материал опубликован в журнале "Биология" (приложение к "Первое сентября"). исследование проводилось среди учащихся 5-11 классов московской школы в 2011 году и ставило цель: выявить, насколько влияют домашние питомцы на успеваемость школьников
Вложение | Размер |
---|---|
zhivotnye_avtosohranennyy.docx | 55.71 КБ |
Введение
Какую роль в жизни человека играют домашние питомцы?
Любое домашнее животное, независимо от вида, размера и пола, играет очень большую роль в становлении личности ребенка, его психическом и даже физическом развитии. Уже давно замечено, что люди, содержащие животных, меньше болеют и более устойчивы к стрессам. Объяснить некоторые явления с научной точки зрения ученые пока не могут, но очевидный факт, что большинство кошек лечат своих хозяев, а собаки нередко забирают болезнь хозяина на себя. Те, у кого есть знакомые «собачники», знают, что это всегда общительные и отзывчивые люди с оптимистичным взглядом на жизнь.
Питомец в доме может помочь родителям воспитать в ребенке такие качества, как ответственность, аккуратность, сострадание, умение рассчитывать свои силы и уважать чужое пространство. Если человек склонен многое прощать детям, собака и кошка никогда не будут терпеть хамское отношение к себе.
Во всем мире бурно развиваются методики терапии с использованием благоприятного воздействия животных на человека. За рубежом при детских больницах вводятся штатные должности для собак. Опыт показывает, что это позволяет существенно сократить сроки лечения, уменьшить количество осложнений. Если в приюте для престарелых есть кошка, пожилые люди дольше живут, меньше склонны к развитию неврологических и психических отклонений.
Собак все чаще используют в лечении детей с психическими отклонениями: при умственной отсталости, аутизме и других, а лошади – великолепное средство реабилитации для людей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, в том числе для детей с ДЦП. В Израиле широко распространены психотерапевтические консультации, также практикующие иппотерапию (лечение лошадью).Методика дает очень хорошие результаты при лечении детей с гиперактивностью, неврозами, дефицитом внимания, при проблемах в обучении, неуверенности ребенка в себе и своих силах. Во время верховой езды происходит интенсивная тренировка всех групп мышц, развивается координация движений, чувство равновесия. Что же касается самооценки – как она может не расти, если тебя слушается такое большое, умное и сильное животное, как лошадь!
Целью нашей работы было выяснить, влияют ли они на умственные способности и на учебные результаты ребенка домашние животные?(на примере учащихся средней школы ГОУ СОШ №1387). Этот вопрос был основным, когда мы приступали к работе над проектом «Братья наши меньшие».
Основная часть
Глава 1 .
Первые итоги исследования
Мы запланировали провести анкетирование среди учащихся 5-11 классов ГОУ СОШ №1387 по вопросам анкеты:
Опрос состоял из вопросов:
После того, как учащиеся ответили на вопросы нашей анкеты, нам удалось свести все результаты в такую одну таблицу.
Класс | Количество учащихся в классе | Есть домашние животные (количество) | Есть домашние животные (процент) |
5 а,б,в | 70 | 53 | 75 |
6 а,б | 56 | 23 | 41 |
7 а,б | 43 | 25 | 58 |
8 а | 36 | 18 | 50 |
9 а | 29 | 10 | 34 |
10 а | 30 | 23 | 76 |
11 а | 12 | 7 | 58 |
Всего респондентов | 248 | 159 | 56 |
Следующим этапом нашей работы было выяснить, какие домашние питомцы популярны среди учащихся 5-11 классов ГОУ СОШ №1387.
Результат представлен в таблице:
Животные | 5 кл | 6 кл | 7 кл | 8 кл | 9 кл | 10 кл | 11 кл | Итого |
Собака | 19 | 12 | 9 | 8 | 4 | 6 | 5 | 63 |
Кошка | 15 | 8 | 10 | 5 | 5 | 13 |
| 56 |
Попугай | 8 |
| 1 | 2 |
| 1 |
| 12 |
Хомячок | 8 | 1 | 3 | 2 |
| 1 |
| 15 |
Черепаха | 2 |
|
|
|
|
|
| 2 |
Рыбки | 1 |
| 2 | 1 | 1 |
| 1 | 6 |
Кролик |
| 1 |
|
|
| 1 |
| 2 |
Шиншила |
| 1 |
|
|
|
|
| 1 |
Глава 2.
Породы собак и кошек учащихся ГОУ СОШ №1387 (приложение 1-7)
Ответы на вопрос анкеты о породах животных у учеников нашей школы можно представить в таблице. В ней мы разместили информацию только о породах кошек и собак. К сожалению, большинство учащихся не согласились предоставить фотографии своих домашних питомцев, и мы согласились с ними в том, что эта информация личного характера, поэтому в нашей работе фотографии этих животных, которые мы взяли из других источников.
Классы | Породы собак | Породы кошек |
5 | Такса, лабрадор, йоркширский терьер, | Персидский |
6 | Пекинес, йоркширский терьер, немецкая овчарка, такса, шарпей, бордосский дог, бриар | Персидский кот, британская кошка |
7 | Йоркширский терьер,пекинес, мопс,бигль, кокер-спаниель, стафорширдский терьер | Персидская, британская, |
8 | Пекинес, йоркширский терьер, чихуа-хуа, пудель, такса | Британская, персидская |
9 | Карликовый шпиц, такса, йоркширский терьер, | Британская, корниш-рекс, шотландский вислоухий |
10 | Пудель, лайка, йоркширский терьер, такса, чау-чау | Персидский, сиамская кошка, турецкая ангорская |
11 | йоркширский терьер, бигль, бордосский дог, пекинес |
Глава 3
Любимцы наших любимцев
Еще один вопрос нашей анкеты представил нам интересные результаты. Это вопрос о том, кого из членов семьи любят и слушаются домашние питомцы.
Наглядно это можно увидеть в таблице ( количество ответов в пользу того или иного члена семьи мы разделили на количество ответивших на вопрос анкеты)
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Папу | 5-9% | 2-8% | 2-8% | 2-11% | 2-26% | ||
Меня и папу | 2-8% | 1-4% | 3-13% | ||||
Маму | 6-11% | 2-8% | 1-4% | 2 -11% | 3-3% | 3-13% | 1-13% |
Папу и маму | 3-6% | ||||||
Меня | 19-35% | 2-8% | 4-16% | 2-11% | 2-2% | 10-43% | 1-13% |
Меня и маму | 5-9% | 7-28% | 2-8% | 1-5% | 1-1% | ||
Братьев или сестер | 2-8% | 2-8% | 1-13% | ||||
Бабушку | 1-2% | 3-15% | |||||
Дедушку | 1-2% | ||||||
Всех | 10-20% | 3-15% | 3-3% | 3-13% | 1 |
Вывод один
1. Пока мы маленькие школьники, наши питомцы любят нас. Может быть, потому что в младшем возрасте мы более ответственно подходим к заботе о них.
Глава 4.
Влияние домашних животных
на учебные результаты учащихся ГОУ СОШ №1387
Другие материалы по нашей анкете привели к таким интересным выводам:
Затем мы поработали дальше. Соотнесли процент наличия домашних животных и процент успеваемости и качества знаний в классах по итогам 1 триместра и 1 полугодия.
Классы (параллель) | Место по количеству животных от общего числа учеников | Место класса по качеству знаний (число хорошистов и отличников) |
5 | 2 | 51% |
6 | 7 | 19 % |
7 | 3 | 30 % |
8 | 5 | 13 % |
9 | 6 | 17 % |
10 | 1 | 18 % |
11 | 4 | 41 % |
По этой таблице, наверное, можно утверждать, что некая связь между количеством домашних питомцев и результатами успеваемости их хозяев существует.
Но наш результат повел нас дальше, мы захотели уточнить, сколько процентов хорошистов имеют домашних животных- результат нас просто потряс.Оказывается, из всего числа хорошистов нашей школы – 69 процентов – хозяева своих домашних питомцев, а у большинства отличников есть в доме –кошки. Наглядно эта информация представлена в таблице:
Классы | Количество хорошистов (всего) | Кол-во хорошистов, имеющих домашних животных | % имеющих домашних животных |
5 | 31 | 21 | 67 % |
6 | 11 | 7 | 63 % |
7 | 13 | 8 | 61 % |
8 | 5 | 4 | 80 % |
9 | 5 | 4 | 80 % |
10 | 6 | 6 | 100 % |
11 | 5 | 3 | 60 % |
Всего по школе | 76 | 53 | 69 % |
Таким образом, мы делаем очередной вывод: влияние домашних животных на учебные результаты очевидны- 69 % учащихся школы, имеющих качественные показатели в учебе-хозяева домашних питомцев. |
Именно одно из редких животных нашей школы – птица щегол – живет в доме у Яны Майданец – ученицы 10 а класса, претендентки на серебряную медаль.
Глава 5
Мы о них
Кроме исследования, нас интересовали обычные истории- забавные жизненные ситуации, которые происходили с нами и нашими животными. Вот в какие истории попадали ученики нашей школы со своими домашними питомцами.
Валерия Кузнецова: «У меня есть улитка Гэри. Она одна сплошная смешная история. Я привезла случайно её с острова Майорка. Нашла я её в кедровом лесу. Я думала, что это обычная ракушка, но через пять месяцев я обнаружила её в ванной комнате в зеркале. Поместили мы её в баночку, теперь оттуда она часто уползает, где-нибудь засыпает».
Семина Анна: «У меня дома живет кошка Шура. Мама его нашла на улице ещё котенком. Шура - кошка средних размеров, окрас у неё трехцветный- рыжий, черный, белый. Ей 13 лет, и она похожа на старого мудреца. Когда мы уезжаем на дачу, мы берем её с собой. В деревне она ходит ко всем жителям, потому что они её кормят вкусненьким»
Поднебеснова Оля: «У меня есть хомяк Хома. Однажды во время уборки клетки он куда-то убежал, а я не могла его найти, я очень тогда расстроилась. Родители весь день уговаривали меня не плакать и обещали купить другого хомяка, но мне нужен был только мой Хомка. Я удивилась, когда вечером перед сном обнаружила его в его клетке. Он побродил по дому, а спать пришел на свое место»
Заключение
Наше исследование, возможно, содержит допустимые доли погрешности. Ведь они производились в пределах одной школы, в пределах всего одного триместра и полугодия. Именно поэтому мы не будем останавливаться на этих результатах и в следующем учебном году в рамках исследования порекомендуем семьям, в которых учатся дети «группы риска завести домашнее животное. Сами мы будем вести мониторинг влияния этого животного на учебные достижения школьника.
А пока мы делаем такие
Выводы
Акимова У.,10 а класс, «Братья наши меньшие: влияние домашних животных на учебные результаты школьников»
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Сказка об одной Тайне
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Как нарисовать черёмуху
Золотой циркуль