Большую часть в своей жизни люди проводят на работе, в школе и других общественных местах. Психологами установлено, что неинтересный безвкусный интерьер не только не воспитывает у находящихся в нем детей вкус, но и способствует проявлению агрессивных наклонностей. И наоборот, красивая обстановка развивает и вкус, и доброту, и даже жажду к знаниям. Причем дети, как правило, стараются очень бережно относиться к старинным вещам, семейным реликвиям. Более того, дети с ранних лет окруженные красивыми предметами, привыкают ценить красоту во всем.
В последнее время заметно вырос интерес к художественному творчеству. Работа, образцом для которой служит традиционное национальное искусство, приносит особое удовлетворение. [4 С. 3]
Изделия декоративно-прикладного искусства служат для художественного оформления быта человека, то есть среды его обитания, жилого и общего интерьера, костюма. Эти изделия разнообразны: от сувенирной фигурки игрушки до громадных ковров, крупных кружевных панно. Для их выполнения используются различные материалы: глина, солома, береста, пряжа, дерево, бумага и др.
Особенно часто для оформления интерьера используют ткань и нитки. Нитяная графика (другие варианты названия этой техники: изонить, изображение нитью, ниточный дизайн) — графическая техника, получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании.
Вложение | Размер |
---|---|
Творческая работа исследовательского характера | 1.71 МБ |
Содержание
Введение……………………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретические основы разработки и изготовления экспозиции картин в технике изонити…………………………………………………………7
интерьере……………………………………………...………………16
Глава 2. Разработка экспозиции картин в технике изонити………………..22
Глава 3. Технология и изготовление картин для экспозиции в технике изонити……………………………………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………. 29
Литература………………………………………………………………………...32
Приложение 1. Образцы картин в технике «Изонить».
2. Таблица гармонирующих и негармонирующих цветов и оттенков.
3 Экспозиция «Знаки Зодиака».
4. Экспозиция «Летняя фантазия».
5. Экспозиция «Животные».
6. Экспозиция «Люди».
7. Заполнение угла.
8. Заполнение дуги.
9. Заполнение окружности.
Введение
Интерьер, является материальной пространственной средой, наряду с общими принципами, имеет различия, соответствующие отраслям архитектуры. Так, интерьеры жилых зданий создают пространственную среду для бытовых процессов, происходящих в семье, в интерьерах общественных зданий протекает общественная жизнь людей.
Большую часть в своей жизни люди проводят на работе, в школе и других общественных местах. Психологами установлено, что неинтересный безвкусный интерьер не только не воспитывает у находящихся в нем детей вкус, но и способствует проявлению агрессивных наклонностей. И наоборот, красивая обстановка развивает и вкус, и доброту, и даже жажду к знаниям. Причем дети, как правило, стараются очень бережно относиться к старинным вещам, семейным реликвиям. Более того, дети с ранних лет окруженные красивыми предметами, привыкают ценить красоту во всем.
В последнее время заметно вырос интерес к художественному творчеству. Работа, образцом для которой служит традиционное национальное искусство, приносит особое удовлетворение. [4 С. 3]
Изделия декоративно-прикладного искусства служат для художественного оформления быта человека, то есть среды его обитания, жилого и общего интерьера, костюма. Эти изделия разнообразны: от сувенирной фигурки игрушки до громадных ковров, крупных кружевных панно. Для их выполнения используются различные материалы: глина, солома, береста, пряжа, дерево, бумага и др.
Особенно часто для оформления интерьера используют ткань и нитки. Нитяная графика (другие варианты названия этой техники: изонить, изображение нитью, ниточный дизайн) — графическая техника, получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании. Эта техника привлекательна в первую очередь тем, что не требует специального оборудования и дорогих расходных материалов и даже маленький ребенок может изготовить красивую открытку, панно или любой другой сувенир практически с первого раза, без тренировки.
Возможности декоративно-прикладного искусства, в том числе и технику изонити, широко раскрыли в своих работах следующие авторы: Бородулина О. А., Гильман Р.А., Пипер А., Антуганова Н.П., Глинкин В. А., Гусарова Н.Н., Леонова О. В. и др.
В настоящее время искусство нитяной графики находит широкое применение для украшения изделий и предметов быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и сувениров. Однако, интерьер в наше время все равно остается стандартным, насыщаясь товарами народного потребления, выпускаемыми промышленным производством. Предметы убранства не отличаются печатью творчества. А это значит, что есть определенный простор для проявления творческих способностей в создании интерьера с учетом собственного вкуса и достатка. [14 С. 4].
Исходя из актуальности проблемы, была определена тема работы: «Разработка и изготовление экспозиции картин в технике изонити».
Цель работы - разработать и изготовить экспозицию картин в технике изонити.
В соответствии с целью, в работе должны быть решены следующие задачи:
1. Дать понятие интерьера и его значение в жизни человека.
2. Раскрыть особенности оформления интерьера видами декоративно-прикладного искусства и требования к размещению картин в интерьере.
3. Рассмотреть технику изонити как вида декоративно-прикладного искусства.
4. Разработать и проанализировать варианты экспозиции картин в технике изонити
5. Сделать окнчательный экономический расчет материальных затрат на изготовление экспозиции картин в технике изонити
6. Выбрать материалы и описать технологическую последовательность изготовления картин для экспозиции в технике изонити.
Новизной работы является выявление возможности выполнения экспозиции картин с применением вида декоративно-прикладного искусства – техники изонить.
Теоретической значимостью работы является то, что материал работы может быть применен на занятиях технологии при изучении:
- модуля «Рукоделие» в 5 классе, в 6 и 7 классах при изучении модуля «Интерьер жилого дома»;
- использование на внеклассных мероприятиях (факультативы);
- при приведении элективного курса «Дизайнер жилых помещений»
- использование при изучении национально- регионального компонента;
- применение в дополнительном образовании детского творческого объединения;
- использование на уроках изобразительного искусства
Практическая значимость состоит в том, что экспозицию картин можно использовать для:
- оформления интерьера учебного кабинета;
- оформления кабинета психологической разгрузки;
- оформления холла школы;
- как наглядное средство обучения на занятиях технологии, внеклассных занятиях творческих объединений, на занятиях изобразительного искусства, изучения национально-регионального компонента.
Глава 1. Теоретические основы разработки и изготовления экспозиции картин в технике изонити
1.1. Понятие интерьера и его значение в жизни человека
Люди издавна стремились украшать свои жилища картинами, панно, разнообразными поделками и т. п. Однако все это должно находиться на своем месте, соответствовать хорошему вкусу [8. С. 58]
Все, что тысячелетиями накапливалось в мировой практике как результат сложного взаимодействия человеческого труда, природно-климатических, социальных и материальных условий жизни, явилось базой для развития архитектуры жилища и его интерьера [11. С. 61]
В словаре С. И. Ожегова понятие «интерьер» рассматривается как «внутреннее пространство здания, помещения, а также его устройство, убранство» [19. С. 250]
Л. П. Хаханова в своей статье отмечает, что «интерьер помещения – это образ его внутренней среды» [24. С. 61]
Она определяет следующие составляющие интерьера:
- пространственное решение каждого помещения в соответствии с их местом и значением в общей функциональной и пространственной структуре дома;
- декоративное решение ограждений (стен, потолка, пола) каждого помещения;
- характер и расположение предметов, составляющих убранство и оборудование помещений.
Таким образом, ведущими факторами построения интерьера являются функция или назначение помещения.
Внутреннее пространство, являющееся местом жизни, работы и отдыха, одновременно становится средой, воздействующей на чувства человека, отражающейся в сознании его и тем самым участвующей в формировании его духовного мира. Очень важно, чтобы создание внутреннего пространства, включая все детали, все характеристики, происходило бы в зависимости от тех представлений и чувств, которые должны возникнуть у человека в данной обстановке. Для этого дизайнеру необходимы знания о всестороннем воздействии окружающей среды на психику и физиологию человека с той целью, чтобы в конечном итоге осуществить возможность управления эмоциями и настроением человека, положительно воздействовать на его физическое состояние, повысить работоспособность [16. С. 32]
Проблема устранения умственного утомления и восстановление работоспособности — одна из серьезнейших в общем деле оздоровления человеческого организма. Одним из действенных средств в борьбе с умственным утомлением является смена впечатлений. Умственное утомление может быть вызвано разными причинами, поэтому необходимо знать характер работы, вызвавшей это утомление. Не менее важен учет возрастных особенностей и темперамента человека.
Архитектура внутреннего пространства общественных зданий, воздействуя своими яркими образами на те или иные стороны человеческой психики, решает тем самым серьезные эстетические задачи. Она воздействует на эмоциональную сферу человека, доставляет наслаждение, вызывает положительные эмоции.
Возникновение положительной эмоции возможно при двух условиях.
Во-первых, возникновение эмоции возможно при наличии потребности познания, удовлетворению которой служит искусство и в том числе архитектура. Это сложное исследовательское поведение, в основе которого лежит врожденная биологическая ориентировочная реакция. Дальнейшее развитие рассматриваемой потребности следует искать в общественной практике человечества. В результате познания и опыта постепенно возникало стремление к отбору лучшего, наиболее полезного, целесообразного. А отсюда – не всегда осознаваемое стремление к гармонии, целесообразной организации, соразмерности частей, единству множественного.
Выполнение второго условия возникновения эмоции требует, чтобы информация, прогностически необходимая для удовлетворения эстетической потребности, была бы меньше, чем информация, фактически извлекаемая из произведения искусства [16. С. 37]
Контрасты между огромными пространствами ряда сооружений и человеком приводят к необходимости создания масштабных соотношений с человеком. Доказано, что недостаток информации может вызвать страх и чувство неуверенности. Снятие же названных противоречий в интерьере, восполнив дефицит информации, превратив тревогу в спокойствие, может предотвратить отрицательную эмоцию, а превратить страх в удивление прекрасным, создать положительную эмоцию [16. С. 39]
Таким образом, в понятие интерьера входит не только красивый дизайн помещений, а творческое созидание, удачное выполнение которого требует значительного опыта, отличного художественного вкуса, а также кропотливой работы. С любовью оформленный интерьер поможет не только создать непередаваемую атмосферу уюта и тепла, но и защитить дом от раздражающих звуков с улицы и соседей. Грамотный дизайн интерьера общественного помещения принесет прекрасное настроение и атмосферу комфорта.
С незапамятных времен человек старается привнести в свой быт уют, гармонию и красоту. Древние греки украшали однотонные стены яркими ковриками и рисунками. Римляне тоже весьма внимательно относились к внутреннему убранству своих домов. Считая греческих мастеров лучшими художниками, они приглашали их отделывать стены росписью и мозаикой [21. С. 1]
После введения христианства на Руси важнейшим атрибутом оформления дома была икона. Она находилась на самом почетном месте горницы – красном углу и была единственной деталью интерьера, которая украшала стены жилища. Какое-либо другое настенное убранство вплоть до XVII века не допускалось. А приблизительно с XVII века в богатые и знатные дома, вошла такая модная деталь интерьера как изобразительное искусство. Мода украшать интерьер произведениями искусства, к которым относятся картины, гобелены, гравюры, эстампы, осталась до сих пор и набирает все большую популярность [25. С. 2]
Однако при современных условиях жизни и в стандартной квартире достичь таких эстетических условий, которые не были бы самоцелью, но были бы связаны с функциональными и рациональными требованиями, на строго ограниченном пространстве обеспечивали бы человеку максимум удобств и красоты, было бы сложно [5. С. 187]
Даже обставленные самой удобной мебелью комнаты еще не выглядят обжитыми и уютными. Лишние оригинальности, они всегда будут казаться холодными и безликими. Вот почему для индивидуализации интерьера такое важное значение приобретают предметы художественно-декоративного и прикладного искусства: изделия из керамики и стекла, ковры и декоративные ткани, художественная фотография и мелкая скульптура, эстампы и картины. Особое своеобразие в интерьер вносят творения мастеров народных художественных ремесел и промыслов [21. С. 5]
Духовные богатства России составляют исторические ценности, созданные народом и постоянно преумножающиеся новыми произведениями искусства, образующими единый целостный процесс развития культуры. Особое место в этом процессе занимает народное декоративно-прикладное искусство, та область художественно-практической деятельности человека, в сфере которой создаются своеобразные художественные предметы, отмеченные неповторимостью форм и декоративного убранства. Составляя органическую часть предметной среды, с которой повседневно соприкасается человек, эти произведения своими эстетическими качествами, образным строем, характером так или иначе воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру. В них раскрывается сам творец, знание им жизни и умение выразить это в своем творчестве [25. С. 187]
Художественные изделия различаются по художественному направлению, назначению и технике исполнения:
- по художественному направлению: скульптура, включая лесную скульптуру, портреты, панно, камины, сувениры, сатирические и юмористические миниатюры и др.;
- по декоративно-прикладному искусству: орнаменты и украшения для мебели и архитектурных элементов зданий, предметы дома обихода, женские украшения и др.;
- по художественно-декоративному назначению: украшения для общественных зданий, площадей, скверов, садов, интерьеров общественных промышленных, учебных зданий, интерьеров жилища и др.;
- по технике исполнения: плоскорельефные изделия, включая орнаменты, панно; объемные работы, включая скульптуру, сувениры, предметы домашнего обихода; токарные работы, художественное выжигание, мозаика, инкрустация, художественная облицовка и др. [5. С. 188]
Ни один самый стильный и современный дизайн не наполнит жилище такой неповторимостью, гармонией и одухотворенной красотой, как произведения искусства [21. С. 3]
Невозможно в каждом помещении иметь Рембрандта, Ренуара или Пикассо. Изделия народного искусства — другое дело. У многих уже образовались целые собрания. При взгляде на них еще раз убеждаешься, что, хотя произведения народного искусства и утратили свое прежнее бытовое назначение, но, несомненно, повысилась их роль в декоративном отношении [25. С. 141]
Искусство народных художественных промыслов предстает перед нами как сложное, богатое по декоративным возможностям, глубокое по идейно-образному содержанию явление нашей современной культуры [18. С. 188]
Его произведения разнообразны: от маленькой брошки, сувенирной фигурки игрушки до громадных ковров, крупных кружевных панно, многопредметных подарочных комплектов посуды, детской мебели, уникальных сложных композиций, миниатюрной живописи на шкатулках из папье-маше, искусной ажурной резьбы по кости и т.д. И всюду привлекает лаконичная, но выразительная пластика форм, высокая культура цвета, завершенность композиции, красота орнамента, достигаемые специфическими приемами мастерства, в которых соединяется и верный глаз, и точная рука, и неистощимая творческая фантазия, и бережно хранимые профессиональные традиции.
Картина из ткани – наиболее простой и доступный прием декорирования интерьера. Можно изготовить одну большую картину или несколько маленьких одного размера. Их можно разместить на одной стене с учетом общей композиции. Очень эффективны комбинации из разных по цвету и масштабу рисунка кусков ткани, сшитых в единую орнаментальную композицию.
Таким образом, виды декоративно-прикладного искусства очень разнообразны, но при этом они характеризуются несколькими общими чертами, среди которых в первую очередь необходимо назвать художественную ценность предмета и его функциональность. Признаком искусства в бытовом предмете является соединение целесообразности и красоты, что находит отражение и в форме предмета, и в правильно выбранном для него материале, и в характере декора. Художник-прикладник выражает мировосприятие современников, свои эстетические воззрения, эмоциональный настрой, не прибегая в декоре к натуральному изображению предметов.
Нитяная графика, как вид декоративно-прикладного искусства, впервые появилась в Англии в XVII веке. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они забивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. (Возникла версия, что эти работы были своего рода эскизами для узоров на ткани). Вторая версия гласит, что создательницей техники ниткографии является Мэри Эверест Буль. Это известная английская исследовательница и математик, автор серии книг, одна из которых — «Подготовка ребенка к восприятию науки» (1904) - имела очень большую популярность. Технику заполнения нитками различных форм Мэри Эверест Буль изобрела для того, чтобы помочь детям в изучении геометрии. Занятие ниткографией доступно и интересно людям практически любого возраста. [9. С. 41]
Техника изонити привлекательна в первую очередь тем, что не требует специального оборудования и дорогих расходных материалов и даже маленький ребенок может изготовить красивую открытку, панно или любой другой сувенир практически с первого раза, без тренировки. Более же опытные мастера могут найти иное применение моделям - с помощью изонити можно украсить сумочку, шляпку, голенища сапожек, сделав их уникальными и неповторимыми, а также использовать как вариант художественной штопки при ремонте одежды из кожи. Нитяная графика открывает широкий простор для полета фантазии и художественного вкуса.
В Америке с ниточным дизайном знакомят учащихся в некоторых школах. Ряд оригинальных работ можно увидеть в музеях. Картины можно купить в магазинах, как в готовом виде, так и в виде наборов типа "сделай сам". В Швейцарии, например, можно купить изящные открытки (выполненные на плотной бумаге шелковыми нитками) на благотворительных распродажах при монастырях. К сожалению в России ассортимент книг на эту тему невелик. Наиболее часто издаваемые и переводимые на разные языки книги Эрики Фортгенс. Она имеет свою торговую марку и выпускает весь спектр материалов и инструментов для вышивки на бумаге: подкладочный коврик, трех видов (по толщине) прокалыватели точек, фотокопии рисунков, медные многоразовые шаблоны рисунков и различную бумагу. В своих работах Эрика Фортгенс использует дополнительно аппликацию элементов оригами, бисер и метод «мокрой чеканки» на бумаге, предлагая идеи по изготовлению открыток, закладок и рамок для фотографий.
В нашей стране информации по изонити имеется в небольшом количестве, в основном ознакомительного характера: отдельные публикации в журналах «Школа и производство», в 1995 году вышла книга минского профессора Г.А. Браницкого «Картины из цветных ниток и гвоздей» и книга Нагибиной М.И. «Чудеса из ткани своими руками» (Ярославль, «Академия развития»,1997 г.) с небольшой главой об изонити.
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что изонить или ниткография появилась очень давно и с каждым годом это занятие процветало. Занятие ниткографией доступно и интересно людям практически любого возраста. Изонить хорошо развивает фантазию и художественный вкус,очень хорошо помогает тренировать память. За границей во многих школах учащихся знакомят с этой техникой, и даже для этого создаются учебные пособия.
Изонить - очень интересная техника. Она привлекает простотой исполнения и оригинальностью. Техника изонити не требует дорогостоящих материалов только цветные яркие нити и более-менее твердую подложку. В качестве основания можно использовать бархат (бархатную бумагу) или плотную бумагу. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, мулине или другие. Для освоения техники достаточно знать, как заполняются угол, окружность и дуга. Особое переплетение нитей дает эффект объемности изображения. При этом техника проста, ею легко может овладеть и взрослый, и ребенок. Нужные для работы инструменты и материалы вполне доступны: основные из них - обычные катушечные нитки и картон. Все это делает изонить очень «удобным» видом творчества, позволяющим создавать необыкновенно красивые изделия с минимальными затратами времени и средств. [7. С. 7]
В приложении 1 приведены образцы изделий, выполненные в технике изонити.
В оригинальной технике изонити доску заменяют на картон - цветной или белый. Можно вышивать по коже. Сложнее вышивать по бархатной бумаге. Так как бумага в отличие от ткани не обладает пластичностью и при сильном натяжении нити или рывке может порваться, необходимо контролировать свои усилия при вышивании и следить за соответствием толщины иглы, нити, расстоянием между ближайшими проколами и свойствами бумаги.
Цвет фона подбирается в зависимости от замысла картины. Проколы на картоне надо делать очень аккуратно, чтобы не испортить внешний вид, и лучше с лицевой стороны через шаблон. Если расчет рисунка идет на изнаночной стороне, то с из-нанки можно наметить (слегка наколоть) точки, а основной прокол делать с лица.
Нитки являются основным элементом картины. Для вышивания можно использовать любые, не очень толстые нити, кроме шерстяных. Лучше вышивать кручеными нитями, чем в несколько рассыпающихся нитей. Лучше смотрятся нити с блеском, чем простые матовые. Шелковые нити хороши при оформлении открыток из плотной бумаги с мелким рисунком.
Совсем непривлекательны получаются картины из простых х/б белых и цветных ниток, применяемых для пошива, поскольку они имеют блеклые тона, но их можно использовать в тренировочных упражнениях или при разработке собственного замысла (черновой вариант).
Наиболее оптимальным является использование ириса. Нитки с блеском, крученые, нужной толщины, богатая цветовая гамма, есть и с переходом цвета. Они недешевы, поэтому их рекомендуется использовать в законченном изделии. Важную роль в композиции узора играет цвет ниток.
Гармоничное сочетание часто заключается в уравновешивании теплых и холодных тонов. Теплые цвета воспринимаются глазом как приближающиеся, то есть выступающие вперед, а холодные - как отступающие назад, то есть удаляющиеся. Их этого следует, что для фона предпочтительно использовать холодные тона, а для узора картины - теплые. [15. С. 84]
Все теплые цвета относятся к активным цветам и усиливают жизнедеятельность организма: возбуждают и поднимают настроение, увеличивают работоспособность. Холодные цвета относятся к пассивным цветам, замедляющим жизнедеятельность организма, пассивные цвета успокаивают и даже угнетают психику человека.
Наименее утомляющим является действие цветов середины спектра (желто-зеленых и зеленых) и светлых ахроматических (бесцветных). Будучи промежуточными, в спектре между активными и пассивными цветами, они относительно нейтральны по психофизиологическому влиянию на человека, и поэтому их относят к физиологически оптимальным цветам.
Все темные цвета относятся к тяжелым и действуют на психику человека угнетающе. Предметы, окрашенные в черный цвет, кажутся более тяжелыми, чем такие же предметы светлых тонов. Легкими называются цвета, обладающие высоким коэффициентом отражения и небольшой насыщенностью. Легкие светлые цвета улучшают настроение, оказывают благотворное влияние на человека.
Контрастные сочетания отдельных деталей с фоном меняют зрительное восприятие их размера. Темный квадрат на светлом фоне будет выглядеть меньше по размерам, чем такой же светлый квадрат на темном фоне. Таблица гармонирующих и негармонирующих цветов и оттенков приведена в приложении 2. Вышивальщицы, составляя узор, включали различные геометрические фигуры, фигуры птиц, зверей, людей.
В заключении отметим, что техника изонити как вид декоративно-прикладного искусства со временем становилась всё более разнообразной и интересной. Сейчас техника изонити популярна, пожалуй, как никогда раньше. Дизайнеры интерьеров, ткани, художники непременно обращаются к этим техникам, создавая стильные и красивые сюжеты.
1.4 Требования к оформлению и размещению картин в
интерьере
Создать среду для формирования технологической культуры школьников в системе образования означает способствовать гуманистической концепции образования, ее целям и задачам на всех этапах педагогического процесса.
Демократизация образования предоставила широкую самостоятельность регионам и отдельным образовательным учреждениям в выборе программ, составлении учебных планов, методик и т. д., что, безусловно, положительно повлияло на развитие образование в нашей стране. Задачи, стоящие перед трудовой подготовкой школьников, не могут быть реализованы без хорошо оснащенной учебно-материальной базы, без оснащенного кабинета [16. С. 80]
Для успешного решения задач технологического образования и трудового воспитания, для наиболее полной реализации возможностей, заложенных в средствах обучения и учебном оборудовании, для обеспечения возможности расширения и модернизации УМБ технологического образования рабочие места учащихся должны отвечать определенным требованиям.
Общие требования:
— учебное оборудование и средства обучения кабинетов и мастерских технологического образования должны быть связаны между собой, образуя определенную структуру (комплекс);
— состав УМБ кабинетов и мастерских должен обеспечивать взаимозаменяемость и взаимодополняемость его компонентов, возможности осуществления внутренних и межпредметных связей, его модернизации и развития, изучения и применения современных технологий;
— состав учебного оборудования и средств обучения на рабочих местах должен обеспечивать возможность индивидуальной практической деятельности учащихся, выработки у них общетрудовых и специальных умений и навыков [16. С. 83]
Научно-педагогические требования:
— рабочие места учащихся индивидуального и коллективно пользования должны быть оснащены учебным оборудованием и средствами обучения таким образом, чтобы обеспечить безусловное выполнение всех разделов программы образовательной области «Технология»;
— рабочие места учащихся должны быть обеспечены средствами наглядности по всем основным темам программы;
— состав учебного оборудования и средств обучения на рабочих местах учащихся должен формировать у школьников правильное научное мировоззрение путем отражения в средствах обучения достижений современной науки, техники, технологий и обеспечивать: политехническую направленность обучения; логическую последовательность изложения учебной информации с учетом предшествующего опыта учащихся и особенностей их познавательной деятельности; управление учителем познавательной деятельностью учащихся и возможность применения им прогрессивных методов трудового обучения;
— в составе учебно-материальной базы технологического образования должны быть средства мотивации, побуждающие учащихся к активному выполнению заданий, формирующие у них устойчивый интерес к предмету и осознанному выбору профессии [16. С. 84]
Эргономические требования:
— учебное оборудование мастерских технологического образования должно способствовать безопасному выполнению всех технологических операций в процессе трудового обучения;
— конструктивные особенности отдельных элементов учебного оборудования и средств обучения должны соответствовать зрительным, слуховым и другим психофизиологическим особенностям учащихся;
— оборудование рабочих мест учащихся должно соответствовать временным возможностям его использования на занятиях.
Эстетические требования: форма и цветовое решение отдельных элементов оборудования рабочих мест учащихся должны выполняться в едином художественном стиле и создавать в мастерской эстетичную среду, прививать хороший вкус и вызывать положительные эмоции [24. С. 85]
Основной задачей оформления интерьера мастерской обработки ткани является создание в ней таких эмоциональных условий, которые способствовали бы более успешному выполнению задач технологического образования, трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников.
Типичным недостатком оформления интерьера мастерской обработки ткани является его перегруженность. Это объясняется тем, что для экспозиции различных стендов недостаточно места, так как в мастерской в обязательном порядке должны быть постоянно вывешены правила безопасной работы.
С целью расширения профориентационной работы среди учащихся, демонстрации их лучших работ, выполненных на уроках и в кружках, можно разместить эти материалы не только в мастерской, но и в рекреациях школы, на лестничных маршах. Оформление экспонируемых материалов и наиболее удачных работ учащихся должно гармонично сочетаться с окраской стен, цветом и отделкой мебели, учитывать ориентацию близлежащих кабинетов [24. С.128]
Комфортность в интерьере связана с созданием при помощи цвета таких условий, при которых снижается физическая утомляемость, улучшается психологический настрой, повышается эмоциональный тонус. Средствами стимуляции деятельности являются также цветовые эффекты, частично компенсирующие неблагоприятные воздействия технологических процессов и микроклимата. Цветовая среда, образованная случайным сочетанием цветов нескольких отделочных материалов, утомляет своей пестротой или монотонностью. При создании интерьера необходимо корректировать его цветовую гамму, сообразуясь с производственными и эстетическими потребностями.
Размещению картин и предметов декоративно-прикладного искусства следует уделять особое внимание. Следует помнить, что картина способна оказывать сильное влияние на психологическое состояние человека: создавать романтическое настроение, успокаивать, возбуждать, радовать или навивать грусть. Хотя расположение полотна, как правило, подсказывает сам интерьер, однако при выборе места необходимо учитывать как общий стиль интерьера, так и расстановку мебели в помещении. Средние и небольшие картины можно вполне повесить над мебелью. Большие полотна или гобелены размещаются в свободных от мебели простенках, а также над невысокими элементами мебели простенках, а также над невысокими элементами мебели.
Горизонтальным размещением разных по размеру картин на одной высоте в одну линию можно подчеркнуть протяженность комнаты, вертикально – ее высоту. Обычно в комнате вешают одну или несколько картин, компонуя их на той стене, куда меньше всего попадают солнечные лучи. Симметричные композиции отличаются упорядочностью и равновесием. При ассиметричном размещении порядок более сложный и его баланс легко нарушить. Группу должны составлять картины близкие по стилю. Самый простой вариант аранжировки картин одинакового размера – поместить их в один ряд на равном расстоянии.
Картину нужно так поместить на стену, чтобы ее прежде всего было удобно рассматривать. Лучший фон для любой картины – однотонная стена. На стене яркого, насыщенного цвета не каждая картина будет смотреться хорошо. Стены такой расцветки забирают все внимание на себя, и картина может просто потеряться в буйстве красок. На светлой стене практически любая живопись будет выглядеть хорошо. Также картина может сливаться со стеной, если они одного цвета и тональности. Но это не страшно и можно исправить, для этого нужно оформить картину в контрастную рамку [27]
Труд, направленный на создание полезных в быту вещей, в народном искусстве тесно связан с творчеством, что очень важно для эстетического и трудового воспитания подрастающего поколения. Яркими представителями этого творчества, несомненно, является техника изонити. Именно этот вид декоративно-прикладного искусства может развить у учащихся творческие, изобразительные, политехнические способности, фантазию, помогут в формировании личности, испытывающей моральное и материальное удовлетворение от работы, приносящей пользу самому человеку и его семье.
Включение в пространство произведений декоративно-прикладного искусства не столь простое дело, как может показаться на первый взгляд. Непродуманный выбор картины, панно, не может привести к желанному итогу. Произведение должно не только отмечаться художественными достоинствами, но и должно соответствовать назначению помещения, цветовому стилю интерьера, его оборудованию, мебели освещению. С ростом общей культуры усиливается желание общаться с народным искусством. Так что процесс будет развиваться. Народное творчество уже влияет, и в будущем еще больше будет влиять на наше жилище, утварь, одежду — словом, на весь наш быт.
Таким образом, создание современного интерьера как гармонически целостного надо понимать так же, как и формирование среды, воздействующей благоприятно на психику человека и участвующей таким образом в ее развитии. Любой предмет интерьера несет с собой информацию. Один предмет - радость, желание жить, а другой – уныние, скорбь и депрессию. Предметы могут приносить в дом удачу, или причинять несчастья. Это зависит от многих факторов: тематики, цветовой гаммы и расположения. Поэтому умело и со вкусом разместить их в интерьере – большое искусство.
Глава 2. Разработка экспозиции картин в технике изонити
2.1 Разработка и анализ вариантов экспозиции картин в технике изонити
Для того чтобы изготовить экспозицию картин в технике изонити мы рассмотрели несколько альтернативных идей для экспозиции, выполненных в различной технике и цветовой гамме:
Идея №1. «Знаки зодиака». Экспозиция представлена шестью картинами прямоугольной формы, выполнена в технике изонити. В картинах преобладают черные и серые тона (см. приложение 3)
Идея №2. «Круговерть» Экспозиция представлена пятью картинами квадратной формы, выполнена в технике изонити. Картины выполнены в желто-красных тонах (см. приложение 4)
Идея №3. «Животные» Экспозиция представлена четырьмя картинами квадратной формы, выполнена в технике изонити в пастельных тонах. На картинах изображены различные животные. (см. приложение 5)
Идея №4. «Люди». Экспозиция представлена шестью картинами прямоугольной формы, выполнена в технике изонити. На картинах изображены различные образы людей. (см. приложение 6)
Выбрана 4 экспозиция, т.к. изображение людей подойдет для любого интерьера. Они будут радовать глаз, не вызывать раздражение, спокойные тона будут успокаивать и снимать напряжение.
Изображения людей всегда вызывают положительные эмоции, создают радостную, праздничную атмосферу, подходят к любому интерьеру. Так как это наглядный материал для учащихся, то для начинающих работать в технике «изонить», легче всего изображать именно людей, они позволяют скрыть недостатки работы, которые могут возникнуть при росписи ткани.
2.2 Окончательный экономический расчет материальных затрат на изготовление экспозиции картин в технике изонити
Так как у нас не предприятие массового пошива, мы не платим налоги, это значит необходимо просчитать только материальные затраты. Материальные затраты – это затраты на производство и реализацию продукции, т.е. затраты на сырье, основные и вспомогательные материалы.
Формула материальных затрат выглядит следующим образом:
Мз = Змат + Зтз, где
Мз - материальные затраты
Змат - затраты на сырье и основные материалы, покупные изделия
Зтз - затраты на энергию
Для расчета поребного количества материала для изготовления экспозиции картин в технике изонити нами выполнялись пробные образцы. Пробные образцы помогли рассчитать расходное количество ниток, с учетом их натяжения при выполнении изделия.
Расчет материальных затрат
Материалы и инструменты | количество | цена | стоимость |
Картон белого цвета | 3 шт. | 15 руб. | 45 руб. |
Картон темного цвета | 3 шт. | 15 руб. | 45 руб. |
Нитки белого цвета | 4 шт. | 8 руб. | 32 руб. |
Нитки черного цвета | 4 шт. | 8 руб. | 32 руб. |
Нитки золотого цвета | 4 шт. | 8 руб. | 32 руб. |
Рамки | 6 шт. | 60 руб. | 360 руб. |
Итого: | 546 руб. |
Таким образом, для изготовления нами была выбрана экспозиция картин, изображающих людей. Для ее изготовления потребуется 546 рублей. Своими руками, фантазией, мастерством можно изготовить очень красивые оригинальные изделия, которые в магазинах не купишь.
Глава 3. Технология и изготовление картин для экспозиции в технике изонити
3.1 Оборудования, инструменты и приспособления для выполнения экспозиции в технике изонити
Для выполнения экспозиции нам потребуются различное оборудование, материалы, инструменты и приспособления.
Для работы необходимо иметь следующие инструменты:
- ножницы
- карандаш
- шило (для картона) или булавки для прокалывания дырочек
- иглы разных номеров
- нитки катушечные, ирис, мулине
- подложка для удобства прокалывания дырочек (удобен коврик для компьютерной мышки)
- линейка длиной 30 см (лучше прозрачную)
- клей
- циркуль
Материалы: картон темный и белый. Проколы на картоне следует делать очень аккуратно, чтобы не испортить внешний вид, и лучше с лицевой стороны
Нитки являются основным материалом работы. Для вышивания можно использовать любые, не очень толстые нити, кроме шерстяных. Лучше смотрятся нити с блеском, чем простые матовые. Лучшие нитки - это Мулине, они имеет богатую цветовую палитру, также подойдет ирис.
Не нужно стремиться к большому разнообразию цвета в одной картине. Узор рисунка лучше смотрится не тогда, когда абсолютно все пространство заполнено нитками, а когда между натянутыми нитками просматривается фон. Например, желтый цвет в картине на темном фоне воспринимается как веселый и бодрящий, белый гигиеничен, но относится к числу холодных; красный и оранжевый очень живые, теплые; зеленый и голубой, хотя и относятся к числу холодных, весьма приятны для восприятия; коричневый спокойный, но скучный.
Картина смотрится эффектнее, если в ней есть доминирующий цвет - теплый или холодный, светлый или темный или их разумное сочетание.
Обычно предлагается крепить схему к картону канцелярскими скрепками. Но есть большой недостаток: при таком крепеже происходит заметная деформация картона. После снятия скрепок он может не выровняться и вмятины так и останутся. Поэтому схему и картон лучше скреплять специальными зажимами для бумаги, которые продаются в отделах канцтоваров, держат крепко и надежно.
От шила дырочки получаются очень большими и грубыми, поэтому его используют только для толстого картона. Гораздо более аккуратный вариант – прокалывать швейной иголкой, или иголкой с шариком на конце, булавкой. Саму иглу держать неудобно, поэтому ее можно нерабочим концом воткнуть в корковую пробку, или в ластик с обратной стороны карандаша. Еще можно использовать распарыватель или шприцевую иглу.
Можно прокалывать дырочки «на руках», держа картон навесу, но это не удобно и основа часто деформируется. Надо подложить под картон плотный пористый материал. Лучше всего подойдет коврик для мышки, перевернутый пористой изнанкой вверх. Также можно использовать пробковую доску, кусок линолеума, полотенце, кусок драпа, пенопласт, гофрокартон, стопку газет.
Техника изонити осталась неизменной, но приспособления для выполнения изделий претерпели изменения, позволяющие сделать это занятие приятным и незатруднительным, остается лишь творить и фантазировать.
3.2 Выбор материалов для изготовления экспозиции картин в технике изонити
Основные материалы, которые требуются для выполнения картин в технике изонити – это твердое основание и нитки.
Твердое основание – картон, твердая бумага, диск
Доску, используемую в оригинальной технике ниточного дизайна, заменяют на картон - цветной или белый. Можно вышивать по коже. Сложнее вышивать по бархатной бумаге. Так как бумага в отличие от ткани не обладает пластичностью и при сильном натяжении нити или рывке может порваться, необходимо контролировать свои усилия при вышивании и следить за соответствием толщины иглы, нити, расстоянием между ближайшими проколами и свойствами бумаги. [15. С. 24].
Цвет фона подбирается в зависимости от замысла картины. Проколы на картоне надо делать очень аккуратно, чтобы не испортить внешний вид, и лучше с лицевой стороны через шаблон. Если расчет рисунка идет на изнаночной стороне, то с изнанки можно наметить (слегка наколоть) точки, а основной прокол делать с лица. [17 С. 19].
Для вышивания можно использовать любые, не очень толстые нити, кроме шерстяных. Лучше вышивать кручеными нитями, чем в несколько рассыпающихся нитей. Лучше смотрятся нити с блеском, чем простые матовые. Шелковые нити хороши при оформлении открыток из плотной бумаги с мелким рисунком.
Наиболее оптимальным является использование ириса. Нитки с блеском, крученые, нужной толщины, богатая цветовая гамма, есть и с переходом цвета. Они недешевы, поэтому их рекомендуется использовать в законченном изделии.
Для облегчения выбора ниток нужного цвета при изготовлении экспозиции картин «Люди» была сделана заготовка. На небольшой картон наклеены вплотную друг к другу узкие (3-4 см) полоски картона разного цвета, который можно использовать для фона. Затем поперек всех полосок на лицевой стороне трафарета натянуты все виды цветных ниток и закреплены на изнанке. Расстояние между рядами ниток около 1 см. с помощью этой заготовки можно установить, какой цвет фона лучше подчеркнет отдельные элементы узора.
3.3 Технологическая последовательность изготовления картин в технике изонити
Для изготовления экспозиции картин в технике изонити необходимо нарисовать контур узора на изнанке картона, разделить изображение точками на части и проколоть каждую точку тонким шилом или иголкой. Чем меньше расстояние между делениями, тем рисунок получится более четким, но при этом его будет сложнее и дольше вышивать.
Для освоения техники достаточно знать, как заполняются угол, окружность и дуга.
Заполнение угла. На изнанке картона необходимо начертить угол, разделить каждую сторону на равное количество частей. Проколоть точки булавкой или тонким шилом, вдете нить в иглу и заполнить угол по схеме (см. риложение 7).
Заполнение дуги. Начертить дугу, разделить ее на равные части, сделать проколы в точках деления. Вдеть нитку в иголку и заполнить фигуру по схеме (см. приложение 8).
Заполнение окружности. Начертить циркулем окружность, поделить ее на 12 равных частей, сделать проколы булавкой в точках деления. Вдеть нитку в иголку и заполнить окружность по схеме (см. приложение 9).
Таким образом, выполнение картин в технике изонити - это связь искусства с жизнью человека, его роль в повседневном быту. Изучение такой техники на уроках технологии курс тесно связано с изучением народного творчества и художественных промыслов России, культурой и традициями русского народа. На всех этапах обучения по данной программе учащиеся будут развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию, улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе. На данный момент пользуются большим спросом изделия эксклюзивные, оригинальные и неповторимые, выполненные индивидуально вручную, украшающие интерьер жилища.
Заключение
Изучив и проанализировав литературу по теме работы «Разработка и изготовление экспозиции картин в технике изонити» и учитывая свой преподавательский опыт, можно сделать вывод, что организация интерьера помещения – это дело не только архитекторов и художников, но и каждого человека, поскольку все мы хотим сделать обстановку труда, учебы, отдыха максимально благоприятной и эстетически выразительной.
Декоративно-прикладное искусство, как вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с раскрытием духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружить учащихся техническими знаниями, умениями, навыками.
Высокое назначение народного искусства заключается прежде всего в его эстетическом и нравственном воздействии на человека.
Народное декоративно- прикладное искусство помогает зрителям взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, понять красоту окружающего мира. Для этого в числе других используются такие виды, как изонить.
В данной работе нами была рассмотрена техника изонити, выявлены особенности изготовления экспозиции картин с использованием этой техники. Изонить - это техника, получения изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании. Особое переплетение нитей дает эффект объема изображения. Графический рисунок выполняется нитями, натянутыми в определенном порядке на твердой основе. Техника проста и доступна человеку любого возраста, ею легко может овладеть и взрослый, и ребенок. Используя, технику изонить каждый может создать красивые открытки, сувениры, упаковочные коробочки, обложки и закладки для книг, декоративные панно.
Для того, чтобы изготовить экспозицию картин в технике изонити мы рассмотрели несколько альтернативных идей для экспозиции, выполненных в различной технике и цветовой гамме.
Свой выбор мы остановили на экспозиции, изображающей людей, т.к. изображение людей подойдет для любого интерьера. Изображения людей всегда вызывают положительные эмоции, создают радостную, праздничную атмосферу, подходят к любому интерьеру. Так как это наглядный материал для учащихся, то для начинающих работать в технике «изонить», легче всего изображать именно людей, они позволяют скрыть недостатки работы, которые могут возникнуть при росписи ткани.
Последовательно выполнив перечисленные в работе технологические приемы по изготовлению изделия, и используя необходимый материал и инструменты, мы получили готовое изделие – экспозицию картин в технике изонити. Для ее изготовления потребуется 546 рублей.
Своими руками, фантазией, мастерством можно изготовить очень красивые оригинальные изделия, которые в магазинах не купишь.
Таким образом, выполнение картин в технике изонити - это связь искусства с жизнью человека, его роль в повседневном быту. Изучение такой техники на уроках технологии курс тесно связано с изучением народного творчества и художественных промыслов России, культурой и традициями русского народа. На всех этапах обучения по данной программе учащиеся будут развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию, улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
В работе подтверждается теоретическая и практическая значимость выбранной темы «Разработка и изготовление экспозиции картин в технике изонити» Практический и теоретический материал работы можно использовать на уроках технологии в 5 и 6 классов в модулях «Рукоделие» и «Интерьер жилого дома», а также на внеклассных мероприятиях, в дополнительном образовании, на уроках изобразительного искусства и изучении национально-регионального компонента. Экспозицией картин можно оформить интерьер учебного кабинета, холла школы, кабинета психологической разгрузки и др.
Таким образом, цель исследования достигнута – разработана и изготовлена экспозиция картин в технике изонити.
Задачи, заявленные в начале работе, решены:
1. Дано понятие интерьера и его значение в жизни человека.
2. Раскрыты особенности оформления интерьера видами декоративно-прикладного искусства и требования к размещению картин в интерьере.
3. Рассмотрена техника изонити как вида декоративно-прикладного искусства.
4. Разработаны и проанализированы варианты экспозиции картин в технике изонити
5. Сделан окончательный экономический расчет материальных затрат на изготовление экспозиции картин в технике изонити
6. Выбраны материалы и описана технологическая последовательность изготовления картин для экспозиции в технике изонити.
Литература
Ласточка
Любимое яичко
Сказка об осеннем ветре
Ералаш
Юрий Алексеевич Гагарин