Творческий проект ученика 3 класса МОБУ "Средняя общеобразовательная школа №68" с углубленным изучением русского языка и математики" г. Оренбурга Кузнецова Павла "Волшебный бисер".
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_volshebnyy_biser.docx | 442.56 КБ |
Окружной конкурс исследовательских работ и творческих проектов
младших школьников
«Дебют»
Творческий проект.
Секция: история.
Тема: «Волшебный бисер»
Кузнецов Павел
3 «Б» класс,
МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 68
с углубленным изучением русского языка и математики»
Болотова Елена Владимировна
I квалификационная категория
Оренбург 2013
Содержание:
I. Краткое описание проекта.
II. Введение.
III. Основная часть.
III.1. История возникновения бисера и бисероплетения.
III.2. Виды бисера.
III.3. Современное производство бисера.
III.4. Бисероплетение в современном мире.
IV. Заключение.
V. Литература.
Приложение.
I. Краткое описание проекта.
Проблема: актуально ли бисероплетение в настоящее время.
Цель: узнать историю возникновения бисероплетения и бисера, процесс изготовления бисера в современное время, использование изделий из бисера, привлечь внимание сверстников к данному виду рукоделия.
Объект: вид рукоделия.
Предмет: бисероплетение.
Гипотеза: бисероплетение как вид рукоделия актуально в настоящее время.
Методы исследования: работа с литературой и интернет - ресурсами, просмотр познавательных передач, опрос.
Результаты: проект, слайдовая презентация, буклет.
Выводы: таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. Бисероплетение как вид рукоделия не устарело, а изделия из бисера пользуются большой популярностью.
II. Введение.
Какие вещи – загляденье!
От них исходит чудо-свет.
Недаром бисероплетенье
Так популярно много лет.
Первое знакомство с бисером произошло в шесть лет. Этим я благодарен Смолевой О.С., педагогу детского клуба «Звёздный». Именно она познакомила меня с бисероплетением и «заразила» (в хорошем смысле этого слова) этим увлекательным занятием. Кто-то скажет, что это дело не для мальчиков, этим занимаются только девочки. Но мне очень понравилось создавать поделки из бисера, дарить их родным и друзьям, участвовать в выставках и конкурсах и получать от этого удовольствие.
Став старше, мне захотелось узнать историю возникновения бисероплетения, изготовления бисера, как используются изделия из бисера в современном мире, а также привлечь внимание одноклассников к данному виду рукоделия.
Из литературы я узнал, что бисерное рукоделие - один из старинных и достаточно распространенных видов народного творчества. Сегодня традиции бисерных мастериц возрождаются и развиваются вновь. Современные модельеры используют бисер, стеклярус, бусины и для одежды, и для изготовления аксессуаров.
Актуальность данного проекта заключается в том, что в настоящее время утрачивают свою значимость подарки, сделанные своими руками. Многие не умеют их делать или предпочитают купить готовое изделие. Но финансовые возможности не всегда позволяют это сделать. А изделия из бисера всегда модны и актуальны. В магазинах они стоят очень дорого. Но если изготовить
самому, то можно сэкономить свой бюджет. Кроме того, предметы, сделанные своими руками, сохраняют частичку тепла и любви того человека, который эти предметы создавал.
III.Основная часть.
III.1. История возникновения бисера и бисероплетения.
Низание – самый древний вид рукоделия с использованием бусин. Возраст самых древних бус превышает 40 тыс. лет. Археологи нашли их при раскопках в Кении. Старинные украшения выполнялись простейшим способом – камни, ракушки нанизывали на шнуры из кожи, волокна, нитки. С давних времен человек украшал не только себя, но и оружие, орудия труда, домашнюю утварь. Украшение было для людей делом не менее важным, чем самая необходимая работа.
Суровые мужчины, воины и охотники носили ожерелья из когтей и клыков диких зверей, раковин, перьев, семян растений, глиняных и каменных бус. Древние индейцы вытачивали бусинки из раковин морских моллюсков. В те давние времена люди верили, что такие украшения помогут на охоте, принесут удачу. Право надеть такое «ожерелье» или пояс с бусинами – надо было заслужить.
Если верить легенде, однажды, в очень далекие времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю груз природной соды, добытой в Африке. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней обложили костер большими кусками соды. Утром купцы разгребли золу и увидели чудесный слиток, который был тверд, как камень, горел огнем на солнце и был чист и прозрачен как вода. Это было стекло.
Так, почти 6 тысяч лет назад возникло стеклоделие и появились стеклянные бусы разных форм и размеров. Благодаря улучшению технологии изготовления, со временем бусины становились все мельче и мельче. Так появился бисер.
Бисер – это мелкие круглые или многогранные бусинки из стекла, металла, пластмассы со сквозными отверстиями. Его название происходит от «фальшивого жемчуга», изготовлявшегося в Египте из непрозрачного стекла, который по-арабски назывался «бусра» или «бусер».
На протяжении нескольких веков бисер ввозили в Россию из Венеции и Германии. Привозной, очень нарядный бисер, ценился высоко, наравне с драго-ценными камнями, золотом.
Организовать бисерное производство в России удалось М.В.Ломоносову. Великий ученый просил разрешение на постройку фабрики. Он писал, что бисер «еще поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое множество ценою на многие тысячи Он даже написал поэтическое «Письмо о пользе Стекла». Лишь в 1752 году М.В.Ломоносов получил разрешение на строительство фабрики для производства бисера. Бисер и стеклярус производили по оригинальным рецептам великого русского учёного.
В начале 19 века в России случился настоящий бисерный бум. В деревнях обязательно украшали костюмы бисером, крестьянки плели, вязали, украшали бисером пояса, головные уборы, воротнички, сарафаны, изготовляли бусы и ожерелья. В городах люди плели и вышивали бисером, украшали дома работами из бисера, дарили друг другу подарки к именинам и праздникам. Рукоделием занимались даже царственные особы. Они тоже украшали головные уборы, церковную утварь. Изделия русских умельцев с успехом демонстрировались на выставках во Франции, Англии, Америке и пользовались большим спросом. (см. приложение 1)
III.2. Виды бисера.
Бисер – очень разнообразный материал. Его цветовая гамма удивительна, он может быть разной формы и размера. Наиболее распространен круглый бисер. (см. приложение 2)
Нарубленные частички стеклянных трубочек называются, в зависимости от их размеров, рубкой (2-4мм) и стеклярусом (4-35мм). (см приложение 2)
Бисер и стеклярус может быть прозрачным, непрозрачным, переливающимся, матовым, зеркальным, жемчужным. Интересны названия некоторых сортов бисера: «парчовый», «хамелеон», «мокрый », «асфальтовый», «тертый», «радужный», «мраморный» и др. В сочетании с бисером часто используют бусины. Они крупнее бисера, изготавливаются из стекла, пластмассы, металла, натуральных камней, дерева, кости и других материалов.
III.3. Современное производство бисера. (см. приложение 3)
Изготавливается бисер в наше время на стеклозаводах с использованием специального оборудования, на котором из расплавленного стекла вытягиваются тонкие трубочки. Сырье для изготовления стеклянных трубочек размещают в плавильной печи в специальном стакане. При достижении определенной температуры масса расплавляется и через маленькие отверстия в нижней части стакана начинает проваливаться. Печь устанавливается на 2-м этаже так, чтобы стеклянная нить могла слегка охладиться при опускании на 1-й этаж. Затем нить поворачивают горизонтально и с помощью специальных механизмов натягивают. Диаметр трубочки зависит от силы натяжения.
Готовые трубочки с помощью специальных машин разбивают на мелкие осколки одинакового размера. Затем разбитые трубочки помещают во вращающийся барабан вместе с огнеупорной порошкообразной смесью из толченого угля с известью. При вращении барабана все отверстия бисера заполняются этой смесью. Бисер вновь нагревают. При этом острые края разбитых трубочек оплавляются, превращаясь в бисер. Бисер получается круглым и ровным. Бисер промывают, сушат, полируют. Для того, чтобы сделать поверхность бисера блестящей, его нагревают в третий раз. Бисер, который требует специального покрытия, позже проходит сложный процесс его нанесения.
III.4. Бисероплетение в современном мире.
Для меня занятие бисероплетением очень интересно и увлекательно. Прежде, чем начать работу над проектом, я решил выяснить, что думают по этому поводу мои сверстники. Я провел опрос на тему « Умеешь ли ты делать поделки из бисера? Хочешь ли ты научиться делать поделки из бисера?» 50% девочек ответили, что они умеют делать поделки из бисера. 20% девочек, изъявили желание научиться этому рукоделию, остальные 30% - отказались. 100% мальчиков ответили, что не умеют и не хотят этим заниматься.
Работая над данным проектом, я постарался выяснить, актуально ли бисероплетение в настоящее время и пользуются ли популярностью изделия из бисера. Оказалось, что данный вид рукоделия интересен и доступен, как детям дошкольного и школьного возраста, так и людям более старшего возраста, нашим мамам и бабушкам. В школах, Центрах детского творчества создаются кружки по обучению бисероплетению, проводятся мастер-классы, выставки работ. В магазинах можно найти немало литературы по данной теме. В социальных сетях создаются группы любителей бисероплетения, в которых люди делятся знаниями, схемами, идеями, своими работами, впечатлениями от занятий бисероплетением, предлагают желающим купить изделия.
В настоящее время из бисера делают украшения (серьги, ожерелье, брошь), аксессуары для одежды, предметы для дома (шторы, фоторамки, шкатулки, абажуры), игрушки.(см. приложение 4) Современные мастерицы вышивают бисером иконы, картины, портреты людей. Любители вязания также применяют бисер в своих работах. Известные модельеры в России и за рубежом используют бисер для украшения своих нарядов.Глядя на эти шедевры, удивляешься фантазии человека и его трудолюбию.
Работа с бисером требует усердия, внимания, усидчивости. Но, когда изделие готово, всё это отходит на второй план и ты радуешься красоте, которая у тебя получилась. Бисероплетение развивает мелкую моторику пальцев рук, способствует развитию речи, отлично снимает напряжение, представляет огромный простор для творчества. Для детей это отличный способ провести свободное время с пользой. Работа с бисером воспитывает настойчивость, умение доводить начатое до конца, повышает самооценку. Кроме того, красивые подарки, сделанные своими руками, доставят радость родным, друзьям и знакомым.
IV. Заключение.
Мне было очень интересно исследовать историю бисера. Я узнал, как делают бисер в настоящее время. С помощью учителя и мамы я подготовил презентацию «Волшебный бисер», буклет с тем же названием для желающих научиться бисероплетению, выставку своих работ(см. приложение5) и представил их одноклассникам. Надеюсь, что я смог их заинтересовать этим увлекательным занятием.
Таким образом, в процессе работы над проектом, я убедился в том, что бисероплетение не устарело. Этот вид рукоделия интересен и детям, и взрослым. Изделия из бисера пользуются популярностью, доставляют радость и удовольствие созерцать шедевры из бисера. Т.е. моя гипотеза подтвердилась.
Я думаю, волшебство бисера заключается в том, что еще много лет люди будут создавать замечательные произведения из бисера и радовать друг друга и своих потомков.
1. Большая книга детского творчества. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.
2. Игрушки и украшения из бисера / Т.Г.Носырева. – М.: Астрель: АСТ, 2008.
3. Полянская А.И. Изделия из бисера: 100 схем бисероплетения / Харьков: Фолио, 2009.
4. Интернет – ресурсы:
http://sedova.ucoz.net/publ/na_zametku/osobennosti_raboty_nad_proektom_v_nachalnoj_shkole/3-1-0-35
http://www.biser.info/o-bisere
Приложение.
№1.
Икона. Вышивка бисером. 1800 год, Россия.
Женский головной убор. Вышивка бисером и жемчугом. 1700 год, Россия.
Сумочка. Вышивка бисером. 1800 год, Россия.
Головной убор. Россия.
№2.
Круглый бисер.
Стеклярус.
Переливающийся бисер.
Непрозрачный бисер.
Зеркальный бисер.
Жемчужный бисер.
№3.
№4.
№5.
Аэродинамика и воздушный шарик
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Развешиваем детские рисунки дома
Спасибо тебе, дедушка!
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью