
Сегодня куклу Коляду делают из соломы. Для этого собранную в пучок солому плотно перетягивают нитью дважды: отступив от кончиков соломы примерно 5 см и отступив еще 3 см.
Второй пучок соломы, в 2 раза тоньше первого, плотно перетягивают нитью у концов. Разложив свободные концы первого пучка на две равные пряди, между ними вставляют второй пучок. В первом пучке его закрепляют несколькими витками нити.
Другой, такой же по толщине пучок, закрепляют на спине куклы несколькими витками нити крест-накрест.
В верхней части куклы торчащие кончики соломы перегибают вниз, оставляя открытой лицевую сторону, и закрепляют несколькими витками красной нити.
15
Разведенные соломенные руки перегибают на лицевую сторону куклы и скрепляют вместе нитью. Прикрепленный к тыльной части пучок соломы распушают, как крылья.
16
Заключение.
Пытаясь ответить на вопрос: какая она, народная кукла и для чего она создана, мною было проведено анкетирование ребят нашей школы. В анкетировании приняли участие 42человека. Ребятам предлагалось ответить на вопросы: каких народных кукол они знают и для чего они созданы. К сожалению не все ребята знают вообще о существовании народной куклы.10% ребят не смогли вообще назвать ни одной куклы. Самыми известными стали куклы Масленица(45%) и Коляда(45%), следом идут Сонница Бессонница и Рождественский ангел(35%), Домовые(10%).Ребята знают о назначении этих кукол.
С такими же вопросами я обратилась к моей бабушке Байдиной Антонине Ивановне.
Вопрос: Бабушка Тоня, а ты помнишь куклы, которые были в твоём детстве?
Ответ: Немного. Помню, что мы их сами делали из разных тряпочек и травы, цветов.
Они были нашими подружками, мы с ними делились секретами.
Вопрос: А были ли у вас в доме другие куклы?
Ответ: Я помню, как моя бабушка иногда рано утром ходила по дому с нарядным веником. Только держала она его наоборот. А мела она им по воздуху из углов дома к выходу. Наверное, это тоже была кукла, только предназначалась она не для игр.
Вопрос: Бабушка, это такая народная кукла. Называется она Льняница.
Вопрос: А какая из кукол тебе больше всего запомнилась?
Ответ: Ты её знаешь, это зайчик на пальчик. Эту куклу мне, кажется, знают все. Твою маму я тоже учила делать эту куклу.
- Спасибо, бабушка.
Из проведённой мною работы я узнала много полезного не только о народной кукле, но и о русских старинных обрядах. Я сделала вывод, что действительно каждая кукла своеобразна и у каждой своё назначение. Меня очень увлекла эта работа, больше всего понравилось делать куклы своими руками.
17
16
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Гилёвская средняя общеобразовательная школа»
с.Гилёво Локтевского района
Секция: начальные классы.
Исследовательская работа
по теме: Народная кукла. Какая она?
Выполнила:
Саенко Арина
учащаяся 3 класса МКОУ
«Гилёвская средняя
общеобразовательная школа»
Руководитель:
Захарова Ирина Дмитриевна,
учитель начальных классов.
Работа выполнена в МКОУ
«Гилёвская средняя
общеобразовательная школа»
Гилево 2013
Содержание:
Введение…………………………………………………………стр.3
Группы народных кукол........................................................... стр.4
Обереговые куклы…………………………………………….. стр.5-6
Игровые куклы………………………………………………… стр.7-8
Обрядовые куклы……………………………………………... стр.9-13
Изготовление народных кукол………………………………. стр.14-16
Заключение……………………………………………………... стр.17
Литература……………………………………………………… стр.18
Приложение…………………………………………………….. стр.19
Кто чем богат, тот тем и делится!
Любимое яичко
Швейня
Император Акбар и Бирбал
Заколдованная буква
Комментарии
Исследовательская работа "Народная кукла. Какая она?"
молодцы! отличная работа! так держать,Ирина Дмитриевна!