Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний и в религиозных целях. Еще древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для преклонения перед своими божествами. Когда главным символом рождества стала елка, бедные люди изготавливали из хлебного теста рождественские украшения. Для сохранения украшений от поедания мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло соленое тесто. Во время Первой и Второй мировых войн искусство изготовления соленого теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта древняя традиция начала возрождаться. В последние двадцать лет оно вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников.
Цель работы:
исследовать тестопластику.
Задачи работы:
- изучить технологию приготовления соленого теста;
- изучить технологию изготовления изделий из соленого теста;
- сделать сравнительный анализ двух видов теста.
Методы исследования:
изучение литературы, анализ, сравнение, практический.
В работе показано сходство и различие, проведено исследование тестопластики, сделаны соответствующие выводы.
Вложение | Размер |
---|---|
izgotovlenie_panno_v_tehnike_testoplastiki.doc | 78.5 КБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МОУ Сужинская средняя общеобразовательная школа Иволгинского района
Изготовление панно
в технике тестопластики
Выполнила: Соломатова Валерия,
ученица 5 класса
Руководитель: Тарбаева Клавдия Федоровна,
учитель технологии
2013
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………………. 3
I. Тестопластика …………………………………………………………………….. 4
1.1. Немного истории………………………………………………………………. 4
1.2. Инструменты и материалы……………………………………………………. 5
1.3. Преимущества соленого теста перед пластилином и глиной………………. 5
1.4. Как приготовить тесто…………………………………………………………. 6
1.4.1. Цветное тесто……………………………………………………………. 6
1.5. Сушка, обжиг и раскраска…………………………………………………….. 8
II. Мое маленькое открытие ……………………………………………………….. 8
III. Итоги работы, выводы …………………………………………………………. 9
Литература ……………………………………………………………………………. 10
Введение
Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний и в религиозных целях. Еще древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для преклонения перед своими божествами. Когда главным символом рождества стала елка, бедные люди изготавливали из хлебного теста рождественские украшения. Для сохранения украшений от поедания мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло соленое тесто. Во время Первой и Второй мировых войн искусство изготовления соленого теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта древняя традиция начала возрождаться. В последние двадцать лет оно вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников.
Цель работы:
исследовать тестопластику.
Задачи работы:
- изучить технологию приготовления соленого теста;
- изучить технологию изготовления изделий из соленого теста;
- сделать сравнительный анализ двух видов теста.
Методы исследования:
изучение литературы, анализ, сравнение, практический.
Почему объектом своего исследования выбрала тестопластику? Меня интересовал вопрос: какими преимуществами обладает соленое тесто по сравнению с другими материалами и есть ли альтернатива соленому тесту?
В работе показано сходство и различие, проведено исследование тестопластики, сделаны соответствующие выводы.
I. Тестопластика
1.1. Немного истории
Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.
В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные из рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.
В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашиваются и имеют обычный для выпечки цвет, что считается особенно привлекательным. В Греции и Испании во время торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами.
Оказывается, что даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали поделки из яркоокрашенного теста. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае, начиная с 17 века, делали марионетки из теста. В Гималаях используют деревянные формы для жертвенных культовых фигур из ячменной муки.
Я считаю, что хотя поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из соленого теста. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки.
Я узнала, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто - "хлебосол". Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста.
1.2. Инструменты и материалы.
Фактурный рисунок на заготовки наносят при помощи различных штампиков (можно использовать все, что есть под рукой, главное, чтобы рисунок получался рельефным).
1.3. Преимущества соленого теста перед пластилином и глиной
Лепить из теста - одно удовольствие!
1.4. Как приготовить тесто
Нам понадобятся: соль «Экстра», пшеничная мука, растительное масло, вода, большая миска, стакан и столовая ложка.
Насыпаем в миску 1 стакан соли и 1 стакан муки и перемешиваем соль с мукой столовой ложкой. Затем вливаем 1 столовую ложку растительного масла и полстакана воды, перемешиваем ложкой и месим руками до однородного состояния так же, как обычное тесто. Воду можно заменить киселем из крахмала, тогда масса будет намного пластичнее.
Кисель делают так:
1 столовую ложку крахмала растворим в 1/2 стакана холодной воды. А еще 1 стакан воды нагреем в маленькой кастрюльке до кипения. Вливаем, помешивая, в кипящую воду раствор крахмала. Когда содержимое кастрюли загустеет и станет прозрачным, выключим огонь. Даем киселю остыть и вливаем его в смесь муки с солью вместо воды.
Тесто может получиться слишком мягким. Тогда поступаем следующим образом: смешиваем на дне миски столовую ложку муки со столовой ложкой соли. Прижмем ком теста к этой смеси, а затем сомнем его. Поступаем так до тех пор, пока тесто не станет более плотным.
Положим полученную массу в полиэтиленовый пакет и поместим в холодильник на 2—3 часа. После этого из теста можно лепить. Если после лепки еще осталось тесто, то можно хранить его в холодильнике в полиэтиленовом пакете.
1.4.1. Цветное тесто.
Часть массы для лепки можно оставить неокрашенной (она имеет светло-бежевый цвет), а часть — окрасить в разные цвета с помощью гуашевых красок. Если мы будем лепить из цветного теста, нам не придется раскрашивать готовые изделия. Я считаю, что это особенно важно, если лепить будут маленькие дети, которым еще трудно точно попасть кисточкой в определенное место.
Итак, нам понадобится неокрашенное соленое тесто и набор гуашевых или акриловых красок. Краски должны находиться в пастообразном состоянии. Если они засохли, то нужно добавить в баночки немного воды и подождать, пока краска размягчится.
Возьмем в левую руку кусок теста, такой, чтобы он свободно помещался в кулаке. Посередине этого куска сделаем ямочку - вмятину. Указательным пальцем правой руки зачерпнем из баночки кусок пасты и поместим в это углубление. Сомкнем края вмятины так, чтобы краска оказалась внутри. Катаем комок теста между ладонями вверх и вниз. Руки немного запачкаются, но это не беда — краска легко отмывается водой. А чтобы тесто не очень прилипало к рукам, смочим их подсолнечным маслом. Раскатав длинную колбаску, сложим ее пополам и катаем снова. Повторяем эту операцию до тех пор, пока не исчезнут «мраморные» разводы и цвет не станет однородным. Если после введения краски тесто стало слишком мягким, добавим в него немного соли с мукой.
Приготовим, таким образом, набор цветной массы. Часть теста оставим неокрашенным — оно будет исполнять роль белого. Тесто каждого цвета храним в отдельном полиэтиленовом пакете или в баночке из-под йогурта с плотно закрывающейся крышкой.
Куски окрашенного теста можно смешивать, как и краски, и добиваться нужного нам оттенка. Для этого нужно просто взять 2 куска теста и мять их вместе до тех пор, пока тесто не станет однородным.
синий + белый = голубой
белый + красный = розовый
синий + розовый = фиолетовый
голубой + желтый = зеленый
желтый + красный = оранжевый
зеленый + красный = коричневый
зеленый + синий = изумрудный .
И не забудем запастись тестом телесного цвета! Для того, чтобы сделать такое тесто, добавим в светло-розовый чуть-чуть желтого.
Я думаю, что излишки цветного теста, которые остаются после лепки, можно смешивать в один комок, чтобы они не засохли. В результате получится «непонятный», скорее всего, серо-коричневый цвет. Но он тоже может на что-нибудь пригодиться.
1.4.2. Золотое и серебряное тесто.
Золотое и серебряное тесто — какая роскошь! А сделать его очень просто: замешаем в тесто золотую или серебряную краску (гуашь или акрил) так же, как мы это делали с обычной. В магазинах канцтоваров также продается гель с блестками для гуаши. Его хорошо вводить в тесто вместе с золотой краской.
Поверхность теста на воздухе очень быстро сохнет. Поэтому на рабочем столе тесто должно находиться в плотно закрытых баночках из-под йогурта или майонеза. Каждый раз берем оттуда столько теста, сколько нам нужно, а излишки сразу же складываем обратно.
1.5. Сушка, обжиг и раскраска.
Чтобы изделия из теста стали прочными, их нужно высушить или обжечь в духовке. Обжиг надо проводить при не очень высокой температуре, иначе изделия могут обгореть, вспучиться или изменить цвет. Время обжига, в зависимости от толщины изделия - 30-60 минут. Если пользуемся электрической плитой, поставим ее на режим самого слабого нагрева. Если плита газовая, придется оставить дверцу немного приоткрытой, зафиксировав ее каким-нибудь предметом, например, скалкой. Если мы не имеем возможности обжечь изделие в духовке, запасемся терпением. На батарее или на солнце изделия (особенно крупные) высохнут не раньше, чем через неделю.
После обжига или сушки изделия из теста можно раскрашивать и лакировать. Для раскраски можно взять акриловые краски, но лучше всего использовать художественную гуашь, в которую добавлено немного клея ПВА. После высыхания эта смесь слегка блестит и не пачкает руки. Думаю, что для лакировки можно использовать акриловый лак. Он водорастворим, нетоксичен и сохнет 6—8 часов.
II. Мое маленькое открытие.
Я решила исследовать изделия, сделанные из двух видов теста: 1 – с добавлением клея ПВА-М, 2 – соленое тесто. Результат представлен в таблице:
Тесто с добавлением клея ПВА-М | Соленое тесто | |
Температура сушки | комнатная | комнатная |
Приготовление теста | 10 минут | 5 минут |
Время сушки | 7 часов | 10 часов |
Вес | Легкий | Тяжёлый |
Цвет | Желтоватый | Белый |
Форма | Не теряет | Теряет |
Раскраска | Лучше | Хуже |
Прочность | Не трескается | Трескается |
Я выявила, что только с клеем марки ПВА-М получается тесто, годное для лепки. При использовании других клеев тесто не получается. Изделие из теста с клеем ПВА-М по сравнению с изделием из соленого теста получается наиболее качественным, прочным, простым в изготовлении, так как в процессе сушки не теряет свою форму.
III. Итоги работы, выводы
Данная работа помогла мне расширить, углубить мои знания в области тестопластики.
Выводы:
Соленое тесто обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью, простотой использования, доступностью и дешевизной. К тому же некрашеное соленое тесто не пачкает одежду и руки. Фигурки, картины, панно - все можно сделать из соленого теста. Нужны только фантазия, художественный вкус, да умелые руки.
Работы из соленого теста вызывают восхищение и желание немедленно заняться этим творчеством. Я считаю, что приготовить поделку в качестве подарка способен каждый.
Литература
Снег своими руками
Учимся ткать миленький коврик
Как нарисовать ветку ели?
Рождественские подарки от Метелицы
Извержение вулкана