В данной работе подробно рассмотрен один из мотивов старинного орнамента - свастика, его значение и применение в традиционных женских ремеслах.
Вложение | Размер |
---|---|
osipova_kseniya_svastika_kak_drevneyshiy_motiv.doc | 71 КБ |
osipova_kseniya_svastika_kak_drevneyshiy_motiv.ppsx | 695.16 КБ |
Межрайонная проектно-исследовательская конференция
"Свастика как древнейший мотив
в изделиях народных мастеров Русского Севера"
Учащейся творческого объединения "Настенька"
Муниципального образовательного учреждения
дополнительного образования детей
"Дом детского и юношеского творчества"
Осиповой Ксении
Научный руководитель:
педагог дополнительного образования
МОУ ДОД "Дом детского и юношеского творчества"
Шергина Ирина Геннадьевна
г. Няндома
2009 г.
Оглавление.
2. "Свастика как древнейший мотив в изделиях народных мастеров Русского Севера".
2.1. История появления и значение свастики.
2.3.Мотивы свастики в традиционных женских ремеслах Севера.
Тема моей работы "Свастика как древнейший мотив в изделиях народных мастеров Русского Севера". Этот выбор не случаен. В Доме творчества я занимаюсь в творческом объединении "Настенька", осваиваю традиционные женские ремесла: лоскутное шитье, ткачество, вышивку. Мы побывали в Мошинском краеведческом музее, музеях города Каргополя, где увидели множество интересных старинных вещей. Разглядывая вышитые и тканые полотенца, пояса, женскую одежду меня заинтересовало не только сходство изображаемых сюжетов, а скорее присутствие и в вышивке и в ткачестве одного мотива – свастики.
К сожалению, этот древнейший знак для большинства людей имеет крайне негативную окраску. Трудно найти такой же распространённый, но в то же время, такой неоднозначно воспринимаемый культурный символ. Для многих этот мотив, прежде всего, ассоциируется с немецким фашизмом и II мировой войной. Меня заинтересовало: какое отношение он имеет к декоративно-прикладному творчеству, откуда он появился, что означает? Это побудило меня заняться исследовательской работой, целью которой стало изучение одного из основных мотивов старинного орнамента – свастики, и его смыслового значения.
2.1. История появления и значение свастики.
Споры о происхождении и смысле свастики не затихают с середины прошлого столетия, с тех пор, когда свастика была обнаружена на всех обитаемых материках. Видов свастики очень много, и иногда похожие изображения находятся далеко друг от друга в пространстве и на шкале времени. Средний и Ближний Восток, Центральная, Северная и Южная Европа, Средняя Азия и Дальний Восток, обе Америки, Полинезия, Африка... поистине, свастика является всепланетным символом.[1]
Возраст этого символа – как минимум, 6-7 тысячелетий, а количество народов, придававших свастике религиозное и иное значение, не поддаётся исчислению. Самое раннее из дошедших до нас описаний свастики дано на санскрите. "Свасти Аста" на санскрите – "Да будет благо всем". Поклонение свастике в первую очередь означало поклонение Солнцу – источнику всей жизни на земле. Свастика – очень красивый, прекрасный и энергетически мощный символ.[2]
Солнце давало свет, тепло и урожай – неудивительно, что Оно испокон веков ассоциируется в человеческом сознании с понятиями блага, добра, удачи, света и тепла, как физического, так и духовного. С другой стороны, человек давным-давно осознал цикличность бытия, круговорот рождения-смерти, зимы-лета и так далее. С незапамятных времён люди пытались спроецировать вселенские законы на предметы, окружавшие их в жизни. Передачей положительного значения Солнца и попыткой призвать Его живительную силу, всегда была солнечная (иначе солярная) символика. Любые знаки, так или иначе связанные с кругом, симметрией, вращением тем или иным образом подпадают под данную категорию. Катящийся по небосводу солнечный диск нашёл свое воплощение в свастике.
Свастику использовали еще древние люди. Изображение свастики высечено на первых каменных календарях. Когда луч Солнца падал на изображение Свастики – это было знаком к началу сбора урожая. С этим значением Свастики связано ее широкое использование в украшении предметов крестьянского быта. Тибетские крестьяне с древних времен рисуют Свастику на двери дома; раньше такой же обычай существовал у кельтов.
Другое значение Свастики – символ хода времени (что согласуется с ходом солнца по небу). Причем правая свастика означает развитие, прогресс, а левая – регресс, возвращение к прошлому. Часто это символ солнечного прохода по небесам, превращающего ночь в день – отсюда более широкое значение как символа плодородия и возрождения жизни.
Одним из главнейших мотивов русского ремесла всегда была солярная символика, одним из вариантов которой, как известно, и является свастика. Использование Солнца в качестве художественного образа характеризует высокоразвитую дохристианскую культуру славян. "По материалам археологических исследований Россия является самой богатой территорией по применению свастики как религиозного и культурно-бытового символа – ни Европа, ни Индия не могут сравниться с Россией в изобилии свастик, покрывающих русское оружие, стяги, национальный костюм, украшения (височное кольцо из серебра, культура вятичей, XII в.; навершие булавки, Новгород, XII век; кольца; пряжка, Новгород, XIII в.), дома, предметы быта и храмы, причём свастика используется как в качестве украшения с чисто эстетической функцией, так и в качестве обереговой символики. Раскопки древних курганов и поселений говорят сами за себя – многие древние славянские городища имели форму свастики, сориентированной по четырем сторонам света. На протяжении многих тысячелетий славяне использовали символ свастики"[3]
Если почти во всех иностранных языках различные начертания солнечного креста с изогнутыми лучами называются одним словом – "свастика", то в русском языке для различных вариантов свастики существовало и существует поныне более 140 названий и гораздо большее количество вариантов изображения, что также свидетельствует о "русскости" этого символа. Например: Коловрат, Посолонь, Свята Дар, Солнцеврат, Агни, Солнечный Крест, Солард, Светолет, Цветок Папоротника, Перунов Цвет, Боговник, Сварожич, Святоч, Яроврат, Одолень-Трава, Родимич, Чароврат и другие.
У простых крестьян были свои названия свастики. По сообщению Н. А. Филёвой, в Печорском районе Архангельской области (ныне Республика Коми) свастику называют заяц, заяцы (во мн. числе), например: полотенце заяцами. Это указывает на представление о ней как о частице солнечного света, луче, как принято говорить, – "солнечном зайчике": "Необыкновенная подвижность, прыткость зайца... сближала его с представлением быстро мелькающего света. В некоторых деревнях Рязанщины свастику называют "ковылем", т.е. растением, передвигающимся с помощью ветра. Свастичный орнамент в Рязанской Мещере именуют "конями, коневыми голяшками" (конскими головами), ведь давным-давно коня считали символом солнца и ветра. Назывались свастики и "огнивцами", опять же в честь солнца".[4]
На селе до сей поры на древние праздники одевают женщины нарядные сарафаны и рубахи, а мужчины – косоворотки, вышитые свастиками различной формы, пекут пышные караваи и сладкое печенье, украшенные коловратом. Даже русский танец "хоровод" имеет в себе тот же глубинный смысл, что и графическое начертание свастики. Иногда его так и называли – коловрат.[5]
Истинная традиция жила на Руси очень долго. Свастика была не чужда и русскому императорскому дому. При Петре I стены его загородной резиденции были украшены свастиками. Потолок тронного зала в Эрмитаже также покрыт этим священным символом. Её появление в Петербурге в начале века связано с именем императрицы Александры Фёдоровны, глубоко интересовавшейся ламаизмом Тибета.
2.3.Мотивы свастики в традиционных женских ремеслах Севера.
Применение свастики в орнаментах на Руси просто неисчислимо. В национальном русском костюме, ткачестве, вышивке, орнаментальном вязании свастика была одним из основных орнаментов вплоть до первой половины XX в. Академик Б. А. Рыбаков называл коловрат "связующим звеном между палеолитом, где он появился впервые, и современной этнографией, дающей неисчислимое количество примеров свастичных узоров в тканях, вышивке и плетении"[6]
Поклонение свастике в первую очередь означало поклонение Солнцу – источнику всей жизни на земле, поклонение свету и первичному огню. В свастику верили как в талисман, «притягивающий» удачу. В Древней Руси считалось, что если нарисовать коловрат на ладошке, то обязательно повезет. Свастику рисовали и на стенах дома, чтобы там царило счастье.
Выделяются два основных вида символа свастики – с концами, загнутыми против солнца, справа налево, и слева направо, по солнцу. Первая свастика называется свёртывающейся (центростремительной или собирающей), вторая – развёртывающейся (центробежной или сеющей). (Приложение 1)
2.3.1. Свастика в полотенцах.
Богато орнаментированные полотенца чаще всего имели обрядовое значение. Родины, крестины, сватовство, свадьба, похороны, поминание усопших – ни одно из важных событий не обходилось без них. Как уже говорилось выше, свастика являлась одним из главных орнаментальных мотивов, оберегом у славян. Некоторые полотенца буквально пронизаны свастиками.
Свастичный орнамент на полотенцах встречается самый различный. На полотенцах свастика очень разнообразна, как и фигуры, в которые она вписана или заполняет. Самостоятельная свастика в полотенцах встречается очень редко.
Положение мотивов свастики на полотенце разнообразно. Она может располагаться как в заузорках, так и на центральном узоре. (Приложение 2-3) На многорядных композициях она также могла быть на любом из рядов (с. Пучуга, с. Конево) или на всех одновременно (с. Черевково). (Приложение 4) Нередко мотив свастики украшал и верхний узор. Там он мог присутствовать в композиции с женскими фигурами, древом жизни, птицами.
Поскольку цветовое решение северных полотенец красно-белое, цвета свастик соответственно тоже красные, либо белые.
Разнообразие свастик на полотенцах огромно: простые, широкие, разветвленные, городчатые, гребенчатые, сложные, соединенные, широкие с ромбом внутри. (Приложение 5)
Направление свастик также различно. Преобладающего направления нет. Чаще всего это равновесное сочетание право- и левосторонних фигур.
2.3.2. Свастика на одежде.
Северорусская, прежде всего женская одежда, вплоть до XX в. украшалась свастикой и другими узорами, возраст которых насчитывает порой более двух десятков тысячелетий. Те места на одежде, где кончалась ткань, и начиналось тело, принято было покрывать охранительным узором.
Свастика украшала, прежде всего, женскую одежду. Свастичные орнаменты встречаются практически на всех деталях рубах. Часто на оплечьях, поликах, по низу широкого рукава над манжетами, на подоле. Реже на стойке, манжетах.
Самым большим разнообразием композиций из свастик отличается Красноборский район. Красноборские рубахи, состоящие из пестрядинных воротушек и холщового стана, нередко содержали свастику в орнаменте, украшающем подолы. На подолах красноборских рубах, так же как и на полотенцах, часто встречаются простые белые фоновые свастики. (Приложение 6)
А также свастичные орнаменты в одежде часто встречаются в Ленском, Верхнетоемском, Пинежском районах.
Пояс был обязательной принадлежностью мужского и женского костюма и часто нес защитную символику, слова молитв.
На поясах часто встречаются свастики, ромбы, треугольники и другие символы. Они являются аналогами молитв, имеют значение амулетов. Форма тканых свастик диктуется технологией, поэтому они слегка приплюснуты и расположены диагонально. Также встречаются и прямая свастика. (Приложение 7)
Принцип движения по свастике заложен в самой технологии ручного тканья некоторых поясов. Таковым является пояс «на дощечках». Дощечки имеют по углам четыре дырочки. В каждую пропускали по одной нити в определённом положении, чаще навстречу друг другу. Один конец основы прикрепляли к гвоздю в стене, другой обвязывали вокруг поясницы. Всякий раз при повороте дощечки "по солнышку" ровно на четверть образовывался всё новый зев, в который пропускали уток. При использовании технологии ткачества поясов "на дощечках" выработка орнамента свастики в принципе возможна, но на Русском Севере такие узоры не встречались.
Русский Север выступал сохранителем и охранителем древнейших символов. Помимо традиционной, древнейшей свастики здесь можно встретить и другие виды этого орнаментального мотива. На Севере мотив свастики имел свою специфику, главным образом это связано с цветовым решением. Поскольку в регионе преобладали красный и белый цвета – цвета огня, солнца, света, воздуха, ветра, – то свастика, как правило, была красная или белая. Эти цвета не противоречили основному значению символа свастики.
У древних символов замечательное прошлое и не менее интересное будущее. Древние народные орнаменты не утратили своей силы и не исчезли со временем, а лишь молча хранят свои тайны как древние письмена, ждущие своего внимательного читателя.[7]
Народная память – прялка, вышивка, тканый пояс, зафиксировали неизменную любовь к древнейшему мотиву - свастике, которое дарит его надеждой на деторождение, урожай, а значит, и счастливую судьбу, в которой нуждается человек, забывший на свете все обряды и всех богов, нуждается по-прежнему, как и во времена, отделенные от нас тысячелетиями.
Список литературы
[1] Осетров Е. «Живая Древняя Русь», М. 1984г., стр. 82.
[2] Рыбаков Б.А. "Язычество древних славян", М. 1980 г., стр. 48.
[3] Маслова Г.С. Народная одежда в восточно-славянских традиционных обычаях и обрядах XIX – нач. XX века, М. 1984 г., стр. 37.
[4] Филева Н.А. статья " Орнаментальные мотивы в ремеслах Русского Севера ", научно-популярный журнал "Народное творчество", №4, 2003 г., стр. 28.
[5] Беднарчик А.А., статья "Мотивы свастики в ткачестве Русского севера", научно-популярный журнал "Народное творчество" №1, 2006 г., стр. 41.
[6] Рыбаков Б.А. «Язычество древних славян», М. 1980 г., стр. 59.
[7] Рыбаков Б.А. «Язычество древних славян», стр. 196.
Слайд 1
Свастика как древнейший мотив в изделиях народных мастеров Русского Севера Осипова Ксения, учащаяся творческого объединения «Настенька» Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Дом детского и юношеского творчества"Слайд 2
Цель работы: изучить один из основных мотивов старинного орнамента - свастику, и его смысловое значение. Задачи: узнать, откуда появился этот символ, и что он означает; выявить какое отношение он имеет к декоративно-прикладному творчеству.
Слайд 3
Происхождение свастики Споры о происхождении и смысле свастики не затихают с середины прошлого столетия, с тех пор, когда свастика была обнаружена на всех обитаемых материках. Видов свастики очень много, и иногда похожие изображения находятся далеко друг от друга в пространстве и на шкале времени. Средний и Ближний Восток, Центральная, Северная и Южная Европа, Средняя Азия и Дальний Восток, обе Америки, Полинезия, Африка... поистине, свастика является всепланетным символом. [i] [i] Осетров Е. «Живая Древняя Русь», стр. 82.
Слайд 4
Значение слова «свастика» «Свасти Аста» (на санскрите) – «Да будет благо всем»
Слайд 5
Значения свастики Поклонение свастике означало поклонение Солнцу Свастика как благо, добро, удача, свет и тепло; Свастика как символ хода времени; Свастика как символ плодородия и возрождения жизни.
Слайд 6
Свастика на Руси "По материалам археологических исследований Россия является самой богатой территорией по применению свастики, ни Европа, ни Индия не могут сравниться с Россией в изобилии свастик, покрывающих русское оружие, стяги, национальный костюм, украшения, дома, предметы быта и храмы, причём свастика используется как в качестве украшения, так и в качестве оберега. На протяжении многих тысячелетий славяне использовали символ свастики" [i] [i] Маслова Г.С. Народная одежда в восточно-славянских традиционных обычаях и обрядах XIX – нач. XX века, М. 1984 г., стр. 37 .
Слайд 7
Варианты названий «свастики» на Руси. Коловрат, Посолонь, Свята Дар, Солнцеврат, Агни, Солнечный Крест, Солард, Светолет, Цветок Папоротника, Перунов Цвет, Боговник, Сварожич, Святоч, Яроврат, Одолень-Трава, Родимич, Чароврат и другие
Слайд 8
Мотивы свастики в традиционных женских ремеслах Севера. Академик Б. А. Рыбаков называл коловрат "связующим звеном между палеолитом, где он появился впервые, и современной этнографией, дающей неисчислимое количество примеров свастичных узоров в тканях, вышивке и плетении".
Слайд 9
Виды свастики. Выделяются два основных вида символа свастики – с концами, загнутыми против солнца, справа налево, и слева направо, по солнцу.
Слайд 10
Свастичный орнамент на полотенцах Положение мотивов свастики на полотенце разнообразно. Она может располагаться как в заузорках, так и на центральном узоре. На многорядных композициях она также могла быть на любом из рядов или на всех одновременно. Полотенце из Каргопольского района Полотенце из Вилегодского района
Слайд 11
Полотенце из села Черевково Красноборского района Свастика в многорядных композициях
Слайд 12
Разнообразие свастик Простая свастика Широкая свастика Широкая свастика с ромбом внутри Соединенные свастики Гребенчатые свастики
Слайд 13
Свастичные орнаменты в одежде Свастичные орнаменты встречаются практически на всех деталях рубах. Часто на оплечьях, поликах, по низу широкого рукава над манжетами, на подоле. Реже на стойке, манжетах. Подолы Красноборских рубах
Слайд 14
Свастика на поясах. Форма тканых свастик диктуется технологией, поэтому они слегка приплюснуты и расположены диагонально. Также встречаются и прямая свастика. Пояс из Котласского района Пояс из Верхнетоемского района
Слайд 15
У древних символов замечательное прошлое и не менее интересное будущее. Древние народные орнаменты не утратили своей силы и не исчезли со временем, а лишь молча хранят свои тайны как древние письмена, ждущие своего внимательного читателя. [i] [i] Рыбаков Б.А. «Язычество древних славян», стр. 196.
Слайд 16
Народная память – прялка, вышивка, тканый пояс, зафиксировали неизменную любовь к древнейшему мотиву - свастике, которое дарит его надеждой на деторождение, урожай, а значит, и счастливую судьбу, в которой нуждается человек, забывший на свете все обряды и всех богов, нуждается по-прежнему, как и во времена, отделенные от нас тысячелетиями.
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Как зима кончилась
Подарок
Зимняя сказка
В Китае испытали "автобус будущего"