Блок I:
Участницы занятия :
Екатерина -2г7мес.,
Полина -2г7мес.,
Маруся -2г9мес.
Материалы:
- скульптурная масса для лепки;
-природные материалы ( ягоы рябины, сушенные листья, ветки, цветы полевые засушенные, макароны фигурные окраенные пищевыми красителями,битые ракушки);
- картон;
Ход работы:
Показываю детям новый материал. Массу для лепки. Мы будем сегодня с Вами скульпторами! Будем лепить, скатывать шарик и расплющивать его, края будем аккуратно приминать к картону,чтобы наша заготовка держалась.
Глаза у деток загорелись только при слове- лепить! То, что они будут скульпторами- еще больше подзадорило их. Работа проходила в малочисленной группе детей, возрастной диапозон детей до 3 лет .
Стоит ли говорить , что лучшая награда для учителя,это вовлеченный в работу ребенок, но самая высшая похвала- это высунутый язычок от усердия и удовольствия,который то выбежит, то спрячется.
Работа началась с того,что мы стали знакомиться со скульптурной массой. Вспомнили нашу работу с тестом или пластилином и сравнили свойства. Скульптурная масса слегка потеплела при разминании, а тесто теплым становилось,эластичным. Нашли отличая.
Далее, мы катали в ладошках или на столе кружок. По ручкам видно,что девочкам было тяжеловато работать со скульптурной массой, но они старались,то и дело спрашивали : "А сейчас круг!?" и ждали,что же будет дальше! А дальше...
Мы расплющиваем между ладонями наш круг, выкладываем его на картон и пытаемся придать форму овала- форму лица.
Физминтука:
Взрослый: Стенка, стенка,
Дети: Поглаживание щечек ладошками сверху- вниз.
Взрослый : Потолок,
Дети: Гладят лоб слева на право.
Взрослый: Два окошка,
Дети: Открывают глаза руками.
Взрослый: Дверь,
Дети: открывают рот
Взрослый: Звонок
Дети: Показывают на нос.
Взрослый: Дети,у Вас получилась заготовка для лица, мы же с Вами портрет делать будем. Давайте Вы мне покажете поочередно у кого где глазки находятся, носик, ротик, волосы.
Екатерина:А уши куда делись,вот тут уши будут (показывает на место,где должны быть уши)
Дети показывают правильно.
Разбирают траву и цветы сушенные, делают волосы, глаза, из веток -нос.
Взрослый :Катя, ты уже закончила?!Ой какая молодец! А шею сделаем твоему лицу?
Катя:" Сделаем.Надо палочку!
Взрослый: Покажи как ты будешь шею делать? (показывает, взрослый одобряет)
Маруся:А можно мне ракушки для украшения рта?
Полина:И я якушки ачу!
Катя: Юля Андлелевна,посмотли,как у меня получилось!
Взрослый: Как красиво!А что это!?
Катя: Как что? Это солнышко класивое!Маша а у тебя что?(имея ввиду кто)
Маруся: Портрет.
Интересно наблюдать,что диалог у них строится "в никуда", они разговаривают друг с другом,но никто даже головы не оторвет от работы. Эгоцентричность в развитии речи присутсвтует. Не важно услышал ли собеседник или нет, не важно ответил тот,кому адресован вопрос, главное сказать.
Когда девочки заканчивали с портретами, Я продемонстрировала всем их работы. Учились оценивать свои работы и работы сокурсников.
Состоялся небольшой перерыв,на котором девочки сбегали показали мамам свои портреты, Катя сбегала показала мамам девочек свои работы.
Стоит отметить, что Полина хоть и заинтересована в процессе и в занятии, но отвлекается. Я наблюдаю за ними за всеми,что касаемо Полины- постоянно пытается вмешаться в работу Кати. Какое-то соперничество между ними. К Марусе тоже пыталась,но к Кате больше. Полинина мама на занятях не присутствует,т.к ребенок все время отвлекается на маму,и ждет ,что мама поможет,или даже порой мне кажется,что она с опаской смотрит на маму,вдруг маме не понравится или у мамы свое видение. Все поправимо,когда мамы прислушиваются. Теперь Полина без мамы на занятиях.
Маруся - девочка ларец и кладезь!Ее открывать открывать - она вся в процессе, видна и разница в 2 месяца. К девочкам в работу не лезла, с удовольствием смотрела и оценивала работы девочек. Очень скурпулезная и усидчивая.
Катя - очень творческая личность. Если все делают одну работу-Катя несколько. На занятиях она держит всю группу. Лидер. Увлечена и вовлечена в процесс. Умеет хвалить работы других детей, выражает положительные эмоции, и как у Маруси у нее -при очень погруженной работе- высунутый язычок.
блок II
Рисуем нитками
-листы бумаги,
-гуашь,
-нитки,клубок ниток
-салф
Нитками можно рисовать и иначе. Отрежьте шерстяную нитку длиной около 20 см, окуните ее в краску и дайте малышу. Пусть он водит ниткой по листу бумаги, как ему захочется. Затем то же самое проделайте с другой ниткой и новой краской. На листе останутся разноцветные линии, зигзаги, разводы. Словом, красивая абстракция. Мы использовали эту технику, и еще зубные щетки пригодились.
И еще вариант рисования нитками:
Лист бумаги сгибаем пополам,
открываем его и на правой половинке выкладываем нитку, зарание окунув ее в краску.Потом аккуратно накрываем нитку левой частью
листа и плотно прижимаем сверху
левой рукой.
Убираем нитку, разворачиваем бумагу и удивляемся вместе с малышом необычному сочетанию линий и мазков. Можно одновременно окрасить несколько ниток разными цветами и получить многоцветную абракадабру. Рассмотрите вместе с крохой получившееся изображение, подумайте, на что оно похоже, дайте ему название. Может, это фейерверк или цветной луг, или просто хорошее настроение?
Привередница
Как нарисовать китайскую розу
Флейта и Ветер
Снежный всадник
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое