Искусство росписи ткани «батик» сегодня становится все популярней. Батик широко используется в дизайне интерьеров, прекрасно сочетаясь с различными стилистическими и цветовыми решениями и позволяет создавать эксклюзивные ткани, востребованные и мастерами высокой моды, и модельерами, создающими более демократичную одежду. Но в нашем регионе, эта технология недостаточно развита.
Целью нашей работы является пропаганда данного направления и знакомство с технологией изготовления батика.
Вложение | Размер |
---|---|
batik_shag_v_buduschee.doc | 132 КБ |
Содержание:
Введение ……………………………………………………………………стр.3
Основная часть
1.1 История батика стр.4
1.2 Батик в России стр.4
2. Композиция………………………………………………………………. стр.50
2.1 Основы композиции стр.5
2.2 Оборудование, инструменты, материалы стр.6
2.3 Цветоведение стр.7
3. Основные способы росписи тканей ……………………………………..стр.8б
3.1 Холодный батик стр.8
3.2 Горячий батик стр.9
Заключение стр.10
Список литературы стр.11. Приложение стр.12
Введение
Актуальность темы. Искусство росписи ткани «батик» сегодня становится все популярней. Батик широко используется в дизайне интерьеров, прекрасно сочетаясь с различными стилистическими и цветовыми решениями и позволяет создавать эксклюзивные ткани, востребованные и мастерами высокой моды, и модельерами, создающими более демократичную одежду. Но в нашем регионе, эта технология недостаточно развита.
Целью нашей работы является пропаганда данного направления и знакомство с технологией изготовления батика.
Задачи:
Изучение литературы по истории возникновения батика
Изучение технологии изготовления батика
Приобретение и подготовка оборудования для изготовления батика
Создания изделий
Презентация изделий
Методы исследования:
Анализ литературы
Апробация знаний в практической деятельности
Основная часть
1.1. История батика
Родиной батика, искусства росписи тканей, считается Юго-Восточная Азия. К нам батик пришел из Индонезии, даже название этого декоративного искусства происходит от местного слова «анбатик» — рисовать, писать. При изготовлении батика, кроме красителей, использовались специальные составы — резервы, позволяющие сохранять окраску того или иного фрагмента ткани при дальнейшем крашении. Основой для росписи служили хлопковые ткани ручной выделки. Теплая коричневая гамма, от цвета слоновой кости до темно-коричневого, подчеркивалась сочными тонами индиго — самого яркого красителя. Рецепт изготовления красок, равно как и узоры росписи, принадлежали каждой семье и тщательно охранялись. По рисунку на одежде можно было определить принадлежность человека к касте, его общественное положение и родственные связи.
Батик в древности был распространен не только в Индонезии, но и в Индии, где этот способ окраски ткани носил название «бандхана» и «лахерия».
Китайцы подарили миру шелк и, как следствие, — способ его окраски. Техника «лацзе» — в переводе «узоры воском» — очень похожа на батик. На шелк наносили рисунок расплавленным воском, после чего ткань окрашивали. Когда воск удаляли, на его месте оставались участки не прокрашенной ткани.
В Японии, куда батик, по мнению ученых, попал из Индии или Китая, он назывался «рокэти». Японцы, соединив полученные знания с собственным культурным наследием, создали изумительные по красоте произведения с традиционными национальными сюжетными узорами. Такие ткани использовались для изготовления кимоно. Когда в начале XVII века в Индонезию проникли голландцы, они обратили внимание на поразительное сходство храмовых батиков-панно этой страны с фресками христианских церквей. Благодаря предприимчивым голландцам батик попал в Европу. В середине XIX века окраска тканей в технике батика была вытеснена английской ситцевой набойкой, и батик почти на полстолетия становится уделом кустарей — ремесленников. Но в начале XX века батик снова вошел в моду в Европе, Англии и Америке.
1.2. Батик в России
Россия, будучи большую часть XX века за «железным занавесом», оставалась в стороне от мировых тенденций. Лишь немногие художники имели возможность выехать за границу страны, чтобы познакомиться с искусством батика на его родине. Одной из первых ласточек была ныне заслуженный художник России Ирина Трофимова. Благодаря ее творчеству появилась в России первая подробная информация о технике батика. Именно она помогла российским мастерам определить свой творческий путь, посвятив себя батику. Вторая половина и особенно конец XX века характеризуются в России бурным развитием этого вида искусства, открытием новых направлений в технике и появлением ярких имен. Родоначальниками основополагающих направлений в технике русского батика являются: Ирина Трофимова, Сергей Давыдов, Татьяна Шихирева, Виктория Кравченко, Юрий Булычев, Виктор Парийский, Евгений Архиреев, Юрий Ярин, Александр Талаев и многие другие.
Сегодня батик в России находится на высоком профессиональном уровне, с ярко индивидуальным техническим и художественным подходом, что находит свое отражение в регулярных выставках этого вида искусства, где московские художники по праву являются законодателями моды.
Он соединяет особенности таких традиционных художественных техник, как акварель, графика, витраж, мозаика. Батик широко используется в дизайне интерьеров, прекрасно сочетаясь с различными стилистическими и цветовыми решениями. Батик позволяет создавать эксклюзивные ткани, востребованные и мастерами высокой моды, и модельерами, создающими более демократичную одежду.
2. Композиция
2.1. Основы композиции
Создание произведения декоративно-прикладного искусства - сложный творческий процесс: художник воплощает свой замысел, свою художественную идею средствами данного вида искусства. Основа этого творческого процесса - поиски гармонии композиции, орнаментального ритма, цвета и материала.
Композиция декоративного текстильного произведения это ритмически организованное членение его плоскости, когда все орнаментальные или изобразительные элементы выполнены в единых художественных и технических приемах и подчинены общему художественно-декоративному замыслу. Другими словами, это внутренняя взаимосвязь материала, художественных средств и идейно-образного содержания.
В значительной степени характер композиции определяется ритмом — одним из важнейших художественных средств создания произведения декоративно-прикладного искусства.
Используя разнообразные художественные и технические приемы, можно передать как орнаментальными, так и колористическими средствами различные настроения; весеннюю легкость, бурное движение или спокойную уравновешенность.
При разработке декора следует определить, какая часть изделия будет нести основную орнаментальную и цветовую нагрузку. Например, в шарфах, тканых и вышитых полотенцах, дорожках орнамент может располагаться на концах. Вдоль края или в середине изделия, по горизонтальным и наклонным полосам; в головном платке украшается центральное поле или, наоборот, основной орнаментальный акцент приходится на кайму.
Весьма существенным моментом является выбор масштаба рисунка соответственно размеру и назначению изделия.
2.2.Оборудование, инструменты, материалы.
Для росписи на шелке применяются различные инструменты. Мы дадим их краткое описание и расскажем, как ими пользоваться.
Перед тем как приступить к работе, придется приобрести или изготовить следующий набор инструментов:
Рама - применяется для натяжения расписываемой ткани.
Стеклянные трубочки - применяются для качественной наводки резервирующей линии по заданному рисунку. При выборе таких трубочек необходимо обратить внимание на следующее:
Кисти - для росписи применяются круглые и плоские, разного размера. Материал воска также различный: колонок, ушной волос, синтетика.
Палитра - применяются для составления колера для росписи определенного цвета и тона. Наиболее удобны баночки от йогурта или разовые стаканчики.
Шелковая ткань - предпочтение отдается китайскому 100% шелку различной плотности: крепдешин, атлас, вуаль, шифон. При выборе шелка необходимо обратить внимание на его качество. Очень важно, чтобы краситель легко растекался по шелку.
Шаблон- перед началом росписи необходимо нарисовать шаблон для задуманной композиции. Рисунок создается на бумаге одной линией и должен быть четким и окончательным.
Резерв- состав, применяющийся для создания резервирующей линии, которая будет служить непреодолимым барьером для красителя в процессе росписи, что позволяет создавать по заданному рисунку замкнутые витражные пространства, различные по цвету и тону.
Рецепт резерва:
Краски - используются специальные для росписи по шелку и делятся на два вида:
2.3.Цветоведение
Колорит в декоративном текстильном изделии—неотъемлемая часть композиции. Прекрасную по рисунку вещь можно полностью загубить не соответствующим общему художественному замыслу колоритом, неправильным распределением цвета. Цветом можно объединить отдельные элементы в единое целое и можно раздробить их так, что от тщательно продуманной композиции ничего не останется. Для того чтобы грамотно решать вопросы колорирования, необходимо знать элементарные законы сочетания цветов. Влиянием цветов и их сочетаний на человека, на его эмоциональное состояние занимаются физиологи, психологи, архитекторы. Художники декоративно-прикладного искусства в своей практике приходят к определенным выводам, которые помогают решать более квалифицированно вопросы колорирования художественных произведений.
Сочетание цветов играют важную роль в создании гармоничных композиций.
Красный цвет вселяет в человека жизненную энергию, силу и уверенность, несет в себе агрессивное начало.
Желтый цвет создает оптимистичное и бодрящее настроение.
Оранжевый же усиливает ощущение теплоты и жизнерадостности, это цвет веселья и благополучия.
Зеленый – цвет гармонии и покоя, он оказывает успокаивающие воздействие.
Синий цвет бодрит и освежает, имеет множество оттенков.
Фиолетовый в зависимости от тепло-холодности, может по разному воздействовать на человека.
Белый цвет визуально расширяет пространство, создает ощущение легкости.
Черный цвет подавляет психику и приводит в уныние.
3. Основные способы росписи ткани
Роспись на шелке включает в себя два вида: так называемый холодный и горячий батик.
Холодный батик представлен тремя техниками:
1. «Классический»- создается методом наводки резервирующих линий, ограничивающих замкнутые плоскости, в результате чего получается рисунок, напоминающий вираж, и расписывается в один слой.
2. «Многослойный»- создается также по витражному принципу, но при этом используется несколько наложений цветовых тонов друг на друга.
3. «Незамкнутая графика»- расписывается без использования замкнутых плоскостей, в этой технике резервирующая линия разрывается, что позволяет цвету одной плоскости входить в цвет другой.
3.1. Холодный батик
Холодный батик основан на том, что при этом способе росписи тканей все формы рисунка, как правило, имеют замкнутую контурную обводку (резервирующим составом), что придает своеобразный характер рисунку.
Стирать ткани, предназначенные для росписи лучше всего с хозяйственным мылом, так как стиральные порошки вымываются не полностью и могут повлиять на цвет краски. После стирки ткань тщательно прополаскивают, отжимают, не выкручивая, подсушивают и гладят еще влажной.
Натягивать ткань на раму нужно с помощью кнопок как можно сильнее, при росписи она увлажнится и может провиснуть. Следите за тем, чтобы рисунок не перекашивался и не искажался. Ткань должна быть натянута строго по долевой нити.
Обвести рисунок простым карандашом. Линии должны быть неяркими, так как они будут видны под прозрачным контурным составом. Затем можно выполнять роспись.
Для нанесения на ткань контура рисунка применяют стеклянные трубочки. Наиболее распространенная и удобная в работе трубочка с загнутым тонким концом и резервуаром, расположенным ближе к ее рабочей части. Резервуар представляет собой шаровидное утолщение и служит для запаса резервирующего состава. После того как контур наведен, стеклянные трубочки промывают уайт-спиритом, а рисунку дают просохнуть.
Более чем на 24 часа оставлять не закрашенным наведенный рисунок на ткани не рекомендуется, так как в этом случае резервирующий состав дает ореол вследствие выделяющегося жира и краска при заливке не подходит вплотную к контурной наводке.
Заливка рисунка краской производится ватными тампонами, кистями или трубочками. При заливке необходимо обратить внимание на то, чтобы большие и малые участки рисунка получали одинаковое насыщение краской, в противном случае они все будут разной светлоты или на них появятся ореолы и разводы.
3.2. Горячий батик
В горячем батике различают следующие основные способы работы:
1. Простой батик (в одно перекрытие) .
2. Сложный батик (в два и более перекрытий).
3.Работа от пятна.
Простой батик. Рисунок по шаблону наносят на ткань при помощи кистей, штампов, ножей, воронок или каталок разогретым резервирующим составом. Получается контурный рисунок, геометрический или растительный орнамент.
Ножи и каталки предварительно обтягивают тонким трикотажем, надежно закрепляют на них. Перед работой они (так же как и воронки) опускаются на несколько минут в разогревающийся резервирующий состав (до полного прогревания металла). Как только инструмент остынет, его снова нужно таким же образом разогреть, иначе резервирующий состав может застыть еще на инструменте, и не будет пропитывать ткань. Когда резервирующий состав, нанесенный на ткань, застынет, она равномерно перекрывается краской при помощи ватного или губчатого тампона поверх нанесенного рисунка (в отличие от росписи холодным батиком, где каждая форма орнамента заливается отдельно). После удаления резервирующего состава на ткани образуется светлый узор на более темном фоне. Роспись горячим батиком в одно перекрытие можно сочетать с вливанием краски одного или нескольких цветов в отдельные ограниченные резервом элементы орнамента. Такая заливка производится до перекрытия всей плоскости ткани фоновой краской; после высыхания залитых краской участков их покрывают резервирующим составом и только потом производят перекрытие фона и каймы. В данном случае одноцветный рисунок, который обычно получается при способе росписи простым батиком, дополняется другими цветами.
Роспись способом сложного батика состоит из нескольких этапов, из которых каждый как бы повторяет роспись способом простого батика: после первого перекрытия фона и его высыхания снова наносят рисунок резервирующим составом и снова перекрывают всю поверхность натянутой на раму ткани. Такие перекрытия можно повторять до четырех раз. Перекрытия идут последовательно от светлого тона к темному.
Перед каждым новым перекрытием краской необходимо проверять качество покрытия резервирующим составом и заботиться о том, чтобы весь узор в соответствии с шаблоном был переведен на ткань.
Роспись от пятна — самая сложная и интересная работа по оформлению ткани. Этим способом обычно выполняются изделия, украшенные растительным орнаментом. Принцип работы тот же, что и в сложном батике, но вместо сплошных последовательных перекрытий всей ткани здесь на полотно в соответствии с эскизом наносят расплывчатые пятна разных цветов. По каждому из этих пятен идет соответствующая эскизу первоначальная прорисовка орнамента резервирующим составом, далее эти же пятна или соседние с ними участки фона перекрывают другим цветом, и снова идет дальнейшая дорисовка орнамента. Эту процедуру можно повторять не более трех раз. Перед последним перекрытием окончательно прорисовывают орнамент и в заключение все полотно перекрывают каким-либо темным цветом. Как правило, такого рода рисунки всегда имеют темный фон, так как необходимо, чтобы он перекрыл краску, расплывшуюся за пределы рисунка. Происходит как бы работа сложным батиком на отдельных участках декорируемой ткани. Это дает возможность при небольшом количестве перекрытий добиться тончайших переходов цветов и их оттенков.
4. Заключение
Работа в технике батик расширила наши границы об изобразительном искусстве.
В результате работы мы обнаружили, что батик и роспись на шелке имеют широкое поле деятельности. Независимо от того, что вы хотите изобразить, будь то цветочный мотив, композиция, все строиться по законам текстильной графики:
Батик открывает неограниченные возможности, позволяющие решать любые художественные задумки. Те знания, умения, навыки, которые нами приобретены в процессе работы над созданием картин помогут нам в дальнейшем творчестве.
Осознавая, что существует много других не менее интересных приемов росписи, мы полагаем, что их изучение позволит нам следующие работы сделать более интересными и содержательными. Нам очень нравиться заниматься в этом кружке, открывать для самих себя что-то новое и увлекательное.
5. Список литературы
1) Арманд Т. « Орнаментация ткани. Руководство по росписи ткани».
2) Давыдов С.Г. «Батик».
3) Масалова Е.В. «Батик в интерьере»
4) Темсрин С. М. «Русское прикладное искусство».
5) Брита Хансен. «Роспись по шелку».
6) Материалы Интернета (http://www.uganda.co.ug/Batik.htm, http://www.kohphangan.com/batik/gallery/index.html, http://www.sepali.com/whois.html и т.д.).
6. Приложения
Приложение 1:
Перед тем как приступить к работе, мы приобрели следующие наборы инструментов:
Кисти Набор для росписи по ткани «Батик»
Весенняя сказка
Нора Аргунова. Щенята
Лягушка-путешественница
Лупленый бочок
Кто грамотней?