цель проекта - изучение быта и занятий сельских тружеников
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 266 КБ |
Тема исследовательской работы
«Край ты мой любимый»
Авторы: Палун Кристина,
6 класс МБОУ «Ниновская ООШ»
Руководитель: учитель истории Кобзева М.А.
КРАЙ ТЫ МОЙ ЛЮБИМЫЙ,
КРАЙ ОБЫКНОВЕННЫЙ,
ЗНАЮ, ЕСТЬ НА СВЕТЕ
ЛУЧШИЕ МЕСТА.
ТОЛЬКО СЕРДЦЕ ВСЕ ЖЕ
ВЫБИРАЕТ ЭТОТ,
ЕСЛИ ВДРУГ ПРИХОДИТ
СТРАННАЯ ТОСКА.
Строки из песни «Край ты мой любимый»
У каждого человека есть своя малая Родина. Это – то место, где он родился, где жили его предки, живут его дети. Для нас, Федоровцев, нашей малой Родиной является наше село Федоровка.
Раньше, где сейчас стоит село Федоровка, был калмыцкий улус. Занимал он основной бугор, омываемый водой. Рыба водилась всякая, и ее ловили массой сетями, сплетенными из волос конского хвоста.
Однажды рыбак – калмык забросил сеть в Волгу, и в нее попалась огромная рыбина. Рыбак тянет ее к себе, а она норовит его в воду. Перепугавшись, он кричит во всю глотку: «Спасите!» На крик прибежали жители улуса. Накинули чудовища снастями, а потом привязали веревкой и вытащили огромную белугу. Кто – то из толпы воскликнул: «Харба, харба!». По – калмыцки, значит, белуга. С тех пор окрестили этот улус Харбай. Харбай – ныне село Федоровка.
Менялось село, менялись люди, живущие в нем. Но во все времена – будь то мирное время или военное, наравне с мужчинами работали женщины. Моя бабушка вспоминает, как ее отец, мой прадед, смолоду ходил на сейнерах в море, по нескольку месяцев оставляя семью, а на плечах прабабушки лежало все хозяйство: коровы, бараны, куры, огород, не считая 4-х детей, одной из которых была моя бабушка. А кроме этого, работала в овощеводческой бригаде, вахтами тянула на тоне. Но в тоже время находила время шить, вышивать, стегать для своей семьи. И так в то время жили все…
В настоящее время российская деревня находится в глубочайшем кризисе, который охватывает все стороны ее жизни. Уходят из жизни люди старшего поколения — носители и знатоки народных традиций. Это обстоятельство ставит под угрозу полного исчезновения сохранявшиеся вплоть до наших дней формы традиционной культуры, ведет к выходу их не только из активного фонда культуры, но даже и из памяти народа. Утрата культурных традиций влечет за собой разложение традиций нравственных устоев и норм поведения, ослабление чувства национального достоинства и долга по отношению к своей земле и, по сути, является одной из главных причин миграции сельского населения в города и опустошения деревни.
Несколько лет назад нашему учителю истории Кобзевой М.А. пришла мысль о создании в школе музея старины, часть экспонатов были изготовлены собственными руками по рассказам старожилов, но большая часть - собрана у жителей села. Для этой цели были организованы группы учащихся для подворных обходов. Руководителями групп стали учитель истории Кобзева М.А. и заведующая сельской библиотекой села Федоровка Мохова В.Г., давно занимающаяся вопросами сбора данных по истории села и его жителей. Стучались в каждый двор, объясняли цель визита и получали предметы быта, вышивки, элементы декора, мебель, которые достались и хранились у жителей от их родственников. Все экспонаты (их насчитывается более 70 экземпляров) были приведены в порядок, частично отреставрированы, окрашены, постираны, накрахмалены и т.д. Весь собранный материал решили разместить в сельской библиотеке для возможности более широкого доступа сельчан к выставкам.
Название «Русская горница» получила от самого главного и светлого места в избе – горнице. Экспонаты расположили в библиотеке, а выставку «Души и рук творение» - в вестибюле.
А у нас в библиотеке
В небольшом углу отсеке
Стоит комната – музей
Для подруг и для друзей.
Все заходят посмотреть, диву подивиться:
Как жили в старину, что носили,
Чем топили, в чем варили – интересно.
У нас всему нашлося место.
Общий вид музея «Русская горница»
Представлены части русской избы: горница, кухня.
Деревянный сундук,
обитый жестью, использовался для хранения вещей.
Предметы утвари
Главный атрибут русской избы – печь, характерна своей многофункциональностью: топились, в ней пекли хлеб, пироги, готовили пищу, лечили малышей от бронхита, на ней спали в холодное время года.
Русскую избу нельзя представить без углевого самовара.
Чугунки разных размеров для приготовления пищи, ступка с пестиком для толчения сахара, трав, получения рыбной муки из костей рыбы, углевой утюг.
В каждом доме самовар
Под железною трубой.
Пили чай, горячий взвар,
Собирались всей гурьбой!
В чугунках еду варили,
Небогато все так жили!
Щипцы для горящих углей, укладывающих в
самовар и утюг, сковородник и ухват для
установки сковороды и чугунков в горячую
печь. Кочерга для разбивки углей.
Русская прялка воспета в
народных песнях, сказках.
Служила для прядения шерсти.
Посудник вешался на стену в кухне. В нем помещалась вся мелкая кухонная утварь.
Инструменты, используемые для глажения белья. На скалку наматывалось белье, а ребристой стороной рубеля катали до полного исчезновения складок на белье.
Корытце и тяпка использовались для рубки овощей, мяса, рыбы.
(«Прадедушка» современной мясорубки)
Главным убранством горницы служила кровать, украшаемая подзорами – выбитыми на ткани или вязаными орнаментами (сбоку и под покрывалом), накидками на подушки.
Здесь же, в горнице, находилось еще одно убранство – нарядный стул, одетый в чехол. Чехол украшался вышивками и оборками.
На окнах вырастали диковинные узоры – шторки.
На дверях вешались ширмы, с любовью изготовленные хозяйкой дома с использованием выбивки, вышивки, дополнительных подзоров
«Кармашки» вешались на стену для хранения мелких вещей, сухих трав, собранных на поле за селом. Вешались над кроватью детей для укрепления сна и успокоения младенцев.
Лечились травами ромашки,
Чабреца, полыни, кашки.
Все это мило сердцу моему
Не разрешим забыть об этом никому.
Половик связан крючком по кругу способом
«столбик без накида» из нарезанных полосок разноцветной ткани. Навевал мысли о речном водовороте.
На полу лежат дорожки
Блестят от солнца на порожках
Постираешь, а они, как румяные блины.
На тумбочку, покрытую салфеткой,
помещена глиняная кукла,
изготовленная из глины
местных бэровских бугров.
Глиняные кукла и слон – атрибуты достатка сельской семьи начала XX века. Служили для украшения. Расписывались вручную.
Выставка рукоделия «Души и рук творение»
На выставке представлены экспонаты, сделанные руками сельских женщин для украшения быта.
Вышивание
Вышивания выполнены способом «крестик». Широко использовался так же способ «гладь», называемое в селе «дорожки». Растительные узоры для вышивки подсказала окружающая природа – степное весеннее многоцветье.
Салфетка выполнена способом выбивки из целого куска белой ткани
Вязаный воротник – для украшения платьев, блузок сельских модниц.
Вязаная салфетка для зеркального столика
Увлечение техникой шитья, вязания и вышивания сохранилось у местных мастериц, которые в наш быстротечный век находят силы, а главное время любимому занятию. Но самое главное, они получают истинное удовольствие, когда из пестрых лоскутков, нитей складываются целые картины. Для того, что бы научиться этому творчеству необходимо желание, трудолюбие и терпение, а также любовь к природе, ко всему живому родного края.
В весеннее – осенний период все были заняты на рыбных промыслах – и мужчины, и женщины. А летом – работали на полях. Но наступали длинные зимние вечера, когда выдавалась свободная минута, вся семья собиралась вместе у печи. Мужчины чинили старые и плели новые сети, готовясь к очередной путине. Старики передавали народную мудрость молодым, а женщины в это время занимались рукоделием.
Мы рады, что у нас в селе живут творческие увлеченные люди, которые продолжают традиции своих предков и смогут передать их подрастающему поколению. А мы, подростки, через работы наших бабушек познаем культуру, быт наших предков, чтобы в свое время передать эти знания своим детям. Ведь недаром говорят: «Человек не может считать себя культурным, не зная историю своего народа». А в нашем случае – историю и культуру своей малой родины – Федоровки.
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Сила слова
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Снежная сказка
Пока бьют часы