Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов.
На нем разбросаны букеты.
Аннотация
Однажды летом перебирая ягоды для варенья, я испачкала майку соком черной смородины. Тут же я заметила, что и руки от ягоды стали красно-фиолетовыми. Значит, ягодой можно рисовать?!. А, значит, можно попробовать сделать краски для рисования.
Я задумалась: «Какие растения, растущие в нашей местности, подойдут для этой цели?»
Оказалось, что таких растений много растет в нашем крае. Это овощи: свекла, морковь, лук. Разные ягоды: черника, клюква. Растительный мир полон ярких красок всевозможных оттенков. Какое многообразие сочетаний в окраске цветов на лугу, какие тонкие переходы в расцветке осенних листьев — от зелено-желтых до ярко-красных! Я решили найти ответы на эти вопросы. Так была определена тема моего исследования: «Палитра Нефтеюганска (натуральные краски, изготовление из растительного материала города Нефтеюганска)».
XII городская научно-практическая конференция молодых исследователей
научно-социальной программы «Шаг в будущее»
«Палитра Нефтеюганска (натуральные краски, изготовление
из растительного материала города Нефтеюганска)»
Россия,
ХМАО-Югра,
город Нефтеюганск,
Автор: Сысоева Ангелина
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»,
7 А класс
Руководитель: Шевчук Марина Николаевна,
учитель изобразительного искусства,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
«Палитра Нефтеюганска (натуральные краски, изготовление
из растительного материала города Нефтеюганска)»
Автор: Сысоева Ангелина
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нефтеюганск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»,
7 А класс
Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов.
На нем разбросаны букеты.
Аннотация
Однажды летом перебирая ягоды для варенья, я испачкала майку соком черной смородины. Тут же я заметила, что и руки от ягоды стали красно-фиолетовыми. Значит, ягодой можно рисовать?!. А, значит, можно попробовать сделать краски для рисования.
Я задумалась: «Какие растения, растущие в нашей местности, подойдут для этой цели?»
Оказалось, что таких растений много растет в нашем крае. Это овощи: свекла, морковь, лук. Разные ягоды: черника, клюква. Растительный мир полон ярких красок всевозможных оттенков. Какое многообразие сочетаний в окраске цветов на лугу, какие тонкие переходы в расцветке осенних листьев — от зелено-желтых до ярко-красных! Я решили найти ответы на эти вопросы. Так была определена тема моего исследования: «Палитра Нефтеюганска (натуральные краски, изготовление из растительного материала города Нефтеюганска)».
Цель исследования - выявление красящих способностей различных растений, возможностей получения растительных красок в домашних условиях и рисования этими красками.
Задачи исследования:
Проанализировать различные источники и узнать, как появились краски, способы их получения и использования.
Попробовать получить природные (естественные) краски в домашних условиях.
Создать коллекцию колера природных красок.
Нарисовать рисунки, используя природные краски.
Поэтому объектом моего исследования стали растения, растущие в нашем городе, а предметом исследования – их способность окрашивать.
«Палитра Нефтеюганска (натуральные краски, изготовление
из растительного материала города Нефтеюганска)»
Автор: Сысоева Ангелина
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нефтеюганск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»,
7 А класс
Гипотеза: некоторые способы добывания красок из природного материала сохранились и используются в домашних условиях и в наше время. Практическая значимость: Прочитав и изучив литературу по данному вопросу, мы узнали, что краски появились ещё с древних времен, одновременно с появлением человека и с каждым тысячелетием их становилось все больше.
За время работы над темой исследования
Этапы работы:
Методы исследования:
Теоретическая часть (история)
Самым древним художником, создавшим рисунки и картины, был пещерный житель. Пещерные художники рисовали на стенах яркими, сочными красками. Самой первой краской была глина. Глина бывает разная - желтая, красная, зеленоватая, белая…
Красителями, которыми пользовались пещерные художники, были химические вещества, залегающие в земле (окись железа всех оттенков - от светло-желтого до ярко-оранжевого), и марганец (металлический элемент). Эти вещества измельчались в мелкую пудру и смешивались с жиром (возможно, с животным салом). Так появились первые краски. Ими и рисовал древний человек диких животных, которых он видел вокруг себя.
Цветные изображения животных, датированные примерно 30000-10000 лет назад до н.э., были обнаружены на стенах пещер Южной Франции и Испании. Многие из этих рисунков удивительно хорошо сохранились потому, что в эти пещеры не было доступа в течение многих веков. Самые великолепные рисунки находятся в пещере Ласкау во Франции. Немного позже была «открыта» новая краска- охра, которая часто встречалась в природе в виде глины или рассыпающихся в пыль комочков. Она была разного цвета: желтая, коричневая, красноватая. Для придания рисункам более ярких цветов. Использовали наши далекие предки и красную киноварь, и оранжевую сурик. Угольки, копоть и сажа давали краску черного цвета. Шли тысячелетия. Человеку понадобились другие краски, более стойкие и яркие. Такие, которыми можно было бы разрисовывать щиты, выделанные кожи, раскрашивать головные уборы и оружие, а затем и первые ткани. Желтую краску научились вырабатывать из: Коры барбариса, ольхи, молочая и шелковицы.
Коричневую - из отвара луковой шелухи, оболочки грецких орехов. Коры дуба, листьев хны. Для получения красного цвета пригодились некоторые ягоды. Словом. У каждой из красок, которыми сегодня пользуются и взрослые и дети, есть своя длинная и удивительная история.
Так, если хорошие краски добывались с большим трудом и стоили очень дорого, то почему же сейчас красок сколько угодно и стоят они совсем дешево? Химия. Теперь краски получают из каменноугольной смолы и других веществ. Оказалось, что в черном каменном угле можно разыскивать всё цветовое богатство матушки-природы. От старинных красок сегодня сохранились лишь звучные названия да удивительные истории.
В Древнем Риме багряную, пурпурную одежду мог носить лишь император. Дело в том, что пурпурная краска стоила очень дорого. Её добывали с превеликим трудом из раковин средиземноморских улиток- багрянок. Десять тысяч раковин давали чуть больше грамма краски. А открыли эту краску около 4 тысяч лет назад.
В наших наборах красок можно увидеть ещё один цвет- индиго. Так называется один из оттенков темно-синей краски.
Ткани, окрашенные индиго, находили в гробницах фараонов, которые правили несколько тысяч лет назад в Древним Египтом. Родина краски- Индия.
Кармин. У этой краски своя любопытная история. Кармин ведет свое начало от… насекомых. От крохотных тропических насекомых, которых называли «кошениль»
«Палитра Нефтеюганска (натуральные краски, изготовление
из растительного материала города Нефтеюганска)»
Автор: Сысоева Ангелина
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нефтеюганск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»,
7 А класс
Начиная исследование я предположила:
Прикладная ценность исследования:
Наблюдать за красотой природы просто одно удовольствие, но мне хотелось скорее узнать, какие цвета подарят моим рисункам все эти растения. И я стала экспериментировать.
«Палитра Нефтеюганска (натуральные краски, изготовление
из растительного материала города Нефтеюганска)»
Автор: Сысоева Ангелина
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нефтеюганск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»,
7 А класс
Исследовательская часть
Эксперимент 1.
Цель – выяснить, все ли растения имеют способность окрашивать, в какие цвета окрашивают растения бумагу и ткань.
Ход. Взяла лист бумаги и отрез ткани и отправилась в путешествие по огороду, в лес.
Для проведения эксперимента отщипывала (отрезала) кусочки растений, плодов или ягод и проводила ими по белому листу бумаги и белому кусочку ткани. Смотрела, окрашиваются ли они; если да, то в какой цвет.
Результат. Не все растения имеют способность окрашивать. На основе проведённого эксперимента составила таблицу (Приложение 1).
Эксперимент 2.
Ход. 1.Собрала разные ягоды: смородину клюкву, чернику
2.Измельчив ягоды при помощи соковыжималки, получила сок ярких цветов.
3.Сделали отвары из луковой шелухи (золотистый лук), из еловых веток, щавеля. Результат. Все взятые соки ягод, отвары овощей и еловых веток красят белые ткани в яркие цвета. Но не все цвета получаются такими же, как цвет используемого растительного красителя. Цвет красителя может измениться от взаимодействия с горячей водой или при кипячении. Все соки ягод и отвары мы поместили на палитре для красок. Оказалось, что невозможно отличить по внешнему виду, где синтетические краски, а где наши опытные образцы.
Вывод. Краски для рисования можно изготовить в домашних условиях на основе природных компонентов и ими можно рисовать как на бумаге, так и на ткани.
Для рисования такими красками не нужно быть художником и иметь большие творческие способности. Достаточно желания и можно изобразить любую свою мечту...
Заключение
В ходе исследования выяснила, краски везде вокруг нас! Стоит только приглядеться повнимательнее. Среди растений нашего города есть красящие и из них можно сделать краски. Растительные краски совершенно безопасны для здоровья, в отличие от синтетических красок.
Я довольна своими наблюдениями и проведёнными экспериментами, потому что поняла, в природе много тайн, которые нужно уметь открыть.
Источники информации
Литература:
Интернет-ресурсы:
Заколдованная буква
Простые летающие модели из бумаги
Белый лист
Снежная сказка
10 осенних мастер-классов для детей