В презентации представлены материалы: происхождение слова,создатель,техники
Вложение | Размер |
---|---|
ministerstvo_obrazovaniya_i_nauki_rossiyskoy_federacii_mou_avtosohranennyy.doc | 734.5 КБ |
Министерство образования и науки Российской Федерации МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 37 г. Орска»
3D ОРИГАМИ
(Исследовательская работа по истории и технологии)
Выполнила ученица 2 «Б» класса
Чашкина Зоя.
Руководитель: Маринина Н.А.
Эпиграф.
«Давно смотрю влюбленными глазами
На древнее искусство – оригами.
Здесь не нужны волшебники и маги,
Здесь нечего особенно мудрить,
А нужно взять листок бумаги
И постараться что-нибудь сложить!»
(Киселева Н.Д.)
Введение
Два года я занимаюсь в кружке «Очумелые ручки» при доме творчества им.В.Дубинина. Мы делаем поделки из различных материалов. Особенно мне нравится работать с бумагой. Я уже знаю много техник работы с бумагой: квилинг, бумагопластика, декупаж, бумажное тесто. Но больше всего мне нравится работать в технике китайского модульного оригами (или 3D оригами). Изготовление первой работы в этой технике заняло много времени. Но зато мне открылись новые возможности бумажного мира: можно совершенно без клея создавать бумажные скульптуры! Я решила как можно больше узнать и о 3D оригами, и о других видах оригами. Так моё хобби ( 3D оригами) стало темой моей исследовательской работы.
Цель моего исследования: изучение особенностей техники 3D оригами.
Задачи:
1.Изучить историю возникновения бумаги и искусства оригами.
2.Описать особенности техники 3D оригами.
3. Выяснить, какие виды бумаги существуют.
4. Опытным путем выявить, какой вид бумаги наилучшим образом
Объект исследования: техника работы с бумагой 3D оригами. подходит для создания скульптур в технике 3D оригами.
Предмет исследования: виды бумаги, используемые для 3D оригами.
Гипотеза исследования: бумага для поделок должна хорошо складываться, не рваться, не скользить, иметь выразительный оттенок.
Методы исследования:
Глава 1. История открытия бумаги и возникновения искусства оригами
Бумага - привычный для нас материал. Нас повсюду окружают бумажные предметы, вещи: книги, тетради, блокноты, открытки, фотографии, различные бланки и многое другое. Однако так было не всегда. Наши далекие предки не имели в своем распоряжении бумаги. С появлением письменности они многие столетия искали подходящий материал, на котором можно было зафиксировать свои мысли и передать их следующим поколениям. У бумаги было много предшественников. В одних уголках мира использовали пальмовые листья, другие народы вырезали пиктограммы на костях животных. Ассирийцы и вавилоняне писали на глиняных табличках острой палочкой. Жители Древнего Египта умели изготавливать из тростника папирус. В Пергамском Царстве научились делать очень прочный материал для письма из кожи телят – пергамент. В Древней Руси писали на бересте. Когда же мир узнал о первой бумаге? Современные ученые спорят относительно двух азиатских народов, которые дали миру бумагу. Одни утверждают, что бумагу изобрели китайцы. Другие говорят, что первыми научились изготавливать бумагу жители Туркмении. Это они научились вымачивать кусочки шерсти в воде, затем отпрессовывать их по определенной технологии и сушить. Полученный таким образом тонкий войлок и использовался как первая бумага. Китайцы же, переняв данную технологию, заменили шерсть на растительные волокна тутового дерева и бамбука и получили то, что мы теперь называем бумагой. Изобретение китайцами бумаги связывают с именем чиновника Цай Луня. Именно он обобщил опыт изготовления бумаги, имеющийся на тот момент в стране, и представил его в своем докладе императору. Произошло это в 105 г. н. э. н. Секрет изготовления бумаги долгое время держался в тайне, более 500 лет. Однако и другие народы стали осваивать технологию изготовления данного писчего материала. Распространителями этого открытия считаются монахи-буддисты, которые принесли секреты изготовления бумаги в соседние страны, в том числе и в Японию.
1.2. Возникновение и развитие искусства оригами
Понятие «оригами» пришло из японского языка. В буквальном переводе оно означает «сложенная бумага» («ори» переводится как «сложенный», а «кама» - бумага.) Несмотря на то, что это искусство стало известно миру в японском варианте , задолго до японцев складыванием из бумаги начали заниматься китайцы. Древние Китайцы складывали из бумаги различные фигурки для религиозных обрядов, приемы сгибания и складывания применялись при изготовлении знаменитых китайских бумажных фонариков. После того как секреты бумаги попали в Японию, жители этой страны тоже начали изготавливать из этого материала храмовые, религиозные вещицы, складывая и перегибая лист бумаги. Древние японцы считали бумагу священной, так как слово «бумага» и слово «бог» в японском языке звучат одинаково. Японцы считали, что рвать лист – большой грех. Поэтому все поделки выполнялись из целого листа бумаги. Бумагу запрещалось надрезать, а тем более резать. Позже оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора Японии. Придворные должны были обязательно уметь складывать из бумаги ригами. Записки , сложенные в форме бабочки, журавля или цветка были символами дружбы, доброго пожелания для любимого человека. А знатные семьи Японии использовали фигурки оригами как герб или печать. Самураи изготавливали амулеты-оригами, которые назывались «ноши». Такие амулеты были призваны охранять самурая и приносить ему победу. Примерно к 1573 году бумага перестала быть роскошью и оригами начинает распространяться среди простого народа. Именно тогда около 500 лет тому назад изобретается ряд фигурок, которые позже становятся классическими, например, японский журавлик. Со временем искусство оригами в Японии стало традицией, которая передается по наследству из поколения в поколение. Мамы передавали свои знания дочкам, показывая известные им фигурки. В 1797 году в свет вышла первая книга по оригами « Семба-цуру ориката» (перевод названия «Как сложить тысячу журавликов»). Книга целиком посвящена складыванию одной модели: журавлика. Во второй половине 19 века оригами постепенно распространяется по всему миру. Поклонниками оригами были автор «Алисы в стране чудес» Льюис Кэррол, Лев Толстой, немецкий педагог Фридрих Фребель. Однако настоящее революционное развитие оригами началось после Второй мировой войны, благодаря усилиям всемирно признанного теперь мастера Акиры Йошизавы. Этот человек посвятил всю свою жизнь искусству оригами. Он не только сам достиг невиданных высот мастерства, но и делился своими знаниями с другими. Акира Йошизава придумал «азбуку оригами». Это несложные условные знаки, благодаря которым складывание любого изделия стало возможно представить в виде рисунков-чертежей. Во всех современных книгах по оригами, где бы они не издавались, используются знаки Йошизавы. Сам мастер объездил весь мир, обучая людей искусству оригами. В 1978году он был и в России. Сейчас оригами популярно во всем мире.
1.3. Виды оригами
Изучая книги по оригами и многочисленные сайты, посвященные этому искусству, я узнала, что существует много разновидностей оригами. Каждый автор дает, при этом, свою классификацию. Я опишу все разновидности, которые стали мне известны.
1) Традиционное классическое оригами.
Любая фигура выполняется из квадрата большего или меньшего размера путем сгибания, исключая какие-либо надрезы и склеивания.
2) Кирикоми оригами.
Эта техника допускает использование ножниц при изготовлении сложных бумажных конструкций для незначительных надрезов в конце работы.
3) Мокрое складывание.
Техника разработана Акирой Йошизавой. При складывании бумага смачивается водой для придания фигуркам плавности линий. Используется эта техника для изделий из плотных сортов бумаги.
4) Паттерн.
Это складывание фигурок оригами по сложным схемам-чертежам, при составлении которых используется и компьютерные технологии. Фигурки, выполненные по схемам- паттернам, очень реалистичны, как живые.
5)Косудама.
В переводе с японского языка косудама означает «лечебная трава». Эта бумажная модель формируется из множества одинаковых модулей путем сшивания или склеивания. Чаще всего косудама имеет форму шара. Внутрь этого шара японцы кладут травы и вешают его над кроватью больного. Иногда косудама называют предшественницей модульного оригами.
6)Модульное китайское оригами (или 3D оригами).
Модели собираются из модулей треугольной формы, которые складывают в технике традиционного оригами, но из листа прямоугольной формы, а не квадратной. Форма модели может быть любой.
Все эти виды оригами по-своему интересны, каждая требует определенных навыков и умений. Меня заинтересовало 3D оригами.
1.4. Особенности техники 3D оригами
3D оригами обрело популярность в 1993 году, когда в США прибыл корабль «Golden Ventura» с нелегальными китайскими иммигрантами на борту. Бедняги попали в тюрьму и, чтобы скоротать время, они собирали бумажные модели. Процесс над пассажирами «Golden Venture» получил в США широкий общественный резонанс, благодаря этому, мир узнал о новом виде оригами. Сначала считали, что это абсолютно новая техника, которую изобрели сами заключенные. Но позже выяснилось, что такая техника давно популярна в Китае. Получается, что мир восхищался японским оригами, но ничего не знал о развитии бумажного складывания на родине бумаги в Китае.
В технике 3D оригами модель собирается из треугольных модулей. Модуль представляет собой треугольник с двойным карманом и двумя хвостами. Обычно концы одного модуля вставляют в карман соседних модулей. Первый этап создания модели в технике 3Dоригами – это складывание модулей. Треугольный модуль является основой 3Dоригами. Он складывается определенным образом из листа бумаги прямоугольной формы. (ПРИЛОЖЕНИЕ№1). Для изготовления бумажных скульптур небольшого размера, нужно сложить модули из прямоугольника 5см. шириной и 7,5см. длинной. Это 1\16 часть листа формата А4. Следовательно, разделить такой лист на равные прямоугольники можно обыкновенным сгибанием. Если используется нестандартный лист, то разделить его нужно с помощью линейки и карандаша. Количество модулей для каждой модели индивидуально. Например, на такую популярную модель как лебедь требуется изготовить около 300 модулей. Изготовление модулей требует времени, терпения и определенного навыка. Складывать модули следует аккуратно, от качества складывания зависит, как модули будут скрепляться между собой, а значит и устойчивость всей модели. Второй этап создания модели в технике 3Dоригами – это сборка модели. Модель можно собирать с опорой на подробную пошаговую фотосхему с подробными текстовыми инструкциями. Таких схем относительно немного. Их можно найти в специальной литературе или на сайтах, посвященных искусству оригами . Работать с такими схемами удобно и легко, они помогают новичку осваивать технику 3Dоригами. Кроме фотосхем существуют схемы, на которых модель представлена с помощью условных знаков – треугольников. Следует различать обозначения модуля на таких схемах. Треугольники располагаются на схеме двумя способами: вершиной вверх и вершиной вниз (ПРИЛОЖЕНИЕ №2). В первом случае модули располагаются короткой стороной наружу. Чаще таким способом выполняется основание модели, тогда низ работы имеет ровную форму и модель стоит ровно. Во втором случае модули располагаются длинной стороной наружу. Это наиболее распространенный способ выполнения модульного оригами. Если основание модели состоит из таких модулей, низ принимает округлую форму.
3D оригами – это универсальный модульный конструктор. Освоив основные способы соединения модулей, можно создавать собственные модели. Главное, научиться делать ровные модули, различать длинную сторону (основание треугольника). И различать короткие стороны, они образуют прямой угол в треугольнике. Зафиксировать свои идеи можно с помощью условных схем. Данная техника дает нам огромные возможности для творчества! Может быть, именно поэтому она столь популярна во всем мире. Даже в Японии признали этот вид оригами.
Глава 2. Материалы для 3D оригами
2.1. Виды бумаги
Современная бумажная промышленность выпускает более 600 видов и сортов бумаги, они отличаются свойствами и имеют различные названия. Свойства бумаги зависят от её предназначения, от сферы применения.
Применение бумаги:
- для письма и печати
- упаковка
-отделочный материал
-санитарно-гигиенический материал
-чистящий материал
-фильтрование
-поделочный материал
Перечислим некоторые виды бумаги, которые распространены в быту и используются широким кругом людей:
-книжно-журнальная бумага используется для полиграфической и книжной продукции
-газетная бумага предназначена для печати газет
-санитарно-гигиеническая – бумага мягких сортов, выпускается из высококачественной целлюлозы и макулатуры высоких сортов
-упаковочная - прочная бумага, чаще водоотталкивающая
-картон – плотный древесноволокнистый материал толщиной от 0,5мм
-обойная бумага – плотная грунтованная бумага, чаще с рисунком
2.2.Виды бумаги, наилучшим образом подходящие для 3D оригами
Авторы книг по оригами обязательно отводят в своей книге главу, где дают рекомендации по выбору видов бумаги для творчества. Большинство авторов считают, что любой вид бумаги можно использовать для оригами, выбор зависит от особенностей каждой конкретной модели и от особенностей техники оригами. Однако все подобные рекомендации относятся к традиционным техникам оригами. Какая бумага лучше всего подходит для 3D оригами я попробовала выяснить экспериментально.
Для создания экспериментальных моделей я выбрала наиболее доступные для школьников виды бумаги: обойная бумага, тетрадная бумага, газетная бумага, журнальная бумага, бумага для уроков труда, картон, калька, офисная бумага для ксерокса, салфетки бумажные. (ПРИЛОЖЕНИЕ№3)
Я оценивала каждый вид бумаги по следующим критериям:
1)Как хорошо бумага держит складки, от этого зависит качество каждого модуля.
2)Как крепко скрепляются между собой модули из данной бумаги, от этого зависит устойчивость всей модели.
3)Насколько эстетично, красиво выглядит модель из данного вида бумаги.
4)Насколько доступна бумага для школьника, так как каждая модель 3D оригами требует большого количества бумаги. Например, на модель лебедя у меня ушло около 20 листов формата А4.
Для эксперимента я выбрала небольшую модель новогоднего украшения для елки - звездочку.
Описание работы с каждым видом бумаги я оформила в виде таблицы.
Вид бумаги | Как держит складки | Как крепятся модули | Внешний вид модели | Доступность данного вида бумаги |
Газетная. | Очень непрочная, быстро рвется. Модули получаются ломкие. | Бумага шершавая, целые качественные модули хорошо крепятся между собой, не скользят, но манипулировать моделью в процессе работы трудно из-за ломкости бумаги. | Газетная бумага имеет желтоватый или серый оттенок, модели, сделанные из неё, имеют неприглядный вид. | Газетная бумага есть в каждом доме, а потому может служить отличным материалом для черновых работ. |
Обойная. | Бумага очень плотная, плохо сгибается и практически не держит форму, если и подходит для изготовления модулей, то большого размера, для мелких изделий она слишком груба и тяжела. | Модули из обойной бумаги разворачиваются, скрепить их между собой невозможно. | Обои бывают самых разнообразных расцветок и фактур. При работе в других техниках, наверное, можно использовать. | Обои популярны как отделочный материал, остатки обоев легко найти. |
Журнальная. | Прочная бумага, не рвется при сгибании, не мнется. Модули получаются плотные, с хорошими кармашками, ровные. | Если журнальная бумага не глянцевая, не очень гладкая, то модули хорошо соединяются между собой, модель можно удобно переворачивать и выворачивать для придания округлой формы | Как правило, в журналах много картинок, фотографий. Журнальные листы яркие, красочные, пестрые. Если поделка не требует строго определенного цвета, то использовать такую бумагу вполне можно. Она подойдет, скажем, для елочных украшений, для созданий сказочных замков, вазочек. | Журнальная бумага доступна. |
Калька | Эта бумага пропитана воском и маслом, тонкая, шуршащая, полупрозрачная. Калька хорошо складывается, хоть на первый взгляд и кажется ломкой. Вполне подходит для изготовления модулей. | Несмотря на то, что бумага имеет пропитку, модули из неё не скользят и неплохо крепятся между собой. | Трудно сказать недостатком или достоинством является то, что калька бывает одного цвета: сливочно-желтоватого оттенка, полупрозрачная. Для елочного украшения это очень скучный цвет, а для крыльев стрекозы подходит идеально. | Я нашла кальку среди запасов моей бабушки, которая умеет хорошо шить и использовала её для изготовления выкроек. Она сказала, что раньше это была дешевая бумага. Если учесть, что такая бумага необходима не для многих поделок, то найти небольшие кусочки вполне доступно. |
Тетрадная. | Бумага хорошо держит складки, а при складывании не рвется. Модули получаются ровные, с ровными сторонами, кармашки хорошо открываются. | Тетрадная бумага предназначена для письма, поэтому она не очень гладкая, это важно для хорошего скрепления модулей. | Бумага чаще белого, редко желтоватого цвета, бывает разлинована в линию или клетку. Модели из неё однотонные, не поддерживает эстетику и разлиновка. Если бумагу покрасить красками, она деформируется. | Средняя цена ученической тетради из 12 листов 6 рублей. |
Бумага для уроков труда | Несмотря на то, что эта бумага специально предназначена для поделок, она не очень подходит для изготовления модулей. Легко рвется, подсыхает со временем и становится ломкой, на складках у неё пропадает цвет и появляются белые полоски. | Качественные модули можно скрепить между собой. Модули не скользят. | Для того чтобы поделка выглядела красивой, надо выбирать равномерно окрашенную бумагу, лучше двустороннюю. | Средняя цена пачки бумаги для уроков труда 30 рублей. |
Картон | Даже самый тонкий картон – это сорт плотной бумаги. Картон трудно сложить в модуль. Для 3D оригами он не годится, как и обойная бумага. | Картон для детского творчества очень разнообразных оттенков удачно можно использовать в других техниках, например, как фон. | Средняя цена картона 30 рублей. | |
Бумажные салфетки | Этот вид бумаги используют для других техник оригами, но изготовление модулей из неё затруднительно, так как очень мягкая бумага, не держит форму модуля. | Соединить модули трудно, кармашки не держат другой модуль. | Салфетки выпускают самых разнообразных красивых расцветок, использование в других техниках, например, отрывная аппликация, очень красиво. | Средняя цена пачки салфеток 20 рублей. |
Офисная | Средняя плотность офисной бумаги 80г\кв.м. . Именно такую бумагу рекомендуют использовать опытные оригамисты для классического складывания. Отдельный модуль складывается по традициям классического оригами, и офисная бумага как нельзя лучше подходит для этого. | Модули из офисной бумаги хорошо держат форму, не скользят. Скульптура получается прочной. | Сейчас выпускается офисная бумага не только белого цвета. Можно купить и разноцветную бумагу для ксерокса и подобрать необходимый для модели оттенок. | Средняя цена пачки цветной ксероксной бумаги 300 рублей. |
В результате изготовления экспериментальной модели из разных видов бумаги, я пришла к следующим выводам:
1)Изготовление модулей 3D оригами не возможно из картона и обойной бумаги из-за их большой плотности. Следовательно, не подойдут для работы и другие виды бумаги схожие с ними по своим качествам, например ватман, бумага для акварели и т.п.
2)Из газетной и тетрадной бумаги следует изготавливать черновые варианты моделей или использовать их в качестве тренировочного материала для отработки навыков складывания. Для этого подойдет и чертежная миллиметровая бумага. Поделки из такой бумаги имеют невыразительный, неприглядный вид.
3)Не подходят для изготовления модулей салфетки и другие виды санитарной бумаги. Это очень мягкая бумага хорошо складывается, но совершенно не держит форму.
4)Хорошо складываются модули из кальки, но из-за её одноцветности, применение этого вида бумаги для изготовления бумажных скульптур ограниченно. Хотя в отдельных случаях калька незаменима.
5)Такие виды бумаги как журнальная и офисная лучше других подходят для работы в техники 3D оригами по всем выбранным мною критериям. Единственный недостаток офисной бумаги – это затраты на её приобретение, ну а у журнальной бумаги ограничен круг использования несколькими видами моделей.
6)Бумага для уроков труда бывает разного качества, поэтому её надо внимательно выбирать. К тому же это дорогая бумага, если учитывать количество листов в пачке.
Заключение
Объектом моего исследования является моё увлечение – 3D оригами. В результате проведенного исследования, я узнала, что техника 3Dоригами – это часть древнего искусства оригами, которое возникло в Древнем Китае вслед за изобретением бумаги. Развивалось же это искусство в течение многих веков в Японии. Именно благодаря японским мастерам оригами стало известно и популярно во всем мире. Большой вклад внес в развитие оригами такой мастер как Акира Йошизава, его называют создателем азбуки оригами. Однако параллельно с японским оригами развивается и оригами в Китае. Именно в Китае появилось модульное 3Dоригами, столь популярное сегодня во всем мире. Об этом говорят многочисленные сайты в интернете, объединяющие поклонников этой техники. Чтобы создавать бумажные скульптуры необходимо овладеть некоторыми секретами данной техники, а именно: научиться качественно складывать треугольный модуль, различать длинную и короткие стороны модуля, уметь соединять модули различными способами в зависимости от особенностей модели, читать и создавать схемы моделей.
Как показывает мой опыт, большое значение для качества модели имеет вид бумаги, из которой она сделана. Я считаю, что наиболее подходящими является офисная и журнальная бумага.
Список литературы
1)Афонькин С.Ю., Афонькин Е.Ю. Игрушки из бумаги. - Санкт-Петербург, «Литера», 1997.
2)Богатова И.П. Оригами. Цветы. – «Мартин»,2007.
3)Гарматин А.А. Оригами своими руками. Коллекция лучших моделий. - Ростов н./Д: Владис,2009.
4)Ильин И.С., Ильин С.Д. Оригами. Лучшие модели,- М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010.
5)Простнякова Т.Н. Забавные фигурки оригами. – Арт-пресс, 2010.
6)Интернетрессурсы.
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Самодельный телефон
Император Акбар и Бирбал
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Сверчок