Тема проекта: Палех.
Цели проекта:
Исследуя различные источники информации, выяснить, когда появился промысел, технологию изготовления изделий, современное состояние промысла.
Продолжить русские традиции и сохранить доступными нам средствами художественное наследие прошлых веков.
Задачи проекта:
Рассказать об истории палехской росписи.
Изучая историю, привлечь внимание аудитории к народным промыслам.
Освоить основные виды и приемы выполнения палехской росписи.
Методы работы: поиск, отбор и анализ информации.
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная работа "Палех"(реферат) | 83 КБ |
Проектная работа "Палех"(презентация) | 1.31 МБ |
Департамент образования города Москвы
Юго-Западное окружное управление образования
Средняя общеобразовательная школа с углубленным
изучением английского языка №1354
Палех
Музейный проект
Исполнитель проекта:
Денисова Анастасия,
ученица 5«Р» класса
Руководители проекта:
Королева О. О., учитель русского языка и литературы
Лебедева Е. П., учитель информатики
Введение
Глава 1. Теоретические сведения о палехе.
1.1. Предшественник лаковой миниатюры.
1.2. Рабочее место палехского художника
1.3. Техника стенной живописи
1.4. Артель древней живописи.
1.5. Великий художник.
1.6. Декорации
Заключение
Список литературы
Тема проекта: Палех.
Цели проекта:
Исследуя различные источники информации, выяснить, когда появился промысел, технологию изготовления изделий, современное состояние промысла.
Продолжить русские традиции и сохранить доступными нам средствами художественное наследие прошлых веков.
Задачи проекта:
Рассказать об истории палехской росписи.
Изучая историю, привлечь внимание аудитории к народным промыслам.
Освоить основные виды и приемы выполнения палехской росписи.
Методы работы: поиск, отбор и анализ информации.
Глава 1. Теоретические сведения о палехе.
Палехские лаковые миниатюры пишутся на изделиях - шкатулках, баульчиках, пластинах, брошах, пудреницах, - изготовленных из папье-маше.
Процесс изготовления иконы был очень сложен и делился на ряд операций, распределённых по специальностям мастеров. Традиционным материалом для иконы на Руси была липовая доска. С XVIII века для икон начинает использоваться кипарис, но иконы из цельного кипариса встречались редко. Обычно доска под икону склеивалась из двух слоёв - кипариса и липы. Изображение наносилось на липу, а кипарис служил в качестве защиты от коробления, влаги и насекомых. Изготовление доски было обязанностью столяра. Последней его операцией была обработка особым рубанком, оставлявшим на поверхности под живопись мелкие борозды. Следующий специалист производил процесс заготовки. Заготовщик накладывал на шероховатую поверхность смазанное клеем полотно. После просушивания производилась грунтовка жидким алебастром (торцевание кистью до "рябой" поверхности). Затем заготовка снова просушивалась при комнатной температуре. Далее на шероховатую поверхность кремиткой наносился тонкий слой левкаса (до трёх раз с тщательной просушкой каждого слоя). С XIX века аналогичным способом выполнялась меловая заготовка (меловая поверхность мягче и лучше подходит для чеканки по золоту). В заключение в один слой грунтовались торцы доски. Следующая операция - очистка загрунтованной поверхности. Обычно выполнялась заготовщиком, но её мог делать и любой иконописец. Поверхность слегка смачивалась водой и "бузовалась" (шлифовалась) куском пемзы. Выбоины шпаклевались тем алебастром, который снимался с "бузуемой" поверхности (алебастр разводился водой до густоты сметаны). После этого доска просушивалась и сглаживалась свёрнутой сухой тряпкой. Очищенная, с матовой, ровной поверхностью доска поступала в процесс живописи. Сначала наносился рисунок либо от руки карандашом, либо при помощи припороха. Затем контуры прочерчивали графьёй, получая вдавленные линии. Следующий этап - позолота доски. Сначала выполнялась подготовка - все места, на которые должно было наноситься золото, покрывались полиментом. После просушки поверхность полировалась сукном. Операция повторялась до трёх раз. Полимент требовался и для прочности золочения, и для предотвращения просвечивания сквозь его тончайшие слои белого грунта. Для позолоты применялось листовое золото. Оно раскладывалось на замшевой подушке и разрезалось ножом с таким расчётом, чтобы его было достаточно на всю поверхность. Поверхность под золото смачивалась разведённой водой водкой. Затем беличьей кистью веером, смазанной сливочным маслом, золото накладывалось на подготовленную поверхность. Процесс позолоты оканчивался полировкой собачьим или волчьим зубом. Вышедшее за графьи золото счищалось. После позолоты мастер-доличник писал на иконе пейзаж, фигуры и все околичности. Завершал роспись мастер-личник. Им писались лица и открытые части тела персонажей. До XVIII века применялись только яичные краски. С XVIII века кроме яичных начали применяться и масляные..Иногда иконописцы употребляли яичные краски вместе с масляными. Масляными делалась подготовка, а яичными красками добивались тончайших эффектов в колорите и декоратино-орнаментальной обработке. Доличное письмо начиналось с роскрыши - выявления формы разведёнными на белилах красками. Затем выполнялась прокрышь - прокладывание локальных тонов. Последующая роспись восстанавливала рисунок по графьям (чаще всего сажей). Дольше следовала тушёвка - выявление объёма при помощи теней. Характеристику объёма завершали наложением пробелов. Работа личника начиналась с засанкиривания - грунтовки. По санкирю, придерживаясь графей, художник делал опись - наносил рисунок сажей или сиеной. На местах, которые должны быть в дальнейшем светлыми, белилами наносились пометки. Затем следовало вохренье. Производилось оно широко, плавью, "в приплёску" кистью, от середины обрабатываемой поверхности к краям. Первое вохренье давало основной тон лицу. После высыхания первого слоя выполнялось второе вохренье, более светлое по тону. Затем наносили силки для создания объёма, румянец киноварью, плавили охрой потемнее под глазами и в волосах. Завершался процесс общим вохреньем по тону светлее первого и томнее второго. Общая моделировка пластической формы заканчивалась прочерчиванием волос, подправлением описи, рисовались зрачки глаз, на самых светлых частях наносились насечки белилами. Начиная с XIX века, в обработке лиц применялась ещё и отборка - перекрёстная штриховка в тенях и светах разными тонами, в зависимости от цвета плавей. В тенях отборка делалась нередко рефтью. К отборке приступали после третьего вохрения. За ней следовала окончательная отделка. Окончательная живописная отделка иконы сводилась к обработке фона, филёнок, украшению красками по золоту под эмаль. Чеканка выполнялась особым мастером -чеканщиком - иногда до, иногда после написания иконы. Изготоленная икона подписывалась -калиграфически уставом или полууставом делались все необходимые надписи (изречения). Последняя операция отделки иконы - олифленье (лакировка) - выполнялась мастером-олифельщиком. На горизонтальную поверхность иконы наливали большое количество олифы и оставляли её впитываться на 2-3 часа. Затем излишки олифы удаляли рукой до тонкого слоя и давали засохнуть. Олифа нужна для предохранения красочного слоя от воздействия атмосферы и солнечных лучей. Кроме этого она своим золотистым тоном примеряла красочную пестроту.
1.2. Рабочее место палехского художника
Для работы палехскому художнику требуется специально оборудованный стол. Крышка стола должна быть строго горизонтальной, чтобы краски с оформляемого предмета не сливались под уклон. В столешнице прорезается прямоугольное отверстие 40х30 см для работы с высокими предметами (кузовок шкатулки или ларца должен входить в него заподлицо со столешницей). Для росписи боковых поверхностей шкатулка одевается на специальную гребёнку их фанеры, с помощью которой та удерживается на весу в прорези стола. В столе обязательно должен быть выдвижной ящик для хранения расписываемых изделий, инструментов и необходимых материалов. У каждого палехского художника есть специальная шкатулка (примерно 35х22х8 см) для хранения инструментов и материалов и пенал для хранения кистей, карандашей и других подобных предметов. Для рисования эскизов художнику требуется карандаш, резинка, циркуль, угольник, линейка и небольшой нож. Для обрисовки краской требуется острая беличья кисть. При переводе рисунка на поверхность изделия пользуются цировкой (иглой, вставленной в деревянный черенок).
Отличительными чертами палехской школы являются:
- миниатюрное (мелочное) многоклеймное письмо;
- общий мягкий тон письма;
- многообразие элементов композиции и их живописность;
- узорчатость палатного письма;
- разнообразие радужных сияний;
- вписание гор остроконечными лещадками;
- деревья с натуральной листвой;
- удлинённость фигур подобно строгановским;
- тонкость плави голов и обнажённых частей фигур;
- пробелы краской, широкие и светлые, с резкой и очень тонкой белой оживкой, а иногда золотом "в полуперо";
- фоны разных тонов (вплоть до золотых).
1.3. Техника стенной живописи
Наряду с художественной миниатюрой большое место в современном искусстве Палеха занимает и монументально-декоративная живопись. Первые работы в этом плане - "Комната сказок" (бригада под руководством А.В.Котухина) и "Комната А.М.Горького" (бригада под руководством И.В.Маркичева) Ленинградского Дворца пионеров - были выполнены в 1936 году. В последующем палешане неоднократно расписывали стены дворцов культуры, санаториев, кинотеатров, детских учереждений и других общественных зданий в различных городах. Темы таких росписей обычно носят сказочный или литературный характер. Техника письма здесь идёт от традиций древних фресок. Практика показала, что роспись стен масляными красками не отличается прочностью. Поэтому палешанами применяются, как и в миниатюре, краски, разведённые на яичной эмульсии. Яичные краски пропускают через себя воздух, не образуют плёнок, впитываются в штукатурку, органически с ней связываются.
Для стенной живописи выполняется мелкозернистая штукатурка, которая чщательно выравнивается, обрабатывается стеклянной шкуркой и покрывается яичным разбавителем, на котором растворяются краски. Предварительно составленный эскиз росписи разбивается на клетки и, согласно клеткам, рисунок переносится на стену. Процесс живописи начинается с роскрыши красками щетинными и хорьковыми кистями. Все элементы раскрываются тонко и прозрачно лессировкой, одновременно цветовые и световые элементы. Затем производится опись общих контуров одежд, их складок, а также контуров всех предметов и их деталей. Следующий этап - подтушёвка. Соответствующими роскрыши тонами усиливаются тени, накладываются пробелы, прорисовываются отдельные детали (листва деревьев, лещадки и кремешки, волны на воде и т.д.). Как и в традициях иконописи, проработка деталей идёт в три тона. Золото в стенной живописи применяется редко. Головы персонажей пишутся не плавью, а лессировкой, начиная с наложения санкиря (санкирь накладывается только на теневых частях головы). После этого прокрываются соответствующим тоном волосы и накладывается полутон, затем - румянец. На световые части лица накладывается тельный тон. В последнюю очередь на выступающих частях накладываюся блики. Все тоны накладываются тонким слоем и лессировкой, чтобы все они вливались один в другой плавно, без граней. При этом художник должен действовать быстро, пока не высохли краски. После наложения всех тонов восстанавливается опись головы, накладываются движки и расчерчиваются волосы. Стенная живопись, выполненная яичными красками, ничем не закрепляется. Чем старше становятся краски, тем прочнее они держатся на штукатурке.
Палешане, как правило, прибегают к сложной живописной технике — лессировке или живописи «плавями», заключающейся в многослойном письме прозрачными мазками, когда нижние слои живописи просвечивают сквозь верхние.
Бывшие иконописцы создали в 1918 году ‘’ Первую художественную декоративную палехскую артель’’, которая занималась реставрацией церквей, но она вскоре распалась. В 1920 году живописцы села объединились в артель по росписи деревянной посуды. Они расписывали солонки, ковши, ларцы, амфоры, матрёшки. В 1922 году И. И. Голиков, используя опыт лукутинских лаков, сделал роспись на папье-маше в иконописной манере и технике. Он написал миниатюру ‘’ Адам в Раю’’ и композицию ‘’ Пахарь’’. Заслуги И. И. Голикова в возрождении палехского искусства неоценимы. Он явился создателем новой палехской школы, сохранившей традиции искусства, казалось бы навсегда ушедшего в прошлое. 5 декабря 1924 семь палехских художников — И. И. Голиков, И. В. Маркичев, И. М. Баканов, И. И. Зубков, А. И. Зубков, А. В. Котухин, В. В. Котухин — объединились в «Артель древней живописи». Позднее к ним присоединились и другие художники — И. П. Вакуров, Д. Н Буторин, Н. М. Зиновьев. Уже в 1925 палехские миниатюры с успехом экспонировались на Всемирной выставке в Париже. В 1920-е годы в Палехе расписывали брошки, бисерницы, блокноты, ножи для разрезания бумаги, папиросницы, табакерки, портсигары, пудреницы, письменные приборы, пасхальные яйца, шкатулки.
Любой из крупных палехских художников неповторимо своеобразен: мастер композиции, обстоятельный рассказчик А. Котухин и динамичный А. Дыдыкин; хранитель чистоты стиля А. Ватагин и Г. Буреев, внесший живописную свободу в традиционно строгий изобразительный язык Палеха; страстный жизнелюб Д. Буторин и мягкий, интеллигентный И. Вакуров; а у П. Баженова повышенная декоративность работ сочетается с живым наблюдением окружающего.
ГО́ЛИКОВ Иван Иванович (1886/87-1937), российский художник-иконописец, один из зачинателей палехской миниатюры, заслуженный деятель искусств России (1933). Основываясь на традициях иконописи Палехской, Строгановской и Ярославской школ, создал особый стиль палехской миниатюрной темперной живописи на изделиях из папье-маше. В 1932 артель была преобразована в Палехское товарищество художников, в 1953 — в Художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР. В настоящее время в Палехе работает ряд авторских мастерских художников-палешан.
Палехские художники успешно работали в области театрально-декорационного искусства (П. Д. Баженов, эскизы декораций к неосуществленному спектаклю «Сказка о попе и его работнике Балде» в Большом театре, 1940; И. П. Вакуров, эскизы к постановке «Снегурочки» в Московском художественном театре, 1936; Н. М. Парилов, эскизы к ряду постановок в Ленинградском Малом академическом театре оперы и балета, Куйбышевском государственном театре оперы и балета, Саратовском театре им Н. Г. Чернышевского и др.), книжной графике (Голиков И. И., «Слово о полку Игореве», 1934; и др.), монументальной живописи (Д. Буторин и др., росписи интерьеров Ленинградского дворца пионеров), росписи изделий из фарфора; реставрации монументальной живописи.Для стиля палехской живописи характерны тонкий и плавный рисунок на преимущественно черном фоне, обилие золотой штриховки, четкость силуэта уплощенных фигур, подчас полностью покрывающих поверхность крышки и боковых стенок шкатулок. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании трех основных цветов — красного, желтого и зеленого, восходят к традициям древнерусской иконописи. Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным твореным золотом.
1.7. Наше время
В настоящее время в Палехе продолжают работать мастерские Художественного фонда России, небольшие частные мастерские и отдельные художники. Среди них — Т. И. Зубкова, А. А. Котухина, Н. И Голиков, А. М. Куркин, К. Кукулиева и Б. Н. Кукулиев, А. Д. Кочупалов, Т. Ходова, В. В. Морокин, Б. Ермолаев, Е. Щаницына и др.
Художников палехской миниатюры готовит Палехское художественное училище, основанное в 1935 на базе профтехшколы, открытой в 1930.
Выразительный язык тонких линий, сделанных золотой наводкой по черному лаковому фону, роднил их с традициями Владимиро-Суздальской иконописной школы.
Решающую роль в судьбе Палеха сыграл Иван Иванович Голиков (1886/87-1937), иконописец бывшей мастерской А. А. Глазунова, увидевший в Кустарном музее в Москве лаковые шкатулки Федоскинской артели. Художнику пришла мысль, что и палешане, умевшие на одной иконе размещать множество «клейм», могли бы создавать оригинальные миниатюры на изделиях из папье-маше. Возможно, этот материал позволил бы им сохранить тонкую технику древней живописи темперой.
В 1930 году Артель входит во «Всекомпромсоюз», а в 1932-ом в Москве открывается выставка «Искусство Палеха». По инициативе М. Горького в 1935 году при Артели создается библиотека и комната для хранения лучших произведений, составивших основу будущего Государственного музея палехского искусства. В том же году «Артель древней живописи» переименована в Товарищество художников Палеха, а профтехшкола реорганизована в художественный техникум.
В 1954 году Товарищество художников Палеха было преобразовано в Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР, первым директором которых стал А. Г. Баканов. В 1989 году на основе коллектива Палехских художественно-производственных мастерских были созданы Творческо-производственная организация Союза художников РФ «Товарищество Палех», кооператив «Объединение художников Палеха», творческая мастерская Палешане.
Я узнала, что палех – это древний вид искусства. Палешане очень трудолюбивые люди. Они не только расписывали изделия из папье-маше, они делали декорации и занимались росписью стен. Мне кажется, что если мы глубже изучим наше народное достояние, тем легче мы сможем решить многие из наших проблем.
В настоящее время мастера из Палеха продолжают заниматься росписью новых и восстанавливаемых церквей и соборов по всей России и других культурных сооружений. Мастерство палехских художников широко известно и признано во всём мире. Аналогов ему не существует ни в одной стране на нашей планете. Наша задача – сохранить это уникальное искусство.
Книги:
Интернет – ресурсы:
Рисуем тыкву
Лиса и волк
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Военная хитрость
Пчёлки на разведках