Занятие бисероплетением не только доставляет удовольствие, но и, возможно, благотворно влияет на психологическое состояние человека и помогает становлению личности.
Вложение | Размер |
---|---|
tayny_biseropleteniya_-_proekt.docx | 37.12 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
прогимназия «Центр детства»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Тайны бисероплетения»
Выполнила: Ученица 4 б класса
Харионовская Полина
Руководитель: Потанина Валентина Алексеевна
учитель начальных классов
Хафизова Гузель Флюровна
воспитатель
2013
Оглавление:
I. Введение………………………………………………………………………..
II. Основная часть…………………………………………………………………
1.Из истории бисера. ……………………………………………………………..
1.1. Бисер на Руси……………………………………………………………
1.2. Как появился бисер на Севере…………………………. ………….
2. О пользе бисероплетения……………………..
2.2. Результаты анкетирования, интервьюирования ……………………
III. Заключение……………………………………………………….. ………….
IV. Библиографический список………………………………………..
.
Какие вещи – загляденье! От них исходит чудо - свет.
Недаром бисероплетенье так популярно сотни лет.
Торопчина З.М. “Ода бисеру”
Введение
Актуальность. Мой интерес к бисеру и бисерному рукоделию не случаен – я четвёртый год занимаюсь этим видом искусства. Сегодня в век высоких технологий, старое как мир искусство бисероплетения снова в моде. Следовательно, актуально будет раскрыть и осветить новые неизведанные стороны этого старого и любимого рукоделия. Я знала, что бисероплетение старинный и распространенный вид народного творчества, но откуда идёт его история не знала. Наряду с этим вопросом меня заинтересовала и другая сторона, какую пользу человеку (кроме эстетики) приносят занятия этим видом рукоделия. Поэтому целью моей работы было установить, какую роль бисероплетение играет в жизни современного человека.
Гипотеза.На основе личного опыта и опыта моей сестры Вики, которая занимается также бисероплетением, я предположила, что занятия этим творчеством не только доставляют удовольствие, но и, возможно, благотворно влияют на психологическое состояние человека и помогают становлению личности. Для осуществления цели я выделила для себя следующие задачи:
Изучить историю бисера и бисерного рукоделия;
Узнать, какую пользу приносит занятие бисероплетением.
Проанализировать влияние бисероплетения на состояние человека;
Выявить, насколько популярно это занятие в современном мире среди школьников.
Методика работы:
Об истории бисероплетения я узнала из следующих источников
а) литературы из домашней библиотеки и библиотеки ТО ДДТ «Радуга бисера»; в) статей в интернете;
О пользе (вреде) занятий бисероплетением я беседовала с: а) школьным психологом; б) школьной медсестрой; в) руководителем ТО ДДТ «Радуга бисера»; г) классным руководителем;
Составила анкету и провела анкетирование среди учащихся прогимназии «Центр детства» 2-4-х классов.
Взяла интервью у воспитанниц кружка «Радуга бисера». На основании полученных данных подготовила исследовательскую работу, которую предлагаю вашему вниманию.
Из истории бисера. Бисер появился давно, но и в наше время ему уделяют большое внимание. Сначала бусы делали из костей, камней, семян, ракушек. Потом появились металлические, керамические, стеклянные, наконец, пластмассовые бусины. Родиной бисера считается Древний Египет. Почти 6 тысяч лет тому назад возникло стеклоделие, и появились стеклянные бусы разных форм и размеров.
Бисер на Руси. На протяжении нескольких веков бисер ввозили в Россию из Венеции и Германии. Привозной, очень нарядный бисер, ценился высоко, наравне с драгоценными камнями, золотом. Организовать бисерное производство в России удалось Ломоносову. Лишь в 1752 году учёный получил разрешение на строительство фабрики для производства бисера. В начале 19 века мастерство в рукоделии служило признаком хорошего воспитания и образования.
Я поняла, что бисерные изделия могут поведать о том, как жили люди в далекие времена, каковы были их вкусы и привычки.
Как появился бисер на Севере? Большой популярностью искусство бисероплетения пользуется у народов Крайнего Севера. Местное население украшает вышивкой из бисера в основном верхнюю одежду, плетут украшения из бисера - пояса, браслеты, кошельки. Не всякий бисер подходил для условий Севера, больше всего ценился фарфоровый (более прочный). Вышитая бисером одежда женщин как бы восполняет ту палитру красок, которых не хватает в природе, но при этом для каждой народности характерны свои приемы, своя цветовая гамма. Рисунки для бисерных украшений мастерицы придумывают сами. Они выглядят эффектно, современно. На первом этапе своего исследования я сделала вывод, что в разных временных отрезках и географических точках планеты, бисер выполнял различные функции:
* являлся амулетом от сглаза, оберегом и др.;
* подтверждал принадлежность владельца к тому или иному сословию;
* играл роль денег (как средство оплаты).
Что дают занятия бисероплетением?
Следующий этап моей работы был направлен на выявление пользы от занятий бисероплетением. Во-первых, я сама попыталась найти ответ на этот вопрос. Читала статьи в сети Интернет, листала специальные энциклопедии. Из этих источников я узнала о пользе бисероплетения для человека. Позже я встретилась со школьным психологом, школьной медсестрой, руководителем кружка «Радуга бисера», учителем. Был задан вопрос: «Приносят ли пользу занятия бисероплетением?» Мнение каждого из них сводились к положительному результату:
Психолог: Развивается мелкая моторика мышц, повышается настроение, вырабатывается терпение, усидчивость.
Школьная медсестра: Воздействует на нервные окончания на пальцах рук, где множество биологически активных точек.
Руководитель кружка: учатся разбираться в сложных схемах, развивается чувство прекрасного, хороший вкус.
Учитель: положительно сказывается на умственное развитие: внимание, мышление, память; повышается познавательный интерес.
Меня поразили эти факты! Столько можно в себе изменить, занимаясь серьёзно этим рукоделием! После встречи с уважаемыми взрослыми, было взято интервью у выпускниц кружка «Радуга бисера». Вопрос: «Что вам за эти годы дали занятия бисероплетением?» Ответы были сгруппированы по схожести:
4 человека: «Стали более спокойны и уравновешены»; 5 человек: «Делаем необычные модные и дешёвые подарки друзьям»; 3 человека« Как ни странно, улучшился почерк»; 2 человека: «Создаём сложные узоры и композиции»
Как видим, систематические занятия бисероплетением помогли девочкам приобрести новые и необходимые качества личности.
Анкетирование. Теперь, когда я узнала о новых удивительных возможностях бисероплетения, решила узнать: насколько популярен этот вид искусства среди учеников нашей прогимназии. Были опрошены 57 учащихся. Результаты я занесла в таблицу (Приложение 1)
Большей части опрошенных нравятся изделия из бисера, и они хотели бы получить такой подарок - 91%). Занимаются бисероплетением - 40%, хотели бы заняться – 38%. По результатам анкетирования были сделаны выводы: большинство из тех, кто занимается бисероплетением или хотел бы заниматься, за красочными модными изделиями из бисера не видят практической и очень полезной стороны этого процесса. Я думаю, моя исследовательская работа, была для них познавательна и интересна.
Сейчас предлагаю вашему вниманию свой вернисаж. Здесь несколько моих работ и грамот разных уровней. (Приложение 2)
Заключение
В результате исследовательской работы, я пришла к выводу, что изделия из бисера во все времена высоко ценились, являясь частью народной культуры.
Общаясь с разными людьми, я открыла для себя невероятно новые возможности моего любимого творческого труда – бисероплетения.
Занятия бисероплетением благотворно влияет на состояние человека, развивая его всесторонне.
Закончив свою работу, обогатившись таким запасом нового, я не хочу останавливаться на достигнутом. Буду продолжать вести наблюдения. Возможно, в будущем я открою для людей кабинет бисеротерапии, где буду помогать людям развиваться и совершенствоваться, а может и лечиться. А в ближайшее время хочу освоить новую, более сложную технику бисероплетения -
Библиографический список:
4. Белов Н. В. Фигурки из бисера- Минск: Харвест,2007
5. Божко Л. А. Бисер. Издание 3-е, исправленное и дополненное – М: Мартин, 2005
6. Базулина Л. В. Новикова И. В. Бисер – Ярославль: Академия развития, 2001
7. Интернет-ресурсы: http://ru.wikipedia.org/wiki
9. http://www.vsehobby.ru/razbel.
Приложение1
Школьный психолог: Бисероплетение – увлекательное и полезное для мелкой моторики. Оно положительно влияет на психологическое состояние ребенка – это и хорошее настроение, и эмоциональный подъем. Вырабатываются такие качества, как терпение, усидчивость.
Школьная медсестра: Занятия бисероплетением - это хороший способ борьбы со стрессом, успокаивается нервная система. Перебирание бисера воздействует на нервные окончания на пальцах рук, где находится множество биологически активных точек, улучшая тем самым мелкую моторику, поэтому занятие бисероплетением очень, полезно детям.
Руководитель ТО «Радуга бисера»: Дети учатся проявлять свою творческую фантазию и самостоятельность в выполнении изделия; учатся работать со схемами, изменяя их по своему желанию; развивают чувство прекрасного и хороший вкус; приобретают навыки – усидчивость, внимательность.
Классный руководитель: Полина занимается бисероплетением параллельно учебе в школе. Это положительно сказывается на ее умственном развитии. Ей легче даются школьные предметы, а особенно математика.
Вопрос | Ответ на выбор | Всего, чел. | % |
5.Нравятся тебе изделия из бисера: | 1.Да 2.Нет | 52 5 | 91 9 |
6.Понравится тебе подарок из бисера: | 1.Да 2.Нет | 52 5 | 91 9 |
7.Занимаешься ли ты бисероплетением: | 1.Занимаюсь 2.Хочу заниматься 3.Мне это не интересно | 24 17 11 | 44 38 18 |
Приложение 2
Плавает ли канцелярская скрепка?
Новый снимок Юпитера
"Морская болезнь" у космонавтов
Карандаши в пакете
Как нарисовать ветку ели?