В своей работе мы хотим рассказать об известном в нашем селе художнике, поэте, музыканте Бадмажапове Дондок Раднаевиче.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 60.5 КБ |
prezentaciya2_-_kopiya.pptx | 2.32 МБ |
Введение
В последнее время наблюдается рост национального самосознания народов, проживающих в нашей стране. Происхождение и развитие их неразрывно связаны с процессом усвоения истории родного края, национальной культуры, традиций, обычаев, языка, нравственных ценностей. В последние годы в нашей школе пробудился интерес к национальной культуре. Учащиеся с интересом изучают быт и традиции своего народа, увлеченно изучают культуру.
В своей работе мы хотим рассказать об известном в нашем селе художнике, поэте, музыканте Бадмажапове Дондок Раднаевиче.
Для меня и для всех учащихся нашей школы вопрос об истории наших предков является открытым.
Объект исследования: творчество художника Бадмажапова Д.Р.
Предмет исследования – картины Дондока Раднаевича.
Цель нашей работы: исследовать творчество художника Бадмажапова Д.Р.
Цель исследования определила следующие конкретные задачи нашей работы:
- проанализировать, исследовать картины художника;
- изучить легенды нашего села и Бурятии, отраженные в картинах художника;
Методы: анализ исторических источников, сравнение устных преданий с фактическим историческим материалом.
Цели и задачи обусловили содержание данного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Бадмажапов Дондок Раднаевич как творческая личность.
Бадмажапов Дондок Раднаевич родился в 1932 году в селе Харгана Селенгинского района.
В 1944 году окончил Харганатскую начальную школу, затем Загустайскую среднюю школу и поступил в ремесленное училище в г.Улан-Удэ. Изобразительному искусству учился у известного художника М. Мэрдэкеева. После службы в армии, работал заведующим Харганатским сельским клубом. Был секретарем комсомольской организации колхоза им. Кирова.
В 1963 году работал в районной газете Иркутской области Боханского района, заочно окончил Иркутский Педагогический институт. В 1978 году вернулся в родную Бурятию. Работал начальником производственного бытового обслуживания населения. С 1990 года работал в Улан-Удэ начальником проектного отдела по дизайну Министерства бытового обслуживания населения республики. В 1992 году ушел на пенсию.
Дондок Раднаевич, имеет медаль «За доблестный труд», медаль «Ветеран труда», награжден грамотами Министерства культуры СССР, дипломами Всероссийского смотра художественной самодеятельности в г. Москва. Дондок Раднаевич с 1992 года являлся членом Союза журналистов СССР. Умер в 2012 году.
"Возраст творчеству не помеха" - именно так хочется выразить свое отношение к тому, что родилось из-под кисти Дондока Раднаевича Бадмажапова. В музее истории города Улан-Удэ 10 сентября 2010 года, в возрасте 78 лет он впервые решился показать широкой публике свои работы, собранные в экспозицию под названием "Виражи истории".
На открытии выставки присутствовали земляки, родственники, представители Селенгинской районной администрации, школьники.
«В моих картинах, как вы видите, явления и идеи изображаются посредством образа. Удалось ли мне изобразить аллегорический образ актов истории, показать изъяны сегодняшней жизни? Ответить на этот вопрос можете только вы, уважаемые посетители!» - так говорил Дондок Раднаевич, представляя свою выставку.
Обликом своим Дондок Раднаевич был колоритен и благообразен, ростом высок, седобород, ни дать, ни взять - герой древнего улигера. Наверняка именно таким был его предок Тартад Гарма, человек яркий и своеобычный, маг и духовидец.
- В детстве я страстно любил слушать рассказы о старинном быте бурят, о родословных. Особенно запомнился мне легендарный образ моего далекого предка Тартад Гармы. Он, как гласит предание, владел искусством левитации, то есть умел летать, навещал небесных божеств и спускался оттуда на орле. Утверждали, что он свободно общался с хозяевами гор и степей. Говорили, что, будучи в гостях у хозяев священной горы Алтай-Хухэй, он подарил духу Баян Сагаан роскошную соболью шубу. Как ни странно, все это мне не казалось вымыслом, у меня была абсолютная вера в чудеса, которые творил мой предок-элинсэг. И сегодня ловлю себя на том, что всю жизнь подсознательно пытался постичь таинственный и скрытый смысл этой красивой и завораживающей легенды. Слушая рассказы Дондока Раднаевича, можно понять, что щедрые подношения, сделанные от чистого сердца, сторицей воздаются потомкам, как в это искренне веруют буряты.
Истоки творчества Дондока Бадмажапова, конечно же, оттуда - из тайников прошлого, где так тесно переплелись мифы и реальность... К такому заключению я пришел, посмотрев его картины, прочитав его комментарии к картинам.
За дни работы выставки посетители написали немало хороших слов в ее адрес. Приведу некоторые выдержки из тетради отзывов.
А.С. Власова, режиссер телевидения из г.Астана (Казахстан): "Уважаемый Дондок Раднаевич! Огромное впечатление произвели ваши работы. Чувствуется большая личность художника, гражданина России, талантливого сына бурятского народа.
Картины художника достойны выставляться в лучших галереях страны и зарубежья.
"Виражи истории" - актуальная выставка именно сейчас, когда искажается наша история, когда бурят не знает своего языка, а значит и прошлого, когда русский забыл язык Пушкина, Тургенева, Островского и говорит на непонятном сленге.
Академик Российской академии художеств, заслуженный художник России Г. Г. Васильев: "Выставка очень теплая, интересная. В работах есть критическая, сатирическая темы нашего дня, нашей истории".
Туристы из г.Комсомольск-на-Амуре: "Мы восхищены работами и счастливы, что довелось увидеть такую необычную выставку. Огромное вам спасибо! ".
Талант Бадмажапова Дондока Раднаевича многогранен. У него есть дар к сочинению стихов, они наполнены тонким лиризмом, в них много сакрального, сокровенного.
Раньше в свободное время Дондок Раднаевич мастерски играл на национальном инструменте-лимбэ, участвовал в концертах всероссийского, международного уровня. Этому искусству его научили знаменитый Чойжонима Генинов (народный артист РСФСР), самородок из Санаги Лубсанов, а вручали ему награды за талантливое исполнение Вано Мурадели и Василий Ливанов...
Глава II. Исследование картин Дондока Раднаевича
Языком аллегорий, необычными образами художник пытается проникнуть в суть явлений. К примеру, возрождение буддизма он увидел так: с небес спускается огромная птица, она держит, с одной стороны, Колесо Дхармы, с другой - служителя-ламу. Женщина в необыкновенно грациозной позе встречает это явление, молитвенно сложив ладони... А диковинно красивая птица с короной на голове, отплывающая с пленительным достоинством, - это Ангара, которую благословляет простивший ее за побег к Енисею Отец-Байкал.
Эти образы поражают своей эстетикой, утонченным мастерством воплощения. Некоторые картины полны драматизма и трагизма. Судьба многострадальной России выражена в образе женщины. Однорукий солдат пришел с фронта, он лечился в госпитале, но не застал мать в живых. Боевая выправка, на помин души - фронтовые сто грамм в левой руке, скорбь в глазах. Драма прощания показана с потрясающей силой, каждая деталь на картине имеет свой сокровенный смысл
Картина «Властелин Байкала»
Есть народное предание о могучем седом богатыре Байкале, о его дочери – красавице Ангара. Байкал очень любил свою единственную дочь. Но был он строг к ней, держал ее взаперти. Однако Ангара совершила побег, помчалась к своему возлюбленному Енисею. Старик Байкал, узнав о побеге, рассвирепел, схватил целый утес и с проклятием бросил его в беглянку дочь. Но поздно…. Не попал. Ангара была уже далеко. А камень так и лежит до сих пор на том месте, где прорвала утесы Ангара. Это и есть знаменитый Шаманский камень.
Прилетела на берег Байкала сайка с Енисея, принесла добрую весть: Ангара собирается в далекий путь – хочет навестить отца. Дочь не заставила отца долго ждать – приплыла к родным берегам через неделю. Ангара погостила у отца долго, но настал день, когда надо было держать путь обратно, к своему мужу. Седой Байкал справил День расставания, который завершился прощальным ритуалом по шаманскому обычаю.
Комментарий к картине. Эта картина может обратить внимание зрителя своей необычностью. Ёе необычность заключается в том, что аллегорические образы героев легенды изображены на фоне натурального морского пейзажа (это Малое море у Ольхонских ворот, то есть, у пролива между островом и материком. Считается, что в Малом море находится обиталище Хозяина Байкала и поэтому там периодически собираются шаманы всей Сибири.)Это переплетение с реальностью, как бы «материализует» легенду, приближает к действительности.
Колорит и тональность картины продиктованы самой темой. Важно было найти удачную композиционную взаимосвязь фигур отца и дочери. Надо было, чтобы они действовали, а не просто «позировали», Байкал – отец на восходе солнца, держа в руках золотые атрибуты шамана, призывает Эсэга Малана силой своего волшебства сделать его любимой женой Енисея и желанной невесткой Великого океана. Принося жертву тэнгэринам, в экстазе приносит счастливую жизнь для дочери. Придворный омуль, лежа на плече хозяина, брызгает водку. Гигантские чайки в клювах приносят пихту (жодоо) и подкладывают в золотой ганглин для благовонного курения Красавица Ангара под отцовский молебен медленно отплывает от родного порога с гордо поднятой головой.
Что заставило его взяться за картину? Эта тема уже тем подкупила, что Байкал, наконец- то стал объектом внимания властных структур. Это раз. А во- вторых, обуревало желание проиллюстрировать народное предание о могучем властителе священного моря и о его дочери- красавице Ангара. Быть может, их аллегорические образы, их доныне неизвестные облики обретут признание людей и они займут свое место в сокровищнице бурятского фольклора, выполняя проблемы прежних лет.
Картина Балжан хатан.
Портрет этой бурятской женщины Дондок Раднаевич решил написать давно. Его отношение к ней можно сравнить с отношением верующих людей к богу. Она есть олицетворение ума, душевной красоты, любви и верности бурятской женщины. Быль ли сказка лежит в основе этой страшной истории для него это не имеет значения. Ее самоотверженность невиданная, ее человечность редкостная – вот, что подкупает его. Этот восторг вдохновил его написать портрет великой бурятской женщины глубокой старины.
Эта история не нуждается в комментарии, трагическая судьба Балжан хатан общеизвестна.
Балжан хатан любила верховую езду. Свою последнюю молитву, перед самой смертью, она читала сидя на коне верхом, обращая свой взор к небу – своему покровителю. Эсэгэ Малану она заявила о своем решении покинуть землю из-за грешной женщины, которая была женой Буубэй Бэйлэ и мачехой Дай-Хун тайжи – мужа Балжан хатан. Грех этой женщины заключался в том, что она была не только мачехой, но и любовницей Дан-Хун тайжи, то есть соперницей своей невесты.
Картина «Бурятия Буддийская»
Перед вами иносказательный портрет – аллегория на возрождение Буддизма в Бурятии. Недавнее табу, запрещавшее вероисповедание – яркое свидетельство того, что мы жили во времена примитивного атеизма. С прошлым разобрались, настоящее тревожно, будущее туманно. Эпоха коллективного энтузиазма закончилась, сегодня взор россиян обращен к великому Спасителю-Богу. Мы - небольшой народ Бурятии – переживаем повторную радость обращения – снова пришел Буддизм на землю российских бурят. Зацвел, запахнувший Цветок Мудрости.
Быть может, возрождение Буддизма а Бурятии не всем по вкусу, вызывает у одних даже гнев. У большинства – я в этом уверен появилась надежда, что Бог не оставит нас в беде. Одни равнодушны к Богу, другие – пристрастны. Дондок Раднаевич относился к тем и другим без пристрастия, хотя он глубоко верующий человек. Не громких слов, яростных споров и даже спокойной полемики на тему религии. Бог молчаливый и мы должны молча относится к нему. Это и есть причина, почему я решил засвидетельствовать возрождение Буддизма у нас в Бурятии без слов, посредством изобразительного искусства. Зафиксированный, таким образом, факт Возрождения Буддизма останется на годы, обвиняя тех, кто поднял руку на своего Создателя-Творца.
Нашу Бурятию он изобрел в образе женщины в национальном наряде. В ее облике «зашифровано» то, что ему хотелось сказать людям. Вот моя «расшифровка» скрытого смысла:
Зула (Лампада) в руке женщины – божеский источник, излучавший свет во мраке невежества. Свет, направленный на тех, кто хочет очиститься от скверны. Маяк, по которому ориентирующиеся ищущие дорогу перерождения. Зула – это солнце, умещается в руке.
Череп – олицетворение мудрости, вместилище умов наших великих предков. Череп ассоциируется с буддийскими корнями нашего народа – связь ушедших великих лам с нынешним молодым поколением служителей культа. Рука женщины, лежащая на черепе, есть ассоциация добровольного выбора наших предков, наша Вера в религию, которую исповедуют большинство народов Азии.
Аллегорический портрет «Бурятия буддийская» выполнен Дондок Раднаевичем как художественное произведение, имеющее число утилитарную функцию,то есть этот портрет, как агитплакат советского времени, должен констатировать радостный факт вожраждения ламаизма на бурятской земле.
Картина «Портрет участника войны»
Аллегорический портрет участника войны Дондок Раднаевич написал с целью показать наглядным способом тоску престарелых людей по советской родине, которую они строили и защищали. Это тяжкий душевный недуг ветеранов неизлечим и по глубине печали сравним со скорбью человека, доживающего свой век на чужбине.
Дондок Раднаевич старался изобразить облик бывшего солдата, добравшегося до Берлина и бывшего механизатора колхоза, награжденного орденом Ленина так, чтобы характерные черты его лица, если можно так сказать, были обобщенными и отражали душевное состояние не одного его, а большинства стариков и бабушек, тоскующих по былому.
Иносказательность этого портрета в том, какой смысл сокрыт в атрибутах. Сломанная стрела лука символизирует нравственный стержень народа. К сожалению, этот моральный стержень сломлен и поэтому изображена сломанная стрела.
Другой атрибут - сторублевая купюра, как ширма, закрыла боевые и трудовые ордена ветерана войны и труда. Сегодня деньги стали властелином России, все остальные ценности стали производной величиной. Даже совесть человека имеет денежную стоимость…
Заключение
Подводя итоги, мы пришли к следующим выводам:
Во-первых, творчество Дондок Раднаевич абсолютно не изучено;
Во-вторых, творчество художника представляет собой уникальный синтез живописи и легенд Бурятии. По словам самого художника, картина должна нести определенный глубокий смысл.
В-третьих, интересным является то, что художник пишет аннотации к своим картинам.
В-четвертых, в своей работе мы затронули небольшую часть его работ, рассмотрели несколько картин, которые дают основание говорить, что рядом с нами жила незаурядная личность и мы думаем, что о нашем земляке-художнике Дондок Раднаевиче заговорит Бурятия и весь мир.
О людях, отмеченных божьим даром к творчеству, говорят в народе: "Солнце его еще в зените", то есть талант его не иссякнет. И, возможно, предок Тартад Гарма через много поколений передал своему потомку Дондоку дар интуитивного прозрения. Ведь по рассказам, кудесник-предок поднимался к небу по семицветной радуге, впитывая в свои чакры заряд солнечной, космической энергии.
Живы мифы, живо и творчество.
Библиографический список.
4. Банзаракцаев Пурбо Доржиевич Аман зохеолой абдарhаа Улан-Удэ 2006
МБОУ Харганатская средняя общеобразовательная школа
им. Д.Д. Лубсанова
Тема: «Солнце в зените»
(о творчестве нашего художника земляка
Бадмажапова Дондока Раднаевича)
Выполнил: Дымбрылов Бавасан
ученик 7 класса Харганатской СОШ
Руководитель: Раднаева Е.Б.
учитель географии
Харгана
2013 год
Слайд 1
МБОУ Харганатская средняя общеобразовательная школа им. Д.Д. Лубсанова Творческий проект Тема: «Солнце в зените» (о творчестве нашего художника земляка Бадмажапова Дондока Раднаевича )Слайд 2
Бадмажапов Дондок Раднаевич
Слайд 3
Выставка «Виражи истории» 2010 год
Слайд 4
Бурятия буддийская
Слайд 7
Портрет участника войны
Военная хитрость
Волшебные звуки ноктюрна
Ах эта снежная зима
Что такое музыка?
Рисуют дети водопад