«Вдохновение —
1. Состояние творческого подъема.
2. Состояние душевного подъема, сильной увлеченности; воодушевление.
Вдохновлять — побуждать к каким-либо действиям, поступкам; воодушевлять»
(Толковый словарь русского языка)
Цель: изучить возможности декоративной композиции и живописной техники в создании художественного образа.
Задачи:
· Рассмотреть и проанализировать способы и приемы раскрытия темы вдохновения в пластических видах искусства.
· Научиться использовать различные приемы композиции при создании картины.
· Овладеть умением создавать цветовую гармонию композиции.
Номинация «Изобразительное искусство»
«ВДОХНОВЕНИЕ ХУДОЖНИКА»
Автор: Никифорова Надежда
ученица 10 А класса
МОУ «СОШ № 47 г.Чебоксары»
Научный руководитель:
Литвиненко Галина Анатольевна,
Учитель ИЗО МБОУ «СОШ № 47»
г. Чебоксары
Оглавление
Пояснительная записка
Цель: изучить возможности декоративной композиции и живописной техники в создании художественного образа.
Задачи:
«Вдохновение —
1. Состояние творческого подъема.
2. Состояние душевного подъема, сильной увлеченности; воодушевление.
Вдохновлять — побуждать к каким-либо действиям, поступкам; воодушевлять»
(Толковый словарь русского языка)
Что значит вдохновение, откуда оно берется и куда уходит? На эту тему ученые заводят многочисленные диспуты, ломая копья в попытке объяснить нечто нематериальное, придающее картинам художников, романам писателей, одам поэтов то, что делает их узнаваемыми и признаваемыми во всем мире. Давайте попробуем понять, что же сами великие думают о вдохновении, что они о нем говорят.
Сила магнита передается от железа к железу подобно тому, как вдохновение музы передается через поэта чтецу и слушателю. - Платон
Вдохновение - это состояние одержимости истиной. - Ф. Искандер
Вдохновение – это не селедка, которую можно засолить на многие годы. - Гете
Вдохновение - это молния, которая блещет не для всех. - П. Декурсель
Не труд, а только наслажденье,
Любовь и нежность ко всему -
Вот что такое вдохновенье,
И все ответствует ему!
Нина Карташева
Лучезарное вдохновение! Кто из настоящих творцов не испытал его непостижимую, чудотворную силу! Оно как могучий поток уносит давящий груз сомнений, неуверенности, заторы прежних неудач, приносит новые, свежие идеи, неожиданные решения. Все вдруг проясняет, делает понятным, достижимым, и невозможное становится возможным. Поэты не случайно называют его божественным.
Момент вдохновения, исключительного подъема творческой мощи иногда достигают такой интенсивности, что не осознаются целиком самим автором, не управляются его холодным рассудком, и поэтому плодотворные результаты такого воодушевления оказываются временами неожиданными для самого художника или ученого. В таких случаях некоторые из них признавали, как это ни парадоксально, что то или иное их произведение кажется им "выше" их возможностей или появление его они не могут объяснить сами. А. Блок говорил о "Двенадцати": "Оно больше меня и больше себя. Это - настоящее".
Вдохновение и является тем состоянием, когда с предельной мощью раскрываются все творческие возможности личности; бьют полным потоком все источники энергии; разум, воля, воображение, фантазия как бы устремляются в одном направлении, подстегивая и стимулируя друг друга.
Вдохновение знакомо любому человеку, в том числе людям физического труда. В этом смысле верны слова И.Ф. Стравинского: «Профан воображает, что для творчества надо ждать вдохновения. Это глубокое заблуждение. Я далек от того, чтобы совсем отрицать вдохновение. Напротив, вдохновение - движущая сила, которая присутствует в любой человеческой деятельности... Но эта сила приводится в действие усилием, а усилие - это и есть труд». А П.И Чайковский говорил: « Вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать ленивых.». Кто больше работает, тот чаще испытывает бурный прилив сил, именуемый вдохновением, и в этом смысле великие творческие личности находятся в лучшем положении, как все истинные труженики.
Вдохновение - это радость, безумная радость художника, кладущего последние мазки на картину; эйфория поэта, мучительно подбирающего подходящие слова для нужной рифмы; безудержная радость конструктора, детально вырисовывающего неясные пока еще конфигурации еще не существующей машины; открытие ученого, совместившего несовместимое в своих строгих выкладках запутанных формул и получившего ни с того, ни с сего неожиданный, даже себя пугающий результат...
Вдохновение - это новизна, самое что ни на есть оригинальное, неожиданное и уж наверняка современное.
Вдохновение - это порыв ветра, то ли нежное касание летящей прохлады, то ли шквальный удар тайфуна, сметающий все и вся на своем пути…
Вдохновение - это все и вдохновение - это ничего...
Во все времена живописцы и скульпторы, а также более близкие к нам по времени фотохудожники стремились показать в своих произведениях собственное ощущение вдохновения.
Французский живописец 17 века Никола Пуссен в своей картине «Вдохновение поэта» сумел
выразительно запечатлеть момент рождения вдохновения. Поэт, увенчанный лавровым венком, держит в руках лиру. Лицо его спокойно взором и мятущейся душой, и даже, если позволительно так выразиться, "умягчено". (эпоха романтизма, когда творца наделили горящим взором и мятущейся душой, еще далеко) .
Более современный французский художник, яркий представитель салонного академизма Адольф Вильям Бугро
изобразил на картине работу творческой мысли, когда идея вот-вот воплотиться в материальных очертаниях.
Польский художник Яцек Мальчевский, представитель модернизма и символизма. избегая вопросов, изобразил свое вдохновение на холсте. Его картина «Вдохновение художника» открывает особый мир творческого безумия.
Мальчевский утверждал, что вдохновение нельзя вызвать искусственно, им нельзя управлять, и показал, к чему приводит художника страсть к повиновению, желание поймать хрупкую музу в сети и не отпускать. В густых красках и мрачных тонах рассказано об отчаянии творца, его бессилии. Сам художник не раз переживал такие моменты.
Мастера кисти, описывая свое вдохновение, видят его кто возвышенным, кто-то говорит о женщине, как о музе, без которой невозможно творчество. Современные творцы привносят в свои работы новые символы и образы.
Фаттах Галла. « Вдохновение»
Аннет Логинова «Снежное вдохновение»
Абжинов Эдуард. « Украденное вдохновение»
Майкл Паркес «Вдохновение»
Алан Ли. « Вдохновение»
«Полёт птицы – вдохновение»
Жозефина Уолл. « Вдохновение»
Данила Лупанов. « Вдохновение»
Работа над композицией
Выбор композиции картины был обусловлен поставленными задачами, ее содержанием, характером и назначением.
Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей
Композиция в дизайне связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции - создание художественного образа. Картины, написанные в разные эпохи, в совершенно различных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются во многом благодаря четкому композиционному построению. И действительно, если попробовать в классических картинах что-либо изменить, например размер холста, соотношение темных и светлых пятен, количество фигур, высоту линии горизонта, целостность композиции сразу разрушается, равновесие частей утрачивается
Композиция каждый раз ставит перед художником сложные вопросы, ответы на которые должны быть точными, оригинальными, неповторимыми.
В композиции важно все - масса предметов, их зрительный "вес", размещение их на плоскости, выразительность силуэтов, ритмические чередования линий и пятен, способы передачи пространства и точка зрения на изображаемое, распределение светотени, цвет и колорит картины, позы и жесты героев, формат и размер произведения и многое другое.
Представленная работа «Вдохновение» выполнена в декоративной манере письма.
Декоративная тематическая композиция - особый художественный мир со своим условным порядком, а иногда и конкретными, легко узнаваемыми персонажами, которые соотносятся друг с другом совсем не так, как в реальной действительности.
Основная отличительная особенность декоративного изображения от реалистического состоит в том, что цвет предмета может быть дан без учета света и тени, возможен даже полный отказ от реального цвета. Важно, чтобы с его помощью создавался художественный образ.
Свойство декоративной композиции - декоративное преображение любой натуры, выделение нарядности, красочности, орнаментальное окружающего мира, соблюдение определенной меры условности изображения. Умелое обобщение формы нисколько не вредит выразительности. Отказ от второстепенных подробностей делает более заметным главное. К положительным результатам ведет не только строгий отбор главного, но и некоторая недосказанность, ассоциативность эмоционально-образного решения темы.
В работе были использованы различные приемы композиции: передача ритма, асимметрии, равновесие частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.
Ритм является одной из "волшебных палочек", с помощью которых можно передать движение на плоскости. Он может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. Взгляд, переходя от одного изобразительного элемента к другому, ему подобному, сам как бы участвует в движении. Например, когда мы смотрим на волны, переводя взгляд от одной волны к другой, создается иллюзия их движения.
При создании данной композиции использовались следующие правила передачи движения:
Ощущение движения так же подчеркнуто нейтральным размытым фоном.
Чтобы передать ощущение полета творческого вдохновения была использована живописная техника: линии, мазки, яркость цветового пятна. Выбор цветовой гаммы тоже не случаен.
Святослав Николаевич Рерих так говорит о цвете: «Гармония в цвете подобна гармонии в музыке. Она оказывает то же воздействие; она вызывает те же реакции, определяемые тем, нравится нам эта реакция или нет. Возьмите чёрно-белый рисунок. В нём никогда нет такого живого элемента, который даёт цвет. Потому что цвет, даже без ассоциации и формы, всё же несёт в себе вибрации жизни. В конце концов, цвет очень близок к музыке, поэзии, звуку и запаху, которые взаимосвязаны. В целом мой тезис в живописи таков: именно цвет в первую очередь влияет на нас».
Каждый цвет оказывает различное действие на человека: оранжевый и красный возбуждают энергию, вызывают подъем чувств; зеленый успокаивает, синий и фиолетовый усыпляет
В композиции картины важно также место расположения цвета и направление цветового мазка. Синий цвет в композиции производит различное впечатление в зависимости оттого, расположен ли он в верхней или нижней части картины, слева или справа. В нижней части композиции синий цвет тяжёл, в верхней же кажется лёгким. Тёмно-красный цвет в верхней части картины производит впечатление чего-то тяжёлого, неминуемого и грозного, а в нижней - он кажется спокойным и само собой разумеющимся. Жёлтый в верхней части произведения производит впечатление лёгкости и невесомости, в нижней же - он бунтует словно в заточении. Одной из самых существенных задач композиции является обеспечение равновесия цветовых масс.
Поисковые эскизы различного композиционного и колористического характера
Этапы проектирования:
1. Выбрать тему композиции.
Инструменты, оборудование.
Себестоимость проектного изделия.
1.бумага для эскизов – 3 руб.
2.карандаш (простой) – 5 руб.
3. ластик – 3 руб.
4. ватман формата А-2 – 4 руб.
5. гуашь –120руб.
7. кисточки (белка)
№1 – 16руб.
№3 – 25руб.
№5 – 40руб.
8. баночка для воды ,тряпка для протирания кисти.
9. рамка со стеклом – 300 руб.
10. стол, стул, настольная лампа.
Общая себестоимость проекта –516руб.
Используемая литература:
Свинья под дубом
Без сердца что поймём?
Солнечная система. Взгляд со стороны
Рукавичка
Юрий Визбор. Милая моя