У современной молодежи свои приоритеты, свои ценности, что, безусловно, находит свое отражение и на отношение к народным традициям, духовным ценностям. Не растерять духовное наследие, понять и не утратить связь времен – остается актуальным.Многие иконы и статуи Девы Марии окружены глубоким почитанием и считаются чудотворными: Владимирская икона, Смоленская, Казанская, «Неупиваемая чаша», «Взыскание погибших», Иверская - Монреальская мироточивая икона и другие.
Окружная краеведческая конференция «Богатства земли Томской»
«Жизнь Пресвятой Богородицы
и праздники,
посвященные чудотворным иконам
Божией Матери»
автор: Прозорова Дарья Сергеевна,
воспитанница детского объединения «Фантазия»
Руководитель проекта: Копылова Надежда Юрьевна
педагог дополнительного образования
Муниципальное Автономное Образовательное
Учреждение Дополнительного Образования Детей
«Районный дом творчества юных»
Томская область, Верхнекетский район,
636500 р. п. Белый Яр, Томская область,
Верхнекетский район, улица Чкалова 8,
тел.8-38(258)-2-14-64
п.Белый Яр 2013 год
Содержание
Выбор и обоснование темы проекта.
У современной молодежи свои приоритеты, свои ценности, что, безусловно, находит свое отражение и на отношение к народным традициям, духовным ценностям. Не растерять духовное наследие, понять и не утратить связь времен – остается актуальным.
Занимаясь плетением из бисера, и участвуя в различных выставках , я предположила – если совершенствовать свои знания, а также изготавливать изделия прикладного творчества и участвовать в выставках, то можно внести свой посильный вклад в преемственность поколений, сохранение традиций. Исходя из этой гипотезы, я определила тему проекта: «Икона Божией Матери». Это икона привлекла меня тем, что нет ни одной церкви, где не было бы иконы Богоматери. Сколько раз она спасала Отечество наше, города наши, народ наш, села, и многих в отдельности от всяких бед и зол.
Многие иконы и статуи Девы Марии окружены глубоким почитанием и считаются чудотворными: Владимирская икона, Смоленская, Казанская, «Неупиваемая чаша», «Взыскание погибших», Иверская - Монреальская мироточивая икона и другие.
Поставила цель соткать икону из бисера.
Задачи:
Результат:
Изготовление иконы для меня — еще один шаг по ступеньке развития, так как это изделие более сложное в изготовлении. Оно требует больших усилий, умения, точности, аккуратности, знаний. Также оно дает больше возможностей проявить свои способности.
Новизна моего исследования в том, что впервые в ученической работе предпринимается попытка определения значения и изготовления иконы через изучаемый предмет – ткачество бисером.
В результате моего исследования будет накоплен материал который будет использован на уроках истории, технологии, а также на занятиях дополнительного образования детей.
Работа над проектом
На занятиях по подготовке к празднованию Пасхи рассказывали об Иисусе Христе и его матери Марии. Я решила узнать о жизни Девы Марии.
Я узнала, что Богородицей она названа, потому что субъектом её рождения является Сын Божий – Иисус Христос. Я провела опрос в классе «Знают ли ученики, когда отмечают православный праздник «Рождество Богородицы». При опросе выяснилось, что 5 % знают, что Рождество Богородицы празднуется 21 сентября, а 95 % – не знают ничего о праздниках в честь Богородицы. В результате своей исследовательской работы я узнала о жизни Девы Марии, о праздниках в честь Богородицы, о почитании икон, о их чудотворной силе на Руси, в том числе с изображением Богородицы и сделала икону Божией Матери из бисера в технике ткачество.
Родословная Иоакима и Анны
В горной области на север от Иерусалима, на откосе одной из гор около Эздрелонской долины, лежал Назарет. В этом-то городке жила благочестивая чета Иоакима и Анны, которых Господь избрал стать прародителями Спасителя мира. Иоаким происходил из дома царя Давида, а Анна - из священнического рода. Племянница Анны, праведная Елизавета, стала потом матерью Иоанна Крестителя и двоюродной сестрой будущей Девы Марии.
Праведный Иоаким был человеком зажиточным, имея большое количество скота. Вся жизнь этой праведной четы, несмотря на богатство, была проникнута духом благоговейной любви к Богу и милосердия к ближним. За эти качества они пользовались всеобщей любовью и уважением. Удручала их, однако, одна скорбь: они были бездетными, что у евреев считалось признаком наказания Божия. Они непрестанно просили у Бога послать им радость в ребенке, хотя уже в старости им мало оставалось надежды на это.
Рождество Богородицы
Согласно существующему Преданию, место, где произошло Рождество Богородицы, находится в Иерусалиме. Однако в Русской Православной Церкви получила распространение версия, которой придерживался святитель Димитрий Ростовский: о том, что родители Девы Марии жили в Назарете и там-то она и родилась.
В горной области на север от Иерусалима, на откосе одной из гор около Эздрелонской долины, лежал Назарет. Это был небольшой городок, ничем в истории себя не проявивший.
В этом-то городке жила благочестивая чета Иоакима и Анны, которых Господь избрал стать прародителями Спасителя мира. Иоаким происходил из дома царя Давида, а Анна — из священнического рода. Племянница Анны, праведная Елизавета, стала потом матерью Иоанна Крестителя и двоюродной сестрой будущей Девы Марии.
Иоаким был особенно огорчен своим бесчадием и однажды, принося свой дар Богу, он услышал от некого Рувима жесткий укор: "Зачем ты прежде других желаешь принести свои дары Богу? Ведь ты недостоин, как бесплодный!" От великого горя праведный Иоаким удалился в пустыню для поста и молитвы.
Узнав об этом, праведная Анна, признавая себя виновницей их бесчадия, тоже восскорбела и стала еще усерднее молиться Богу, чтобы Он услышал ее и послал ей дитя. В одном из таких молитвенных моментов явился ей Ангел Господень и сказал: "Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Ради Нее благословятся все роды земные. Нареки Ее Мария."
Услышав эти радостные слова, праведная Анна поклонилась Ангелу и сказала: "Жив Господь Бог мой! Если у меня действительно родится дитя, то я отдам его Господу на служение. Пусть оно служит Ему, восхваляя Его имя во всю жизнь!"
Тот же Ангел Господень явился и праведному Иоакиму, сказав ему: "Бог милостиво принял твои молитвы. Жена твоя Анна зачнет и родит дочь, о которой весь мир будет радоваться. Вот и знамение верности моих слов: иди в Иерусалим, и там у Золотых ворот ты встретишь свою жену."
Святой Иоаким немедля отравился в Иерусалим, взяв с собой дары как для жертвы Богу, так и для священников.
Придя в Иерусалим, Иоаким встретил свою жену Анну, как предсказал Ангел, и они рассказали друг другу все, возвещенное им, и, проведя еще некоторое время в Иерусалиме возвратились домой, в Назарет. По прошествии положенного срока чревоношения праведная Анна родила дочь, Которую назвала Марией, как повелел ей Ангел.
По прошествии года св. Иоаким устроил пир, на который созвал священников, старейшин и всех своих знакомых. На этом пиру он поднял свою Благословенную Дочь и, показывая всем, просил священников благословить Ее. "Услышана молитва твоя!… У тебя родится дочь!".
Родилась в семье девочка… Обычная фраза о житейском событии. Но какими мелкими, какими невыразительными кажутся слова сии, если отнести их к событию двухтысячелетней давности, когда в праведной семье Иоакима и Анны родилась долгожданная, вымоленная в слезных молитвах дочь. Это теперь мы говорим -Пресвятая Богородица, Приснодева Мария, Матерь Божия… А тогда - с виду обычный ребенок, чистый, трепетный, - доверчиво вглядывался в подаренный родителями мир, а немолодые родители радовались, глядя на Нее, и благодарили Господа за посланное к старости утешение. Родилась в семье девочка… Но день рождения Ее отмечается теперь как Рождество.
Рождество Пресвятой Богородицы лучом благодати озарило греховный земной мир. Мир затих в ожидании Спасения. Пройдет время и маленькие ножки Марии Девы легко и ловко преодолеют высокие ступени Иерусалимского храма. А пока - пока счастливые родители склонились над дорогим чадом. Пятьдесят лет они вымаливали себе дитя.
Введение Марии во Храм
Введение во храм Пресвятой Богородицы совершилось, по сохраненным Преданием рассказам, следующим образом. Родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении неплодства, дали обет, если родится дитя, посвятить его на служение Богу.
Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песней, с зажженными свечами в руках привели ее в Иерусалимский храм. Там встретил Богоотроковицу первосвященник со множеством священников. В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Младенец Мария, казалось, не могла бы сама взойти по этой лестнице. Но как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, Она быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. Затем первосвященник, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву в Святое святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.
Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой. Преблагословенная Мария осталась в помещении для девственниц, находившемся при храме. Вокруг храма, по свидетельству Священного Писания и историка Иосифа Флавия, имелось много жилых помещений, в которых пребывали посвященные на служение Богу.
Глубокой тайной покрыта земная жизнь Пресвятой Богородицы от младенчества до вознесенья на небо. Сокровенна была и Ее жизнь в Иерусалимском храме. Если бы кто спросил меня, — говорил блаженный Иероним, — как проводила время юности Пресвятая Дева, — я ответил бы: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее.
Но в Церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу. В воспоминание введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм Святая Церковь с древних времен установила торжественное празднество. Указания на совершение праздника в первые века христианства находятся в преданиях палестинских христиан, где говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Замужество Марии
Когда свершился одиннадцатый год пребывания Святой Девы Марии в храме Иерусалимском, и исполнилось ей четырнадцать лет, архиерей и священники повелели Ей, чтобы переселялась из храма в дом, Она по обычаю законному, подобно другим девицам одних с Нею лет, вышла замуж. Но Пресвятая отвечала им, что она еще от пелен отдана Богу своими родителями, и обещала Ему навсегда сохранить девство Свое, а потому и невозможно ей соединиться брачными узами с человеком смертным. Архиереи удивились новости такого обета, ибо не было еще на земле девицы, обещавшей Богу сохранить свое девство. И вот явилась Она - первая. Они стали советоваться между собою, как в этом случае поступить. Не хотели они пускать Ее больше а Храм Господень, за внутреннюю завесу, как достигшую совершеннолетия, а между тем и не смели обручить земному жениху обещавшуюся Богу, и потому были в большом недоумении с одной стороны, боясь прогневать Господа, с другой - не ведая, как прилично устроить девическую жизнь Ее, согласно с волей Божией.
Священники перед Кивотом Завета усердно молились Богу, прося Его назнаменовать достойного мужа, которому под видом супружества могла быть отдана Дева для сохранения Ее девства. Всевышний Промысл Божий устроил так, богоугодный муж Иосиф, престарелый назаретский плотник, взял к себе Пресвятую Деву из рук архиереев и священников, - не на обычное супружество, но на соблюдение Ее чистоты бессупружней. Пресвятая Дева, живя в доме своего обручника, не изменила прежнего образа жизни, какое имела Она во святая святых. Она непрестанно упражнялась в богомыслии, молитве, чтении божественных книг, и обыкновенном женском рукоделии. Дом Иосифа был для нее - храм молитвенный. Никуда не выходя, она пребывала в уединении, посте и молчании, беседуя лишь с дочерью Иосифа, и только о самом необходимом.
Рождение Иисуса Христа
Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря. В Вифлееме они не нашли уже ни одного свободного места в городских гостиницах. В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, далеко от постоянного местожительства, среди чужих людей, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства — родился Богочеловек, Спаситель мира. «Когда настал час родить – было это около полуночи на Рождество, – Мария встала и прислонилась к колонне, которая была здесь. Иосиф сидел рядом опечаленный, вероятно, потому, что не мог приготовить все необходимое для родов. Он встал, взял из яслей сено, положил его у ног Девы Марии и отвернулся. В этот момент Сын Божий оставил чрево Матери, не причинив Ей никакой боли. Так оказался Он на сене у ног Своей Матери. Омыв Его, Она завернула Его в Свое покрывало и положила в ясли. Нам говорили, что вол и осел склонили свои головы над яслями, дабы дыханием своим согреть Младенца, так как понимали, что в такой холод едва укрытому Младенцу нужно тепло. Мать, однако, встав на колени, молилась и возносила благодарность Богу: Благодарю Тебя, Господь и Небесный Отец, за то, что дал Мне Твоего Сына, и молюсь Тебе, Предвечный Бог, и Тебе, Сын Бога Живого и Мой Сын».
Таинство странное вижду и преславное,— с удивлением воспевает Святая Церковь,— Небо — вертеп; Престол Херувимский — Деву: ясли — вместилище, в них же возле женевместимый Христос Бог.
Но среди полночной тишины, когда все человечество объято было глубочайшим греховным сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал Ангел Господень и сказал: Не бойтеся: се бо благовествую вам радость великую, яже будет всем людям, яко родился вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове, и смиренные пастыри первые удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до рабия зрака. Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам звездословцам, и в лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого — преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком. Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы — падше поклонишься Ему, и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары: злато и ливан и смирну.
Праздники посвященные чудотворным иконам Божией Матери
Богородице посвящено 4 праздника.
Рождество Пресвятой Богородицы – 21 сентября.
Введение во Храм Пресвятой Богородицы – 4 декабря.
Благовещение Пресвятой Богородицы – 7 апреля.
Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа.
Считается, что она умерла в Иерусалиме спустя 12 лет после вознесения Христа в возрасте 48 лет.
Кроме перечисленных выше праздников входят многочисленные праздники, посвященные чудотворным иконам Божией Матери.
Другие названия праздника
Осенние оспожинки, Осенины, Богородицкая, Поднесеньев день, Праздник рожаниц, Род и Рожаница, Лада, Спожа, Богáч, Праздник урожая, День благословения хлебов, Матушка-осенина, Огородичен день, Малая Пречистая, «Друга Пречиста» (укр.), «Мати Пречиста» (укр.), «Засiдкi» (белорус.), Вторая встреча осени, Луков день (Яросл., Вологод.), Пасиков день (Пенз., Сарат.), Пасеков день, Аспосов день, Спосов день (Рязан.), Рождество Богородицы
Поговорки и приметы
На Рождество Пресвятой Богородицы существовали свои обычаи.
Рано утром женщины и девушки выходили к берегам рек, озер и прудов встретить матушку Осенину овсяным хлебом и киселем.
Спожинки (госпожинки) – праздник урожая. По обычаю в этот день все родные и знакомые ходили в гости к новобрачным, чтобы поучить их уму-разуму.
Луков день – собирают лук с гряд. В этот день в народе было принято молиться Пресвятой Богородице обо всем, что тревожило душу. Считалось, что ни одна молитва, произнесенная в этот день, не останется без внимания. Но следует отметить, что в какой бы день не обратиться к Богородице – она всегда поможет, если человеку нужна её помощь. Богородица возрадуется, если верующие просто будут возносить ей благодарственные молитвы.
Осенины — вторая встреча осени.
Бабье лето по Аспосов день (рязан.).
«Да Багача баба рабача, па Багачы — хоць за плот валачы» (белорус.). «Будзьбагаты, як восень!» (белорус.).
«Другі святок — восень, браток» (белорус.).
С этого дня можно было засылать сватов: «ПрийшлаПречиста — принесла старостів нечиста» (укр.).
«Пречиста — картопля чиста» (укр.).
«Як прийде Спас, то комарам урветься бас, а як прийдет Пречиста — заберет нечиста» (укр.).
«Перша Пречиста жито засіває, а друга — дощемполиває» (укр.). «Прийшла перша Пречиста — одягла природа намисто, прийшла друга Пречиста — взяла комара нечиста, а прийшла третя Пречиста — стала діброва безлиста» (укр.).
На вторую Пречистую заготавливают калину (укр.).
Луков день — с этого дня собирают лук с гряд (Яросл., Вологод.).
Пасиков день – убирают пчёл с пасек или пчёльников (Пенз., Сарат.).
Если в этот день хорошая погода — осень хорошая.
«Прачыстаговорыць: мяне не сьвяткуй, да мое тольки Чудо» (белорус.) — Пречистая говорит: меня не празднуй, только моё Чудо (Чуды, 6 сентября по ст. стилю).
«Пречиста так сказала: "Не празнуйте мене, празнуйтемаво Чуду"» (полесье). «Между Прачыстае и Зюжэннем жыта не сеюць» (полесье).
Я создала презентацию по теме и выступила на уроке с сообщением. В результате мои одноклассники узнали о жизни Богородицы, об иконах, о праздниках.
Вывод.
Современное декоративно-прикладное искусство развивается на лучших традициях народного искусства. И мы на нашем кружке продолжаем традиции и придумываем свои изделия.
Я воплотила поставленные задачи, выполнила задуманную работу в технике ткачества.
Результат моего труда - икона Божией Матери. Я с интересом выполняла свою работу. Выполненная мною работа используется как выставочный экспонат, как наглядная агитация при наборе новых детей в кружок или как образец при выполнении работы.
В результате свое исследовательской работы я собрала большой информационный материал, который будет полезен и детям, и взрослым. а приобретенные мною знания и умения в выполнении и написании работы будут передаваться младшим кружковцам в мастер-классах, в сохранении традиций.
Литература
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Сторож
Агния Барто. Сережа учит уроки
Тупое - острое
Император Акбар и Бирбал