Творческий проект по декоративно-прикладному искусству - " Искусство мозаики" выполнила Ланцева Анастасия (11 лет), ученица МБОУ Усуглинской основной общеобразовательной школы. В проекте кратко представлен материал об истории возникновения искусства мозаики. Технология изготовления мозаичных работ. Возникновение идеи выполнения мозаики самостоятельно, краткое описание изготовления изделия, маркетинговые исследования.
Вложение | Размер |
---|---|
iskusstvo_mozaiki.doc | 232.5 КБ |
МБОУ Усуглинская основная общеобразовательная школа.
Объединение «ДПИ» (декоративно-прикладного искусства)
Творческий проект
«Искусство мозаики
Выполнила: Ланцева Настя 11 лет
руководитель проекта:
Ананенко Виктория Леонидовна
педагог дополнительного обазования
с.Усугли, 2011 год
План работы над проектом:
1.Сбор литературы, фото, видео материалов.
2.Изучение информации по данной теме.
3.Выполнение практической работы (изготовление панно, декоративной вазы).
5.Оформление документов к творческому проекту.
Цель создания творческого проекта:
Знакомство с искусством мозаики. Освоение технологии мозаичного искусства.
Задачи:
- собрать и изучить информацию об искусстве мозаики;
- самостоятельно сделать панно в технике мозаики, декоративную вазу;
- активизировать других ребят на творческую деятельность.
Почему я заинтересовалась этой темой?
В прошлом году летом я побывала в городе Иркутске, вместе с мамой мы ходили в музей, там я увидела красивые картины, выполненные из кусочков стекла. Мне очень понравились эти картины, я решила узнать поподробнее об искусстве выкладывания картин из кусочков стекла, камушков, и др. материала. Решила попробовать сама сделать такую картину. Сначала я пошла в библиотеку, собрала нужную литературу по изобразительному искусству. В художественном энциклопедическом словаре юного художника нашла информацию об искусстве мозаики.
Искусство мозаики
Мозаикой древние называли картины, посвящённые музам. Как вечны были музы, так должны были быть вечны эти картины. Поэтому их писали не краской, а набирали из кусочков цветного камня (Древняя Греция 5 век д.н.э.), а затем из кусочков специально сваренного глушённого (непрозрачного) стекла – смальты. Особенно распространились мозаичные полы и мозаичные картины на стенах в римском искусстве с 1 века д.н.э. Основной элемент римской мозаики – маленький кубик цветного камня или смальты, так называемые модуль. Чем меньше модуль, чем тоньше и изящнее получается мозаичное произведение. Мелкомодульные мозаики используются в декоративно-прикладном искусстве - ими облицовываются шкатулочки, столешницы, чернильные приборы и т.д. Но основная область применения мозаики – монументальное искусство. Огромная смальтовая мозаика, выложена в алтаре Софийского собора в Киеве. Здесь же неподалёку, на территории Лавры, при раскопках были обнаружены мастерские стеклодувов с остатками смальты. Они относятся к 11-13 веку. Большего развития достигло мозаичное искусство в Грузии.
В России возрождение мозаичного искусства связанно с работами М.В. Ломоносова, построившего Усть – Рудницкую стеклодельную фабрику и разработавшего ряд новых рецептов варки цветных стёкол для смальты. Широко известен его мозаичный портрет Петра 1, а также картина «Полтавская баталия».
В Италии, в городе Флоренции, в 16 веке, распространился другой вид мозаичной техники: картины или орнаменты набирались из более крупных кусков цветных мраморов, вырезанных по шаблонам, соответствующим основным линиям рисунка. Такая мозаика получила название мраморная или флорентийская. Кроме того, мозаика может выполняться из больших или мелких кусков цветной поливной керамики – майолики, даже из кирпичей, одна сторона которых покрыта глазурью. Украшение архитектурных сооружений орнаментальной майоликовой мозаикой особенно распространенно на Ближнем Востоке, в Средней Азии. Много прекрасных памятников такого искусства в Бухаре, Самарканде и других наших среднеазиатских городах.
Когда поливными кирпичами или плитками облицовывается стена, портал, купол, то применяется техника так называемого прямого набора, т.е, цветной камень, плитка или кусочек смальты укладывается на стену, куда предварительно нанесён известковый или цементный раствор. Однако делать «прямым набором» мелкомодульные римские мозаики очень трудоёмко и долго. Поэтом сегодня гораздо чаще используется техника «обратного набора»: на листы обычной бумаги наносят линии будущего изображения, затем на эти листы укладывают смальту лицевой стороной вниз. После этого заливают раствором и когда он «схватится», набор переворачивают, бумагу с лицевой стороны смывают. Обычно такие плиты с мозаикой делают размером 1*1 м. или несколько больше, а потом уже их монтируют на стене как части большого мозаичного панно.
В отечественном монументальном искусстве мозаика является одной из самых распространённых техник. В 1930-1950 годах наши выдающиеся художники А.А. Дейнека и П.Д. Корин украсили мозаичным панно ряд станций Московского метрополитена. Один из выдающихся мастеров мозаики грузинский художник З.К. Церители. Его работы украшают курорты Пицунда, Адлер, Саирме, и др. Среди работ последних лет наиболее выразительна римская мозаика Б.А. Тальберга «Гостеприимство» и флорентийская мозаика В.К. Замкова «Культура. Искусство. Театр» - обе находятся в культурном Центре Олимпийской деревни в Москве.
Мозаика! Это слово в воображении детей связывается с ранним детством, с настольной игрой, состоящей из разноцветных шариков, плоских деталей разнообразной формы, цветных кружков со шпеньками. На специальных подставках с углублениями или отверстиями в самих коробках (в зависимости от разновидности игрушки) можно было выложить чудесные узоры. Их разбирали и составляли снова. Все узоры были не похожи друг на друга - в этом и была увлекательность игры.
Настоящие мозаичные работы выполняют надолго, можно сказать, навечно. Работают над ними специальные художники. Мозаика - один из основных видов монументально- декоративного искусства. Особым видом мозаики является инкрустация.
Для работы используют гальку, камни разных размеров, непрозрачное стекло «смальту», керамическую плитку и т.п. Эти материалы с помощью вяжущих составов закрепляют на украшаемой поверхности по определённому рисунку, узору.
Мозаикой украшали и украшают главным образом наружные и внутренние стены архитектурных сооружений, полы, потолки, отделывают сооружения малых архитектурных форм - фонтаны, декоративные стены- панно и т.д.
В разные эпохи в разных странах мозаика приобрела своеобразие, как по используемым материалам, так и по узорам или рисункам.
В Византии для мозаичных работ употребляли смальту (непрозрачное цветное стекло), полудрагоценные камни.
В Античной Греции мозаикой выкладывали полы зданий, используя для этого чёрную, белую и цветную гальку.
В Средней Азии старинные мечети, дворцы, мавзолеи могущественных правителей украшали мозаичными узорами из кирпичей, покрытых разноцветной лазурью.
В Лаосе необычную мозаику создают из цветных кусочков зеркал, которые, переливаясь и сверкая на солнце, производят неповторимое зрелище.
Технология изготовления мозаичных работ
Создание настенных (подвесных) мозаичных работ для украшения стен или различных строений имеет особую технологию и выполняется с использованием цементного раствора. Существуют прямой и обратный способы закрепление мозаичного материала с помощью цементного раствора.
Перед началом работы составляют эскиз и по его размерам заготавливают картонную коробку или фанерный ящик и его размеры 4 – 5 см. Размеры работ могут быть самые разные, но нецелесообразно, чтобы ширина или длина изделия были больше 60 – 80 см. Это связано со сложностями подвешивания мозаичных украшений.
Затем подготавливают цементный раствор. Одну часть цемента на 3,4 песка тщательно перемешивают в корыте или тазе с небольшим количеством воды, после чего добавляют воды до получения однородной массы густой сметаны. Полученный раствор заливают в подготовленную форму, разравнивают поверхность. В густеющей, но ещё не затвердевший цемент, вдавливают по эскизу подобранный материал. Узор по желанию может быть плоским или выпуклым .
Когда цемент затвердеет, форму разрушают, вынимают пластину, влажной тряпочкой протирают материал.
Подобные работы можно выполнить даже в небольших коробках, используя мелкий материал и воспроизводя небольшой рисунок или узор. Такое изделие может быть хорошим подарком близким.
В технике мозаики можно набирать картины, используя при этом различный природный материал, например: срезы веток разных пород деревьев, так как они имеют разные оттенки, от светлых до тёмных. Такая картина получается очень красивой, она долговечна и экологически чиста. Вдохновением моего творчества является наша природа, неповторимую красоту которой, хочется передавать в своих работах. Картину можно подарить своим друзьям, близким, а можно просто использовать для украшения интерьера.
Мозаику можно изготовить из яичной скорлупы. Яичная скорлупа – материал (так называемый бросовый) очень распространённый и не требующий специальных поисков. Изготовление мозаичных украшений из яичной скорлупы – дело не новое, но, к сожалению, этот вид работы известен немногим .
Мозаикой из яичной скорлупы, хорошо оформить различные изделия из бумаги и картона, разнообразив тем самым их отделку. Подобная работа может стать и самостоятельным изделием, если сделать небольшое тематическое панно или изображение орнаментального характера.
Для мозаичной работы необходимы картон, краски (акварельные, анилиновые, гуашь, цветная или чёрная тушь), скорлупа яйца. В работе потребуется клей ПВА, карандаши, кисточки для клея и красок, небольшая чистая тряпочка. Скорлупу следует осторожно промыть тёплой водой, для того чтобы краска ложилась ровно. В изображаемых композициях могут быть цветы, бабочки, фрукты, фигурки птиц или зверей и т.д.
Окрашивают скорлупу в нужный цвет кисточкой. Цвет и тона краски подбирают в зависимости от задуманной композиции .
Мозаичная работа начинается с выполнения эскиза. Затем на плотную бумагу или картон переводят рисунок. Далее наносят клей на части рисунка, кусочки скорлупы располагают по цвету соответственно рисунку. Излишки клея удаляют тряпочкой.
Мозаика на вазах и кувшинах
Кроме плоскостных мозаичных работ, нарядно выглядит мозаика, выполненная на объёмной поверхности. Для подробного оформления изделий подходят черепки от цветной фаянсовой или глиняной посуды, кусочки пластмассы, цветного стекла, нетолстые частицы. Формой, на которой закрепляют черепки, может быть треснувший и уже непригодный кувшин, ваза с отбитым краем, вполне применимы горшки для цветов. Кувшины, горшки для цветов и другие ёмкости, украшенные мозаикой, выглядят очень необычно и нарядно
Я в своей работе использовала обычную банку, основой закрепления кусочков цветного стекла послужил пластилин, закрепив материал, я покрыла изделие лаком.
Для завершения композиции я решила сделать декоративную ветку «коралл».
Для изготовления «коралла» понадобиться любая причудливо извилистая ветка. Эту ветку нужно густо смазать клеем ПВА, затем посыпать рис на ещё не высохший клей. После высыхания покрываем ветку красной краской, у нас получился «коралл».
Используемые материалы:
1. Стеклянная банка.
2. Пластилин.
3. Кусочки стекла.
4. Подставка под вазу.
5. Лак по дереву.
6. Камушки и ракушки.
Маркетинговые исследования.
После защиты проекта в школе, я провела опрос. Может ли быть полезна моя работа? Выяснилось, что такой сувенир украсит интерьер. Ваза может служить подставкой под ручки и карандаши, в неё можно поставить цветы. Она может быть хорошим подарком на день рождения. Я поняла, что моя работа была не напрасна. Тем более, что она понравилась мне и всем, кто её увидел.
Используемая литература:
1.А.М.Гукасова. Внеклассная работа по труду.
2.А.П.Ершова. Искусство в жизни детей.
3.Энциклопедический словарь юного художника. Составители: Платонова Н.И., Синюков В.Д.
Позвольте, я вам помогу
Самодельный телефон
Соленая снежинка
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Плавает ли канцелярская скрепка?